Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 17 (3765), 30 ноября 2007 года
Восточный факультет

Пилотный проект

«Система дистанционного обучения восточным языкам»

Система дистанционного обучения восточным языкам: история зарождения и опыт внедрения

Разработка системы дистанционного обучения восточным языкам — один из нескольких проектов СПбГУ, связанный с электронным обучением. Данный образовательный формат сегодня широко используется в мировой практике, существует разработанная методическая и методологическая база организации e-learning, а развитие современных технологий способствует их интенсивному внедрению в учебный процесс.

Фрагмент презентации с перечнем инновационных языковых аспектов.

Фрагмент презентации с перечнем инновационных языковых аспектов.

Концепция системы дистанционного обучения восточным языкам принципиально отличается от имеющихся в мировой практике аналогов. В данной статье мы попытаемся обосновать причины ее своеобразия, рассказать, как зарождалось данное направление, и поделиться опытом ее внедрения.

Восточный факультет СПбГУ является одним из крупнейших мировых учебных и научных центров востоковедения. На факультете осуществляется исследование и преподавание языков, культур, религий, политики, экономики и истории регионов Ближнего и Дальнего Востока, Центральной Азии, Кавказа, Африки, Юго-Восточной Азии и Древнего Востока.

Отечественная школа востоковедения обладает колоссальным опытом преподавания восточных языков. Так, на Восточном факультете существуют собрания уникальных материалов, которые используются при обучении различным языковым аспектам (в первую очередь речь идет о преподавании классического языка, чтении географических, исторических, религиоведческих текстов). Поэтому существует острая необходимость в оцифровке, каталогизации и систематизации имеющегося материала, а также создании на его базе новых курсов, в которых гармонично сочетались бы традиционный подход с современными научными достижениями. Использование технических средств при реализации данных задач значительно оптимизирует и ускоряет работу.

История возникновения компьютерных методов обучения в учебном процессе на Восточном факультете восходит к середине 90-х годов. В этот период заведующий кафедрой арабской филологии профессор О.И.Редькин впервые продемонстрировал электронные обучающие материалы по арабскому языку, которые кардинальным образом отличались от используемых в учебном процессе пособий с точки зрения наглядности, легкости подачи материала. Положительное восприятие данных программ студентами наряду с повысившимся качеством усвоения материала способствовали развитию данного направления.

Сотрудники кафедры приступили к разработке инновационных методических технологий, связанных с использованием технических средств обучения в учебном процессе. В основе данных разработок лежали принципы создания электронных учебных материалов по всем традиционно реализующимся на кафедре языковым аспектам, основываясь на классических методиках преподавания арабского языка. Эффективность такого рода организации учебного процесса должна была выражаться в качественном усвоении максимального количества материала за минимальный отрезок времени. Результатом проведенной работы явилась серия презентаций и семинаров, демонстрирующая технологии применения электронных методов обучения в преподавании фонетики, грамматики арабского языка, классических текстов, Корана, поэзии, прессы.

Демонстрация обучения фонетике арабского языка

Демонстрация обучения фонетике арабского языка

Представленные материалы были высоко оценены сотрудниками Восточного факультета, получили единогласное одобрение Ученого совета. Однако существовал комплекс проблем, препятствующих регулярному использованию новых методов обучения в учебном процессе. В первую очередь речь идет о слабой в тот момент технической оснащенности факультета. Кроме того, апробирующееся тогда общение преподаватель–студент посредством Интернета осуществлялось при помощи обычной электронной почты, что способствовало зарождению идеи создания портала электронного обучения, расширяющего возможности электронного обучения.

Таким образом, тематику, предложенную Восточным факультетом в рамках реализации проекта «Инно­вационная образовательная среда в классическом университете», нельзя назвать случайной. Поэтому начальный этап проекта «Система дистанционного обучения восточным языкам» был направлен на развитие и внедрение в учебный процесс ранее разработанных технологий.

Появившееся оборудование и программное обеспечение способствовали подготовке материалов в цифровом формате. Технически модернизированные аудитории позволяют сейчас проводить занятия с использованием спутникового телевидения, демонстрировать теоретические аспекты грамматики в виде презентаций, выполненных с помощью анимации и цветовых решений. Возможность проведения за одно занятие разнообразных видов работ, нацеленных на тренировку фонетики, грамматики, лексики, посредством использования видеоматериалов, традиционных текстовых упражнений и разработанных презентаций по теоретическим аспектам, значительно оптимизирует учебный процесс в аудитории.

Особенно важно отметить, что формирование материала посредством использования Интернет-ресурсов и спутниковых информационных каналов позволяет отслеживать развитие того или иного языка, отражая его современное состояние. Практика подтверждает, что значительный пласт арабской лексики, использующейся сегодня в средствах массовой информации, отсутствует в имеющихся словарях. При этом тематический и визуальный контекст позволяет слушателям узнавать значение, расширяя свой словарный запас. Тематика учебного языкового материала, основанная на современных информационных ресурсах, расширяет компетенции студента, углубляя его знания в политической, экономической, культурологической отраслях, что особенно важно для воспитания специалиста-регионоведа.

Следует обратить внимание на то, что представленное краткое описание инновационных методик обучения арабскому языку может применяться при обучении всем иностранным языкам. Последнее оказывается крайне важным, так как учебная дисциплина «Иностранный язык» входит в государственные образовательные стандарты всех направлений подготовки, и изменение в концепции обучения данному предмету может быть крайне актуальным.

Применение технических средств обучения в учебном процессе значительно расширяет возможности преподавателя по выбору способа изложения материала, активизации учебного процесса, позволяет его разнообразить, повышая тем самым интерес студента к изучаемому предмету. Как известно, успешное восприятие учебного материала во многом обуславливается его наглядностью.

Помимо использования технических средств в преподавании иностранных языков для эффективности организации самостоятельной работы студента необходимо наличие электронного образовательного пространства, обеспечивающего возможность размещения электронных учебных курсов, информационных ресурсов, тестовых заданий, проведение аудио- и видеоконференций, осуществление контроля за обучением студента. Для этих целей в рамках проекта был создан портал электронного обучения и электронной библиотеки.

Целый комплекс работ, осуществлявшихся ранее в ходе очных занятий, сегодня может быть выполнен студентами вне аудитории. Уже доказано, что правильно организованная самостоятельная работа слушателей имеет комплекс преимуществ, повышая уровень их компетентности. При этом становится возможным сокращение аудиторной нагрузки, что отвечает современным образовательным тенденциям.

Фрагмент электронного курса «Китайский язык».

Фрагмент электронного курса «Китайский язык».

Использование портала электронного обучения в очной программе также эффективно при организации стажировок студентов и преподавателей, так как предоставляет им возможность удаленно обучаться и проводить консультационную деятельность.

Уникальность проекта «Система дистанционного обучения восточным языкам» проявляется в нескольких аспектах. В первую очередь следует сказать о специфике самих языковых систем, большинство из которых трудно формализуются с технологической точки зрения. Подтверждением является отсутствие или незначительное количество имеющихся программных продуктов по арабскому, китайскому и другим восточным языкам. Разработка электронных словарей и электронных учебных курсов на восточных языках является крайне трудной задачей, требующей значительного количества времени как на разработку, так и на тестирование. Именно поэтому созданные в рамках проекта электронные учебные материалы по арабскому, китайскому, вьетнамскому, турецкому языкам, санскриту являются действительно уникальными, особенно учитывая незначительный период их разработки.

Техническая модернизация кафедр, создание портала электронного обучения, разработка учебно-методических материалов, внедрение инновационных методов обучения в учебный процесс являлись основными задачами проекта. Однако отрадно отметить, что помимо их непосредственной реализации удалось осуществить и ряд не менее важных мероприятий, затрагивающих не только языковую сферу. Речь идет о создании системы видеоконференцсвязи, отвечающей всем самым современным требованиям. С ее помощью можно осуществлять видеоконференцию с участием шести сторон одновременно. Для реализации данных задач было выделено и модернизировано специальное аудиторное помещение.

Одним из наиболее эффективных методов дистанционного обучения является проведение лекционных занятий в режиме видеоконференций. Реализующиеся сегодня в данном формате лекции подтверждают, что помимо «масштабного географического охвата» важным оказывается и то, что по окончании представления теоретического лекционного материала есть возможность обсуждения отдельных вопросов, в котором принимают участие студенты различных вузов и, соответственно, различных научных школ. Возникающий при этом обмен информацией относительно подходов к тому или иному вопросу значительно повышает результат.

С сентября 2007 г. в режиме видеоконференцсвязи с Университетом г.Турку на Восточном факультете еженедельно проводятся лекции в рамках программы Mutual educational programme in East Asian Studies in the form of video-conference via Internet connection.

Сегодня элементы дистанционного обучения реализуются в рамках основной образовательной программы. Однако дальнейшее развитие данной системы направлено и на использование в качестве программ непрерывного обучения. Интересно отметить, что на Восточном факультете никогда не было заочного отделения, отсутствовало и вечернее. Причина состояла в самой учебной дисциплине — считалось невозможным изучать восточные языки вне аудитории.

Непрерывное обучение (life long learning) сегодня приобретает все большее распространение. С целью развития данного вида образовательной деятельности были разработаны соответствующие учебные языковые программы. Преимущества дистанционного обучения восточным языкам при организации дополнительных образовательных программ характеризуются гибкостью (достигающейся посредством индивидуального подхода к организации занятий), параллельностью (возможностью совмещения обучения с основным видом профессиональной деятельности), массовостью (количество слушателей не является критичным параметром), рентабельностью.

Сегодня на портале электронного обучения Восточного факультета размещены курсы арабского, турецкого, китайского языков, а также электронные ресурсы по вьетнамскому, корейскому, санскриту, тибетскому и другим восточным языкам. Однако осуществленные мероприятия касаются не только преподавания языка, а охватывают в целом учебный процесс на факультете. Технически оснащенные аудитории, модернизированная библиотека, технологические решения, связанные с организацией видеоконференции, затрагивают учебный процесс в целом. И уже сейчас мы можем говорить о наметившейся тенденции к гармоничному синтезу классического востоковедения и современных образовательных технологий.  

О.А.Берникова,
доцент кафедры арабской филологии,
координатор проекта

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков