Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 17 (3765), 30 ноября 2007 года
Биолого-почвенный факультет

Пилотный проект

«Биоразнообразие»

В последнее время мне часто приходится рассказывать о том, какие цели и задачи стоят перед нами, участниками формирования новой магистерской программы «Биоразнообразие и охрана природы». На ее создание направлена деятельность сразу двух проектов: «Проблемно-ориентированная экология и биоразнообразие» (программа ТЕМПУС Европейского Союза) и пилотный проект «Био_05 Биоразнообразие» (в рамках проекта «Инновационная образовательная среда в классическом университете»). Вопросы, задаваемые на встречах, касаются многих сторон деятельности будущей магистерской программы, но наиболее часто слушателей интересует, что нового в создаваемой нами программе и в чем наш опыт может быть полезен для авторов и создателей вновь формируемых магистерских программ. Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо кратко познакомиться с хронологией событий, завершившихся формированием новой магистерской программы «Биоразнообразие и охрана природы».

Краткая историческая справка. В последние годы био­разнообразие стало культовой концепцией. С момента подписания в 1992 году многими государства­ми Конвенции о биологическом разнообразии на Конфе­ренции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (Бразилия), это понятие получило широкое международное звучание. С тех пор концепцию биоразнообразия используют в своих целях правительства разных стран, государственные и общественные организации, средства массовой информации. Без ссылок на необходимость сохранения биоразнообразия не обходится ни одна крупная политическая акция. В повседневной деятельности каждого жителя планеты все чаще возникают ситуации, заставляющие задумываться о значении биоразнообразия в нашей жизни. Фактически концепция биоразнообразия приобрела глобальное значение; с научными аспектами здесь тесно переплетаются экономические и социальные проблемы.

Занятия по пилотному курсу «Фрагментация местообитаний» проводятся в полевых условиях.

Занятия по пилотному курсу «Фрагментация местообитаний» проводятся в полевых условиях.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в Рио-де-Жанейро (Бразилия) 3-4 июня 1992 года, принадлежит к числу наибо­лее значительных событий современности. Идея проведения такой конференции вынашивалась в кругах общественных и политических деятелей, озабоченных ухудшением состояния природной среды Земли. Внимание участников конференции сосредоточилось на обсуждении путей устойчивого развития человечества; в результате они приняли три важных решения и две конвенции. Конвенция о биологическом разнообразии была подписана представителями Европейского Союза и 153 государств. Впоследствии еще 14 стран примкнули к этой Конвенции, обеспечив ей тем самым широкую международную поддержку.

Цели Конвенции в отношении биологического разнообразиия декларировались следующим образом: «Сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и справедливое распределение доходов от использования генетических ресурсов». Достижение последней из поставленных целей возможно лишь при определенном характере взаимоотношений между странами, которые владеют генетическими ресурсами (страны Юга), и странами которые, обладая высоким техническим потенциалом и современными технологиями, создают из этих ресурсов продукты потребления (страны Севера). Таким образом, Конвенция не только концентрирует внимание на необходимости сохранении биоразнообразия, но и определяет условия успешного решения этой проблемы. Одним из таких условий стало развитие системы образования с целью подготовки специалистов в сфере сохранения биоразнообразия.

Пятилетняя образовательная программа (специалитет) в области сохранения биоразнообразия. В 1997 году на Биолого-почвенном факультете, в ответ на развитие в мире и регионе негативных тенденций, связанных с разрушением биоразнообразия, была создана пятилетняя программа подготовки специалистов, способных плодотворно решать задачи сохранения биоразнообразия коренных ландшафтов Северо-Запада России.

Отличительная черта всех образовательных программ в области сохранения биоразнообразия состоит в сочетании глубокой теоретической подготовки с практической направленностью. Важное место отводится летней полевой практике, во время которой студенты изучают жизнь отдельных видов животных и растений, исследуют принципы функционирования различных экосистем и знакомятся с методами исследования биоразнообразия, которыми им придется пользоваться в своей работе. Будущий специалист должен знать, как отличить в полете чаек разного вида и как определить видовое разнообразие обитателей ствола в лесной экосистеме. Кроме того, в учебном плане студентов представлены предметы, без освоения которых невозможно свободно ориентироваться в сложном мире природы при решении различных задач сохранения биоразнообразия. К числу таких предметов относятся: «Генетика популяций и охрана генофонда», «Основы охотоведения», «Лесопользование и лесное хозяйство», а также многие другие.

Подготовка специалистов для работы в области сохранения биоразнообразия основана на базовом биологическом образовании и включает четыре блока специальных дисциплин: генетическое разнообразие, разнообразие видов, разнообразие экосистем и ландшафтов.

В цикл подготовки входят следующие разделы программы:

  • теоретические основы биоразнообразия;
  • проблемы охраны редких видов животных и растений;
  • мировая практика организации и управления особо охраняемых природных территорий;
  • теория и практика экономического и правого сопровождения деятельности заповедников, заказников, национальных парков и тому подобных объектов.

Важный аспект образования в области сохранения биоразнообразия состоит в том, что эта деятельность не может замыкаться в границах одного государства, так как сохранение биоразнообразия требует внимания и взаимодействия на международном уровне. Например, если шельф Северного моря будет загрязнен, то это отразится и на жизни птиц, прилетающих из Сибири. Миллионы птиц высиживают птенцов в Сибири и прилетают зимовать в Нидерланды, Испанию и даже в Африку. Дельфины и многие другие морские животные переплывают множество морей. Таким образом, проблемы сохранения биоразнообразия приобретают интернациональный характер.

Магистерская программа «Проблемно-ориентирован­ная экология и биоразнообразие». 1 сентября 2005 года на Биолого-почвенном факультете в рамках программы ТЕМПУС стартовал проект, целью которого было создание практически ориентированной магистерской программы, комплементарной аналогичным программам Западной Европы. Важное условие комплементарности — соответствие программы образовательным стандартам Европы, развитию которых придало мощный импульс движение, известное как Болонский процесс. Достижение поставленной цели подразумевало координированную деятельность в различных направлениях:

  • создание курсов лекций и повышение квалификации преподавателей;
  • вовлечение студентов в управление образовательным процессом;
  • совершенствование взаимодействия между университетским образованием и запросами общества;
  • распространение программ учебных курсов, методических разработок среди университетов Северо-Запада России;
  • обеспечение образовательной, академической и финансовой стабильности программы в будущем;
  • создание системы обеспечения качества подготовки выпускников, их соответствия запросам рынка.

Таким образом, постановка новых задач определила необходимость формирования магистерской программы, отвечающей европейским стандартам образования. Эта программа стала преемницей пятилетней образовательной программы; она была создана по заказу и при поддержке европейской программы ТЕМПУС. В формировании программы приняли участие преподаватели четырех факультетов СПбГУ и ряда научно-исследовательских институтов РАН, которые работали в тесном взаимодействии с экспертами из университетов Западной Европы — членов консорциума. Нижеперечисленные университеты составляют консорциум, обеспечивающий и в будущем международную мобильность студентов программы:

  • Университет Хельсинки (Финляндия),
  • Университет Амстердама (Нидерланды),
  • Университет Кальмара (Швеция),
  • Белостоцкий технический университет (Польша),
  • Университет Нанси (Франция).

Магистерская программа «Биоразнообразие и охрана природы». Объединение ресурсов и усилий проекта ТЕМПУС и пилотного проекта Био_05 Биоразнообразие позволило завершить формирование магистерской программы и подготовить ее к открытию в 2008–2009 учебном году. Основные черты программы могут быть суммированы в следующем виде.

Программа двуязычная: преподавание и вся документация ведется на двух языках: английском и русском. Все модули, блоки и курсы выражены в зачетных единицах ECTS.

Программа создает условия для самостоятельного конструирования студентом своей образовательной траектории и предлагает две специализации: 1) водные экосистемы и биоразнообразие и 2) наземные экосистемы и биоразнообразие.

Открыты возможности для полного или частичного освоения материала программы.

Программа предлагает современные учебные курсы, читаемые российскими и зарубежными специалистами, и систему формирования компетенций в области сохранения биоразнообразия.

Открыты возможности для освоения отдельных курсов и разделов учебного плана в университетах-партнерах, входящих в состав консорциума программы.

Учебный процесс обеспечен необходимыми ресурсами, такими как учебная литература, специальные компьютерные программы, базы данных, методические руководства. В образовательном процессе использованы инновационные технологии обучения, в частности самостоятельная проектная работа студентов по одной из выбранных тем устойчивого развития. При выборе элективных курсов использован «пакетный принцип».

В настоящее время программа готова к тому, чтобы ее можно было после непростых, но ясных процедур открыть для студентов, которые обучаются или собираются обучаться в одном из европейских университетов. Задача, однако, состоит в том, чтобы открыть программу для российских студентов. Для этого она должна соответствовать ныне действующим российским стандартам образования. Иными словами, магистерская программа должна быть гармонизирована как с европейскими, так и российскими стандартами (отметим, что в результате недавно принятого Закона об образовании процедура гармонизации в скором времени станет менее радикальной, чем та, к которой мы вынуждены были прибегнуть в нашем случае). Для того чтобы это сделать, следует оценить отличие в подходах при формировании аналогичных программ в зарубежных и отечественных университетах:

Объем курса. Все основные компоненты учебного процесса выражаются в количестве зачетных единиц ECTS, отражающем объем требуемой от студента работы и относительный вклад данного компонента в общий учебный план студента. Минимальный размер курса — 3 единицы ECTS; курс меньшего объема не представляет интереса для студентов из других университетов; эффективность такого курса с позиции формирования компетенций сомнительна.

Для взаимозачета при поездках студентов для обучения в другие университеты (мобильность) наиболее удобны курсы размером в 3, 6 и 9 единиц ECTS.

Компетенции. Цели и задачи курса формулируются в виде компетенций; каждый курс должен «выходить» на компетенции или создавать предпосылки для формирования компетенций на уровне модуля или блока дисциплин.

Методика расчета учебной нагрузки. Объем учебной нагрузки определяется целями и задачами курса, от которых, в свою очередь, зависит структура курса и разнообразие используемых методов обучения; для каждого метода рассчитывается нагрузка (в часах) с учетом соотношения объема контактных (аудиторных) часов и самостоятельной работы студента.

Разнообразие методов обучения. Соотношение контактных часов и времени, выделяемого на самостоятельную работу, различно для пассивных и активных методов обучения и определяется по специальным таблицам, вобравшим в себя опыт преподавания в крупных университетах Европы.

Интенсивная форма чтения курсов. В соответствии с традициями преподавания в отечественной высшей школе, курсы чаще читаются параллельно, а экзамены группируются и выносятся на сессию. В европейских университетах курсы читаются последовательно, при этом каждый курс завершается экзаменом, зачетом или иной формой аттестации. Именно такая интенсивная форма чтения курсов рекомендована в европейских университетах, так как она позволяет студенту реализовывать свой индивидуальный учебный план, для чего необходимо посещение занятий в разных университетах.

Разбивка курсов на блоки и их соотношение. В проблемно-ориентированной (в отличие от научно-ориентирвоанной) магистерской программе соотношение объема блоков дисциплин иное: увеличен объем специальных дисциплин в ущерб блоку научно-исследовательской работы магистранта.

Таким образом, между требованиями российского и общеевропейского стандартов образования существует значительный люфт. Вместе с тем, именно это обстоятельство позволяет взглянуть на структуру и организацию магистерской программы с несколько различных позиций и выделить то главное, что должно отличать дееспособную и перспективную магистерскую программу. Первое, что необходимо отметить, — самостоятельность и самодостаточность программы. Любая магистерская программа — это, упрощенно говоря, «продукт», выставляемый на образовательный рынок Европы; этот «продукт» должен быть конкурентоспособен и гармонично дополнять существующую в Европе систему подготовки кадров.

Среди документов, обязательных при подготовке процедуры признания программы на образовательном пространстве Европы, важное место занимает так называемое «Предназначение программы (Mission statement)». В этом документе декларируются цели и задачи программы, ее роль на образовательном рынке Европы. Составить этот документ можно только при условии, если авторы программы очень ясно представляют, какое место данная программа займет на образовательном рынке и чем она отличается от других аналогичных программ.

Следующий критерий успешности магистерской программы — ее ответственность перед обществом. Основным инструментом оценки ответственности программы перед обществом служит компетентностная модель выпускника. Последняя должна соответствовать социальному заказу: выпускники программы способны и готовы решать все те задачи в своей профессиональной области, которое общество ставит перед высшей школой. Программа ответственна за те шаги по формированию необходимых компетенций, которые магистрант делает в процессе обучения. Вместе с тем, не менее важен тот уровень знаний и умений, с которого студент начинает свой путь в магистратуре. К сожалению, в настоящее время «входной уровень» регламентируется действующим государственным образовательным стандартом таким образом, что магистерская программа оказывается жестко привязанной к подготовке бакалавра и не в состоянии в ряде случаев заполнить пространство, существующее между компетенциями бакалавра и социальным заказом. Нам представляется, что для проблемно-ориентированных магистерских программ первичным должен стать уровень социального заказа, по отношению к которому программой устанавливается входной уровень и весь спектр образовательных траекторий между ним и уровнем социального заказа.

И, наконец, еще одно необходимое условие успешной деятельности программы — создание системы, гарантирующей высокое качество подготовки выпускников. Методы и приемы функционирования такой системы разнообразны. Среди ее элементов важную роль играет Совет программы, в состав которого наряду с преподавателями входят представители предприятий-работодателей и студенты (25% списочного состава), обучающиеся на программе. Коррекция учебного плана осуществляется по принципу отрицательной обратной связи. Все инструменты и механизмы действуют до тех пор, пока данная программа существует.

Завершая рассмотрение новой магистерской программы «Биоразнообразие и охрана природы», хочу выразить надежду на то, что теперь стало ясно, почему проект называется пилотным и в чем состоит «инновационность» нашей программы. Если приведенные здесь размышления о том, какой должна быть действительно инновационная магистерская программа, помогут в формировании новых образовательных программ, то наша задача будет выполнена.  

А.К.Бродский,
профессор, координатор проекта

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков