|
№ 17 (3765), 30 ноября 2007 года
|
|
|
Биолого-почвенный факультет
|
|
|
Пилотный проект
«Общественное здоровье»
Ресурсные центры междисциплинарной магистерской программы «Общественное здоровье»
Обучение по магистерской программе «Общественное здоровье» в Санкт-Петербургском государственном университете осуществляется уже третий год. Официальное открытие первой в классическом университете межфакультетской мультидисциплинарной программы состоялось 12 сентября 2005 года. Выдержали конкурсные испытания и были зачислены на программу 22 студента по 4 специализациям: «Эпидемиология» (на базе Медицинского факультета); «Биостатистика» (на базе Математико-механического факультета); «Социология и психология здоровья» (на базе Факультета социологии и Факультета психологии); «Здоровье и окружающая среда» (на базе Биолого-почвенного факультета с участием Геологического факультета). Благодаря такому заделу, начиная работу в рамках пилотного проекта, мы сумели достаточно быстро сориентироваться и запланировать приобретение оборудования и приборов для учебной и научно-исследовательской работы студентов факультетов-участников. На Совете программы было решено, что все приобретения, сделанные в рамках выполнения Национального проекта, будут размещены в ресурсных центрах программы. На сегодняшний день таких центров пять.
|
|
Студенты программы в ресурсном центре «Биохимическая диагностика». |
|
Для ресурсного центра «Цитогенетический мониторинг», созданного в помещениях кафедры генетики, были приобретены люминесцентные микроскопы и видеомикроскопическая система, что дало возможность проводить практические занятия и исследования в различных областях цитогенетики как студентам, так и преподавателям Биолого-почвенного факультета.
Оснащение ресурсного центра «Биохимическая диагностика» современными приборами открыло новые перспективы для студентов и сотрудников Биолого-почвенного и Медицинского факультетов. Теперь при проведении лабораторных работ и практических занятий исследователи не только знакомятся с принципами и методологией биохимического тестирования, но и осваивают сложнейшие методы анализа биоматериала (включая кровь). Получение таких знаний и навыков особенно важно для тех студентов специализации «Здоровье и окружающая среда», которые не имеют базового биологического образования.
Обновление в 2006 году приборной базы центра «Эпидемиология» позволило нам модернизировать практические занятия по общему курсу «Основы эпидемиологии» и специальные практикумы для магистрантов и старшекурсников Медицинского факультета.
Благодаря закупке лицензионных программ, в расположенном в Главном здании Университета учебном компьютерно-аналитическом центре «Биостатистика» осуществляется статистическая обработка данных, полученных в результате научно-исследовательской работы студентов и преподавателей. Здесь же мы проводим лекции, семинары и практические занятия магистрантов с использованием мультимедийной аппаратуры и персональных ноутбуков. Следует особо отметить, что программным продуктом SPSS имеют право пользоваться все сотрудники Университета.
Особенностью «Центра приборно-информационных исследований в области психологии и социологии здоровья» является то, что он был сформирован на двух площадках: в помещениях Факультета психологии и Факультета социологии. При оснащении этого центра учитывались новые информационные технологии, рекомендации и пожелания преподавателей факультетов, что способствовало созданию современных комплексов для обеспечения и сопровождения программ в области социологии и психологии здоровья. Входящие в состав центра мультимедийные проекторы, ноутбуки, файловые сейфы и специальная учебная литература используются при чтении курсов для студентов программы «Общественное здоровье», а также для студентов других факультетов.
Подводя итог работы в рамках проекта СПбГУ «Инновационная образовательная среда в классическом университете», можно с уверенностью сказать, что в нашем Университете накоплен положительный опыт по организации обучения студентов, имеющих различное базовое образование, по единой мультидисциплинарной магистерской программе, обеспечивающей получение новых знаний и навыков в области общественного здоровья и здравоохранения. Важным звеном в проведении студентами фундаментальных и прикладных исследований, направленных на получение новых знаний, определяющих прогресс в понимании биологических, эпидемиологических, поведенческих факторов, влияющих на здоровье людей, должны стать ресурсные центры.
Г.П.Диже, доцент, координатор проекта
|