Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 17 (3765), 30 ноября 2007 года
Биолого-почвенный факультет

Пилотный проект

«Многопрофильный бакалавриат по биологии»

В связи со вступлением России в Болонский процесс многоуровневая система высшего профессионального образования становится основой национальной системы вузовской подготовки. Базовые предпосылки развития этой системы закладывались на протяжении последнего десятилетия, когда в ряде вузов России (включая Санкт-Петербургский государственный университет) наряду с подготовкой специалистов были введены бакалавриат и магистратура. За это время стало очевидным, что такая система позволяет увеличить степень широты и фундаментальности подготовки в какой-либо обширной области знания (например, в биологии). С другой стороны, эти программы не смогли в полной мере обеспечить выпускникам возможность формирования набора компетенций, необходимого и достаточного для определенных сегментов быстро меняющегося рынка труда.

Уникальный микроскоп Quanta межфакультетского Ресурсного центра микроскопии и микроанализа. Центр был создан в рамках инновационного проекта, микроскоп приобретен на средства проекта. За прибором — заведующий Центром Александр Ромуальдович Нестеров.

Уникальный микроскоп Quanta межфакультетского Ресурсного центра микроскопии и микроанализа. Центр был создан в рамках инновационного проекта, микроскоп приобретен на средства проекта. За прибором — заведующий Центром Александр Ромуальдович Нестеров.

Именно поэтому как академической общественностью, так и студентами и работодателями бакалавриат воспринимался — и до сих пор воспринимается — скорее как «промежуточная ступень» перед получением степени магистра, а не как законченное высшее образование. С этим же связано желание части вузов сохранить систему подготовки специалистов с ее привычным позиционированием на рынках образовательных услуг и труда.

Нынешние бакалаврские программы, по существу, реализуются через учебные планы, построенные с использованием предметно-ориентированных блоков, насыщенных большим числом аудиторных занятий, в основном лекционного типа, и практикумов, «настроенных» скорее на «закрепление» знаний, полученных на лекциях, чем на овладение набором инструментальных навыков, востребованных потенциальными работодателями. С другой стороны, элементы профессионализации (определяемые, как правило, по кафедральному признаку) чаще всего напоминают усеченные специализации пятилетних программ подготовки специалистов и, естественно, не могут их заменить.

Основываясь на многолетнем опыте подготовки бакалавров по направлению «Биология» на Биолого-почвенном факультете СПбГУ, на анализе тенденций развития соответствующей подготовки в западноевропейских университетах, а также на результатах изучения актуальных потребностей работодателей и ожиданий студентов от обучения в бакалавриате, Биолого-почвенный факультет разработал программу существенной модернизации бакалавриата.

Реализация этой программы стала возможной благодаря национальному проекту «Образование», в рамках которого СПбГУ получил существенную финансовую поддержку. Ресурс проекта позволил сформировать необходимую материально-техническую и методическую базу, обеспечивающую возможность формирования у выпускников тех самых востребованных компетенций.

Основные принципы сущностной модернизации системы подготовки бакалавров по направлению «Биология» заключаются:

  • в осуществлении перехода от предметно-ориентированной подготовки к проблемно-ориентированной. Итогом обучения по программе тогда становится не только устойчивое знание базовых концепций биологии как отрасли фундаментального знания, а, главным образом, формирование ключевых компетенций в одной из определенных крупных проблемных областей (профиле) современной биологии, востребованной инновационным развитием науки и наукоемких технологий;
  • в приоритетном развитии инфраструктуры, обеспечивающей проведение лабораторных и иных инструментальных практикумов на уровне конкурентоспособных стандартов, соответствующих основным требованиям потенциальных работодателей в научной и научно-производственной сферах по соответствующему профилю подготовки;
  • в создании условий (в том числе адекватной информационной среды) для осуществления полноценной самостоятельной работы студентов;
  • в разработке новых стандартов оценки качества обучения, включая внешнюю экспертизу со стороны профессиональных объединений и потенциальных заказчиков.

В ходе модернизации программы подготовки бакалавров биологии в качестве ключевых профилей были определены:

  • экология, биоразнообразие и биоресурсы;
  • клеточная и молекулярная биология, биотехнология;
  • физиология и биомедицина.

Данный перечень профилей проблемно–ориентированного бакалавриата отражает крупные комплексы фундаментальных и прикладных исследований и разработок, развиваемых в настоящее время в рамках наук о жизни. Профессионализация в них дает наибольшие перспективы выпускникам, как в смысле их дальнейшей академической карьеры (углубленная специализация в магистратуре или по PhD-программам), так и в трудоустройстве на практическую работу.

Координатор проекта профессор А.Д.Харазова со студентом ­ за флуоресцентным микроскопом Quanta 200 3D.

Координатор проекта профессор А.Д.Харазова со студентом ­ за флуоресцентным микроскопом Quanta 200 3D.

Национальный проект за два года реализации позволил существенно расширить и усовершенствовать материально-техническую и методическую базу для обеспечения учебного процесса по новому учебному плану, включая в первую очередь приобретение практических навыков как работы на современном оборудовании, так и проведения фундаментальных и прикладных научных исследований на конкурентоспособном уровне.

В рамках проекта на Биолого-почвенном факультете удалось внедрить новую идеологию создания и функционирования ресурсных центров, укомплектованных дорогостоящим оборудованием и по определенному регламенту использующихся студентами и сотрудниками всего факультета, а не отдельной кафедры, как практиковалось до сих пор.

В соответствии с утвержденными профилями подготовки и определенными потребностями в инструментальных навыках выпускников каждого профиля, на факультете созданы, в том числе:

Центр изучения физиологических процессов, призванный обеспечивать обучение и самостоятельную работу студентов по профилю «Физиология и биомедицина», а также использоваться в качестве демонстрационно-ознакомительной единицы для студентов других профилей программы.

Лаборатория анализа для обучения студентов всех профилей методам молекулярно-биологических исследований, востребованных во всех областях современной биологии, а также для обеспечения самостоятельной работы студентов профиля «Клеточная и молекулярная биология, биотехнология».

Лаборатория иммуноферментного анализа для использования в практикумах всех трех профилей и обеспечения самостоятельной работы студентов профилей «Клеточная и молекулярная биология, биотехнология» и «Физиология и биомедицина».

Под руководством старшего преподавателя Т.Г.Шапошниковой студенты осваивают молекулярно-биологические методы исследований.

Под руководством старшего преподавателя Т.Г.Шапошниковой студенты осваивают молекулярно-биологические методы исследований.

Наиболее крупным ресурсным центром, являющимся к тому же примером принципиально новой для Университета межфакультетской структуры, созданной объединенными усилиями Биолого-почвенного и Геологического факультетов, является Ресурсный центр микроскопии и микроанализа, укомплектованный самым современным оборудованием, в том числе и уникальным микроскопом Quanta 200 3D. В рамках Биолого-почвенного факультета созданный центр будет обеспечивать обучение студентов по всем трем профилям, поскольку навыки микроскопических исследований востребованы во всех областях современной фундаментальной и прикладной биологии. Помимо этого центр будет обеспечивать приборную базу для самостоятельной работы студентов обоих факультетов как в бакалавриате, так и в магистратуре. Уникальное оборудование Центра послужит основой также для организации программ повышения квалификации специалистов соответствующих областей из других вузов и организаций.

Благодаря инновационному проекту СПбГУ Биолого-почвенный факультет уже в 2007 г. смог осуществить прием студентов на программу многопрофильного бакалавриата по направлению «Биология». Структура обучения по программе содержит три этапа.

Первый этап — освоение общего для всех студентов базового блока дисциплин — реализуется в течение первого года обучения. На этом этапе студенты приобретают базовую подготовку как по общей биологии, так и в области гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Завершают базовую подготовку летние полевые учебные практики, посвященные знакомству с многообразием живых организмов в природе. В конце первого этапа студенты выбирают профиль дальнейшего обучения.

Второй этап — обучение по профилям — начинается со второго курса. Различия в обучении по разным профилям заключаются в наборе и объемах изучаемых дисциплин.

В рамках профиля «Экология, биоразнообразие и биоресурсы» основное внимание уделяется знакомству с биологическим разнообразием планеты, закономерностям структуры и функционирования биосистем, детально рассматриваются вопросы современной экологии и проблемы сохранения окружающей среды и использования биоресурсов.

В рамках профиля «Клеточная и молекулярная биология, биотехнология» упор делается на изучение морфо-функциональной организации живого на разных уровнях — от молекулярного до организменного — и знакомство с широким спектром биотехнологических задач.

В рамках профиля «Физиология и биомедицина» студенты получают детальное представление о структуре и функционировании живых организмов, включая человека. Помимо получения фундаментальных знаний, они знакомятся с прикладными разработками в различных областях биомедицины.

Третий этап — выбор специализации по кафедрам и выполнение выпускной квалификационной работы — осуществляется студентом, начиная с весеннего семестра третьего курса. На этом этапе на фоне продолжающегося освоения дисциплин выбранного профиля студенты проходят подготовку по специальным дисциплинам и практикумам и выполняют научное исследование в рамках выпускной квалификационной работы, которая может быть посвящена как фундаментальным проблемам, так и прикладным вопросам современной биологии (например, проблемам сохранения биоресурсов, вопросам биотехнологии или задачам биомедицины). При этом выбор области специализации жестко не привязывается к профилю обучения — например, студент, обучающийся по профилю «Клеточная и молекулярная биология, биотехнология», может выполнять выпускную квалификационную работу в области биомедицины.

Итогами обучения по программе подготовки бакалавров биологии являются:

  • свободная ориентация в базовых концепциях биологических наук как отрасли фундаментального знания, вне зависимости от профиля обучения;
  • необходимый для современного биолога уровень подготовки в области гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, а также профессионально и социально приемлемый уровень коммуникативных навыков;
  • глубокие знания в проблемном поле выбранного профиля обучения и по специализации;
  • формирование ключевых умений и навыков, необходимых как для научно-практической работы в одной из крупных проблемных областей современной биологии, востребованной инновационным развитием науки и наукоемких технологий, так и для продолжения обучения в магистратуре.

Осуществленный в рамках инновационного образовательного проекта СПбГУ переход на новые структуру и содержание подготовки бакалавров биологии по крупным профилям технологически обеспечен использованием новых образовательных технологий, в том числе кредитно-модульной системы организации учебного процесса. Новый учебный план предусматривает существенное снижение суммарного объема аудиторной нагрузки на студента и перераспределение ее в пользу семинарских и практических занятий с применением эффективных технологий обеспечения самостоятельной работы студентов и контроля качества обучения. Это также предполагает использование идеологии научно-образовательных центров, координирующих взаимодействие Университета с научными и научно-практическими организациями, и сотрудничество с работодателями и профессиональными сообществами.  

А.Д.Харазова,
профессор, координатор проекта;
А.А.Заварзин,
доцент, заместитель декана Биолого-почвенного факультета по ИОП

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков