Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 17 (3765), 30 ноября 2007 года
Экономический факультет

Пилотный проект

Развитие системы проектного менеджмента в СПбГУ

Современные тенденции финансирования развития системы науки и образования в Российской федерации характеризуются пятью важными особенностями:

Значительное увеличение объемов предоставляемых средств, что требует слаженной работы значительного количества сотрудников образовательных учреждений, а также отлаженных механизмов создания и деятельности творческих коллективов, подразделений и служб.

Большая часть средств распределяется на проектной основе, то есть ориентируется не на поддержание текущей деятельности, а на достижение конкретного результата за ограниченное время.

Средства выделяются на конкурсной основе. Конкурсы проводятся в четко ограниченные сроки, что требует создания и отладки эффективных процедур подготовки и подачи заявок.

Контроль за освоением средств становится все более жестким, что предполагает тщательное планирование деятельности по проектам

Наряду с отечественными источниками финансирования имеется множество зарубежных финансирующих организаций, которые также работают по принципу конкурсного выделения средств под проекты.

В создавшейся ситуации для наиболее эффективного привлечения и освоения выделяемых средств с достижением значимых и конкретных результатов для СПбГУ целесообразно развивать систему проектного менеджмента, воспользовавшись передовым мировым управленческим опытом.

Интересен опыт внедрения проектного менеджмента в компаниях. Исследования, проведенные в 103 американских компаниях, в которых была внедрена методология управления проектами, показали существенные улучшения в ведении бизнеса, управлении процессами и организацией в целом. В частности, на 90% увеличилась прибыльность инвестиций, на 40-50%  — эффективность использования ресурсов и исполнение графиков проектов, на 30%  — производительность персонала. Важно отметить, что в организации проектная деятельность может осуществляться и без внедрения проектного менеджмента. Однако, как показывает российский и зарубежный опыт, в этом случае эффективность проектной деятельности существенно снижается, так же, как и качество исполнения проектов.

Что такое проектный менеджмент

По определению, проектным менеджментом называется совокупность знаний, навыков, инструментов, опыта выполнения проектов в указанные сроки в рамках согласованного бюджета и с надлежащим качеством.

В простых терминах методология проектного менеджмента включает в себя:

  • Реалистичную постановку измеримых целей и задач проекта, четкое определение «рамок» проекта, то есть того, что будет включено в этот проект, а что не будет.
  • Реалистичное планирование проекта в целом, а также постоянное уточнение планов реализации проекта в соответствии с четко описанными процедурами.
  • Оценку рисков проекта и выработку стратегии управления рисками.
  • Понятие команды проекта как временного трудового коллектива сотрудников различных подразделений (факультетов, институтов, бухгалтерии, планово-финансового отдела и прочего), совместно отвечающих за исполнение проектов.
  • Ориентированность каждого члена команды не только на точное исполнение своих обязанностей в рамках проекта, но и, в первую очередь, на общий результат проекта.
  • Полную и взаимоувязанную отчетность по проекту в целом, а не по отдельным составляющим его реализации.
  • Четкое и взаимоувязанное планирование работ каждого члена команды в отношении его профильной области деятельности с использованием современных технологий планирования.
  • Тщательный контроль качества и промежуточных продуктов, и окончательных результатов проекта.

Проектный менеджмент и проектное финансирование

В отечественной университетской практике часто под понятием проектного менеджмента понимается поиск и получение проектного финансирования, так называемый фандрейзинг (fundraising). Это означает, что главной задачей проектных менеджеров является поиск грантов, оповещение заинтересованных научно-образовательных коллективов и подача «выигрышной» заявки. В то же время, как показывает практика, такой подход без увязки с дальнейшим исполнением проекта весьма опасен. Часто оказывается, что поданная и выигравшая финансирование заявка не подкреплена реальными возможностями по ее исполнению — неправильно рассчитан бюджет, график работ нереалистичен, не хватает трудовых ресурсов и так далее В этом случае говорить об успешном проектном менеджменте трудно, так как некачественное исполнение проекта нанесет урон репутации коллектива исполнителей и Университету в целом.

Функции системы проектного менеджмента

Для успешного выполнения поставленных задач система проектного менеджмента должна включать в себя подсистемы экспертизы проектов, фандрейзинга и сопровождения проектов.

Важно подчеркнуть, что практически все элементы этих подсистем в той или иной степени существуют в СПбГУ. Объединение усилий и консолидация ресурсов различных подразделений в рамках единого проектного подхода позволит добиться значительного повышения эффективности проектной деятельности.

Опыт Санкт-Петербургского государственного университета

Внедрение системы проектного менеджмента в структуру организации является непростой управленческой задачей. Тем не менее при ее успешном решении организация выходит на качественно новый уровень проектной деятельности.

В рамках осуществляемой в СПбГУ общей реформы административного управления на основе отдела проектного менеджмента и Дирекции инновационного проекта создается управление-служба сопровождения образовательных проектов в подчинении проректора по учебной работе. Планируется включить в состав службы два отдела — отдел проектного финансирования и отдел проектного менеджмента. Основные функции отдела проектного финансирования состоят в организации плановой работы с российскими и зарубежными фондами и программами, оказывающими поддержку научно-образовательным проектам.

Отдел проектного финансирования будет работать в тесной связи с отделом проектного менеджмента, задачей которого является содействие организации проектной деятельности в подразделениях СПбГУ. Параллельно на некоторых пилотных факультетах (в частности, на Факультете географии и геоэкологии) создаются группы проектного менеджмента, которые будут помогать руководителям и научным коллективам создавать и технологически сопровождать научные и образовательные проекты, освободив тем самым время профессорско-преподавательского состава для творческой, содержательной работы по этим проектам.

В то же время методология и технологии проектного менеджмента отрабатываются на реализации конкретных проектов, при этом набирается необходимый управленческий опыт, выстраиваются связи с подразделениями и научными коллективами. В 2006-2007 годах отделу проектного менеджмента удалось на фоне огромной управленческой деятельности по сопровождению проекта «Инновационная образовательная среда в классическом университете» (далее — Проект) инициировать и способствовать реализации целого ряда других проектов различного масштаба. Следует отметить, что практически всегда участие сотрудников отдела проектного менеджмента в конкретных проектах инициируется руководителями проектов, которые прекрасно понимают необходимость нового подхода. Также введено правило оформлять каждый проект в виде кейса, который потом будет заноситься в создаваемую информационно-консалтинговую систему проектного менеджмента.

Ниже приведены два примеры конкретных проектов, разработанных и реализуемых при непосредственном участии сотрудников отдела проектного менеджмента и Дирекции проекта.

Учебно-научный центр нанотехнологий

В 2007 году СПбГУ стал участником федеральной программы развития нанотехнологий, координируемой Министерством образования и науки РФ. Особенность участия СПбГУ в данной программе заключается в прямом использовании опыта инновационного образовательного проекта по разработке и реализации крупных общеуниверситетских программ. В частности, при поддержке сотрудников отдела проектного менеджмента и с использованием опыта проекта были сформированы:

  • концепция развития проекта;
  • административно-организационная структура управления проектом в учебно-научных подразделениях;
  • механизмы сбора и представления информации в базах данных и так далее.

В настоящий момент разработана программа «Нанотехнологическая инициатива СПбГУ», которая, в частности, предполагает создание к 2010 году на основе существующей инфраструктуры Мультидисциплинарного центра превосходства в области исследования наносистем. Задачами проекта центра являются:

  • консолидация существующей инфраструктуры исследований наносистем;
  • консолидация научно-исследовательских проектов СПбГУ в области исследований наносистем;
  • консолидация существующих и создание новых образовательных программ в области исследования наносистем;
  • организация эффективной системы целевого грантового финансирования научных и образовательных проектов;
  • расширение партнерских отношений с мировыми научными коллективами с целью создания аналогичных или комплиментарных исследовательских центров;
  • инициация и реализация совместных международных исследований в области химических, физических и биологических наносистем, в приложении к новым наноматериалам, нанотехнологиям и нанодиагностике;
  • разработка и внедрение международных совместных образовательных программ в области исследования наносистем;
  • развитие системы партнерств с производителями профильного научно-исследовательского оборудования для совместной деятельности в области метрологии наносистем;
  • распространение опыта создания тематического мультидисциплинарного исследовательского центра.

Мультидисциплинарный центр превосходства — это научно-образовательный центр, который объединяет усилия различных факультетов, кафедр и отдельных научных коллективов в создании системы научно-образовательной деятельности в области нанонауки в СПбГУ. Реализация проекта центра в 2007 году уже привела к значительным достижениям в области инфраструктуры и организации образовательной и научно-исследовательской деятельности. Создан научно-методический совет по нанонаукам из представителей 7 факультетов Университета — Физического, Химического, Биолого-почвенного, Медицинского, Математико-механического, Прикладной математики–процессов управления и Геологического. На 7 факультетах СПбГУ идентифицированы около 80 научно-образовательных проектов в области нанонауки, руководители которых участвуют в определении направлений деятельности создаваемого центра. Проекты находятся на разной стадии реализации и осуществляются в сотрудничестве с более чем 100 партнерами-учреждениями в РФ и за рубежом, в них задействовано 65 рабочих групп и более 300 научных сотрудников и преподавателей Университета.

Студенческий бизнес-инкубатор

Студенческий бизнес-инкубатор СПбГУ (далее — СБИ) создан при Санкт-Петербургском региональном общественном фонде развития Физического факультета в целях поддержки реализации студенческих бизнес-проектов и прикладных научных исследований обучающихся (студентов, аспирантов, докторантов) и молодых учёных в рамках договора между Санкт-Петербургским государственным университетом и Фондом от 30 декабря 2006 года. Целью СБИ являются:

  • создание условий для коммерциализации научных разработок студентов, аспирантов и молодых ученых Университета, а также иных вузов Санкт-Петербурга;
  • поддержка реализации молодежных бизнес-проектов;
  • содействие созданию малых предприятий на основе молодежных бизнес-проектов.

Основным «субпроектом» СБИ, который реализуется командой проекта СБИ в 2007 году, является городской конкурс высокотехнологичных молодежных бизнес-идей (ВИМБИ).

Конкурс призван выявить перспективные технологические инновационные бизнес-идеи с целью последующей разработки бизнес-планов, привлечения венчурных инвесторов и размещения инновационных предприятий в бизнес-инкубаторах Санкт-Петербурга. Конкурс проводится в рамках проекта СПбГУ. Срок проведения конкурса — c 10 сентября по 10 декабря 2007 года. На конкурс допускаются заявки, представленные молодежными творческими коллективами или отдельными гражданами, которые на момент подачи заявок являются студентами и аспирантами вузов Санкт-Петербурга, или молодыми учеными от 18 до 30 лет, трудоустроенными в вузах Санкт-Петербурга.

Всего на конкурс подано 33 заявки. Решение экспертного жюри, в которое входят представители венчурного бизнеса, руководители компаний, представители СПбГУ (в общей сложности 17 человек), ожидается до 15 ноября, а 24 ноября состоится конференция по защите наиболее удачных проектов. Победители конкурса получат денежные призы из призового фонда, предоставленного ООО «Лентрансгаз», а также краш-курс по планированию и продвижению собственного бизнеса (start in garage).

Другие инициативные проекты

Из сравнительно небольших по объему успешных проектов следует упомянуть организацию совместных образовательных программ с Университетом Умео, Швеция. В рамках этой программы пять студентов Биолого-почвенного факультета и три студента Физического факультета СПбГУ находятся на обучении в Университете Умео с 3 сентября 2007 года. Программа обмена финансируется Шведским институтом (Svenska Institutet). В этом проекте вся подготовительная и

фандрейзинговая деятельность, а также значительная часть непосредственно организаторской работы осуществлялась сотрудниками отдела проектного менеджмента.

Интересным и практически значимым примером небольшого проекта также явился проект подачи заявки на совместную российско-норвежскую образовательную программу «Геоэкологический мониторинг и рациональное природопользование в северных районах нефтегазодобычи».

Идея проекта возникла во время визита группы ученых и преподавателей СПбГУ в Норвегию в апреле 2007 года, когда проводились переговоры о возможном сотрудничестве с представителями крупного бизнеса, научными и учебными организациями Норвегии. Решение о выделении средств на разработку и реализацию программы было принято советом программы «Сотрудничество с Россией» Норвежского центра международного сотрудничества в области образования. Средства выделяются в объеме 4 миллионов норвежских крон на 4 года. В предстоящей образовательной программе примут участие ведущие специалисты двух стран. Партнеры СПбГУ с российской стороны — ООО «Лентрансгаз», ВНИИ «Океангеология», НПА «Севморгеология», ЗАО «Проексон». Норвежские партнеры программы — Университет Ставангера, International Research Institute of Stavanger (IRIS). В настоящее время ведутся переговоры об участии в программе норвежской компании Statoil.

Основная цель данной образовательной программы — повышение уровня подготовки российских и норвежских специалистов для нефтегазодобывающей отрасли. Особенность программы в том, что упор сделан на практическую подготовку специалистов в рамках реальных, а не учебных научно-исследовательских и прикладных проектов. Согласно условиям сотрудничества, российские и норвежские компании организуют практики студентов на своих площадках.

Подготовка заявки в сжатые сроки была реализована с использованием механизма жесткого планирования деятельности каждого члена инициативной группы при активном участии сотрудников отдела проектного менеджмента.

Заключение

За 2006—2007 год система проектного менеджмента СПбГУ претерпела существенное развитие. Помимо административного оформления системы, накоплен значительный практический опыт по реализации и сопровождению проектов. Но самое главное — идея проектного менеджмента в Университете доказала свою состоятельность, приобрела активных сторонников и уже приносит конкретные результаты.  

И.В.Рождественский,
кандидат физико-математических наук,
ведущий сотрудник отдела проектного менеджмента

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков