Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 17 (3765), 30 ноября 2007 года
Факультет филологии и искусств

Пилотный проект

«Междисциплинарная программа подготовки бакалавров и магистров в области искусств и гуманитарных наук»

E-learning в инновационном проекте

Мне уже приходилось выступать на страницах журнала СПбГУ (См. интервью в № 8 за 2007 год), где кратко охарактеризован Смольный институт свободных искусств и наук, где реализуется пилотный проект № 25), и довольно подробно — та большая роль, которую сыграло для нас участие в инновационном проекте — роль позитивная не просто с точки зрения создания технологической инфраструктуры, хотя и это крайне важно, но и с точки зрения внедрения современных организационных и методических новшеств в учебный и административный процесс. Замечу, что новые технологии теперь действительно затронули уже всех студентов, преподавателей и сотрудников программы — без них учебный процесс в его полноценной форме представить сегодня очень трудно.

Начинается все с абитуриентов, у которых со следующего года будет возможность перед поступлением ознакомиться с особенностями всех программ института «вживую» — они смогут прослушать больше дюжины видеолекций, выложенных в Интернет. Подготовительные курсы по всем предметам, которые вынесены на вступительные испытания, также теперь обретают свою сетевую форму.

Только что пришедшие к нам первокурсники уже в этом, 2007 году в экспериментальном режиме проходили входное тестирование по иностранному языку с помощью системы сетевого и дистанционного обучения (или системы СДО — эквивалент английского e-learning), а также вводный курс по информатике. Последний проводился в формате трехнедельного интенсива — и я плохо себе представляю, как это можно было бы эффективно организовать без поддержки системы СДО.

На завершающем этапе проекта мы начинаем сотрудничество с другими вузами — сейчас в разработке дистанционные курсы, которые будут читаться нашими преподавателями для Свердловского государственного университета, Университета Хельсинки, одного из вузов в Сургуте.

Это, конечно, совсем не означает, что кто-то питает иллюзии относительно уровня развития компьютерной инфраструктуры в Смольном институте, да и в СПбГУ в целом — в этом отношении нам еще очень и очень далеко до ведущих вузов мира.

Опыт нашей программы и опыт других пилотных проектов сейчас получает широкое распространение и привлекает все большее внимание не только в Университете, но и за его пределами.

Так, в рамках уже другого федерального проекта мы создаем сейчас инфраструктуру для системы e-learning (сетевого и дистанционного обучения) консорциума вузов: перед нами сейчас стоят задачи промышленного развертывания используемой системы, то есть придания ей полноценной функциональности. Интересный в этой связи пример распространения нашей инициативы по использованию open source программной платформы СДО Sakai — помимо коллег из Политехнического университета, с которыми мы сотрудничаем в работе по переводу системы на русский язык, коллеги из Казани сейчас приступают к локализации Sakai на татарский.

Из рамок экспериментальных, пилотных мы сейчас должны выходить уже на другой уровень — конечно, без инновационного проекта даже и представить себе выход на этот новый виток технологического развития просто было бы невозможно. Проблемы, которые здесь предстоит решать — построение полного цикла услуг в области сетевого и дистанционного обучения, создание административной структуры, нормативно-правового регулирования этой сферы, включая вопросы авторского права на разрабатываемые курсы и используемые электронные ресурсы, и многое другое. Понятно, что речь идет уже о сюжетах, которые требуют ряда конкретных решений на общеуниверситетском уровне. В ходе работы по инновационному проекту сформировался достаточно широкий круг единомышленников из разных подразделений Университета, которые стали активно общаться, а теперь уже и работать над общими задачами. Мы все приходим к осознанию, что необходимо, используя уже сделанные за прошедшие два года (да и ранее) наработки, сформулировать конкретную концепцию развития системы сетевого и дистанционного обучения СПбГУ как одного из центральных пунктов информационной системы вуза. Сейчас идет активная работа по созданию набора документов, закладывающих основу для ее реализации — она иницирована специалистами с факультетов, так сказать, снизу, но в ней принимают деятельное участие и коллеги из Библиотеки им. М.Горького, Учебно-методического управления. Очень надеюсь, что новый импульс общеуниверситетской работе придаст и недавно сформированная служба информационных технологий.  

Ф.В.Федчин,
зам. декана по информационным ресурсам Смольного института свободных искусств и наук,
руководитель проекта

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков