Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 17 (3765), 30 ноября 2007 года

Пилотный проект

«Социальные коммуникации»
и «Европейские общества»

Факультет социологии представлен в общеуниверситетском инновационном проекте двумя пилотными проектами: №19 «Социальные коммуникации» и №20 «Европейские общества» с относительно скромным в сравнении с другими пилотными проектами объемом финансирования. Оба пилотных проекта были направлены на поддержку новых научно-образовательных разработок и предложений, подготовленных на Факультете социологии. Оба проекта послужили мощным стимулом развития новых учебных курсов и семинаров, роста научной активности, сотрудничества с внешними организациями для решения практических задач в сфере образования.

В.В.Козловский, координатор проектов

В.В.Козловский, координатор проектов

В ходе проекта пришлось решать ряд сложных проблем. Первой проблемой оказалась инерционность и слабая степень готовности к реализации столь интенсивного по временным параметрам проекта. Например, по закупкам оборудования и литературы следовало бы заранее провести обучение (тренинг, мастер-класс) для ответственных за закупки. Тогда можно было бы предупредить многие трудности в реализации закупок оборудования и зарубежной литературы. Вторая проблема состояла в разной степени готовности координаторов к реализации проектов. Отдельные встречи и совещания координаторов носили характер обучения и повышения их профессионализма, но все же они были скорее инструктивными и контролирующими мероприятиями. Третья проблема заключалась в длительной подготовке, проверке документации, детально регламентирующей активность в рамках проекта. Эта ситуация частью приводила к ожиданию новых инструкций и документов, частью к поиску решений на усмотрение исполнителей проектов. Следует отметить слишком большой удельный вес формальных организационных дел.

Система рационального управления проектом в целом только складывается. Поток отчетности и документооборота, по-видимому, на первом этапе первостепенен, а рост инновационности и креативности пилотных проектов второстепенен. Эти проблемы частью решены, частью решаются. Между тем следовало бы, во-первых, обеспечить публичную презентацию успешно идущих проектов, с поощрением их исполнителей; во-вторых, организовать систематический обмен опытом в преодолении трудных, критических, сложных ситуаций в реализации пилотных проектов; в-третьих, провести серьезную дискуссию и деловое обсуждение пилотных проектов на уровне Университета и руководства Инновационного проекта для критической оценки состояния программы. Это повысит статус проекта и создаст дружескую атмосферу коллективного творчества.

Первый проект нацелен на разработку и внедрение инновационной образовательной магистерской программы «Социальные коммуникации». Программа утверждена и действует в рамках межфакультетского сотрудничества совместно с Факультетом филологии и искусств. Программа реализуется силами Смольного института свободных искусств и кафедры социологии культуры и коммуникации Факультета социологии по направлению «Искусства и гуманитарные науки». Сделан первый набор на новую программу, на которой с 1 сентября 2007 года учится шесть выпускников — бакалавров и специалистов Санкт-Петербургского госуниверситета.

Главное отличие обеих магистерских программ заключается в междисциплинарности, в партнерстве с другими факультетами СПбГУ, практической ориентированности на запросы государственных учреждений, бизнеса, некоммерческих организаций, то есть с потенциальными работодателями.

Новым делом стала разработка образовательного стандарта и учебно-методического комплекса новой магистерской программы «Социальные коммуникации». Для достижения высокого уровня профессионализма потребовалось создать экспертный и общественный советы программы. Был подготовлен с помощью сравнительно неширокой профессионально-общественной экспертизы перечень профессиональных требований к специалисту по социальным коммуникациям (профессиональный стандарт). В настоящее время формируется модель системы непрерывной учебной и производственной практики в организациях-партнерах. Одним из направлений работы является совместная разработка и продвижение информационно-коммуникативных продуктов и технологий, научно-исследовательских и прикладных проектов в Санкт-Петербурге, в системе власти и муниципального управления, в бизнес-организациях, некоммерческих организациях, в СМИ.

Инновационность проекта состоит в направленности на формирование глубокой интеллектуальной, профессиональной и коммуникативной компетентности будущего специалиста по социальным коммуникациям мирового уровня. Магистерская программа строится на основе принципов Болонской декларации, в первую очередь — кредитно-модульной системы, программ академической мобильности, а также интерактивных и дистанционных форм обучения. Новая программа формируется на базе реализующихся магистерских программ, в частности «Социология коммуникации», «Социология социальных изменений», «Социология культуры» и ряда других, построенных преимущественно по дисциплинарному принципу. Новые учебные курсы «Дизайн социальных коммуникаций», «Методы исследования социальных коммуникаций», «Коммуникативные технологии», «Коммуникативная компетентность в профессиональной сфере» позволяют сформировать индивидуальные образовательные траектории и заранее направить внимание и усилия студентов на подготовку магистерской диссертации высокого уровня.

Студенты и преподаватели магистерской программы «Studies in European Societies» («Европейские общества»). 2007 год.

Студенты и преподаватели магистерской программы «Studies in European Societies» («Европейские общества»). 2007 год.

Второй пилотный проект «Европейские общества» нацелен на развитие уже существующей международной магистерской программы на английском языке. Проект направлен на решение следующих задач инновационного характера: изменение парадигмы преподавания программы «от обучения к изучению» посредством внедрения кредитно-модульной системы, переход на проблемно-ориентированное обучение; интернационализацию образовательного процесса через приглашение зарубежных лекторов (50% объема аудиторных занятий обеспечивается иностранными лекторами); ведение образовательного процесса на английском языке с изучением второго иностранного языка; отработку моделей привлечения финансовых средств на обеспечение академической мобильности.

Проект реализуется прежде всего кафедрой сравнительной социологии и Центром изучения Германии и Европы СПбГУ. В качестве партнеров проекта выступают следующие организации: факультет социологии Билефельдского университета; факультет гуманитарных, социальных и педагогических наук Магдебургского университета им. Отто фон Герике; Немецкая служба академических обменов (ДААД) и другие немецкие организации. Развитие магистерской программы поддерживается ДААД, которая выделяет определенные финансовые средства на оказание методической поддержки, приобретение информационных материалов и осуществление академической мобильности профессорского состава. Научно-исследовательские работы студентов направлены на проведение аналитических и эмпирических социологических сравнительных исследований по тематике европейских обществ. Обновляемая магистерская программа ориентирована на качественно новый уровень подготовки специалистов по европейским обществам, что особенно важно в свете постоянно расширяющегося взаимодействия с Европейским Союзом.

Несмотря на приоритетность проекта «Социальные коммуникации», оба проекта стали двигателем новых идей и структурных изменений на Факультете социологии. Они вдохнули новое содержание в учебный процесс и вызвали большой интерес со стороны профессорско-преподавательского состава факультета. Конечно, особая ответственность за координацию работы и формулировку предложений по реализации проекта «Социальные коммуникации» легла на кафедру социологии культуры и коммуникации, а проекта «Европейские общества» — на кафедру сравнительной социологии Учебно-научного центра социологии. Поскольку работа по пилотному проекту ИОМП №19 «Социальные коммуникации» только началась, трудно оценить влияние достигнутых результатов на развитие инновационного потенциала факультета и Университета.

Вместе с тем, можно отметить психологический эффект воздействия ИОМП на преподавателей и сотрудников Факультета социологии вуза. Он выражается в растущем интересе к новой программе, к проводимым мероприятиям, в новых предложениях со стороны преподавателей участвовать со своими курсами и разработками в реализации ИОМП. Привлечение молодых преподавателей, включая преподавателей базовой для ИОМП кафедры социологии культуры и коммуникации, к активной разработке новых курсов, новых научно-образовательных проектов стало важным фактором реализации на Факультете социологии инновационных проектов. В рамках пилотного проекта ИОМП №20 «Европейские общества» инновационная программа позволила Факультету социологии равноценно участвовать (в финансово-техническом аспекте) в реализации магистерской программы «Изучение европейских обществ», идущей на английском языке с момента своего возникновения. Первые экспериментальные учебные сеансы видеоконференсной работы с коллегами из Университета Билефельда (Германия) в сентябре 2007 г. с помощью телекоммуникационных средств были удачными, и это позволило создать рабочий план постоянного использования их в учебном процессе.

Для управления проектами на Факультете социологии сформирована рабочая группа, а для проведения конкурсов по распределению внутренних грантов на разработку учебно-методических материалов и реализации программ повышения квалификации в рамках проекта по решению Ученого совета факультета создана конкурсная комиссия. Нормативно организационные решения закреплены в документах Ученого совета УНЦС, технические задания по отдельным конкурсам, результаты проведенных конкурсов закреплены в решениях конкурсной комиссии по внутренним грантам в течение октября и ноября 2006 г. Документально решения оформляются в форме протоколов решений Ученого совета УНЦС, протоколов конкурсной комиссии по внутренним грантам, решений рабочей группы, распоряжений декана, графика документооборота, докладных и служебных записок. Работы по пилотным проектам начались в июне 2006 г. и состояли в подготовке плана реализации, программ обеспечения по четырем направлениям инновационного проекта. Затруднения в реализации проектов в 2007 году были напрямую связаны с задержкой финансирования практически на полгода. Ряд намеченных мероприятий пришлось переносить. В частности, от некоторых стажировок за рубежом пришлось отказаться.

В целях активного информационного сопровождения реализации инновационных образовательных магистерских программ сведения о проектах, о реализуемых конкурсах и о текущем состоянии вывешиваются на специальном стенде на Факультете социологии. Информация о проектах, новые материалы (аннотация о программе и модулях программы) размещаются на портале инновационного проекта на сайте Факультета социологии СПбГУ www.soc.pu.ru и Факультета переподготовки специалистов по социологии и социальной работе www.sociology.net.ru, а также подготовлены для публикации в “Журнале социологии и социальной антропологии”.

По проекту «Социальные коммуникации» сделано немало: разработаны рабочий вариант образовательного стандарта, необходимой нормативной документации, три модуля магистерской программы, подготовлены 10 программ учебных курсов, 4 учебно-методических пособия, проведены стажировки за рубежом. Интерес преподавателей и сотрудников Факультета социологии вызвала программа повышения квалификации «Презентация и коммуникация в преподавании социогуманитарных дисциплин» (72 часа, с вручением удостоверений Университета).

Межфакультетский характер инновационного проекта особо проявился в проведенной совместно с пилотным проектом Исторического факультета «Этнология» в начале октября 2007 года осенней школе «Визуальные методы в науке и образовании». В ней участвовали 14 преподавателей и более 30 слушателей. Решено школу, посвященную инновационным визуальным методам, проводить ежегодно.

В качестве партнеров проекта выступают Социологический институт РАН, Комитет по печати и СМИ администрации Санкт-Петербурга, различные рекламные, маркетинговые, рекрутинговые агентства, организации по связям с общественностью, корпорации и фирмы, некоммерческие организации, заинтересованные в подготовке специалистов по социальным коммуникациям. Разрабатывается план активного профессионального участия студентов в реализации научных, инновационных прикладных и консалтинговых проектов через работу в студии визуальных социальных коммуникаций для реализации практических медийных, рекламных, брендинговых, маркетинговых проектов; через работу в создаваемой лаборатории социальных коммуникаций; участие в разработке рекомендаций по организации «социальных коммуникаций» в средних и крупных предприятиях и организациях Санкт-Петербурга.

По инновационной образовательной программе №20 «Европейские общества» разработаны программы 5 учебных курсов по политическому модулю. 1. Constitutional Principles of European Democracies; 2. EU Governance and European Constitutionalization; 3. Redefining Political Relationships between Europe and the NIS; 4. Nationalistic/ Ethnic/ Religious Conflicts and Cooperation in Europe; 5. Regionalization and Multi-Level Governance in Europe. Организована и проведена международная конференция “Трансформация социального неравенства и развитие социального обеспечения в странах Центральной и Восточной Европы”, СПбГУ, 21-23 сентября 2006 г.

Резонанс вызвал приезд видного американского социолога Майкла Бурового в середине сентября 2007 года. Он выступил с докладом интересной тематики «Публичная социология». Дискуссии и обмен мнениями были чрезвычайно полезными для участников как из СПбГУ, так и из Европийского университета в Санкт-Петербурге и Центра независимых социальных исследований (ЦНСИ). Намечено опубликовать материалы дискуссий в «Журнале социологии и социальной антропологии».

Мероприятия по повышению квалификации на Факультете социологии позволили преподавателям и сотрудникам пройти обучение новым научно-образовательным и коммуникативно-информационным технологиям. В рамках системных проектов повышения квалификации по темам: инновационные информационные технологии, инновационно-аналитическая информационная среда, проектный менеджмент в России и за рубежом прошли обучение 7 преподавателей и сотрудников Факультета социологии. В рамках инновационного проекта проведена конференция молодых ученых «Потребление как коммуникация — 2006»

(1-2 июля 2006 г.), «Потребление как коммуникация — 2007» (29-30 июня 2007 г.). Факультет социологии выступил партнером в проведении всероссийской научно-практической конференции “Коммуникативные практики в современном обществе: осмысление, освоение, обучение” (23-25 ноября 2006 г.).

Факультет социологии благодаря инновационным образовательным программам приобрел необходимое для организации учебного процесса и развития научных исследований оборудование. Для реализации образовательных программ проведена модернизация и оснащение двух аудиторий.

«Взлет» выпускников программы.

«Взлет» выпускников программы.

Эффективность реализации программы по итогам двухлетнего проекта по основным достигнутым результатам по обеим программам можно оценить как достаточно высокую. Они воплотились в качественно новых программах учебных курсов, в поиске новых подходов в организации обеих магистерских программ.

Неожиданные эффекты от реализации пилотных проектов обнаружились в ходе повышения квалификации в рамках проектов системных, в частности, программы проектного менеджмента. Обнаружилось, что ряд уже реализуемых и новых магистерских программ других факультетов Университета могут осуществляться в интеграции друг с другом гораздо успешнее. Например, для пилотного проекта «Социальные коммуникации» достижение требуемой междисциплинарности и профессионализма наиболее эффективно видится на пути партнерства и сотрудничества с рядом магистерских программ Факультета филологии и искусств, Исторического факультета, Факультета журналистики. Предварительная договоренность о научно-образовательном партнерстве была достигнута. Внутриуниверситетское партнерство оказывается новым, пока еще мало используемым потенциалом и ресурсом успешного инновационного роста.

Необходимо, чтобы результаты пионерных образовательных начинаний в СПбГУ переросли в новые стандарты компетентности, профессионализма и эффективности прежде всего профессорско-преподавательского состава, административного персонала на факультетах, где реализуются данные пилотные проекты. Эта задача вполне достижима при условии как широкого информационного продвижения новых программ и научно-образовательных продуктов, так и вовлечения административного персонала, преподавателей и студентов в интегративную коммуникацию между факультетами, образовательными программами. Обнаружилось, что ряд уже реализуемых и новых магистерских программ других факультетов Университета могут осуществляться в интеграции друг с другом гораздо успешнее

Важнейшим элементом эффективного воздействия всего Инновационного проекта является внедрение его результатов во внешнюю городскую, региональную и федеральную среду. Именно она служит новой коммуникативной средой, огромным пространством социальных коммуникаций, в котором следует налаживать прочные отношения с государственными и негосударственными организациями, бизнесом, средствами массовой информации. Возможно, следует сделать дискуссионную трибуну как в сети Интернет, на портале СПбГУ, так и на Петербургском телевидении.

Главная задача в последующем 2008 году — это активная работа по продвижению новой магистерской программы «Социальные коммуникации», налаживание контактов и проведение переговоров с государственными организациями, с заинтересованными представителями бизнес-среды, общественных организаций. Это необходимо для формирования новой профессиональной программы подготовки будущих специалистов, компетентных и востребованных на рынке труда. Необходима подготовка специалистов по социальным коммуникациям с опережением требований будущих работодателей, то есть специалистов, умеющих работать с существующими коммуникативными технологиями и способных разрабатывать новые коммуникативные продукты и технологии. Задача пилотного проекта «Европейские общества» заключается в существенном обновлении программ учебных курсов, а также в партнерстве с потенциальными работодателями в России и за рубежом.

Пилотный проект «Социальные коммуникации» завершается. Основные задачи решены, магистерская программа реализуется. Пилотный проект «Европейские общества» уже зарекомендовал себя как инновационный и международный. Есть все основания полагать, что оба послужат созданию инновационной образовательной среды на факультете социологии.

Инновационная программа «Инновационная образовательная среда в классическом университете», реализуемая СПбГУ, уже стала большой экспериментальной площадкой для создания новых образовательных программ на факультетах. Инновационный проект свидетельствует, что современный классический университет может быть успешным и лидирующим, лишь обновляя свой научный и образовательный потенциал и поддерживая не только точки роста, но новые структурные звенья.  

В.В.Козловский,
профессор, заведующий кафедрой
социологии культуры и коммуникации Факультета социологии,
координатор проектов

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков