|
№ 17 (3765), 30 ноября 2007 года
|
|
|
|
|
|
Пилотный проект
«Социальные коммуникации» и «Европейские общества»
Факультет социологии представлен в общеуниверситетском инновационном проекте двумя пилотными проектами: №19 «Социальные коммуникации» и №20 «Европейские общества» с относительно скромным в сравнении с другими пилотными проектами объемом финансирования. Оба пилотных проекта были направлены на поддержку новых научно-образовательных разработок и предложений, подготовленных на Факультете социологии. Оба проекта послужили мощным стимулом развития новых учебных курсов и семинаров, роста научной активности, сотрудничества с внешними организациями для решения практических задач в сфере образования.
|
|
В.В.Козловский, координатор проектов |
|
В ходе проекта пришлось решать ряд сложных проблем. Первой проблемой оказалась инерционность и слабая степень готовности к реализации столь интенсивного по временным параметрам проекта. Например, по закупкам оборудования и литературы следовало бы заранее провести обучение (тренинг, мастер-класс) для ответственных за закупки. Тогда можно было бы предупредить многие трудности в реализации закупок оборудования и зарубежной литературы. Вторая проблема состояла в разной степени готовности координаторов к реализации проектов. Отдельные встречи и совещания координаторов носили характер обучения и повышения их профессионализма, но все же они были скорее инструктивными и контролирующими мероприятиями. Третья проблема заключалась в длительной подготовке, проверке документации, детально регламентирующей активность в рамках проекта. Эта ситуация частью приводила к ожиданию новых инструкций и документов, частью к поиску решений на усмотрение исполнителей проектов. Следует отметить слишком большой удельный вес формальных организационных дел.
Система рационального управления проектом в целом только складывается. Поток отчетности и документооборота, по-видимому, на первом этапе первостепенен, а рост инновационности и креативности пилотных проектов второстепенен. Эти проблемы частью решены, частью решаются. Между тем следовало бы, во-первых, обеспечить публичную презентацию успешно идущих проектов, с поощрением их исполнителей; во-вторых, организовать систематический обмен опытом в преодолении трудных, критических, сложных ситуаций в реализации пилотных проектов; в-третьих, провести серьезную дискуссию и деловое обсуждение пилотных проектов на уровне Университета и руководства Инновационного проекта для критической оценки состояния программы. Это повысит статус проекта и создаст дружескую атмосферу коллективного творчества.
Первый проект нацелен на разработку и внедрение инновационной образовательной магистерской программы «Социальные коммуникации». Программа утверждена и действует в рамках межфакультетского сотрудничества совместно с Факультетом филологии и искусств. Программа реализуется силами Смольного института свободных искусств и кафедры социологии культуры и коммуникации Факультета социологии по направлению «Искусства и гуманитарные науки». Сделан первый набор на новую программу, на которой с 1 сентября 2007 года учится шесть выпускников — бакалавров и специалистов Санкт-Петербургского госуниверситета.
Главное отличие обеих магистерских программ заключается в междисциплинарности, в партнерстве с другими факультетами СПбГУ, практической ориентированности на запросы государственных учреждений, бизнеса, некоммерческих организаций, то есть с потенциальными работодателями.
Новым делом стала разработка образовательного стандарта и учебно-методического комплекса новой магистерской программы «Социальные коммуникации». Для достижения высокого уровня профессионализма потребовалось создать экспертный и общественный советы программы. Был подготовлен с помощью сравнительно неширокой профессионально-общественной экспертизы перечень профессиональных требований к специалисту по социальным коммуникациям (профессиональный стандарт). В настоящее время формируется модель системы непрерывной учебной и производственной практики в организациях-партнерах. Одним из направлений работы является совместная разработка и продвижение информационно-коммуникативных продуктов и технологий, научно-исследовательских и прикладных проектов в Санкт-Петербурге, в системе власти и муниципального управления, в бизнес-организациях, некоммерческих организациях, в СМИ.
Инновационность проекта состоит в направленности на формирование глубокой интеллектуальной, профессиональной и коммуникативной компетентности будущего специалиста по социальным коммуникациям мирового уровня. Магистерская программа строится на основе принципов Болонской декларации, в первую очередь — кредитно-модульной системы, программ академической мобильности, а также интерактивных и дистанционных форм обучения. Новая программа формируется на базе реализующихся магистерских программ, в частности «Социология коммуникации», «Социология социальных изменений», «Социология культуры» и ряда других, построенных преимущественно по дисциплинарному принципу. Новые учебные курсы «Дизайн социальных коммуникаций», «Методы исследования социальных коммуникаций», «Коммуникативные технологии», «Коммуникативная компетентность в профессиональной сфере» позволяют сформировать индивидуальные образовательные траектории и заранее направить внимание и усилия студентов на подготовку магистерской диссертации высокого уровня.
|
|
Студенты и преподаватели магистерской программы «Studies in European Societies» («Европейские общества»). 2007 год. |
|
Второй пилотный проект «Европейские общества» нацелен на развитие уже существующей международной магистерской программы на английском языке. Проект направлен на решение следующих задач инновационного характера: изменение парадигмы преподавания программы «от обучения к изучению» посредством внедрения кредитно-модульной системы, переход на проблемно-ориентированное обучение; интернационализацию образовательного процесса через приглашение зарубежных лекторов (50% объема аудиторных занятий обеспечивается иностранными лекторами); ведение образовательного процесса на английском языке с изучением второго иностранного языка; отработку моделей привлечения финансовых средств на обеспечение академической мобильности.
Проект реализуется прежде всего кафедрой сравнительной социологии и Центром изучения Германии и Европы СПбГУ. В качестве партнеров проекта выступают следующие организации: факультет социологии Билефельдского университета; факультет гуманитарных, социальных и педагогических наук Магдебургского университета им. Отто фон Герике; Немецкая служба академических обменов (ДААД) и другие немецкие организации. Развитие магистерской программы поддерживается ДААД, которая выделяет определенные финансовые средства на оказание методической поддержки, приобретение информационных материалов и осуществление академической мобильности профессорского состава. Научно-исследовательские работы студентов направлены на проведение аналитических и эмпирических социологических сравнительных исследований по тематике европейских обществ. Обновляемая магистерская программа ориентирована на качественно новый уровень подготовки специалистов по европейским обществам, что особенно важно в свете постоянно расширяющегося взаимодействия с Европейским Союзом.
Несмотря на приоритетность проекта «Социальные коммуникации», оба проекта стали двигателем новых идей и структурных изменений на Факультете социологии. Они вдохнули новое содержание в учебный процесс и вызвали большой интерес со стороны профессорско-преподавательского состава факультета. Конечно, особая ответственность за координацию работы и формулировку предложений по реализации проекта «Социальные коммуникации» легла на кафедру социологии культуры и коммуникации, а проекта «Европейские общества» — на кафедру сравнительной социологии Учебно-научного центра социологии. Поскольку работа по пилотному проекту ИОМП №19 «Социальные коммуникации» только началась, трудно оценить влияние достигнутых результатов на развитие инновационного потенциала факультета и Университета.
Вместе с тем, можно отметить психологический эффект воздействия ИОМП на преподавателей и сотрудников Факультета социологии вуза. Он выражается в растущем интересе к новой программе, к проводимым мероприятиям, в новых предложениях со стороны преподавателей участвовать со своими курсами и разработками в реализации ИОМП. Привлечение молодых преподавателей, включая преподавателей базовой для ИОМП кафедры социологии культуры и коммуникации, к активной разработке новых курсов, новых научно-образовательных проектов стало важным фактором реализации на Факультете социологии инновационных проектов. В рамках пилотного проекта ИОМП №20 «Европейские общества» инновационная программа позволила Факультету социологии равноценно участвовать (в финансово-техническом аспекте) в реализации магистерской программы «Изучение европейских обществ», идущей на английском языке с момента своего возникновения. Первые экспериментальные учебные сеансы видеоконференсной работы с коллегами из Университета Билефельда (Германия) в сентябре 2007 г. с помощью телекоммуникационных средств были удачными, и это позволило создать рабочий план постоянного использования их в учебном процессе.
Для управления проектами на Факультете социологии сформирована рабочая группа, а для проведения конкурсов по распределению внутренних грантов на разработку учебно-методических материалов и реализации программ повышения квалификации в рамках проекта по решению Ученого совета факультета создана конкурсная комиссия. Нормативно организационные решения закреплены в документах Ученого совета УНЦС, технические задания по отдельным конкурсам, результаты проведенных конкурсов закреплены в решениях конкурсной комиссии по внутренним грантам в течение октября и ноября 2006 г. Документально решения оформляются в форме протоколов решений Ученого совета УНЦС, протоколов конкурсной комиссии по внутренним грантам, решений рабочей группы, распоряжений декана, графика документооборота, докладных и служебных записок. Работы по пилотным проектам начались в июне 2006 г. и состояли в подготовке плана реализации, программ обеспечения по четырем направлениям инновационного проекта. Затруднения в реализации проектов в 2007 году были напрямую связаны с задержкой финансирования практически на полгода. Ряд намеченных мероприятий пришлось переносить. В частности, от некоторых стажировок за рубежом пришлось отказаться.
В целях активного информационного сопровождения реализации инновационных образовательных магистерских программ сведения о проектах, о реализуемых конкурсах и о текущем состоянии вывешиваются на специальном стенде на Факультете социологии. Информация о проектах, новые материалы (аннотация о программе и модулях программы) размещаются на портале инновационного проекта на сайте Факультета социологии СПбГУ www.soc.pu.ru и Факультета переподготовки специалистов по социологии и социальной работе www.sociology.net.ru, а также подготовлены для публикации в “Журнале социологии и социальной антропологии”.
По проекту «Социальные коммуникации» сделано немало: разработаны рабочий вариант образовательного стандарта, необходимой нормативной документации, три модуля магистерской программы, подготовлены 10 программ учебных курсов, 4 учебно-методических пособия, проведены стажировки за рубежом. Интерес преподавателей и сотрудников Факультета социологии вызвала программа повышения квалификации «Презентация и коммуникация в преподавании социогуманитарных дисциплин» (72 часа, с вручением удостоверений Университета).
Межфакультетский характер инновационного проекта особо проявился в проведенной совместно с пилотным проектом Исторического факультета «Этнология» в начале октября 2007 года осенней школе «Визуальные методы в науке и образовании». В ней участвовали 14 преподавателей и более 30 слушателей. Решено школу, посвященную инновационным визуальным методам, проводить ежегодно.
В качестве партнеров проекта выступают Социологический институт РАН, Комитет по печати и СМИ администрации Санкт-Петербурга, различные рекламные, маркетинговые, рекрутинговые агентства, организации по связям с общественностью, корпорации и фирмы, некоммерческие организации, заинтересованные в подготовке специалистов по социальным коммуникациям. Разрабатывается план активного профессионального участия студентов в реализации научных, инновационных прикладных и консалтинговых проектов через работу в студии визуальных социальных коммуникаций для реализации практических медийных, рекламных, брендинговых, маркетинговых проектов; через работу в создаваемой лаборатории социальных коммуникаций; участие в разработке рекомендаций по организации «социальных коммуникаций» в средних и крупных предприятиях и организациях Санкт-Петербурга.
По инновационной образовательной программе №20 «Европейские общества» разработаны программы 5 учебных курсов по политическому модулю. 1. Constitutional Principles of European Democracies; 2. EU Governance and European Constitutionalization; 3. Redefining Political Relationships between Europe and the NIS; 4. Nationalistic/ Ethnic/ Religious Conflicts and Cooperation in Europe; 5. Regionalization and Multi-Level Governance in Europe. Организована и проведена международная конференция “Трансформация социального неравенства и развитие социального обеспечения в странах Центральной и Восточной Европы”, СПбГУ, 21-23 сентября 2006 г.
Резонанс вызвал приезд видного американского социолога Майкла Бурового в середине сентября 2007 года. Он выступил с докладом интересной тематики «Публичная социология». Дискуссии и обмен мнениями были чрезвычайно полезными для участников как из СПбГУ, так и из Европийского университета в Санкт-Петербурге и Центра независимых социальных исследований (ЦНСИ). Намечено опубликовать материалы дискуссий в «Журнале социологии и социальной антропологии».
Мероприятия по повышению квалификации на Факультете социологии позволили преподавателям и сотрудникам пройти обучение новым научно-образовательным и коммуникативно-информационным технологиям. В рамках системных проектов повышения квалификации по темам: инновационные информационные технологии, инновационно-аналитическая информационная среда, проектный менеджмент в России и за рубежом прошли обучение 7 преподавателей и сотрудников Факультета социологии. В рамках инновационного проекта проведена конференция молодых ученых «Потребление как коммуникация — 2006»
(1-2 июля 2006 г.), «Потребление как коммуникация — 2007» (29-30 июня 2007 г.). Факультет социологии выступил партнером в проведении всероссийской научно-практической конференции “Коммуникативные практики в современном обществе: осмысление, освоение, обучение” (23-25 ноября 2006 г.).
Факультет социологии благодаря инновационным образовательным программам приобрел необходимое для организации учебного процесса и развития научных исследований оборудование. Для реализации образовательных программ проведена модернизация и оснащение двух аудиторий.
|
|
«Взлет» выпускников программы. |
|
Эффективность реализации программы по итогам двухлетнего проекта по основным достигнутым результатам по обеим программам можно оценить как достаточно высокую. Они воплотились в качественно новых программах учебных курсов, в поиске новых подходов в организации обеих магистерских программ.
Неожиданные эффекты от реализации пилотных проектов обнаружились в ходе повышения квалификации в рамках проектов системных, в частности, программы проектного менеджмента. Обнаружилось, что ряд уже реализуемых и новых магистерских программ других факультетов Университета могут осуществляться в интеграции друг с другом гораздо успешнее. Например, для пилотного проекта «Социальные коммуникации» достижение требуемой междисциплинарности и профессионализма наиболее эффективно видится на пути партнерства и сотрудничества с рядом магистерских программ Факультета филологии и искусств, Исторического факультета, Факультета журналистики. Предварительная договоренность о научно-образовательном партнерстве была достигнута. Внутриуниверситетское партнерство оказывается новым, пока еще мало используемым потенциалом и ресурсом успешного инновационного роста.
Необходимо, чтобы результаты пионерных образовательных начинаний в СПбГУ переросли в новые стандарты компетентности, профессионализма и эффективности прежде всего профессорско-преподавательского состава, административного персонала на факультетах, где реализуются данные пилотные проекты. Эта задача вполне достижима при условии как широкого информационного продвижения новых программ и научно-образовательных продуктов, так и вовлечения административного персонала, преподавателей и студентов в интегративную коммуникацию между факультетами, образовательными программами. Обнаружилось, что ряд уже реализуемых и новых магистерских программ других факультетов Университета могут осуществляться в интеграции друг с другом гораздо успешнее
Важнейшим элементом эффективного воздействия всего Инновационного проекта является внедрение его результатов во внешнюю городскую, региональную и федеральную среду. Именно она служит новой коммуникативной средой, огромным пространством социальных коммуникаций, в котором следует налаживать прочные отношения с государственными и негосударственными организациями, бизнесом, средствами массовой информации. Возможно, следует сделать дискуссионную трибуну как в сети Интернет, на портале СПбГУ, так и на Петербургском телевидении.
Главная задача в последующем 2008 году — это активная работа по продвижению новой магистерской программы «Социальные коммуникации», налаживание контактов и проведение переговоров с государственными организациями, с заинтересованными представителями бизнес-среды, общественных организаций. Это необходимо для формирования новой профессиональной программы подготовки будущих специалистов, компетентных и востребованных на рынке труда. Необходима подготовка специалистов по социальным коммуникациям с опережением требований будущих работодателей, то есть специалистов, умеющих работать с существующими коммуникативными технологиями и способных разрабатывать новые коммуникативные продукты и технологии. Задача пилотного проекта «Европейские общества» заключается в существенном обновлении программ учебных курсов, а также в партнерстве с потенциальными работодателями в России и за рубежом.
Пилотный проект «Социальные коммуникации» завершается. Основные задачи решены, магистерская программа реализуется. Пилотный проект «Европейские общества» уже зарекомендовал себя как инновационный и международный. Есть все основания полагать, что оба послужат созданию инновационной образовательной среды на факультете социологии.
Инновационная программа «Инновационная образовательная среда в классическом университете», реализуемая СПбГУ, уже стала большой экспериментальной площадкой для создания новых образовательных программ на факультетах. Инновационный проект свидетельствует, что современный классический университет может быть успешным и лидирующим, лишь обновляя свой научный и образовательный потенциал и поддерживая не только точки роста, но новые структурные звенья.
В.В.Козловский, профессор, заведующий кафедрой социологии культуры и коммуникации Факультета социологии, координатор проектов
|