Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 17 (3765), 30 ноября 2007 года

Пилотный проект

«Прикладная математика и информатика»

Что такое инновационный проект в системе образования? — примета времени

Наверное, каждый человек ощущает одну из примет современной жизни — нарастающую динамичность ее течения. Уникальность времени, в котором мы живем, состоит в том, что само время ощущается иначе, чем это было даже не сто, а несколько десятилетий назад. Современные философы ввели новое понятие — «социальное время», которое, в отличие от астрономического, измеряется насыщенностью происходящих в обществе событий и изменений.

Н.В.Смирнов, координатор проекта

Н.В.Смирнов, координатор проекта

Дело в том, что частота обновления технологических решений в самых разных отраслях экономики современной цивилизации постоянно увеличивается. Например, если в древности люди веками обрабатывали землю сохой или плугом, а грузы перевозили исключительно на гужевых повозках, то теперь наблюдается обратная картина: за время жизни одного поколения людей успевают смениться несколько поколений самолетов, автомобилей, компьютеров и так далее. Когда сегодня рассказываешь студентам о своей студенческой жизни и о том, как двадцать лет назад все компьютеры, мягко говоря, были большими, а для написания элементарной программы было необходимо подготовить стопку картонных перфокарт толщиной несколько сантиметров, то на тебя смотрят как на динозавра, заставшего «каменный век» развития науки.

Эту объективную закономерность невозможно игнорировать, ее нужно осознать в качестве «закона времени» и обязательно учитывать как в своей собственной жизни, так и в жизни государства. Дело в том, что закон времени диктует смену логики социального поведения людей. Если говорить языком физики, то проблему можно сформулировать следующим образом: ударная волна технологических обновлений с нарастающей частотой воздействует на жизнь общества, заставляя его постоянно пересматривать стереотипы своей жизни и внутренней организации. Для конкретного человека это означает, что однажды полученных знаний ему не хватит на всю жизнь, более того, даже то, что он изучает сегодня в вузе, может устареть к моменту получения диплома.

Естественно, что система образования, как система накопления, классификации и передачи информации вступающим в активную жизнь поколениям, в первую очередь начинает ощущать динамику современной жизни и влияние закона времени. Более того, ее основная функция — среагировать на изменения, учесть их и по возможности эффективно подготовить современных студентов к будущей профессиональной карьере. Конкретные тенденции уже заметны. Это и стремление прогнозировать потребности рынка труда и откликаться на них оперативной разработкой новых учебных программ, это предоставление больших возможностей студентам по выбору собственной «образовательной траектории», как это принято сейчас называть, и многое другое. Острота дискуссий по всем этим проблемам и вопросам есть отражение объективных перемен в жизни общества — примета времени.

Как все начиналось

Саму идею проведения конкурса среди университетов страны в области модернизации системы образования можно считать продуманной реакцией государства на вызов времени. На практике это привело к внедрению новых принципов финансирования высшей школы в рамках национального проекта «Образование». Причем главный из них — вовлечение в процесс инновационных изменений как можно большего числа сотрудников университетов. Основной рабочий инструмент — проектная деятельность коллективов на местах. Таким образом, для победы в конкурсе каждый университет должен был, прежде всего, сформулировать концепцию модернизации учебного процесса, а затем подкрепить ее планом конкретных мероприятий-проектов.

Естественно, что за разработку общей концепции отвечала специально созданная в ректорате структура — дирекция инновационного образовательного проекта, а планирование конкретных пилотных программ было поручено факультетам. Вот так и возник проект СПбГУ «Инновационная образовательная среда в классическом университете», в основе которого 28 пилотных проектов факультетов Университета.

Любое новое дело требует больших усилий именно на старте. Когда весной 2006 года, в конце учебного семестра, первая информация о возможности участия в национальном проекте дошла до факультетов, мало кто представлял себе масштаб организационной работы, а сжатые сроки подготовки заявки создавали впечатление нереальности происходящего. Здесь нужно отдать должное коллективу Факультета прикладной математики–процессов управления и организаторским способностям его декана, профессора Л.А.Петросяна. Сказать, что был организован мозговой штурм, это значит не сказать ничего. На факультете была создана рабочая группа для сбора предложений от членов трудового коллектива и координации всех действий. Около двух недель группа работала в непрерывном режиме. В этот момент очень четко проявилось отношение людей к общему делу. Инициативу проявляли именно те преподаватели и те кафедры, которые и до этого момента имели неплохие заделы в научных исследованиях.

Предложений поступало очень много. Единственным ограничением была формула финансирования: на каждый вложенный рубль внебюджетных средств факультета можно было получить пять рублей государственной субсидии. В результате тщательного анализа заявок и собственных финансовых возможностей факультет ПМ–ПУ предложил включить в план общеуниверситетского проекта три самостоятельных пилотных проекта и один совместно с Физическим факультетом с общим объемом финансирования в 24 миллиона рублей. Мне было предложено стать координатором одного из них.

Пилотный проект «Прикладная математика и информатика»

Первые месяцы работы над проектом были, наверное, самыми сложными. Трудно было, прежде всего, потому, что механизмы принятия решений, организации внутренних конкурсов, проведения конкурсов на поставку оборудования, текущей отчетности и многого другого отрабатывались по ходу дела. Однако благодаря четкой работе дирекции проекта все технические вопросы снимались быстро и квалифицированно. Сейчас, подводя предварительные итоги, можно с уверенностью утверждать, что одним из результатов работы на университетском уровне является появление того коллектива управленцев, который способен четко формулировать направления и цели развития как Университета в целом, так и отдельных факультетов.

Одной из целей проекта «Прикладная математика и информатика» являлось создание бакалавриата и магистратуры по соответствующему направлению. По сути это модернизация программы обучения специалистов. Переход на двухуровневую систему высшего образования воспринимается в обществе неоднозначно. Есть в этом деле свои плюсы и минусы. В рамках небольшой заметки сложно провести полноценный анализ данной ситуации. Несомненно лишь одно: успех любого дела зависит от правильного понимания конечных целей его реализации. Если реформа образования будет соответствовать вызову времени, о котором было упомянуто выше, то она принесет определенную пользу.

Что это означает для конкретного студента и его профессионального будущего? Если изменение системы подготовки позволит будущему специалисту чувствовать динамику жизни и самостоятельно пополнять запас своих знаний, то его не будут пугать перспективы постоянного повышения квалификации. Более того, при правильной интерпретации, если угодно, при правильной культуре мировосприятия человек будет осознавать это как естественный процесс самосовершенствования и творческого развития. В этом смысле бакалавриат дает возможность выбора дальнейшего пути по двум вариантам: либо сразу по окончании (через 4 года) идти работать по специальности, занимаясь конкретным делом, либо продолжить образование в магистратуре. Принципиальный момент здесь именно в том, что студент уже при поступлении в Университет должен понимать эту потенциальную возможность. При этом огромное значение имеет качество преподавания и понимания тех же вопросов со стороны преподавателей факультета. Убежден, что только ответственное отношение и понимание сути происходящих перемен всеми участниками учебного процесса позволит сохранить все лучшие элементы советской системы образования и дополнить их новыми возможностями.

Если теперь кратко описать результаты реализации проекта, то получится следующая картина. Несомненным положительным фактом стоит считать организацию конкурсов на разработку методических материалов для обеспечения учебного процесса по новому направлению: разработка компетенций и навыков, которыми должны обладать выпускники; создание на основе наработанного опыта учебных планов бакалавриата по направлению «Прикладная математика и информатика» и магистерской программы «Методы прикладной математики и информатики в задачах управления». Далее, также на конкурсной основе, началась разработка методических пособий для студентов по всем основным курсам бакалавриата и магистратуры. При этом отдельный грант был выделен для создания электронного шаблона, позволяющего одновременно готовить оригинал-макет рукописи для издания и интерактивный электронный учебник, оснащенный приложениями в виде контрольных, лабораторных и курсовых работ, рассчитанных на студентов дистанционного обучения. В работе по этим проектам приняло участие как минимум две трети преподавателей факультета.

Часть проектов была направлена на информационную поддержку создаваемого учебного направления. Так, были разработаны концепция системы дистанционного обучения и действующий прототип информационно-консультационной среды. Последняя позволит в будущем создать электронную базу данных для студентов дистанционного обучения, в основе которой будут разработанные электронные учебники. Среда также даст возможность организовать электронные рабочие места преподавателей, оснащенные учебно-методическими комплексами по каждой дисциплине и специальным программным обеспечением для проверки текущей успеваемости студентов и статистической обработки результатов выполнения ими контрольных работ.

Не менее важным направлением работы было приобретение различной техники для обеспечения учебного процесса. На выделенные средства факультет смог приобрести оборудование для двух современных лабораторий: компьютерного моделирования вычислительных сетей и моделирования медико-биологических систем. Основу последней составляет мощный микроскоп, который, по замыслу преподавателей кафедры управления медико-биологическими системами, позволит на практике проверять результаты математического моделирования. Кроме этого, практически все кафедры факультета удалось оснастить современной мультимедийной техникой, необходимой для эффективной организации учебного процесса.

Отдельным разделом в плане проекта была предусмотрена возможность повышения квалификации сотрудников. Вот лишь небольшая географическая справка поездок преподавателей факультета: Университет Joensuu (Финляндия); Университет штата Мичиган (Michigan State University, East Lansing, USA); Университет Warwick (Великобритания); Университет Qingdao (КНР). Стоит ли говорить, что для молодых сотрудников, а их было большинство в составе делегаций, это был неоценимый опыт общения с коллегами из зарубежных университетов! В ходе этих визитов активно изучался процесс организации учебных программ различного уровня и соответствующих научных исследований.

В заключении следует отметить два основных момента. На общегосударственном уровне эксперимент по отработке новых форм финансирования высшей школы в рамках национального проекта «Образование» несомненно состоялся. Элемент софинансирования повысил ответственность коллективов при планировании и реализации конкретных проектов. Люди впервые за долгие годы ощутили не просто поддержку со стороны государства, но и почувствовали свою профессиональную значимость, так как государство, обеспечивая финансирование, не навязывало конкретных форм работы на местах. Это вселяет определенную надежду на то, что система образования справится с основными вызовами времени, а ее модернизация будет полезна обществу. На факультетском уровне результаты реализации проекта очевидны. Направление бакалавриата «Прикладная математика и информатика» уже работает, 1 сентября 2007 года состоялся первый набор студентов. Остается лишь поддерживать взятый темп по совершенствованию форм и принципов организации учебного процесса.  

Н.В.Смирнов,
профессор, координатор проекта

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков