Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 17 (3765), 30 ноября 2007 года
Факультет международных отношений

Пилотный проект

«Исследования Балтийских и Северных стран»

Кадры для Северного измерения — на службу интересам России

Политика Северного измерения призвана объединить усилия разных стран для решения проблем севера — проблем, в полный рост стоящих перед сегодняшней Россией. Реализация этой политики требует кадров нового типа. Подготовка таких кадров осуществляется совместно в СПбГУ и финском Университете Тампере. Высокое качество программы подтверждают не только карьерные успехи наших выпускников, но и то, что с 2009 года они будут получать двойной диплом: СПбГУ и Университета Тампере. Сегодня преподаватели инновационной образовательной программы «Исследования Балтийских и Северных стран», модернизация которой проводилась при поддержке национального проекта «Образование», подводят итоги многолетней работы, делятся опытом и строят планы на будущее.

В ноябре 2006 года президент России Владимир Путин и его коллеги из Хельсинки, Осло, Рейкьявика и Брюсселя на саммите в финском городе Лахти подписали рамочное соглашение, превратившее Северное измерение из политики Европейского союза в общую политику России, Евросоюза, Норвегии и Исландии. Однако уже за год до этого знаменательного события для экспертов на Северо-Западе России, а также в странах Северной Европы и Балтии стало очевидно, что в международных отношениях на севере Европы наступает новый этап. Фактически, ноябрьский документ 2006 года подтвердил, что инновационный характер международных отношений в этом регионе признается на самом высоком уровне.

На месте региона Балтийского моря, созданного для преодоления наследия «холодной войны» в Северной Европе и начавшего исчезать по мере выполнения этой задачи, появился регион Северного измерения. В отличие от региона Балтийского моря, где наиболее важными проблемами были переход стран Балтии, Польши и России к демократии и рыночной экономике, а также обеспечение бесперебойного транзита российского сырья на Запад через территорию этих стран, перед регионом Северного измерения стоят гораздо более амбициозные задачи. Целью здесь является стать самым конкурентоспособным регионом в мире, а для этого необходимо минимизировать значение трех главных проблем севера, ведущих к удорожанию товаров и услуг, производимых здесь.

Эти проблемы: холодный климат, обширная территория с относительно небольшим населением, а также уязвимая окружающая среда — характерны не только для Северных стран, стран Балтии и Северо-Запада России, но для России в целом. Преодоление этих проблем совместными усилиями органов власти, бизнеса и неправительственных организаций в регионе Северного измерения требует подготовки принципиально новых специалистов, владеющих междисциплинарными подходами к решению политических, экономических и правовых проблем в энергетике, демографии, развитии транспортной инфраструктуры и экологии.

В 2005 году профессорско-преподавательский состав Факультета международных отношений СПбГУ, Петрозаводского государственного университета и финского Университета Тампере поставил себе целью создать программу подготовки именно таких специалистов. Для этого был создан пилотный проект по международным отношениям в рамках российско-финляндского проекта «Трансграничный университет», модернизированы учебные планы и программы курсов существующих в России и в Финляндии магистерских программ. В Финляндии эта работа осуществлялась за счет программ Совета министров Северных стран, а в России — при поддержке инновационного проекта «Инновационная образовательная среда в классическом университете» — программы поддержки вузов, внедряющих инновационные образовательные технологии национального проекта «Образование».

Целью проекта, который будет продолжен и после завершения государственной поддержки по линии национального проекта «Образование», является создание совместной магистерской программы. Ведь как проблемы Севера ни одна из северных стран не может решить в одиночку — для чего и создавалась политика Северного измерения — так и подготовка специалистов такого класса усилиями педагогов из одного университета представляется задачей слишком затратной. Уже сегодня можно с уверенностью сказать, что наиболее успешные и трудоспособные студенты инновационной образовательной программы «Исследования Балтийских и Северных стран», зачисленные в Санкт-Петербургский государственный университет летом 2007 года, получат в 2009 году не только дипломы СПбГУ, но и дипломы Университета Тампере.

Об этом преподаватели российского и финского университетов договорились на встрече в Тампере в начале ноября. Автору этих строк, который также принял участие в тех без преувеличения исторических переговорах, удалось пока мы ехали в поезде, уговорить преподавателей, создающих совместную магистерскую программу с финнами, поделиться своими соображениями о ходе реализации проекта. Рассказывает автор курса «Международное экономическое сотрудничество в регионе Балтийского моря», руководитель магистерской программы «Исследования Балтийских и Северных стран» профессор Николай МЕЖЕВИЧ:

— Инновационный проект позволил вывести организацию студенческой мобильности на качественно новый уровень. Разумеется, на Факультете международных отношений поездки студентов за рубеж являются практически частью учебного процесса. Ведь по окончании Университета международникам приходится много ездить по работе, и на протяжении двух лет, что студенты проводят на нашей программе, мы постоянно настраиваем их на то, что наш выпускник в буквальном смысле слова «живет на чемоданах». И хотя пока проводить часть учебного времени за рубежом не является для наших студентов обязательным, на практике на нашей программе, которая существует уже четыре года, не было ни одного студента, который не съездил бы за период обучения за границу: либо по обмену в один из университетов-партнеров, либо на международную конференцию.

Другое дело, что раньше студенты уезжали по обмену в университеты Балтийских и Северных стран «вслепую» и лишь по прибытии на место определялись с тем, что же они будут там изучать. Сегодня благодаря инновационному проекту мы смогли улучшить взаимодействие с почти тридцатью университетами в регионе Северного измерения, с которыми мы сотрудничаем. Теперь мы задолго до отъезда студента в командировку можем получить список курсов, которые он сможет там посещать, и советуем студенту, какие курсы ему следует выбрать в том или ином партнерском университете, чтобы приобрести компетенции, которыми должен обладать выпускник нашей программы.

 

Автор курса «История международных отношений в регионе Балтийского моря», заместитель заведующего кафедрой европейских исследований Факультета международных отношений по научной работе, профессор Ирина НОВИКОВА:

— Инновационный проект дал нам возможность по-новому взглянуть на организацию самостоятельной работы студентов. Ведь в отличие от бакалавриата, где студенты получают классическое высшее образование, каждый выпускник магистратуры — уникальный специалист. И уникальность его формируется не только в ходе лекций и семинаров, которые для всех студентов магистратуры организуются по единому сценарию, но и в ходе самостоятельной работы. Поэтому рост внимания к организации самостоятельной работы студентов, который на нашей программе пришелся на период реализации инновационного проекта, представляется не только оправданным, но и чрезвычайно важным.

Раньше организацией самостоятельной работы студентов занимался тот же преподаватель, который читал лекции и проводил семинары, а самостоятельная работа сводилась к чтению дополнительной литературы и письменным работам. Опыт сотрудничества с финнами познакомил нас с новыми формами организации самостоятельной работы студентов. Это и экзамены по прочитанной литературе, которые организуются отдельно от лекционного или семинарского курса, которые рано или поздно обретут полноправное место в наших учебных планах. Это и «учебные дневники» — нечто среднее между нашими конспектами и анкетами «обратной связи» между студентами и преподавателем — которые являются обычной формой самостоятельной работы студентов в Финляндии, и с которыми недавно познакомились и наши студенты.

 

Автор семинара «Актуальные проблемы стран Балтии», заместитель декана Факультета международных отношений по учебной работе, доцент Наталья РЯЗАНЦЕВА:

— Благодаря инновационному проекту мы познакомились с учебными планами не только Университета Тампере, но и других университетов стран Северной Европы и Балтии, вообще с нормативно-правовой базой образовательных программ в этих странах. Стоит заметить, что иногда нам есть чему у них поучиться. Причем соотношение обязательных дисциплин и дисциплин по выбору студентов в российских и финляндских университетах практически равное. Другое дело, что в качестве дисциплины по выбору студент в Финляндии может выбрать абсолютно любую дисциплину, а не только дисциплину «из данного цикла». Он даже может поехать за границу и прослушать любую дисциплину в зарубежном университете, и дома она будет ему засчитана в качестве дисциплины по выбору.

Такая система в значительной мере способствует тому, о чем говорила Ирина Николаевна — превращению сегодняшнего магистранта в завтрашнего уникального специалиста. Та же система, которая на практике существует сегодня в Санкт-Петербурге, напротив, ограничивает выбор студента. В процессе модернизации инновационной образовательной программы «Исследования Балтийских и Северных стран» мы избавились от этой проблемы, однако не секрет, что на некоторых образовательных программах в СПбГУ до сих пор существуют дисциплины по выбору, где на практике студенту приходится «выбирать» из одного курса. Представляется, что формулировка «дисциплина данного цикла» должна быть исключена как из нормативно-правовой базы, так и из практики организации учебного процесса в нашем Университете.

 

Автор курса «История и методология международных и региональных исследований», заведующая магистратурой Факультета международных отношений, доцент Наталья ЗАСЛАВСКАЯ:

— Вот уже семь лет я знакомлю магистрантов Факультета международных отношений, обучающихся по направлению «Регионоведение», с основами теории международных отношений, и знаю, что большинство учебников по этой проблематике написано в Америке или в Англии. В некоторых вузах-партнерах, например, в ряде шведских университетов, на это давно «махнули рукой»: там преподают по британским учебникам, а написание собственных учебников и методических пособий не является приоритетом развития вуза. Вместе с тем, учебники и учебно-методические пособия — основа организации самостоятельной работы студентов. На Факультете международных отношений СПбГУ создание учебников и пособий является одним из приоритетов развития, а преподаватели, читающие лекции и ведущие семинары по собственным учебникам, получают существенные надбавки к зарплате.

Инновационный проект в этой сфере позволил нам подойти к решению важной проблемы: созданию учебных пособий, ориентированных не только на наших студентов и — шире — на российских студентов, изучающих международные отношения, что позволит им выйти на международный уровень. При поддержке инновационного проекта в этом году выйдут два учебных пособия на английском языке, по которым будут преподавать не только в СПбГУ, но и в Университете Тампере. Но и после прекращения государственного финансирования по линии национального проекта «Образование» это направление деятельности не будет свернуто. Напротив, уже существует договоренность с преподавателями Университета Тампере, что в будущем году мы начнем писать совместный учебник.

 

Автор семинара «Организация повышения квалификации за рубежом», доцент Дмитрий БОЛОТОВ:

— Одна из важнейших проблем современных международных отношений — в том, что их характер постоянно меняется. Соответственно, и специалисту по международным отношениям приходится за годы своей карьеры постоянно переучиваться. Наши партнеры среди органов государственной власти, коммерческих предприятий и неправительственных организаций, особенно из стран Северной Европы, уделяют повышению квалификации своих сотрудников существенное внимание. Я рад, что сегодня ситуация в этой сфере меняется и в России. В том числе благодаря национальному проекту «Образование». Ведь он не только способствовал повышению квалификации наших преподавателей и сотрудников, но и позволил им освоить инновационные образовательные технологии, принятые в других вузах в России и за рубежом.

В процессе модернизации инновационной образовательной программы «Исследования Балтийских и Северных стран» в учебный план был включен семинар «Организация повышения квалификации за рубежом», в ходе которого студенты делятся опытом своих зарубежных стажировок, рассказывают друг другу о новых образовательных возможностях, предупреждают друг друга о тех местах, где можно «наступить на грабли». Представляется, что в перспективе на основе переосмысления этого опыта появится возможность создать на базе Факультета международных отношений СПбГУ центр переподготовки специалистов по международным отношениям, где могли бы проходить повышение квалификации сотрудники наших партнерских организаций, в первую очередь органов государственной власти.

 

В заключение хотелось бы призвать все образовательные учреждения, где существуют международные образовательные программы с двойным дипломом, более щедро делиться опытом. Ведь такие программы существуют и на других факультетах СПбГУ, и в других вузах Петербурга, и в других городах России. Однако спрос на такие программы среди абитуриентов в разы превышает существующее предложение. И распространение опыта создания таких программ является важнейшей задачей. В сентябре восемьдесят преподавателей Факультета международных отношений СПбГУ прошли повышение квалификации в Финляндии, в ходе которого они познакомились с опытом инновационной программы «Исследования Балтийских и Северных стран».

Благодаря этому создание магистерских программ с двойным дипломом стало одним из приоритетных направлений развития на Факультете международных отношений. Уже сегодня при поддержке национального проекта «Образование» создается совместная магистерская программа с Университетом Майами во Флориде, США. Обсуждается создание совместных магистерских программ с другими университетами в Америке и Европе. И хотя с того дня, когда представители двух университетов принимают решение о создании совместной программы, до получения их студентами двойных дипломов проходит немало времени — на программе «Исследования Балтийских и Северных стран» это заняло пять лет — наш опыт показывает: двойной диплом возможен. Тем же из наших коллег, кто сегодня идет по проторенному нами пути, хочется пожелать терпения и удачи.  

Дмитрий Ланко,
доцент кафедры европейских исследований, координатор проекта

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков