Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 17 (3765), 30 ноября 2007 года
Медицинский факультет

Пилотный проект

«Учебно-научный лабораторный комплекс Медицинского центра СПбГУ как основа развития инновационных образовательных технологий»

Развитие медицинской науки — открытия в области молекулярной биологии и молекулярной генетики, достижения физико-химической биологии и иммунологии, успехи в изучении строения и функции живых систем, создавшие новые возможности в диагностике, исследовании патогенеза и лечении многих заболеваний, внедрение новых медицинских технологий, изменение экономических условий развития страны — все это потребовало качественного изменения форм подготовки специалистов, обучения их интегративному подходу к изучению процессов, протекающих в организме человека.

Информационно-аналитическая система «Глобус-медикус»

Информационно-аналитическая система «Глобус-медикус»

Карта здоровья универсанта.

Карта здоровья универсанта.

Трансляция операции с использованием интернет-технологий.

Трансляция операции с использованием интернет-технологий.

Модель специалиста обязательно должна включать в себя умение и готовность врача оперативно реагировать на изменение ситуации не только совершенствованием имеющихся навыков, но и освоением принципиально новых подходов к диагностике, профилактике, лечению, к пониманию сущности болезни. Более того, определенная часть специалистов должна работать с опережением ситуации, выполняя прогностические функции. Осуществление этого направления деятельности без серьезной фундаментализации образования врача невозможно.

Серьезной проблемой для подготовки новой формации специалистов в области медицины является отсутствие в составе университетов современной, оснащенной высокотехнологичным медицинским оборудованием учебной клинической базы. Требования к подготовке специалистов медицинского профиля в современных условиях чрезвычайно высоки, а клинические базы, предоставляемые городскими учреждениями здравоохранения, не всегда могут обеспечить использование передовых медицинских и организационных технологий в области организации здравоохранения.

Успешная мировая практика показывает, что эффективной базой для формирования специалистов с универсальными знаниями являются университеты. Широкие возможности университетов определяются единством учебного и научного процессов, что является концептуальной основой системы университетского образования. Объединение университетских возможностей фундаментального медико-биологического образования с демонстрацией на практике современных высокотехнологичных методов диагностики и лечения позволило бы сделать качественный скачок в подготовке специалистов в различных областях медицины.

В 2003 году в Санкт-Петербургском государственном университете был организован Медицинский лечебно-диагностический учебно-научный центр (далее — Медицинский центр), в котором созданы условия для инновационного развития системы профессионального медицинского образования. Деятельность Медицинского центра направлена на динамичное совершенствование системы подготовки специалистов в соответствии с изменяющимися требованиями времени. Организация работы Медицинского центра позволяет устранить все еще существующий разрыв в теоретическом учебном процессе и освоении студентами, интернами, клиническими ординаторами практических навыков, что является отражением концепции непрерывного медицинского образования от школы до одной из форм последипломного обучения.

В 2006 году в Медицинском центре реализуется проект по созданию учебно-научно-лечебного комплекса в рамках Инновационной образовательной программы СПбГУ как основы инновационного образовательного процесса. Основными направлениями этого проекта являются:

  • создание учебных лабораторий, позволяющих разработать и внедрить инновационные образовательные программы для обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов, обретения ими навыков исследовательской работы;
  • совершенствование методов довузовского образования, повышение эффективности деятельности Малого медицинского факультета, создание специализированных медико-биологических классов для максимального привлечения профессионально ориентированных абитуриентов;
  • открытие в Университете Медицинского колледжа и придание ему особого статуса в системе непрерывного университетского медицинского образования;
  • создание системы дистанционного обучения, максимальное использование в учебном процессе современных компьютерных и информационных технологий;
  • развитие системы послевузовского образования: расширение программ обучения в интернатуре и клинической ординатуре, усиление их междисциплинарной интегративности, разработка и реализация различных программ дополнительного образования в наиболее востребованных направлениях медицины.

Приобретенное оборудование позволило внедрить в учебный процесс информационно-аналитическую систему «Глобус-медикус», создать распределенную вычислительную сеть, объединяющую территориально удаленные друг от друга учебные подразделения Медицинского центра. Использование этих технологий представляет новые возможности для формирования учебно-научной информационной базы Медицинского центра с использованием Единой электронной карты как универсального инструмента идентификации студентов/преподавателей СПбГУ при обращении к электронной информационной системе. Кроме того, стало возможным применять методы дистанционного обучения, удаленных консультаций, обеспечить информационную поддержку врачей-практиков и ученых-исследователей. Так, например, в июне 2007 года на базе Медицинского центра был организован мастер-класс по выполнению операций, проводимых внутриутробно на экспериментальных животных (овцы) в рамках российско-германского симпозиума «Последние достижения в акушерстве, гинекологии и неонатологии». Эти операции транслировались с помощью Интернет-технологий в другие медицинские учреждения.

Технология передачи потоков видеоизображения с «Микровизора» на удаленный экран.

Технология передачи потоков видеоизображения с «Микровизора» на удаленный экран.

«Микровизоры»

«Микровизоры»

Видеомикроскопический класс.

Видеомикроскопический класс.

Сконструированы и запущены в эксплуатацию видеомикроскопические классы, аналогов которым нет в России. Технология прямого цифрового видеодокументирования с микроскопического изображения с помощью «Микровизоров» создает уникальную возможность непосредственной обработки исследуемых изображений и их сохранения в память прибора без дополнительного использования ЭВМ. Использование технологии передачи потоков видеоизображения с «Микровизора» на удаленный экран рабочего места преподавателя позволяет на качественно новом уровне организовать процесс учебно-лабораторного практикума. Наличие видеомикроскопических классов позволяет в режиме реального времени проводить экспериментальные работы на каждом практическом занятии (используя одно экспериментальное животное), изучая механизмы развития тех или иных патологических процессов, применяя дистанционный принцип. Сопоставление морфологических и клинических проявлений болезней на всех этапах позволяет привить студентам навыки клинико-анатомического анализа. Оснащение таких классов является основой виртуальных лабораторий, в которых знания хранятся в подготовленном преподавателем виде.

Созданный учебный лабораторный комплекс, единственный в городе по уровню оснащения, позволяет студентам проводить самостоятельную исследовательскую работу. На шестом курсе выполняется дипломная работа с представлением результатов собственных экспериментальных изысканий. Это один из путей самореализации и источник дополнительной мотивации к научно-исследовательской деятельности, что является важным фактором становления личности современного врача и отражает индивидуальный подход в воспитании студентов. В Медицинском центре созданы условия для подготовки и переподготовки научно-педагогических и медицинских кадров высшей квалификации, активизации участия молодых ученых, аспирантов и студентов в исследованиях; для развития информационных технологий в научном, учебном и лечебно-диагностическом процессах.

Медицинский центр выступает как экспериментальная инновационная площадка, центр реализации новых образовательных и научных программ; способствует развитию медицинской науки и клинической медицины, высоких медицинских технологий для повышения качества медицинского образования в России, а значит, и для улучшения состояния здоровья населения.

Средства, направленные на развитие инноваций в учебном процессе в рамках приоритетного национального проекта «Образование», позволили существенно развить материальную базу и создать основу для использования современных методик в медицинском образовании. Выделение государством подобного объема средств раз в 3-4 года позволило бы поддерживать медицинское образование в ведущих российских вузах на самом современном уровне.  

С.В.Петров,
профессор, декан Медицинского факультета;
О.В.Фионик
,
ученый секретарь Медицинского факультета

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков