Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 17 (3765), 30 ноября 2007 года
Исторический факультет

Пилотный проект

«Этнология»

Пилотный проект «Этнология» реализуется на Историческом факультете. Основная цель проекта — создание методико-технологического комплекса, необходимого для открытия и реализации на факультете образовательной программы бакалавриата по направлению «Этнология». Еще до начала реализации в Университете национального проекта, в 2005 г., кафедра этнографии и антропологии при поддержке администрации Исторического факультета проделала значительный путь по разработке образовательного стандарта и необходимых методических материалов по направлению «Этнология». В настоящее время в Общероссийском классификаторе специальностей и перечне направлений подготовки направление «Этнология» отсутствует. Однако во всех крупных университетах мира существует подготовка бакалавров по этнологическим и близким этнологии программам (культурная антропология и другие). Для России данное направление носит инновационный характер. В то же время при его реализации мы можем опираться на существующий серьезный задел, созданный в рамках специализации «Этнография и антропология». Кафедра этнографии и антропологии Исторического факультета ведет подготовку по этой специализации (в рамках специальности «История») с 1968 г. В 2005 г. кафедра этнографии и антропологии подготовила проект Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по этнологии (ГОС ВПО «Этнология»—бакалавриат и ГОС ВПО «Этнология»—магистр). В ходе подготовки программы и учебного плана был проведен ряд научно-практических семинаров, в которых приняли участие представители ведущих учреждений этнологического профиля Санкт-Петербурга. На этих семинарах со стороны потенциальных работодателей выпускников программы были сформулированы основные требования к содержанию программы и компетенциям выпускников. Все предложения были учтены при доработке программы и учебных планов. Проект был утвержден Методической комиссией СПбГУ, Ученым советом СПбГУ, Координационным советом и советами УМО вузов по образованию в области инновационных междисциплинарных программ (решение от 14 апреля 2005 г.). Однако на уровне Министерства образования и науки решить вопрос об утверждении стандарта и учебного плана пока не удалось. Участие в национальном проекте мы рассматриваем как возможность подготовить необходимую технолого-методическую базу для открытия программы подготовки по направлению «Этнология». Для нас важно, если СПбГУ получит право открывать образовательные программы бакалавриата, отсутствующие в списке министерства. До открытия бакалаврской программы закупаемое оборудование, информационные и методические разработки внедряются и используются в рамках существующей подготовки по специализации «Этнография и антропология» в целях ее существенной модернизации.

Занятия осенней школы «Визуальные методы в науке и образовании»

Занятия осенней школы «Визуальные методы в науке и образовании»

Одной из основ подготовки этнографа/этнолога-профессионала является полевая этнографическая практика, участие в коллективных и самостоятельных полевых экспедициях. С самого основания кафедра этнографии и антропологии отводила этой части образовательного процесса одно из ключевых мест. В рамках реализации пилотного проекта «Этнология» мы осуществляем модернизацию технолого-методической базы существующих этнографических практик и экспедиций. В 2006 г. мы закупили необходимое оборудование для проведения практик и экспедиций: фото- и видеоаппаратуру, диктофоны, мобильные компьютеры для камеральной обработки материалов в полевых условиях, навигационное оборудование, мини-электростанцию и другое оборудование. Все это позволит выйти на уровень современных мировых стандартов оснащения этнографических экспедиций, активнее развивать такое перспективное направление, как аудиовизуальная антропология, увеличить количество и качество полевого экспедиционного материала — основы нашей научной дисциплины. Освоение учащимися в ходе экспедиционных практик нового оборудования позволит расширить спектр компетенций выпускников в соответствии с современными требованиями профессионального сообщества этнографов/этнологов.

В текущем 2007 году приобретенным за счет средств нацпроекта оборудованием были оснащены три полевых экспедиционных отряда кафедры этнографии и антропологии, которые провели полевые этнографические исследования на полуострове Канин в Ненецком автономном округе (Северная экспедиция СПбГУ), в Ленинградской области и на территории Нарочанского национального парка в Республике Беларусь. Благодаря новому оборудованию значительно увеличилось количество собранного полевого материала, он стал более разнообразным и качественным. Так, например, новые типы данных были получены с помощью GPS-навигаторов. Преподаватели и студенты приобрели навыки использования в полевых условиях современного оборудования.

Второе важное направление реализации нашего пилотного проекта логически вытекает из первого — это создание технологического комплекса по камеральной обработке и архивации полевого этнографического материала. Эти навыки также входят в список важнейших профессиональных требований, которые предъявляют потенциальные работодатели нашим выпускникам. В 2007 г. было закуплено оборудование для оснащения четырех рабочих мест по камеральной обработке и архивации полевых этнографических данных разного типа — текстового, фото-, аудио-, видеоматериала. Одновременно начато создание базы данных электронного архива полевых этнографических материалов. Для этой цели закуплена система квазионлайного хранения цифровых данных. В настоящее время уже разработана модель базы данных электронного архива и ее первая версия, проводится оцифровка существующих полевых материалов, поступивших в архив кафедры этнографии и антропологии в предыдущие годы, а также заполнение базы данных архива. Обучение оцифровке полевых материалов, обработке цифровых данных и работе с базой данных архива осуществляются в ходе архивной практики студентов и в рамках полевой практики в качестве ее итоговой, камеральной части. Камеральная обработка начинается в поле и продолжается по возвращении из экспедиции в течение учебного года.

В ходе реализации проекта при содействии Исторического факультета в качестве софинансирования были отремонтированы две учебных аудитории, одна из которых оснащена мультимедийной техникой.

Северная экспедиция СПбГУ

Северная экспедиция СПбГУ

Другое важное направление работы в рамках пилотного проекта «Этнология» — создание электронной библиотеки этнографических изданий. В эту библиотеку вошли классические и современные научные и учебные тексты по этнографии/этнологии отечественных и зарубежных авторов. Создание электронной библиотеки этнографических изданий осуществляется нами в сотрудничестве с Российской государственной библиотекой (г. Москва) и Лабораторией информационных систем Института филологических исследований СПбГУ. Часть этих материалов доступна через локальную сеть Исторического факультета, другие доступны через Интернет (http://epr.iphil.ru). Кроме того, на базе оцифрованных копий изданий ХIХ–ХХ вв. подготовлены две тематические коллекции, посвященные российско-казахстанским (http://kz.ethnography.ru) и российско-белорусским этнокультурным связям (http://by.ethnography.ru). Эти коллекции рассматриваются разработчиками как начало формирования целой серии подобных интернет-ресурсов, посвященных этнокультурным процессам в прошлом и настоящем на территории Евразии, и в первую очередь — историко-культурной, цивилизационной роли России в Евразии, взаимодействию народов России и, в первую очередь, русского народа с народами соседних стран. В дальнейшем планируется охватить все пограничье России, всё пограничные с Россией страны и регионы, где русское население в рамках евразийского пространства тесно взаимодействовало, влияло и само испытывало воздействие других народов и государств. Уже сейчас созданные электронные коллекции активно используются в учебном процессе — для снабжения мультимедийным материалом лекционных занятий, при самостоятельной работе студентов при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.

Новые задачи модернизации существующей специализации и открытия программы подготовки бакалавров по этнологии потребовали повышения квалификации наших сотрудников — преподавателей кафедры этнографии и антропологии. В 2006 г. была проведена стажировка четырех преподавателей кафедры на базе ведущего и уникального этнографического учреждения нашей страны — Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии наук (МАЭ РАН). Цель стажировки­ — повышение квалификации в области современных технологий сбора, фиксации и камеральной обработки полевой этнографической информации, а также ознакомление с материалами, хранящимися в музее с целью их последующего использования в учебном процессе. Давнее и плодотворное сотрудничество между МАЭ РАН и кафедрой этнографии и антропологии СПбГУ в 2006 г. было закреплено новым Договором о сотрудничестве, в котором зафиксированы все аспекты взаимодействия в сфере науки и образования между нашими организациями. В 2007 г. прошла стажировка преподавателей в другом ведущем этнографическом учреждении нашего города — Российском этнографическом музее (РЭМ). Между кафедрой и РЭМом заключен Договор о сотрудничестве. Опора в организации учебного процесса на ведущие этнографические учреждения создает надежную основу для подготовки профессионально компетентных и отвечающих современным требованиям специалистов.

Наши сотрудники прошли также повышение квалификации в зарубежных университетах в рамках системных проектов СПбГУ — Университете Уорвик (Великобритания) по проектному менеджменту, в Университете Твенте (Нидерланды) по современным образовательным технологиям и Университете Стэнфорда (США) по интегрированным информационным системам в управлении университетским учебным процессом и научными исследованиями.

Одним из важных результатов реализации национального проекта в СПбГУ и отдельных пилотных проектов явилось укрепление «горизонтальных» связей между факультетами. Так, наша кафедра совместно с кафедрой социологии культуры и коммуникации Факультета социологии в рамках реализации пилотных проектов «Этнология», «Социальные коммуникации» и «Европейские общества» провела совместную осеннюю школу «Визуальные методы в науке и образовании». В школе в качестве преподавателей приняли участие специалисты из СПбГУ, МГУ, Европейского университета, представители коммерческих организаций. Слушателями школы были студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели различных факультетов СПбГУ и других учебно-научных учреждений. Целью осенней школы было дать слушателям всестороннее представление о современных направлениях визуальных исследований в различных областях знания, о тех возможностях в сфере науки и образования, которые предоставляют визуальные методы. На осенней школе были представлены, в частности, современные достижения и возможности визуальной антропологии, ГИС-технологий и трехмерного моделирования в гуманитарных науках. В ходе проведения школы слушатели представили свои собственные визуальные проекты и исследования. В ходе обсуждений на заседаниях школы был обсужден важный вопрос о необходимости создания в СПбГУ единого хранилища полевой аудиовизуальной информации, которая необходима для исследований и организации учебного процесса на различных гуманитарных факультетах и для осуществления междисциплинарных проектов. На итоговом круглом столе осенней школы было принято решение о ежегодном проведении подобных межфакультетских и междисциплинарных мероприятий.  

И.И.Верняев,
заместитель декана по науке Исторического факультета,
координатор проекта

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков