Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 17 (3765), 30 ноября 2007 года

Пилотный проект

«Реклама в средствах массовой информации»
и «Деловая журналистика и бизнес-коммуникация»

Студентам завидуют профессионалы

На Факультете журналистики СПбГУ реализуется два инновационных образовательных проекта: «Реклама в средствах массовой информации» и «Деловая журналистика и бизнес-коммуникация». О том, какие цели преследует внедрение инновационных программ и каких результатов добился факультет, мы попросили рассказать координатора проектов, доцента кафедры визуальной журналистики и дизайна Сергея Александровича САМОЛЕТОВА.

Занятия в лаборатории дизайна бизнес-изданий, созданной на факультете в 2006 году в рамках реализации проекта.

Занятия в лаборатории дизайна бизнес-изданий, созданной на факультете в 2006 году в рамках реализации проекта.

— Сергей Александрович, а что такое «деловая журналистика», какое будущее ждет студентов, обучающихся по данному профилю? Чем принципиально отличается их подготовка?

— Если вы имеете в виду, что в дипломе у этих студентов будет написано что-то особенное, то это не совсем так. Квалификация им будет присвоена та же, что и другим студентам — «журналист». Однако уже со второй половины XIX века в журналистике существует такое явление, как специализация. Не существует журналистов, которые в равной мере являются специалистами во всех сферах общественной жизни. Каждый рано или поздно становится специалистом в какой-то одной области — политике, экономике, спорте и тому подобном, работает в соответствующем отделе в редакции, готовит материалы определенной тематики. Нельзя сказать, что это совершенно новое явление, о котором никто никогда не говорил. Но вот парадокс: при всем многообразии специализаций, существующих в журналистике, пока ни в одном из российских вузов не готовят журналистов именно для деловой прессы. Между тем деловая пресса (как крупные специализированные издания, так и газеты, которые мы раньше называли многотиражными, а теперь зовем корпоративными) — сегодня едва ли не самый массовый и активно развивающийся тип газет. Экономика страны растет, предприятия расширяются, и у трудовых коллективов возникает потребность в появлении таких изданий. Мы попытались понять, каким должен быть журналист, работающий в деловой прессе, сформулировали примерную программу подготовки. В итоге наши аргументы услышали, мы получили средства на ее реализацию.

То же самое можно сказать и про второй наш проект. Хотя обучение по специальности «Реклама» осуществляется во многих вузах, в России это пока еще новое направление подготовки специалистов. Вопросов здесь гораздо больше, чем ответов. Сказывается недостаток нормативных документов, отсутствие опыта, методической базы. Мы попытались хоть в какой-то мере решить эти проблемы.

Новый конференц-зал

Новый конференц-зал

— Факультет заметно преобразился за последние два года. Появилось большое количество новой техники, в какую аудиторию ни войди — везде компьютеры, проекторы, телевизоры. Все это оборудование приобреталось на средства инновационных проектов?

— Да. В этом отношении факультет совершил настоящий прорыв. Могу сказать, что сегодня не многие профессиональные редакции располагают подобным техническим оснащением. Мы постоянно общаемся с коллегами-журналистами, если раньше они посматривали на нас немного свысока, то теперь смотрят с восхищением и завистью. Для меня особенно важно, что нам удалось наконец реализовать нашу давнюю мечту: обучать студентов, предлагая им разные технические решения. Ведь мы готовим специалистов для разных СМИ; кроме того, мы должны обучать студентов так, чтобы через два-три года, окончив факультет, нашим выпускникам не надо было сразу устраиваться на курсы повышения квалификации. А кто знает, какие технические решения будут применяться в журналистике через два-три года? В настоящее время, кроме нескольких компьютерных классов, традиционно работающих под управлением операционной системы Windows, у нас появился мощный, оснащенный самым современным программным обеспечением класс компьютеров Apple. На учебной телестудии установлен комплекс, работающий с программным обеспечением компании AVID, которое используют ведущие европейские и американские телеканалы. Создана учебная лаборатория под названием News-room, обеспечивающая доступ к различным источникам информации. В новом конференц-зале установлено оборудование для видеозаписи выступлений, учебная газета теперь печатается на полноцветной цифровой печатной машине…

Учебная лаборатория News-room

Учебная лаборатория News-room

— Некоторое время назад в газете «Аргументы и факты» был опубликован забавный анекдот: «В школе города Урюпинска не осталось ни одной классной доски. Теперь в каждом классе установлены интерактивные панели. Одна беда: преподаватели после занятий забывают стирать с них мел…»

— Все верно. Просто закупить технику мало, нужно добиться, чтобы ее освоили преподаватели и использовали в учебном процессе. Это одна из самых серьезных проблем, с которой столкнулось наше правительство при реализации общенациональных проектов. Слышал, например, как в одной из сельских поликлиник новую машину стоимостью чуть ли не в миллион долларов попросту сожгли, включив в обычную розетку. Проект помог нам во многом решить проблему. Нам удалось организовать больше десятка различных мероприятий по повышению квалификации, многие преподаватели побывали в зарубежных вузах, сейчас на факультете проводятся курсы по современным информационно-коммуникативным технологиям для преподавателей и аспирантов.

— Насколько оценили произошедшие перемены ваши студенты?

— Об этом, наверное, лучше спросить у них. Но думаю, что оценили. Могу, например, сказать, что два года назад на нашем факультете выход в Интернет для студентов был разрешен только с компьютеров, установленных в библиотеке (всего десять штук). Теперь, используя сеть Wi-Fi и ноутбук, они могут выходить в сеть когда угодно. Постоянно вижу студентов с ноутбуками в коридорах и на лестницах и от всей души радуюсь за них. Думаю, не надо объяснять, что значит для будущего журналиста иметь свободный доступ в Интернет.

— Иными словами, на вашем факультете проект реализуется успешно, ко всеобщему удовлетворению?

— Конечно. А разве может быть иначе? Хотелось бы только донести до нашего правительства одну простую мысль. Подобный проект не должен быть разовым. В противном случае через три-четыре года техника устареет, преподаватели вернутся к своим грошовым зарплатам, и мы вновь столкнемся с теми же проблемами, с которыми жили раньше. Но мне кажется, что правительство это понимает.  

Материал подготовил
О.Сергеев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков