Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 17 (3765), 30 ноября 2007 года

Формирование инновационной образовательной среды
в классическом университете

Эффективность получения и использования новых знаний для комплексного решения задач социально-экономического развития страны и регионов, нацеленных, в первую очередь, на рост благосостояния и повышение качества жизни населения, в значительной мере определяет роль и место государства в мировом сообществе. Например, в промышленно развитых государствах 80–95% прироста внутреннего валового продукта обеспечивается появлением новых знаний, воплощенных в технике, технологиях, услугах. Создание предпосылок в современном российском обществе для развития в этом направлении — одна из наиболее сложных и интересных задач современных университетов.

И.А.Дементьев, проректор по учебной работе, руководитель инновационного образовательного проекта СПбГУ Н.Р.Тойвонен, директор Дирекции инновационного проекта «Инновационная образовательная среда в классическом университете», главный специалист — начальник отдела проектного менеджмента

И.А.Дементьев, проректор по учебной работе, руководитель инновационного образовательного проекта СПбГУ

Н.Р.Тойвонен, директор Дирекции инновационного проекта «Инновационная образовательная среда в классическом университете», главный специалист — начальник отдела проектного менеджмента

Стратегическая цель проекта СПбГУ «Инновационная образовательная среда в классическом университете» (далее — Проект) состоит в формировании общих концептуальных подходов, создании совокупности условий формирования современной образовательной системы вуза, основанной на инновациях, и представляющих единство

образовательных инноваций, а именно новых технологий (технологические инновации), а также новых методов и приемов преподавания и обучения (педагогические инновации) в сфере образования;

управленческих инноваций, базирующихся на системе повышения квалификации и переподготовки и включающих новые административно-организационные принципы построения системы управления и обеспеченных соответствующей нормативно-правовой базой, финансово-экономическими механизмами функционирования, кадровыми решениями;

материально-технических инноваций, включающих всю совокупность современной научной, лабораторной и материально-технической базы, отвечающих передовому уровню развития науки и образовательных технологий;

информационно-технологических инноваций, включающих перевод управления вузом, организацию и управление основными направлениями деятельности вуза на широкое использование современных информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Формирование инновационной образовательной среды ведет к необходимости проведения в ближайшем будущем и/или в перспективе радикальных изменений как в учебно-методических и педагогических методах и приемах, организации труда преподавателей и обучающихся, так и в принципах и условиях работы административных служб, распределении полномочий между ректоратом, научно-образовательными и хозяйственными подразделениями, действующих финансово-экономических механизмах наполнения и расходования средств вуза.

Достижение цели проекта стало возможным благодаря выбору приоритетных направлений его реализации, а именно:

  • разработке и внедрению инновационных образовательных программ, в первую очередь междисциплинарных с участием зарубежных партнеров, нацеленных на построение экономики на знаниях;
  • развитию инновационных образовательных технологий, базирующихся на широком использовании информационных технологий;
  • развитию системных решений, позволяющих разрабатывать, апробировать, внедрять и распространять бизнес-процессы, отвечающие новым вызовами времени, как в управление высшим учебным заведением, так и в организацию и реализацию образовательной, научно-исследовательской и инновационно-предпринимательской деятельности, в том числе и по окончании проекта;
  • совершенствованию подходов и механизмов организации сотрудничества представителей высшей школы и науки, органов власти и бизнес-сообщества (Triple Helix) по совместной реализации новой образовательной парадигмы «от научения к изучению» (from teaching to learning);
  • совершенствованию системы повышения квалификации, нацеленное на решение задач подготовки представителей административно-управленческого персонала (далее — АУП), профессорско-преподавательского состава (далее — ППС) и учебно-вспомогательного персонала (далее — УВП) СПбГУ для перехода на новые управленческие, педагогические и информационные технологии;
  • совершенствованию механизмов интеграции образования, науки и инновационно-предпринимательской деятельности, направленных, в первую очередь, на привлечение молодежи в науку.

Отличительной особенностью проекта СПбГУ является формирование и согласованная реализация пилотных проектов, нацеленных на разработку и/или совершенствование конкретных инновационных образовательных программ (далее — ИОП), и системных проектов, обеспечивающих развитие общеуниверситетских взаимоувязанных решений по совершенствованию механизмов управления вузом в целом и его базовых направлений деятельности в частности.

Подобный подход позволил добиться следующих результатов.

Во-первых, заканчивается реформа административных служб ректората в целях обеспечения поддержки и развития достижений, полученных в ходе инновационного образовательного проекта.

1. Проведена реформа управления учебно-методическим блоком Университета, направленная на оптимизацию и разграничение, с одной стороны, контрольных и координирующих функций и, с другой стороны, функций по инициированию, развитию и участию в реализации конкретных проектов. Например, созданы:

  • управление образовательных программ, главная задача которого — контроль и координация внедрения инновационных образовательных программ и технологий в Университете;
  • управление по работе с молодежью, обеспечивающее координацию общеуниверситетских и факультетских программ и проектов по работе с обучающимися.

2. Созданы новые административно-организационные подразделения и соответствующие общественные органы содействия совершенствованию общеуниверситетских систем, формируемых в рамках проекта. В частности, созданы:
а. Управление–служба информационных технологий в качестве инициатора, организатора и координатора работ по совершенствованию системы внедрения информационно-коммуникационных технологий в управление Университетом, организацию и реализацию научно-образовательных видов деятельности (далее — система ИКТ) и соответствующий совет по информатизации СПбГУ. В рамках совершенствования системы ИКТ проводятся работы по созданию информационно-аналитической интегрированной системы и системы сетевого и дистанционного обучения.
б. Управление-служба сопровождения общеуниверситетских образовательных проектов в качестве инициатора, организатора и координатора работ по совершенствованию системы проектного менеджмента СПбГУ (далее — система ПМ) и соответствующей общеуниверситетской рабочей группы по развитию проектной деятельности. В рамках совершенствования системы ПМ проводятся следующие работы:

  • развитие проектного менеджмента в основных научно-образовательных подразделениях Университета с формированием соответствующего «института» менеджеров;
  • создание инновационно-предпринимательской культуры в молодежной среде, в том числе благодаря созданию, совместно с фондом Физического факультета, Студенческого бизнес-инкубатора, включению в учебный процесс дополнительных образовательных курсов по развитию предпринимательства и инновационных технологий, организации конкурсов на инновационные разработки и так далее.

Во-вторых, формируются общеуниверситетские информационно-консультативные системы (далее — системы ИКС) в области инновационных образовательных технологий (далее — ИОТ) и проектного менеджмента (далее — ПМ). Основная задача указанных систем состоит в обеспечении в вузе информационной и менеджерской (консультативной) поддержки всех заинтересованных сторон по развитию деятельности в указанных областях, в частности:

  • апробировании и внедрении ИОТ и ПМ в рамках пилотных проектов;
  • сбора и систематизации информации об указанных ИОТ и ПМ как от пилотных проектов, так и от внешних источников — российских и зарубежных вузов, международных и национальных организаций;
  • организации системы тиражирования и распространения накопленных знаний и опыта как в СПбГУ, так и на компенсационной основе в других вузах.

Указанные системы ИКС представляют собой элементы формируемой среды и обеспечивают тесное взаимодействие административных и основных учебно-научных подразделений Университета по устойчивому развитию и внедрению ИОТ, ПМ и ИКТ.

В качестве демонстрации эффективности внедрения системы ПМ можно привести два примера.

1. Разработанный в рамках Проекта подход к реализации общеуниверситетских системных проектов был успешно использован при организации работы Университета по проекту создания типового учебно-научного центра по направлению «Нанотехнологии». В частности, были использованы:

  • нормативно-правовая документация;
  • механизмы формирования администрации проекта и системы взаимодействия с основными учебно-научными подразделениями;
  • создание информационной системы и так далее.

2. Организована работа, подготовлены и представлены в различные международные, зарубежные и российские фонды и программы двенадцать проектов. В частности, оказана поддержка Факультету географии и геоэкологии СПбГУ по подготовке проекта «Разработка совместной российско-норвежской магистерской программы по геоэкологическому мониторингу и рациональному использованию природных ресурсов в северных нефтегазовых регионах» совместно с Университетом Ставангера (Univertsity of Stavanger), научными институтами и компаниями нефтегазового сектора России и Норвегии. Проект был представлен летом 2007 г. в норвежскую программу The Higher North; осенью 2007 г. получен положительный ответ.

В-третьих, идет успешная реализация 28 пилотных проектов, нацеленных, в первую очередь, на разработку и внедрение новых и/или усовершенствованных инновационных образовательных программ. В частности к концу Проекта будут разработаны и внедрены:

  • новые (и усовершенствованы действующие) образовательные программы — более 100;
  • макеты образовательных стандартов СПбГУ (системы рамочного описания компетенций выпускников, процедур создания и реализации, индикаторов эффективности и критериев качества образовательных программ), моделей профессионального обучения — 10;
  • профили бакалавриата и магистерских программ по направлениям подготовки — 52;
  • программы компетенций выпускников, разработанные в ходе реализации проекта — 15;
  • современные технологии обучения и контроля (применение мультимедиа, информационно-коммуникативных технологий в аудиторной и самостоятельной работе студентов, и тому подобного в инновационных образовательных программах) — 64;
  • интерактивные формы обучения — 26;
  • системы текущего и аттестационного контроля знаний — 36;
  • электронные коллекции, электронные учебники и учебно-методические материалы и иные веб-ресурсы для дистанционного обучения — 89;
  • учебные лаборатории для ИОП, оборудованные средствами ИКТ, — более 70 и так далее.

В-четвертых, планирование и реализация системных и пилотных проектов позволили вузу вовлечь в реализацию проекта практически все основные учебно-научные подразделения, а также административные и хозяйственные службы. В частности, развитие и совершенствование систем ПМ создало предпосылки и новые механизмы взаимодействия учебных, научно-исследовательских и международных служб по развитию проектной деятельности СПбГУ. Внедрение системы ИКТ, направленное, в том числе, и на включение кадровых, планово-финансовых, бухгалтерских, материально-технических вопросов в единую информационную систему вуза, обеспечило вовлеченность в проект и представителей всех перечисленных служб.

В-пятых, особое внимание при формировании в СПбГУ единой образовательной среды уделялось созданию научно-образовательных центров, в первую очередь ресурсных и междисциплинарных, с участием нескольких факультетов. Примерами подобных центров являются:

  • ресурсный центр микроскопии и микроанализа, созданный совместно Биолого-почвенным факультетом и Геологическим факультетом;
  • ресурсный центр по биохимической диагностике, созданный совместно Биолого-почвенным факультетом и Медицинским факультетом.

Создание совместных ресурсных центров позволило:

  • согласовать закупки лабораторного оборудования, производимые в рамках различных пилотных проектов, и оптимизировать, таким образом, финансовые затраты
  • объединить усилия по разработке необходимого учебно-методического и программного обеспечения.

В-шестых, проводится работа по развитию сотрудничества с представителями органов власти, профессиональными и бизнес-сообществами по совместному формированию и реализации образовательной политики Университета. В частности, в ходе проекта были сформированы:

— Попечительский совет СПбГУ (июнь 2007 г.);

— общественные органы управления, созданные при инновационных образовательных программах (попечительские, наблюдательные, экспертные советы и другие структуры) — 11.

В целях разработки компетенций по формируемым ИОП, в частности, и создания правовой базы для развития сотрудничества Университета с представителями бизнеса, в целом, было заключено 10 соглашений. Например, студенты Факультета прикладной математики и процессов управления работают над магистерскими дипломами, в том числе по задачам, сформированным представителями бизнеса.

В-седьмых, особое внимание в проекте было уделено совершенствованию системы повышения квалификации с акцентом на следующие задачи:
а. организацию курсов повышения квалификации на базе ведущих в мире вузов в областях ИОТ, ПМ и ИКТ;
б. совершенствование системы повышения квалификации СПбГУ, переориентированное на работу с университетскими ППС, АУП и УВП по программам развития ИОТ, ПМ и внедрения ИКТ;
в. разработку и апробирование программ повышения квалификации для последующей реализации на компенсационной основе;
г. разработку и организацию курсов повышения квалификации по темам инновационных образовательных программ (в общей сложности было разработано 82 программы).

Примерами решения указанных задач являются:
а. стажировки представителей ППС и АУП СПбГУ в следующие вузы:
Университет Твенте (University of Twente, Нидерланды) по программе развития ИОТ — 38 человек;
Университет Уорвика (University of Warwick, Великобритания) по программе развития ПМ — 39 человек;
Университет Стэнфорда (University of Stanford, США) по программе развития ИКТ — 58 человек;
б. организация курсов повышения квалификации для представителей более 30 вузов страны по двум программам:
«Инновационная деятельность в вузе: опыт реализации национального проекта «Образование»»;
«Инновационная деятельность: коммерциализация научно-образовательной деятельности вуза».

В настоящий момент СПбГУ ведет работу по организации подобного рода курсов по заказам отдельных российских университетов.

Следует отметить, что инициирование программы поддержки вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, стало своевременным шагом правительства Российской Федерации по созданию условий, обеспечивающих развитие общества, построенного на знаниях. Значительные средства, выделенные в рамках грантов, позволили и укрепить лабораторную базу, и сформировать учебно-методическое обеспечение, и повысить квалификацию сотрудников по новым образовательным направлениям, востребованным обществом.

Ближайшие три–пять лет покажут, насколько эффективно вузы вкладывали средства, и насколько устойчиво будут развиваться результаты, полученные в ходе Проекта.  

И.А.Дементьев,
проректор по учебной работе,
руководитель инновационного проекта
«Инновационная образовательная среда в классическом университете»;
Н.Р.Тойвонен,
директор Дирекции инновационного проекта
«Инновационная образовательная среда в классическом университете»,
главный специалист — начальник отдела проектного менеджмента

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков