|
№ 16 (3764), 16 ноября 2007 года
|
|
|
|
|
|
Кафедре исторического регионоведения СПбГУ — 5 лет
Кафедра была сформирована в составе пяти преподавателей. На окончание 2006/2007 учебного года на ней работали семь штатных преподавателей и четыре на условиях почасовой оплаты. Из штатных преподавателей — два профессора, два доцента, старший преподаватель и два ассистента, а также старший лаборант. В настоящее время кадровое формирование кафедры продолжается.
|
|
Студенты и преподаватели кафедры исторического регионоведения |
|
Первый прием студентов на кафедру осуществлялся лишь на дневное отделение и лишь на специализацию «историческое регионоведение». Однако уже со второго года кафедра стала принимать студентов на все три отделения — дневное, вечернее, заочное — и уже по двум специализациям — «историческое регионоведение» и «историко-культурный туризм». Стоит при этом подчеркнуть, что обе специализации пользуются популярностью в равной мере.
На данный период на кафедре исторического регионоведения проходят обучение 129 студентов. На дневном отделении 74 человека (из них на бюджетной форме обучения — 53 человека), на вечернем — 35 человек (из них на бюджетной форме обучения — 30 человек), на заочном — 20 человек (из них на бюджетной форме обучения — 15 человек).
На кафедре также подготавливаются диссертации тремя докторантами, тремя аспирантами и восемью соискателями. При этом необходимо заметить, что две защиты кандидатских работ уже состоялись.
Однако работа кафедры — это не только сухая статистика, поэтому постараемся дать качественную характеристику деятельности кафедры за прошедшее время.
Главное для кафедры исторического регионоведение (как и для любой другой) — осуществление учебного процесса на высоком уровне. Именно на это направлены умение, знания и опыт наших преподавателей. Необходимо отметить, что разработанные еще при формировании специализаций учебные планы остаются стабильными, почти не претерпевшими изменений. (Вследствие перехода с 2008 г. на так называемую Болонскую систему сейчас на кафедре подготовлен и учебный план, предусматривающий двухуровневую подготовку студентов.)
Из ряда курсов, читаемых на кафедре, необходимо выделить блок дисциплин, посвященных собственно истории регионов России: история Северо-Запада и Севера (два семестра), история Москвы и Центрального региона (один семестр), история Поволжья и Урала (один семестр), история Сибири и Дальнего Востока (два семестра), история Юга России (два семестра), история Санкт-Петербурга (три семестра). Некоторые из такого рода курсов преподаются нами и на других кафедрах (например, курс «История регионов России» читается на кафедре истории России с древнейших времен до начала XX в.), а также в общефакультетском формате (курс «История и культура Санкт-Петербурга»).
Считаем также важным подчеркнуть наличие в учебном плане обязательных летних полевых практик: после первого курса — археологической, после второго — этнографической, после третьего — экскурсионной, которые, безусловно, необходимы студентам-регионоведам, имея в виду их специализации (уж не говоря об их эмоциональном фоне для студентов).
Отметим еще, как представляется, немаловажную деталь, связанную с учебным процессом. Учебный план кафедры учитывает проблему адаптации в современных динамичных условиях студентов как будущих специалистов. Поэтому, в числе других, у нас читаются такие курсы (с практическим сопровождением), как «Менеджмент и экономика экскурсионной, туристической и музейной деятельности», «Педагогические основы экскурсионно-туристической деятельности», «Правовые основы экскурсионно-туристической деятельности», а также «Основы (или этика) деловых отношений». Последний курс, безусловно, несет и воспитательную нагрузку.
Воспитательную, а также научно-познавательную направленность преследуют и внеучебные мероприятия кафедры. Нормой для преподавателей и студентов стали различные ближние (по городу, окрестностям, в музеи) и дальние экскурсии. В последнем случае только за последний год в большие и малые российские города было совершено до десяти поездок-экскурсий. Этим мы продолжаем традиции, заложенные нашими предшественниками в Санкт-Петербурге–Петрограде еще в начале XX века. Результаты тех или иных поездок, как правило, докладываются в рамках кафедрального студенческого «Клуба путешествий», сейчас проводящегося под руководством кандидата исторических наук ассистента Р.А.Соколова почти еженедельно.
Большой популярностью среди студентов пользуется цикл «Кафедральные встречи», на которые приглашаются известные люди в сфере науки, культуры и политики не только Санкт-Петербурга, но и России, а теперь уже и ближнего и дальнего зарубежья. За эти годы их состоялось около 20. В ряде случаев встречи — с председателем Союза краеведов России академиком РАО С.О.Шмидтом, ректором СПбГУ академиком РАО Л.А.Вербицкой, деканом Исторического факультета А.Ю.Дворниченко, председателем Комитета по международным связям правительства Санкт-Петербурга А.В.Прохоренко, генеральным консулом Украины в Санкт-Петербурге Н.А.Рудько — по сути имели общеуниверситетское значение. «Кафедральные встречи», имеющие хорошую перспективу, как отмечают сами студенты, продолжаются. Видимо, предстоит подумать и о печатной версии этого мероприятия.
На кафедре активно ведется научная работа — одно из важнейших и неотъемлемых условий существования кафедральной структуры как таковой.
Естественно, что преподаватели кафедры пишут статьи и книги — и их набралось за эти годы немало — 12 монографических исследований. Не занимаясь их перечислением, скажем лишь, что в 2004 г. за цикл работ по истории Университета и университетского регионоведения лучшим молодым ученым в номинации гуманитарных наук стала доцент О.Б.Вахромеева, а доцент А.С.Сухорукова была ведущим автором таких знаковых изданий, как «Санкт-Петербург: 300 лет истории» (СПб., 2003) и «Петербургская городская дума, 1846-1918» (СПб., 2005), выпущенных Санкт-Петербургским институтом истории РАН. Отмечу и систематическое получение грантов (федерального, городского и университетского уровней) как преподавателями, так и аспирантами и студентами кафедры.
Важным представляется то, что на кафедре налажен выпуск коллективных трудов — периодических научных сборников. Один из них — «Проблемы исторического регионоведения» (26 печ. л.)— увидел свет в конце 2005 г., другой — «Петербургские исследования» (21 печ. л.) — весной 2007 г. Последний сформирован вследствие деятельности созданного в 2005 г. при кафедре Центра петербургских исследований. В обоих сборниках круг авторов довольно широк — в них принимают участие специалисты как различных вузов и научных учреждений Санкт-Петербурга, так и других регионов России. Надеемся, что эти перспективные издания станут своеобразной визитной карточкой кафедры.
|
|
Студенты кафедры на этнографической практике |
|
Безусловно, событием стала конференция, подготовленная кафедрой исторического регионоведения совместно с другими кафедрами факультета. Она состоялась в ноябре 2005 г. и была посвящена крупному отечественному историку, петербургскому универсанту профессору И.М.Гревсу. Материалы конференции опубликованы в упоминавшихся «Петербургских исследованиях».
Кафедра старается привить вкус к научной работе и у творческой части студенчества. В этой связи, значимой вехой в ее деятельности стала проведенная кафедрой в апреле 2006 г. Всероссийская студенческая историко-регионоведческая конференция. Она собрала почти 100 студентов из 25 городов России. Конференция получила широкий резонанс, в ряде изданий появились отклики на нее. Думается, что этот всероссийский историко-регионоведческий студенческий почин получился. Сборник материалов конференции вышел из печати в начале июня текущего года.
На кафедре стало активно работать СНО (председатель — С.Косилов), и мы возлагаем на него определенные надежды в деле реализации научного материала, разрабатываемого студентами совместно с их научными руководителями. Участниками СНО была подготовлена кафедральная студенческая конференция, посвященная пятилетнему юбилею кафедры, состоявшаяся 5 мая. Кроме студентов кафедры в ней участвовали студенты других кафедр факультета и студенты кафедры региональной истории и краеведения РГГУ.
Уместно упомянуть и о регулярно появляющихся на страницах журнала «Санкт-Петербургский университет» публикациях наших студентов, аспирантов и преподавателей. В одном из номеров прошла даже рубрика «У нас в гостях кафедра исторического регионоведения». А старший преподаватель кафедры Е.И.Лелина стала лауреатом премии этого журнала за лучшую публикацию 2005 года.
Научной работе способствуют и разнообразные внешние контакты кафедры. Так, имеет место сотрудничество с рядом кафедр Факультета географии и экологии СПбГУ. Мы дорожим установившимися деловыми связями и дружескими отношениями с кафедрой региональной истории и краеведения РГГУ. Ее руководители — заведующий кафедрой В.Ф.Козлов и академик РАО С.О.Шмидт выступали на «гревсовской» конференции и на «Кафедральных встречах», а наши преподаватели и студенты неоднократно выезжали для участия в проводимых ими конференциях международного и всероссийского (в том числе под эгидой Совета Федерации) уровня. Думается, что настало время и для других форм сотрудничества, в частности, для обменного чтения лекций нашими профессорами и преподавателями и об обмене студентами в рамках учебного процесса.
Теперь о некоторых аспектах предполагаемых перспектив развития кафедры. Один из важнейших — создание в ближайшее время на базе Исторического факультета Экскурсионного института. Предпосылки к этому существуют, и по сути дела, планы уже претворяется в жизнь. Его создание также явилось бы возрождением успешно существовавших в Петрограде и Москве в начале 20-х годов XX в. традиций аналогичных просветительско-многопрофильных учреждений. Однако перенимая большой и полезный опыт их работы, естественно, необходимо будет учитывать многие изменения, произошедшие как в преобразовании социальной и антропогенной среды нашего обитания, так и в исторической и других науках. Таким образом, речь идет о творческом подходе к методам экскурсионного дела, так ярко развивавшимися и плодотворно использовавшимся ранее.
Напомню, что у нас был небольшой, но, кстати говоря, довольно успешный опыт, когда в качестве эксперимента весной 2003 г. была создана Школа экскурсоводов. Действительность превзошла ожидания: желающих оказалось намного больше, чем позволяли принять мощности Исторического факультета. Проведенное среди слушателей анкетирование показало насущную необходимость продолжения обучения.
Таким продолжением и могла бы стать учеба в Санкт-Петербургском Экскурсионном институте, обеспечившем бы фундаментальную подготовку высококлассных специалистов по различнейшим областям знаний о нашем городе, а возможно, и региона в целом (тогда можно будет говорить об институте как о центре подготовки специалистов для всего русского Северо-Запада и Севера).
Со временем должно расшириться и преподавание дисциплин, освещающих зарубежное регионоведение. Представленное в настоящее время лишь несколькими кафедральными лекционными курсами, в дальнейшем оно должно приобрести регионально-языково-страноведческий характер с перспективой подготовки профессионально грамотных специалистов-практиков по странам ближнего и дальнего зарубежья, пользующимся наибольшей популярностью в туристическом бизнесе.
В октябре 2007 г. прошел Первый Всероссийский съезд историков-регионоведов с широкой программой выступлений участников, представляющих все федеральные округа Российской Федерации, а также ближнее и дальнее зарубежье. Этот научный форум должен стать подтверждением активного развития качественных научных исследований в регионах.
Конечно, не все из задуманного и намеченного удалось выполнить, что-то необходимо отложить до лучших времен, кое-что выполняется или будет выполняться в несколько иных формах, учитывая изменяющиеся условия развития российского образования.
Все вышесказанное — лишь штрихи в кафедральной деятельности, которая продолжается. Главное же состоит в том, что кафедра исторического регионоведения состоялась как структура, дающая не вспомогательное, сугубо прикладное образование, что называется, на потребу дня, но историческое фундаментальное и классическое, в лучших традициях отечественного образования, заложенных в дореволюционное время и продолженных в XX веке.
Ю.В.Кривошеев, заведующий кафедрой
исторического регионоведения
|