Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 16 (3764), 16 ноября 2007 года

Молодежный социологический семинар в Харбине

Факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета с 2002 года реализует программу совместных сравнительных исследований социально-экономических и политических реформ в России и Китае, инициированную заведующим кафедрой теории и истории социологии, профессором А.О.БОРОНОЕВЫМ. Программа исследований реализуется при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 06-06-80311-а) при непосредственном участии заведующего кафедрой социологии политических и социальных процессов, профессора В.Д.Виноградова и активно поддерживается руководством Факультета социологии в лице декана, профессора Н.Г.Скворцова.

Докладчики и участники дискуссии

Докладчики и участники дискуссии

В рамках данной программы осуществлен ряд научных мероприятий — конференций и семинаров, информацию о которых можно получить со страниц журнала «Санкт-Петербургский университет» и на сайте Факультета социологии. Одним из очередных научных мероприятий стал молодежный социологический научно-практический семинар 12 октября 2007 года в Харбинском политехническом университете (Китайская Народная Республика) на тему: «Россия перед парламентскими и президентскими выборами». Семинар был организован также в рамках реализации договора о научном сотрудничестве между Харбинским политехническим университетом и Санкт-Петербургским государственным университетом совместными усилиями Школы исследований международных отношений в сфере экономики и торговли Харбинского политехнического университета, при непосредственном участии декана, профессора Сонг

Яо У и профессора Сун Чан Сьюна и Российско-Китайского центра сравнительных социальных, экономических и политических исследований Факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, который представлял исполнительный директор центра, координатор программы совместных российско-китайских исследований А.В.ПЕТРОВ. В семинаре приняли участие студенты, аспиранты, докторанты и молодые специалисты Харбинского политехнического университета, а также ряд ученых, занимающихся исследованиями социально-экономических реформ в России и Китае.

В ходе семинара были обсуждены такие темы, как: обзор социально-экономи­че­ских и политических реформ эпохи В.В.Путина, особенности реформ в сравнении с предшествующими этапами и с аналогичными процессами в Китае, формирование модерниза­ци­онного потенциала России, реформы в социальной сфере — здравоохранение, ипотечное кредитование и развитие рынка жилья, образование, качество жизни; перспективы реформ в России после парламентских и президентских выборов 2007-2008 гг. и перспективы развития сотрудничества в экономической, политической и социальной сферах между Россией и Китаем.

В рамках выступлений и научных дискуссий был сделан общий обзор социально-экономических и политических реформ эпохи В.В.Путина, в частности особое внимание было обращено на особенности этих реформ и достижения России за указанный период. Было отмечено, что В.В.Путин стал президентом в сложный для экономики и общества России период, отличавшийся кризисной ситуацией. Назрела необходимость больших перемен в политике государства и потребность внесения существенных и важных изменений в структуру социально-экономической системы России. Эти перемены связаны с именем президента В.В.Путина. Именно с его приходом во власть связано начало нового этапа реформ. В целом указанные перемены можно охарактеризовать как государственную переориентацию развития социально-экономической системы России, то есть как экономическую и политическую модернизацию в интересах укрепления российского государства и российского общества. В ходе дискуссий было принято предложение основного докладчика семинара А.В.Петрова о том, чтобы охарактеризовать данный этап реформ как период «социального неолиберализма». В выступлениях подчеркивалось также, что главной характеристикой современной социально-экономической системы России следует назвать наличие рыночной экономики и либеральных социально-экономических отношений, то есть системы, где государство выполняет роль регулятора социально-экономических отношений, регламентируя общие правила игры на рынке. В качестве основных характеристик реформ периода «социального неолиберализма» были названы следующие: во-первых, президент и правительство России с 2000 г. предприняли ряд важных шагов по укреплению государственной власти. Были проведены реформы по укреплению вертикали государственной власти, изменена система организации управления страной, в России появились новые территориальные образования — федеральные округа. Российские олигархи были отстранены от возможности непосредственно влиять на власть, на решения президента и правительства. Тем самым было снято существенное ограничение экономического развития России, заключавшееся в зависимости государства от воли некоторых представителей социально-экономической элиты. Во-вторых, был реализован ряд мероприятий по стабилизации финансов и восстановлению банковской системы (1999-2002 гг. — мероприятия по восстановлению банковского сектора и доверия к нему населения), по дальнейшему развитию инфраструктуры рыночной экономики и права (принятие новых рыночных законов и кодексов, регулирующих экономические отношения), разработке программ по модернизации основных производственных фондов и преодолению технического отставания промышленности России от индустриально развитых стран. Был предпринят ряд шагов в направлении инновационного развития российского промышленного производства, в частности, государство увеличило финансирование научных исследований и начало создание новых научно-производственных инновационных центров. В-третьих, государство обратило внимание на необходимость параллельно с усилиями по поддержанию высоких темпов роста экономики (6-8% в год) и по поддержанию макроэкономической стабильности развивать социальный сектор и создавать новую социальную инфраструктуру. В частности, все больше внимания уделяется развитию системы социальной защиты населения (особенно нетрудоспособного), трансформации системы пенсионного обеспечения, развитию системы жилищно-коммунального хозяйства и ипотечного кредитования, модернизации системы образования в направлении подключения к Болонскому процессу и развитию здравоохранения в направлении становления системы страховой медицины. Одной из самых важных особенностей современного этапа реформ в России стало начало реализации национальных проектов, многие из которых направлены непосредственно на модернизацию социальной инфраструктуры.

В ходе семинара было особо отмечено, что за последние 8 лет экономика и общество России сильно изменились. Страна получила главное — экономическую и политическую стабильность. Эта стабильность позволяет перейти к решению важнейших экономических и социальных вопросов, связанных с созданием максимально благоприятных условий для эффективного раскрытия модернизационного потенциала России.

В сфере внутренней экономической и социальной политики важнейшим стал вопрос о социальной переориентации реформ. Поэтому в качестве важнейших направлений дальнейшего развития реформ в ходе семинара были названы: реформа системы социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, реформа здравоохранения, реформа образования. Было особо отмечено, что реформа системы социальной защиты на современном этапе реформ заключается прежде всего в развитии системы социального обслуживания, в развитии деятельности соци­альных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социальнo-пpaвoвых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Реформа жилищно-коммунального хозяйства заключается в реформе собственности и управ­ления жильем и реформе отраслей, которые обслуживают жилье и доставляют услуги, а также в создании и развитии рынка жилья. В основу реформирования отрасли заложены идеи достиже­ния самоокупаемости и перехода к рынку. Реформа здравоохранения заключается в развитии системы социально-страховой медицины. В целях повышения доступности и качества медицинских услуг с 2006 года началась реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения — национальная программа «Здоровье».

Особый интерес на семинаре вызвал ход модернизации российского образования. В частности, было отмечено, что реформа образования заключается в ускорении модернизации российского образования, стимулировании повышения доступности качественного образования (повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности качественного общего образования; развитие современной системы непрерывного профессионального образования), обеспечении развития его инновационного характера, переходе на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг в целях создания условий для повышения качества человеческого капитала и конкурентоспособности страны. Приоритетный национальный проект «Образование» должен придать новый мощный импульс развитию системы образования.

Далее в ходе семинара были рассмотрены особенности внешней экономической политики России. В сфере внешней экономической политики на современном этапе реформ важнейшим направлением стала эффективная интеграция России в глобальную экономику. На этом пути одним из важнейших является процесс вступления России в ВТО и развитие тесных взаимовыгодных связей с торгово-экономическими партнерами в странах СНГ и дальнего зарубежья. Конкретными целями присоединения к ВТО для России можно считать следующие: получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; доступ к международному механизму разрешения торговых споров; создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО; расширение возможностей для российских инвесторов в странах — ,членах ВТО, в частности, в банковской сфере; создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок; участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов; улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли. В частности, было подчеркнуто, что главная задача ведущихся сейчас переговоров о присоединении России к ВТО — добиться наилучших условий присоединения, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков, то есть тех уступок, которые составят издержки России от вступления в ВТО. Развитие внешнеэкономических связей заключается в дальнейшем развитии взаимовыгодного сотрудничества с торгово-экономическими партнерами России. В ходе семинара было особо подчеркнуто, что по прогнозам российских экспертов, в будущем (до 2025 г.) с четвертого на первое место во внешних торгово-экономических отношениях выдвинется Китай. Уже сегодня в импорте России из этой страны треть занимают машины и оборудование, в то время как в российском экспорте в КНР они составля­ют только 14,5%. Официальные китайские власти заявили еще в 2003 г. о задаче доведения товарооборота с Россией до 100 млрд долларов. Если обозначить временные рамки 2025 го­дом, то это означает семикратный скачок по сравнению с уровнем 2003 г., и среднегодовые темпы прироста должны составить 22,5%. Можно предположить, что связи с КНР в перспективе станут стерж­невой основой экономического взаимодействия России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, основа­тельно укрепят многостороннее сотрудничество прежде всего в масшта­бах Северо-Восточной Азии — СВА (Россия, Китай, оба Корейских госу­дарства, Монголия) и окажут заметное влияние на развитие связей со странами ЕС, США и Канадой, а также со странами СНГ и ЕврАзЭС.

В заключение семинара был обсужден вопрос о трансформации политической и партийной системы России на современном этапе социально-экономических реформ, об изменениях в выборном законодательстве России, а также основные направления реализации реформ после парламентских и президентских выборов. Профессор Сун Чан СЬЮН подвел некоторые итоги научного сотрудничества Школы исследований международных отношений в сфере экономики и торговли Харбинского политехнического университета и Факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета. Также были обсуждены планы дальнейшего развития научного сотрудничества на 2008 г.

Молодежный социологический семинар вызвал большой интерес у харбинского научного сообщества, у всех, кто интересуется современными трансформационными процессами в России и стал ярким проявлением возрастающего интереса ученых Китая и, что важно, молодых специалистов к взаимовыгодному научному и социальному сотрудничеству с нашей страной, в которой завершается важный этап строительства этого сотрудничества — Год Китая в России.

В заключение хотелось бы выразить благодарность всем, кто принимал активное участие в организации семинара с российской и китайской стороны.  

А.В.Петров,
доцент кафедры экономической социологии
Факультета социологии

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков