Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 16 (3764), 16 ноября 2007 года

Порт-Артур. Гора Высокая

Суббота 15 сентября была свободна. Вторая международная конференция по теории игр и приложениям в Циндао закончилась в пятницу. Работы было много, поскольку я возглавлял программный комитет конференции, и отлучиться с целью посмотреть, что происходит вокруг, было практически невозможно. Однако несмотря на это мы решили единственно свободный день посвятить городам Далянь (Дальний) и Люшань (Порт-Артур). Еще во время учебы в школе мне, как и моим сверстникам, было очень интересно читать книги про русско-японскую войну. Наибольший фактический материал содержался в книге А.И.Сорокина “Оборона Порт-Артура” (Воениздат, 1948 г.). Прочитав ее еще в школе, я решил, что обязательно когда-нибудь должен увидеть эти места. И вот такая поездка оказалась возможной.

Русские 150 мм пушки на горе Высокой

Русские 150 мм пушки на горе Высокой

Фрагмент памятника   воинам Красной Армии, погибшим при освобождении Квантунского полуострова

Фрагмент памятника воинам Красной Армии, погибшим при освобождении Квантунского полуострова

Памятник русским солдатам, погибшим при обороне Порт-Артура в 1940 году

Памятник русским солдатам, погибшим при обороне Порт-Артура в 1940 году

Здание Культурного центра, построенного по проекту советских архитекторов в Даляне на бывшей площади Николая Второго.

Здание Культурного центра, построенного по проекту советских архитекторов в Даляне на бывшей площади Николая Второго.

Русская улица в Даляне

Русская улица в Даляне

Здание на Русской улице в Даляне

Здание на Русской улице в Даляне

Памятник русским солдатам, павшим в русско-японской войне, поставленный по решению правительства Японии в 1908 году

Памятник русским солдатам, павшим в русско-японской войне, поставленный по решению правительства Японии в 1908 году

Нас было четверо, кроме меня — профессор ПМ-ПУ А.Ю.Гарнаев, доцент высшей школы менеджмента Н.А.Зенкевич и профессор Петрозаводского университета В.В.Мазалов. Тур был заказан на 15 сентября в китайской туристической фирме. Вечером 14 сентября начался тайфун. Дождь лил как из ведра, и ветер просто сбивал с ног. Уверенности в том, что удастся совершить задуманное, не было. Однако машина все же пришла за нами в 5 часов утра, поскольку самолет на Далянь(Дальний) вылетал в 7ч. 55 минут. Утром, к сожалению, погода совсем не изменилась, и такси пришлось пересекать огромные лужи, образовавшиеся за ночь на пустынных улицах города. На наше счастье, несмотря на тайфун, и «Боинг-737» вылетел лишь с небольшим опозданием, и уже через 35 минут мы благополучно приземлились в аэропорту города Дальян. Здесь следует отметить, что за последние годы Китай покрылся сетью прекрасно оборудованных аэропортов, местные авиакомпании используют самые современные самолеты, и обслуживание в полете вполне соответствует, а в некоторых случаях — превосходит европейские стандарты. Достаточно сказать, что за 35 минут полета нас успели накормить легким завтраком, что было весьма кстати, поскольку мы не успели перекусить в гостинице.

В Даляне нас встречал гид — симпатичная китаянка, назвавшаяся Верой. У нее был в распоряжении микроавтобус «Форд» с водителем, и мы сразу направились в Люшань (Порт-Артур), Дождь лил не переставая, но ничто не могло остановить нашего движения к цели. Вера говорила по-русски неплохо, но, к сожалению, на этом ее достоинства заканчивались. Она практически не имела никакого представления о событиях 1904-1905 годов, происшедших здесь совсем рядом с нами, и своей основной задачей считала четкое следование заранее предписанному маршруту, как того требовал регламент посещения важнейшей военно-морской базы страны. Водитель говорил только по-китайски и строго следил за нашими действиями. Мы, конечно, с пониманием отнеслись к такому поведению китайских коллег.

Порт-Артур начался примерно минут через 40. Здесь, как и всюду в Китае, ощущаешь результаты продолжающегося экономического чуда: строящиеся небоскребы, обилие магазинов и отелей, автомобили китайского производства, заполняющие улицы, и толпы прилично одетых, сытых, здоровых и радостных людей.

Машина свернула с главной дороги, и мы поехали по гористой местности, покрытой молодым лесом. Во время той далекой от нас войны эти места были совершенно голыми и в них происходили полные героического драматизма события.

После четвертого неудачного штурма крепости, потеряв значительную часть живой силы и техники, японцы решили, что прямым штурмом крепостных укреплений Порт-Артур не взять. Японский главнокомандующий генерал Ноги решил бросить все силы для захвата высоты 203 (горы Высокой), с которой просматривалась гавань с находившимися там русскими военными кораблями. Штурм горы начался 27 ноября 1904 года в 9 часов утра, а 5 декабря в 5 ч. 30 мин. вечера после героического сопротивления гора Высокая пала. При штурме японцы по некоторым данным потеряли от 10 до 15 тысяч человек (среди погибших и сын главнокомандующего генерала Ноги). Потери русских составили 5000 человек. Японцы установили на горе батарею 280-мм гаубиц и в течение следующего месяца вывели из строя почти все наши военные корабли. Считается, что именно взятие высоты 203 японцами и решило исход сражения за Порт-Артур.

Мы подъехали к подножью горы. Здесь находится небольшой музей с фотографиями событий того времени. К сожалению, надписи только на китайском, английском и японском языках. Но в музее оказался замечательный гид, старик лет восьмидесяти, прекрасно говоривший по-русски. Он обрадовался нашему приходу и очень подробно рассказал о событиях того времени. К сожалению, оригинальных предметов, имеющих историческую ценность, в музее почти нет, если не считать обмундирование солдата японской армии.

Выйдя из музея, мы поднялись на гору. Гора Высокая имеет две вершины. Русское командование предполагало возможность штурма горы, и поэтому ее инженерное оборудование было усилено: блиндажи для укрытия солдат были устроены из бревен, железных балок и камня, был вырыт глубокий окоп, опоясывающий гору. На одной из вершин горы было построено укрепление, огражденное глубоким рвом.. У русских на момент начала сражения было две батареи 150 мм пушек, они были окружены рвами и окопами, подступы к которым были защищены проволочными заграждениями и другими искусственными препятствиями.. Одна из батарей сохранилась, сохранилась и одна двуствольная скорострельная 75-мм пушка. Можно еще обнаружить остатки довольно хорошо оборудованных окопов, укреплений, блиндажей и даже куски проволочных заграждений. На одной из вершин после ее взятия японцы установили батарею 280-мм гаубиц. Одна из гаубиц все еще стоит здесь рядом с хорошо сохранившимся наблюдательным пунктом, с которого полностью просматривается вся гавань. Стоя на этом наблюдательном пункте, отчетливо понимаешь, какое значение имела эта высота для противоборствующих сторон.

Возвращаемся назад к машине. На горе много японских туристов, встретилось и несколько туристов из Владивостока. Внизу, рядом с парковкой, магазин сувениров. Здесь можно приобрести красочный путеводитель по Дальнему и Порт-Артуру на русском языке. Есть также и альбом с копиями старых фотографий времен русско-японской войны. Покупаем путеводитель и немедленно определяем дальнейший маршрут с учетом приобретенной в путеводителе информации. Однако водитель и экскурсовод упорно не хотят нам показывать дополнительные достопримечательности города кроме тех, которые разрешены регламентом экскурсии. Но тут нам на помощи пришел старик-экскурсовод. Он долго что-то объяснял по-китайски, и в результате наши уговоры вместе с небольшими премиальными все-таки подействовали. Проехав через центральную часть города, мы спустились прямо к побережью бухты. Там, где дорога, спускаясь с гор, делает поворот налево в сторону вокзала, стоит величественный памятник китайско-советской дружбе из красного гранита с пятиконечной золотой звездой на высоком шпиле.

Едем берегом бухты, и слева от нас открывается вид на красивое и легкое здание, построенное в русском стиле в начале прошлого столетия. Это железнодорожный вокзал. Он и сегодня выполняет свое назначение. Именно здесь в нескольких метрах от Тихого океана заканчивается самая длинная в мире железная дорога, ведущая в Петербург и уже функционировавшая к моменту начала русско-японской войны в 1904 году. Здание вокзала отремонтировано и бесспорно относится к важнейшим достопримечательностям города.

После короткой остановки у вокзала едем на русское кладбище. Перед кладбищем обширная площадь, на которой установлен памятник воинам Красной Армии. На величественном гранитном постаменте стоит фигура солдата-красноармейца, а под ним на китайском и русском языках высечена в граните надпись: «ВЕЧНАЯ СЛАВА».

В 1945 году героическая Советская Армия, разгромив вооруженные силы немецкого фашизма, направилась на восток и на северо-востоке Китая, одним ударом разгромила отборные войска японского милитаризма — Квантунскую армию. Тем самым ускорила окончательную победу китайского народа в антияпонской войне и победоносно завершила великую борьбу народов всего мира против фашизма. Великий подвиг Советской Армии в деле защиты мира во всем мире и свободы всего человечества будет жить в веках! Вечная память советским воинам, героически погибшим при разгроме японского милитаризма! Да здравствует вечная, нерушимая, братская дружба народов двух великих стран — Советского Союза и Китая!»

Как нам проговорилась Вера, этот памятник раньше стоял на площади Сталина в Даляне (Дальнем), но в конце прошлого столетия был перенесен в Порт-Артур. Непосредственно за памятником вход на кладбище. Здесь прямо за входом стоит еще один памятник на братской могиле солдат Красной Армии, по своему архитектурному оформлению не менее впечатляющий, чем предыдущий. По обе стороны от высокой стелы на мраморной плоскости установлены скульптуры советских солдат, между ними на этой же плоскости огромный бронзовый венок с надписью «1945» в центре. Если первый памятник выполнен из красного гранита, то здесь доминируют черный и белый мрамор. У памятника лежали свежие цветы. Следует отметить отличное состояние обоих памятников, что говорит о несомненно заботливом отношении китайского народа к нашим святыням. Далее находится интересная группа памятников советским военнослужащим, как написано на памятниках — «техникам», погибшим на боевом посту (захоронения относятся к 1951—1953 гг.). Кто эти герои? Возможно, это летчики МИГов, участвовавших в Корейской войне. Страницы событий тех лет пока еще не раскрыты полностью. Далее идут памятники героям русско-японской войны. Огромный крест с надписью: “Вечная память доблестным защитникам Порт-Артура, жизнь свою положившим за Веру,

Царя и Отечество. 1904 г.” стоит совсем рядом с памятником воинам Красной Армии. Вдалеке большой и красивый памятник с колоннами и надписями на японском и русском языках. Он поставлен в 1908 году по решению правительства Японии для увековечивания памяти русских солдат, павших в русско-японской войне. Много братских могил с хорошо сохранившимися железными и каменными крестами. Профессиональный историк может найти много интересного на этом историческом кладбище.

Мы едем дальше. Следующее место посещения — домик, в котором 2 января 1905 года на 329 день после начала войны была подписана капитуляция Порт-Артура. Это маленькое невзрачное здание на окраине города, где в то время находился японский госпиталь. Японцы в этой войне понесли огромные потери (по японским данным, около 110 тысяч человек), потери русских также были велики (около 20 тысяч человек). Многие историки, в том числе А.И.Сорокин, считают, что Порт-Артур мог еще держаться и сдался из-за предательства командования (генерал Стессель). 24 августа 1945 года (почти через сорок лет после этих трагических событий) десантные войска Красной Армии высадились в Порт-Артуре и, как это выбито на граните памятника, “ускорили окончательную победу китайского народа в антияпонской войне”.

Мы едем в Далянь (Дальний). Через 40 минут подъезжаем к городу. Дождь закончился, и засияло солнце. Ультрасовременные небоскребы многовершинной ломаной линией врезаются в небо над городом. Огромные площади, широкие проспекты и многоярусные развязки, как и в других китайских городах, свидетельствуют о неудержимом прогрессе в строительстве, технике и технологии. Проезжаем бывшую площадь Сталина и далее бывшую площадь Николая Второго. На ней, наряду с нескольким историческими зданиями в окружении небоскребов из стекла и стали, стоит здание народного культурного центра Даляня, построенное в 1951 году по проекту советских архитекторов. С трудом находим место для парковки и входим внутрь здания. Сотрудница, узнав, что мы из России, с удовольствием показывает сцену, где репетируют артисты из Германии, и другие помещения. Через квартал находится, наверное, наиболее интересная для нас достопримечательность Даляня — Русская улица. Здесь сохранились здания постройки конца XIX и начала XX веков. Мы отпускаем экскурсовода и остаемся на улице. Огромное здание, напоминающее Исторический музей на Красной площади в Москве, находится в самом начале, далее следуют несколько зданий в классическом петербургском стиле. Сохранилась колокольня русской церкви и другие постройки, по своему архитектурному оформлению очень близкие петербургским и московским зданиям. На другом конце улицы огромный дом генерал-губернатора Дальнего. Постройки находятся в относительно неплохом состоянии и привлекают интерес горожан и туристов. Сама улица отдана пешеходам, движение автомобилей по ней запрещено. Длина ее составляет около 1 км. Многие надписи на русском и китайском языках. Углубляемся в соседние кварталы с целью найти другие постройки того времени. К сожалению, долгие поиски не дали результата. Все пространство вокруг Русской улицы застроено новыми зданиями. Вокзал Даляня также полностью перестроен, от старого здания ничего не осталось.

Уже темнеет, надо спешить в аэропорт. Самолет на Циндао уходит в 10 часов 30 минут вечера.

Во время русско-японской войны многие военные корабли, чтобы не попасть в руки японцев, уходили в Циндао. Тогда в Циндао находилась немецкая военно-морская база, и Германия была в хороших отношениях с Россией. Но переход в Циндао для многих кораблей закончился трагически. Мы же, через 35 минут благополучно приземлившись в аэропорту Циндао, уже через час были в гостинице.  

Л.А.Петросян,
декан Факультета ПМ-ПУ
Фото автора

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков