Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 15 (3763), 31 октября 2007 года

«А вы ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?»

Сегодняшний концерт посвящен истории флейты, а волшебник, свободно порхающий по векам и странам и переносящий туда своих слушателей, — Александр Юрьевич Кискачи, известный петербургский музыкант и композитор.

А.Ю.Кискачи, руководитель Ансамбля старинной музыки

А.Ю.Кискачи, руководитель Ансамбля старинной музыки

На концерте, состоявшемся 5 октября 2007 года, звучали инструменты XIV–XX веков. О каждой флейте можно было бы долго говорить, но лучше всего о них рассказала музыка, написанная композиторами той эпохи, в которую эта флейта появилась. В течение двух часов концерта можно было услышать блокфлейты XVI, XVII веков, появление которых связано с органом. Звучание ансамбля блокфлейт подобно маленькому органу. Забытые в XIX веке, в XX флейты снова стали популярными

Зрители, затаив дыхание, следили за превращениями поперечной флейты от века к веку: от простой дудочки из цельного дерева до сборного металлического инструмента со сложной системой рычажков и клапанов, впервые созданного по деревянному аналогу французскими мастерами в XIX веке. Вместе с флейтой менялась и музыка, которую сочиняли для этого инструмента: от «Фантазий» Г.Ф.Телемана до «Сиринкс» К.Дебюсси.

Флейта удивительна. В отличие от большинства инструментов, она может быть изготовлена из самых разных материалов: бамбука, кости, камня, глины, дерева, пластика и, конечно, металла, может быть маленькой или очень большой, но все равно издает в умелых руках музыкантов чистые, трогательные и страстные, ироничные и грустные звуки.

Кроме того, концерт был отмечен уникальным событием: впервые в России прозвучал квартет ренессансных флейт; его составили А.Ю.Кискачи, Светлана Рощиненко, Мария Веревкина и Полина Малышева. Сложился квартет недавно и непосредственно связан с еще одним интересным проектом — ансамблем старинной музыки Musica universalis, участники которого — студенты СПбГУ, а руководитель — А.Ю.Кискачи. Как-то раз на одной из репетиций весной 2007 года Александр Юрьевич спросил, не хотят ли флейтистки сделать программу на ренессансных флейтах, и, к своему удивлению, встретил горячее желание и готовность осваивать новые незнакомые инструменты. И вот, наконец, после кропотливой почти полугодовой работы состоялся дебют единственного в нашей стране квартета ренессансных флейт!

О самом ансамбле Musica universalis и его творческих успехах стоит рассказать особо. Коллектив родился всего год назад, но уже состоялось много концертов. Каждый из музыкантов прочитал одно из объявлений, расклеенных по всему Университету — так и сложился нынешний состав ансамбля: три флейты — Полина Малышева, Светлана Рощиненко, Мария Веревкина, виолончель — Ксения Дубровина, фортепьяно — Александра Марченко и гитара – Олег Верещагин. Первый концерт состоялся уже в декабре 2006 года.

Кроме Musica universalis, в Университете есть и ансамбль блокфлейт (Юта Тамберг, Ольга Игловикова, Полина Вахромеева, Ольга Чулкова), руководителем которого также является А.Ю.Кискачи. Участники этого ансамбля, тоже студенты СПбГУ, впервые взяли в руки флейты осенью 2006 года и уже весной 2007 выступали в Петергофе вместе с Musica universalis. Концерт представлял собой своеобразную музыкальную презентацию творчества двух практически неизвестных в России композиторов конца XVII — начала XVIII веков Георга Филиппа Телемана и Жозефа Бодена де Буамортье.

Кроме того, коллектив Musica universalis украсил прекрасной музыкой официальную церемонию вручения мантии Почетного доктора Санкт-Петербургского государственного университета королеве Таиланда Сирикит.

Участники ансамбля старинной музыки Musica universalis

Участники ансамбля старинной музыки Musica universalis

За последний год ансамбль дал целый ряд интересных концертов: участвовали в городском фестивале старинной музыки в Шереметьевском дворце, выступали в клубе «Карамболь» для питерский молодежи. Концерт был организован Ильей Сакмаровым (инициатором воссоздания в Университете ансамбля старинной музыки), который также часто играет вместе с коллективом Musica universalis. Весной состоялся концерт в лютеранской церкви Св. Екатерины на Большом пр., дом 1, а также вышеупомянутый концерт в Белом зале Петергофского дворца

В заключение стоит сказать, что коллективу Musica universalis и ансамблю блок-флейт предстоит еще множество интересных концертов, которые будут приносить радость слушателям так же, как и состоявшийся 5 октября в Петровском зале уникальный концерт Flautissimo, автором которого, ведущим и исполнителем основных номеров был Александр Юрьевич Кискачи — удивительный человек и прекрасный музыкант. Кроме него и квартета ренессансных флейт в концерте принимали участие Михаил Блехер — клавесин и Серафим Смигельский — виолончель. И естественно, концерт не мог бы состояться без директора Университетского клуба Аллы Борисовны Степановой. Сейчас коллектив Musica universalis готовит очень интересную программу совместно с вокальной студией Санкт-Петербургского государственного университета, концерт состоится 5 декабря в Актовом зале здания Двенадцати коллегий.  

Александра Марченко, Светлана Рощиненко,
студентки Исторического факультета

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков