Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 15 (3763), 31 октября 2007 года

Завершился поисковый сезон
2007 года

Двадцать вторая Вахта Памяти студенческого поискового отряда «Ингрия» явилась венцом поискового сезона 2007 г. Она проводилась в районе озера Барское, которое лежит в 18 км восточнее нашего осеннего традиционного места поиска — рощи Круглой. Впрочем, территориально по-прежнему это наш родной Кировский район, так же как и место поиска — восточный фас Шлиссельбургско-Синявинского выступа, где в 1941–1944 годах оборонялась и наступала 8-я армия Волховского фронта. Мотив отказа от Круглой прозаичен — в речке Черной из-за засухи, как доложила разведка, почти не осталось воды. С этой проблемой мы изрядно намучились еще в прошлом году, когда весь отряд, вооруженный ведрами, трижды в сутки отправлялся на «заготовку» живительной влаги, которой едва хватало на хозяйственные нужды.

26 августа, потеряв в дороге свыше трех часов, отряд в 17.40 прибыл, наконец, на о. Барское. Сразу же приступили к работам по оборудованию лагеря, перекусывая на ходу бутербродами, которые делал нам «женский батальон». К 23.00 успели завершить только основные работы. Шутки и смех бойцов отряда, большая часть которых не виделись с летней экспедиции на Карельском перешейке (местечко Вуосалми Приозерского района), раздавались из разных концов лагеря. После 24.00 боец Катя Кудинова по случаю дня рождения, принимала поздравления. Разошлись по палаткам около 3.00.

Район о. Барское не был для нас совершенно новым районом поиска. Сюда мы «заглядывали» эпизодически в 2000–2003 гг. во время проведения разведок. Особенно удачными оказались два выезда, проведенные в мае и октябре 2003 г., когда нам удалось найти останки 57 бойцов и командиров Красной армии. После этого казалось, что очередная экспедиция пройдет именно здесь. Время шло, а мы словно забыли об этих местах. Вызвано это было, как минимум, двумя причинами: с некоторых пор этот некогда «медвежий угол» стал одним из излюбленных мест мародеров всех оттенков, к тому же интенсивное освоение берегов р. Назия дачниками привлекло на берег озера самых разных людей, которые «отдыхают» нередко весьма своеобразно. Не без колебаний я решился на проведение экспедиции в этом районе. Дневальной службе были даны жесткие указания о несении службы в дневное и ночное время.

Без какой-либо раскачки поиск с первого дня набрал почти полные обороты. Пройдя двадцатую весеннюю Вахту Памяти, когда дожди, снег и холод были нашими постоянными спутниками, а в лесу полно воды, молодое поколение закалилось, обрело определенный опыт и уверенность и готово было искать.

График поиска, сложившийся за 7 лет деятельности отряда, не претерпел изменений. Рабочий день начинался в 9.00 и завершался в 21.00, включая двухчасовой обед. За 4 дня до завершения Вахты Памяти, учитывая накопившуюся усталость бойцов отряда, был сдвинут на 1 час позже утренний подъем, что положительно сказалось на финише поиска.

Поисковые работы начались с высоты, где когда-то располагался «Северный дом отдыха» (бывшая усадьба помещика Р.Подковского). Сразу же оказалось, что развернуть технические средства поиска из-за высокой травы здесь едва ли возможно. Поэтому в течение всей экспедиции больше полагались на щупы и интуицию. Шаг за шагом сдвигались в ложбину, лежащую между «Северным домом отдыха» и высотой Лесная. Пошли траншеи, раскопанные мародерами; об этом свидетельствовали останки погибших солдат, разграбленных и разбросанных по брустверам траншей. В течение двух дней сумели собрать и частично докопать останки семи военнослужащих Красной Армии. В который раз пришлось говорить себе: «Простите нас, ребята, что мы пришли слишком поздно».

На второй-третий день поиска сдвинулись к высоте Лесная. Неутомимый Александр Новокшонов «сбегал» туда одним из первых и нашел бойца. Высота Лесная — «Высота смерти», как ее назвали местные жители после войны, — полностью оправдывает такое печальное название. Только в Мгинско-Сннявинской операции июля–августа 1943 г. здесь почти целиком «легла» 165-я стрелковая дивизия.

Смерть, спустя десятилетия, продолжает витать здесь везде в виде разнообразного имущества военного назначения и, конечно, погибших солдат. По большей части этих солдат убили несколько раз: первый раз в бою, второй — когда о них просто-напросто «забыли», в третий — безжалостно пройдя по ним плугом в 1970-е годы. Последними в этом ряду стоят мародеры. Однако трудоемкость работы не позволила довести им до конца неправедное дело. Почти сплошной камень, под слоем которого оказались траншеи, окопы, пулеметные точки, создавал большие трудности в ведении поиска. Металлоискатель и щуп оказались здесь почти бесполезны. Мы действовали двумя способами: поднимали целиком траншею, либо, полагаясь на интуицию, вели поиск на отдельных участках. Энтузиазма и сил у нас было еще достаточно, поэтому «сели» мы здесь плотно. Останки погибших солдат и их фрагменты встречались повсеместно. Требовались упорство, настойчивость, желание, чтобы, «вгрызаясь» в эту «каменоломню», добраться до погибших солдат и «поднять» их. Не буду описывать всех деталей. Замечу только, все работали с полной отдачей сил. Этому способствовала и погода, которая благоприятствовала поиску, если не считать 2–3 дней, когда дожди «накрывали нас», и мы возвращались в лагерь после завершения работ мокрые «по уши».

На клочке земли площадью 100 на 125 м нам удалось обнаружить 45 бойцов и командиров Красной Армии. Кроме личных вещей, оружия и боеприпасов у погибших найдены медаль «За Оборону Ленинграда» и знак «Отличный пулеметчик». Останки погибших солдат доставлены на мемориал «Синявинские высоты» для захоронения.

С продуктами питания, дровами, водой особых проблем не возникало. За время Вахты больных и разболевшихся не было.

15, 19, 22 сентября отряд провел разведки в 2–3 км юго-восточнее Кировска, в результате которых были обнаружены останки 81 военнослужащего Красной Армии. Кроме личных вещей у погибших обнаружены 5 медальонов, партийный билет, знак «Ворошиловский стрелок». Три медальона нам удалось прочитать сразу же. В настоящее время идет поиск родственников погибших солдат, имеется шанс определить по подписанным вещам еще 5–7 человек.

Таким образом, в августе–сентябре 2007 г. отрядом найдены останки 126 бойцов и командиров РККА, погибших в битве за Ленинград. В итоге за 22 экспедиции — 1019 воинов Красной Армии.

25 сентября на мемориале «Синявинские высоты» состоялось торжественно-траурная церемония захоронения солдат, найденных поисковиками и поисково-саперным батальоном в летне-осенний сезон. Это мероприятие оставило горький и неприятный осадок у всех бойцов не только нашего, но и других поисковых отрядов, кто присутствовал на этой церемонии. Дело не только в том, что поисковым отрядам не нашлось места для построения, и не в том, что для 419 солдат не оказалось гробов (нет денег у районной администрации). Дело в ином: захоронение, как представляется нам, стало образчиком неудачного шоу, кое-как сшитого для пятерки генералов и средств массовой информации.

Правильные слова заклинания «Никто не забыт…», звучавшие впустую с трибуны, в свете развернувшегося масштабного строительства в 2-х км от мемориала, навевали самые мрачные мысли. Все знают (включая высокопоставленных генералов), что строительство птицефабрики ведется на костях этих самых «не забытых» защитников Отечества, о которых говорили и военные, и представители власти.

Решили, что на подобные шоу-мероприятия мы больше ездить не будем.  

Е.В.Ильин,
доцент Исторического факультета

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков