Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 15 (3763), 31 октября 2007 года

Н.Г.Сладкевич —
профессор Ленинградского университета

С 1939 г. Наум Григорьевич Сладкевич работал на Историческом факультете Ленинградского государственного университета. Более сорока лет он преподавал в ЛГУ. Как ученый он занимался проблемами истории передовой общественной мысли и революционного движения в России XIX — начала XX в. Блестящий знаток источников, Н.Г.Сладкевич внес большой вклад в развитие историографии, истории русской философии, истории русской журналистики (Мавродин В. В., Семенов Л. С., Тишкин Г. А. Памяти Н.Г.Сладкевича // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 2, История, яз., лит. 1979. Вып. 1. С. 128).

Н.Г.Сладкевич

Н.Г.Сладкевич

Как педагог он подготовил сотни квалифицированных историков. С 1960-х годов много внимания ученый уделял работе с дипломантами, аспирантами и стажерами из Англии, Канады, США, ФРГ, Франции. Многие его ученики успешно защитили кандидатские и докторские диссертации.

На протяжении всей жизни Н.Г.Сладкевич совмещал успешную научную и педагогическую деятельность с активным участием в общественной жизни. Он избирался парторгом кафедры истории СССР, членом партийного бюро факультета. Начиная с 1920 годов он был на комсомольской и партийной работе, заведовал совпартшколой, сектором пропаганды Смольнинского РК ВЛКСМ. В 1939 — 1940 годах Н.Г.Сладкевич являлся штатным лектором Ленинградского обкома КПСС.

За 39 лет научной деятельности Наум Григорьевич Сладкевич написал большое количество работ. В их числе — 3 монографии, 9 отредактированных и составленных сборников, 40 статей и рецензий, 7 опубликованных тезисов научных докладов. Из общего количества работ семь написаны в соавторстве. Основная часть публикаций ученого посвящена истории Петербургского университета и общественному движению в Петербурге во второй половине XIX в. Среди тем можно выделить следующие: исторические взгляды Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, В.Г.Белинского, освещение общественного движения России 40-60-х годов XIX в. в советской исторической литературе, а также истории публицистики.

Наум Григорьевич был искренне предан родному Университету. Вместе с В.В.Мавродиным он усиленно занимался темой истории родного Университета и факультета. В 1959 г., например, в журнале «Вестник Ленинградского университета» была опубликована статья Наума Григорьевича «25 лет исторического факультета Ленинградского университета (1934–1959)». Под редакцией Н.Г.Сладкевича также вышли три выпуска «Очерков по истории Ленинградского университета» (1962, 1968, 1976). В первом выпуске «Очерков» (1962 год) помещена статья Н.Г.Сладкевича — «К.Маркс и передовое студенчество Петербургского университета», во втором выпуске — «О 50-летнем юбилее Петербургского университета».

Но никто и ничто не скажет лучше о человеке, чем то, каким он остался в памяти окружавших его людей, в частности в памяти коллег и учеников Наума Григорьевича Сладкевича: Рафаила Шаломовича Ганелина, Алексея Николаевича Цамутали, Валентины Григорьевны Чернухи, Григория Алексеевича Тишкина.

Рафаил Шаломович Ганелин, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, очень хорошо отзывается о Науме Григорьевиче не только как о человеке, но и как о преподавателе. Он отмечает системность изложения курса, чрезвычайную ответственность за представленный своим ученикам материал. По его словам, конспект лекций Наума Григорьевича мог служить пособием на всю жизнь, говоря о ценности той информации, которую давал студентам их преподаватель. В то же время Н.Г.Сладкевич отличался чрезвычайной осторожностью и деликатностью в отношении с окружающими людьми. Это проявлялось в таком его человеческом качестве, как скромность.

Алексей Николаевич Цамутали, доктор исторических наук, заведующий отделом новой истории России Санкт-Петербургского института истории Российской Академии наук, пишет: «Как руководитель практических занятий, Наум Григорьевич оказался очень внимательным. Это сказалось еще при распределении тем докладов и курсовых работ. Выбирая тему для курсовой работы, я заметил, что кто-то уже взялся писать об исторических взглядах В.Г.Белинского и вслух пожалел об этом. Присутствовавший при этом Наум Григорьевич тут же заговорил со мной и предложил написать работу об исторических взглядах Н.А.Добролюбова». Алексей Николаевич также вспоминает о лекциях Наума Григорьевича, что читал он не так образно, как С.Б.Окунь, но его лекции были интересны, насыщены датами, ссылками на историческую литературу. Особенно запомнились Алексею Николаевичу лекции, посвященные крестьянской реформе 1861 г. и другим реформам 1860-1870-х гг. Наум Григорьевич, по словам А.Н.Цамутали, был всегда доброжелателен, расспрашивал о работе, о планах на будущее. В его памяти Наум Григорьевич остался не только внимательным руководителем, но и одним из лучших профессоров Ленинградского университета той поры, когда там учился Алексей Николаевич.

Глядя сегодня на Григория Алексеевича Тишкина, профессора Исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, ученика Наума Григорьевича, невольно задумываешься о том, кто были его учителя, кто окружал его на протяжении одного из самых важных периодов как в жизни человека, так и в жизни ученого — студенческих лет. Наум Григорьевич Сладкевич был не просто педагогом, который смог преподать свой предмет, но и учителем, который сумел передать свой опыт и знания ученикам. А его ученики, в частности Григорий Алексеевич Тишкин, передают этот накопленный поколениями опыт уже своим ученикам. Григорий Алексеевич также отмечает такое качество Н.Г.Сладкевича, как неравнодушие к своим студентам. Григорий Алексеевич часто вспоминает Наума Григорьевича, цитирует его высказывания и даже ставит в пример.

В памяти Валентины Григорьевны Чернухи, доктора исторических наук, главного научного сотрудника Санкт-Петербургского института истории Российской Академии наук, Наум Григорьевич Сладкевич остался добрым, отзывчивым человеком, являвшимся превосходным преподавателем, способным увлечь своими лекциями студентов. Она очень хорошо отзывалась о нем, и это было неподдельное уважение к человеку, который за столь короткий срок (он читал спецкурс на

3 курсе «История общественной мысли и общественного движения») смог оставить след в душе человека на долгую память.

Со стороны Наум Григорьевич Сладкевич казался совершенно обычным человеком, рядовым преподавателем Исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Но его близкие, коллеги и ученики знали, что за этой скромностью и, возможно, неприметностью скрывается широкой души человек, превосходный преподаватель, который таким и остался в памяти людей.  

Е.Ю.Гранкина

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков