Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 15 (3763), 31 октября 2007 года

Маленький музей большого ученого

Дар слов, неведомый уму,
Мне был обещан от природы.
Он мой. Веленью моему
Покорно все. Земля и воды,
И легкий воздух, и огонь
В одно мое сокрыто слово…
Л.Н.Гумилев

В нашем городе существует много музеев-квартир, и большинство из них подлежали реставрации. Но все они после “умирали” вслед за хозяевами. Единственным, на мой взгляд, неподвергшемся этой невзгоде остался Мемориальный музей-квартира Л.Н.Гумилева. Кандидат географических наук, заведующая музеем Марина Георгиевна КОЗЫРЕВА, хорошо знавшая Льва Николаевича, стремится сохранить живой дух этой квартиры. Именно этот удивительной души человек и поведал нам немало интересного про Гумилева.

Мемориальный музей официально существует уже 4 года и почти 10 лет до этого — как музей на общественных началах.

Почему же именно Марина Георгиевна Козырева стала заведующей этого музея, спросите вы? Все потому, что Наталья Викторовна Гумилёва (жена Л.Н.Гумилёва), уезжая в Москву к родным после смерти мужа, попросила Марину Георгиевну заняться созданием музея.

Почему именно ее? Да потому, что они знакомы со Львом Николаевичем с 1963 года. Сначала их познакомил муж Марины Георгиевны. Он же, в свою очередь, знал Гумилева, потому что его отец сидел с ним в Норильске, а потом вместе в экспедиции были. “Потом дружили, а потом ссорились— всякое бывало…” — говорит сама Марина Георгиевна.

Заведующая музеем М.Г.Козырева.

Заведующая музеем М.Г.Козырева.

После окончания Университета она работала в Горном институте, а затем перешла в Институт географии при Географическом факультете Университета, где уже работал Гумилев, и одновременно закончила Государственные курсы немецкого языка. Узнав об этом, Лев Николаевич попросил ее перевести что-то из книги одного немецкого историка про Золотую Орду. Марина Георгиевна не была его ученицей, но была одной из первых слушательницей его лекций и читала все его книги.

В Музее-квартире все осталось практически как было при жизни самого Льва Николаевича: та же обстановка, то же расположение вещей. Здесь есть и новые вещи, купленные для этой первой и единственной квартиры ученого. Но много и старых, которые приобретались в комиссионных магазинах, — перевезенных либо с Московского проспекта, где у него была комната 12,5 кв.м, либо с Большой Московской (там тоже была комната, но уже 28 кв.м.). Но для того чтобы почувствовать всю атмосферу квартиры, давайте совершим с вами небольшое путешествие:

Первое, что бросается в глаза при входе в кабинет-гостиную — это рабочий стол Гумилёва. На нем мы видим настольную лампу, собранную по частям. Абажур лампы расписан Натальей Викторовной. Он — второй по счету. Первый же абажур постигла «тяжкая участь» — он сгорел. Чтобы этого не случилось вновь, жена Гумилева сама провощила бумагу нагретой свечой. На столе лежит кованая роза с огромными шипами, подаренная Гумилеву псковским скульптором и кузнецом Всеволодом Смирновым. Этот мастер также сделал крест на могиле Анны Андреевны Ахматовой в Комарово. Рядом с розой лежит пачка «Беломора», который курил Лев Николаевич. «Когда его спрашивали, почему он курит «Беломор», в том смысле, что нехорошо для здоровья, то он отвечал: «Так я же его и строил»».

На стеллаже стоит его военный котелок, с которым он дошел до Берлина. Как говорил сам Гумилев: «Попутно я взял Берлин». Сохранились также наградные грамоты красноармейца Гумилева. С одной из таких грамот произошел казус: писец вместо Гумилева написал «Гумылев». После Победы Гумилев оставался в Берлине до демобилизации. Там ему поручили читать лекции по истории для офицеров и писать историю своей части.

Он потерял массу времени: сначала тюрьмы, лагеря, а потом и война, однако это ему не помешало окончить Университет экстерном. И за полтора месяца — январь и полфевраля 1946 года — он сдал экзамены за все курсы, а также госэкзамены и плюс ко всему этому вступительные в аспирантуру. Он всегда говорил: «Я не историк, я историко-географ».

В центре комнаты стоит большой раздвижной стол, правда, при его раскладке по центру образовывалась пустота. Зато у него ножки латунными копытцами. Такой же столик, только маленький, стоит в прихожей. Он покрыт мраморной плитой. Они были куплены после переезда на Большую Московскую на Ямском рынке, где был хороший мебельный комиссионный магазин. Глядя на эту красоту, Лев Николаевич сказал жене: «Вот эта кобылка с жеребеночком ко мне просятся».

Единственное, что появилось в этой комнате после его смерти — это его портрет, написанный художником Сергеем Данилиным. Он написан в 1990-м году и стоял в мастерской. Художник подарил его Наталье Викторовне лишь после смерти Гумилева. На обратной стороне этой картины присутствует дарственная надпись. Те, кто бывал в этом музее, говорят, что на этом портрете Лев Николаевич как живой, но отрешенный, как будто ушел мыслями в себя.

Напротив стола, на стенке, висит персидская миниатюра. Она висела еще в комнате на Московском проспекте. Его мать, когда Лев Николаевич был в лагере, писала ему: «Лева, мне подарили прелестную персидскую миниатюру невиданной красы. Вокруг нее позднейшая надпись из Корана. Недавно приглашенный для этого специалист прочел и перевел ее». Когда Гумилев вышел из лагеря, мать подарила ему эту миниатюру. Как выяснилось позднее, говорит Марина Георгиевна, это было напоминание об отце, о его стихотворении «Персидская миниатюра».

Чуть выше висит портрет Николая Гумилёва, отца Льва Николаевича. Имя автора портрета долгое время оставалось неизвестным. Теперь удалось выяснить, почему: кроме того что художник был абстракционистом (а это уже было криминалом), он рисовал расстрелянного «контрреволюционера». Это был Виктор Павлов, бывший в конце 50-х годов абстракционистом, а позднее стал главным художником Эрмитажа по организации выставок.

На другой стене — акварельные работы жены Гумилева, московской художницы Натальи Викторовны, их друзей и товарища Льва Николаевича по последнему заключению. Здесь же веточка дуба из имения «Слепнево», где прошли детские годы ученого. На стеллаже много книг, а наверху подарки и сувениры от слушателей знаменитых лекций Гумилева. На выдвижном столике — старинная пишущая машинка «Континенталь», на которой Наталья Викторовна печатала двумя пальцами работы мужа.

Теперь пойдем дальше…

Вторая комната — бывшая спальня — теперь используется для выставок. Сейчас здесь открыта выставка «Николай Гумилев в памяти сына». «Для Льва Николаевича отец был кумиром», — рассказывает Марина Георгиевна. Здесь представлены прижизненные портреты поэта, подлинные фотографии, привезенные из экспедиции в Абиссинию в 1913 году. Особое внимание хочется обратить на два экспоната. Это, возможно, единственное в нашем городе издание. «Н.Гумилёв. Избранные стихи», напечатанное в Одессе в 1943 году неизвестно кем.

На одной из стен — карандашные рисунки подвигов Геракла. Марина Георгиевна поведала нам небольшую историю по этому поводу: «Готовясь к выставке, я прослушивала множество кассет с записями Льва Николаевича и о нем. На шестнадцатой кассете я услышала голос Льва Николаевича: «Папа приезжал ко мне в Бежецк и рисовал для меня подвиги Геракла»… До сих пор считалось, что это детские рисунки Николая Гумилева. На самом деле поэт рисовал их для сына. А четверостишия, которые были написаны только к трем из них, Лев Николаевич помнил всю жизнь (хотя они никогда не были опубликованы).

В заключение хочется рассказать о книге отзывов, которую завели сами посетители. Изучив ее, можно сказать, что круг посетителей широк. Здесь побывали люди не только из различных уголков нашей Родины, но и из других стран. Среди посетителей — Рамиль Курамшин, народный артист Татарстана; Татьяна Фроловская, член Союза писателей; Сергей Селиверстов — «посланник» Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилёва (республика Казахстан); съемочная группа ГТРК «Норильск»: С.Подопригора, Э.Озерцева, А.Братухин, Е.Никова, И.Подопригора; профессор университета Обирил из Японии — Акио Оки, гости из Англии, Франции, студенты из Германии и Кореи… Список можно продолжать и продолжать.

Музею очень помогают спонсоры. На кухне стоит современный компьютер с большим экраном, подарок от Казахстана, лазерный принтер подарила одна татарская семья. И много других подарков приносят люди, которые любят и помнят Льва Николаевича Гумилева.  

Марина Ерофеева,
студентка 2-го курса РГГМУ

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков