Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 15 (3763), 31 октября 2007 года

Преимущества классической системы образования.
Диалог России с Европой

Свое выступление перед представительной международной аудиторией Сергей Владимирович БУРЯЧКО, директор Санкт-Петербургской классической гимназии, прочитал… на латинском языке. И около сотни человек не только оценили экстравагантность выступления, но и поняли его речь. Еще бы: ведь он приветствовал участников Classica Petropolitana — Международной конференции общеевропейской ассоциации преподавателей древних языков Euroclassica. которая 19 сентября была открыта на Факультете филологии и искусств СПбГУ. В Петербург приехали 33 представителя из 14 стран Европы (Англия, Германия, Бельгия, Австрия, Чехия, Испания, Македония, Португалия, Швеция, Швейцария, Голландия, Дания, Хорватия и Румыния), а также представители США и Чили. Кроме того, конференция собрала преподавателей древних языков из разных городов России и Украины (Москва, Пермь, Саратов, Томск, Петрозаводск, Симферополь). Активное участие в организации и работе конференции приняли и петербургские учителя, ученые, студенты. Рабочим языком конференции был английский, доклады читались на английском и французском языках.

Лекция А.Л.Верлинского для представителей “Евроклассики” в Bibliotheca Classica Petropolitana

Лекция А.Л.Верлинского для представителей “Евроклассики” в Bibliotheca Classica Petropolitana

Организаторами конференции Classica Petropolitana стали кафедра классической филологии Санкт-Петербургского государственного университета, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербургская классическая гимназия (школа №610) и фонд поддержки классического образования “Анабасис”.

Euroclassica построена по принципу федерации, объединяющей национальные ассоциации разных стран Западной и Восточной Европы. Сегодня в состав “Евроклассики” входят 22 страны. Цель ассоциации состоит в поддержке классического образования в Европе и сохранении античного наследия в европейской культуре. Задача ежегодных научных форумов Euroclassica, которые проходят в разных странах Европы, — изучение проблем преподавания древних языков, в особенности в стране-организаторе очередной конференции, обмен опытом, представление новых программ, методик, учебных пособий и проектов. Об этом в своем выступлении говорил Франческо де ОЛИВЕЙРА (Португалия), президент ассоциации Euroclassica. Участников конференции приветствовали также Александр Леонардович ВЕРЛИНСКИЙ, директор Античного кабинета Bibliotheca Classica Petropolitana, доцент кафедры классической филологии Факультета филологии и искусств СПбГУ, и Елена Кареновна ЮЗБАШЯН, директор фонда поддержки классического образования Anabasis.

— В Европе нет школьной программы лучшей, чем одновременное преподавание древних языков и математики. Если судить по образовательному эффекту, то очевидно, что за последние 2000 лет не придумано ничего более совершенного! Система классического образования доказала это во многих странах. И 18 лет назад классическое образование в Петербурге было восстановлено, после 70-летнего перерыва, — напомнил Сергей Владимирович Бурячко, директор Санкт-Петербургской классической гимназии. — В 2007 году классическое образование официально признано российским правительством. Гимназия получила государственный сертификат, подтверждающий, что латинский и древнегреческий языки являются обязательными предметами в учебном плане нашей школы.

Пушкин назвал Петербург «окном в Европу». А для нас классическая школа, классическое образование является той нитью, которая связывает Россию и Европу. Но мы не только преподаем нашим детям латынь, древнегреческий и математику. Мы никогда не ставили своей целью готовить филологов-классиков. «У нас не филологическое ПТУ», о чем предостерегал нас Александр

Иосифович Зайцев, один из «отцов-основателей» классической гимназии. Главное, мы учим ребят тому, что у европейских народов общее прошлое, общая культура и, следовательно, общее будущее. На гербе классической гимназии написано «Universitas litterarum» («Единство знания») — но этот девиз можно расширить и сказать: единство пути.

Выступает  С.В.Бурячко, директор Санкт-Петербургской классической гимназии.

Выступает С.В.Бурячко, директор Санкт-Петербургской классической гимназии.

Профессор А.В.ПОДОСИНОВ (Москва), рассказывая о сегодняшнем классическом образовании в России, подчеркнул, что европейские традиции завоевывают приоритеты в нашей стране. Он перечислил больше 15 городов «от Москвы до самых до окраин» — Смоленск и Саратов, Тверь и Самара, Екатеринбург и Омск, Новосибирск и Владивосток — где преподают древние языки в школах. Хорошей традицией стали ежегодные олимпиады по латинскому языку для старшеклассников, которые постепенно становятся общероссийскими.

В рамках конференции 21 сентября 2007 г. состоялся круглый стол российских участни­ков. Было принято решение принципиальным образом расширить представительство России в “Евроклассике”, сделав его из петербургского — общероссийским. Российская ассоциация в составе “Евроклассики” утвердила новое имя: Российская ассоциация школьных преподавателей древних языков (Societas Russica magistrorum linguarum classicarum. Координаторами ассоциации были избраны А.В.Подосинов, Е.Л.Ермолаева (ответственная за связи с “Евроклассикой”) и В.В.Зельченко.

— Почему Международная конференция ассоциации Euroclassica состоялась именно в Петербурге?

— Санкт-Петербургская классическая гимназия и кафедра классической филологии СПбГУ оказались вовлеченными в программы “Евроклассики” уже в начале 90-х благодаря активности тогдашнего президента голландской ассоциации “Евроклассики” профессора Антона ван Хоффа, впервые посетившего Россию в 1990 г., — рассказала Елена Леонидовна Ермолаева, старший преподаватель кафедры классической филологии Факультета филологии и искусств СПбГУ и учитель классической гимназии. Проведение конференции 2007 г. в нашей стране означает для петербургской ассоциации высокую оценку ее работы, признание России как равноправного партнера, активно участвующего в программах и проектах “Евроклассики”.

— И с чего начала работу российская ассоциация?

— Цели ассоциации: контакты, обмен информацией, лоббирование, объединение для защиты, сохранения и развития школьного классического образования. В ближайшие задачи ассоциации входит выработка общероссийских стандартов преподавания латинского языка в школе (два уровня); обмен опытом, программами, методическими и учебными материалами; организация летних школ по древним языкам и изучению античности; необходимость добиться того, чтобы латинский (а в перспективе — и греческий) язык был принят Министерством образования России как необходимый предмет в программе классических и гуманитарных гимназий.

Координаторы Российской ассоциации школьных преподавателей древних языков: (слева направо) А.В.Подосинов, Е.Л.Ермолаева, В.В.Зельченко.

Координаторы Российской ассоциации школьных преподавателей древних языков: (слева направо) А.В.Подосинов, Е.Л.Ермолаева, В.В.Зельченко.

Информация о работе ассоциации будет размещаться на сайте http://librarius.narod.ru, а также на англоязычном сайте http://ruclassica.googlepages.com.

Членство в ассоциации — личное; вступать в нее мы приглашаем в первую очередь преподавателей латыни и греческого, но также и всех заинтересованных в поддержке классического образования. Все члены ассоциации будут получать информацию о проектах “Евроклассики”.

— В каких проектах ассоциации Euroclassica принимают участие петербургские преподаватели, студенты, школьники?

— Одним из проектов “Евроклассики” являются летние школы для гимназистов старших классов и студентов: в течение 10 лет школьники из разных стран Европы в сентябре приезжали в Афины для участия в программах Academia Aestiva. Профессоры Джон Торли (Англия), Хосе Наварро (Испания) и Антон ван Хофф (Голландия) проводили экскурсии в Афинах и Дельфах, читали лекции по истории и культуре Греции, ставили со студентами “Персов” Эсхила на знаменитой орхестре Эпидавра.

С 2003 г. преподаватели Ева Таранди из Швеции и Барбара Покорна из Чехии один раз в два года, в начале августа, проводят в Риме летнюю школу Academia Latina. Участники живут в центре Рима, путешествуют по Вечному городу и читают в оригинале пассажи из Тита Ливия, Горация, Плиния Младшего, Марциала и других авторов, описывающие памятники и повседневную жизнь античного Рима. Их ждут занятия в музеях, поездка в Помпеи и уроки итальянского языка.

В июле на о.Хиос для студентов и преподавателей открыты двери летней школы Academia Homerica, которая собирает ежегодно до 150 человек. Школа организована Марией-Элефтерией Гиатраку (Афины) при поддержке президента Греции и муниципалитета о.Хиос. В программу школы входят занятия и лекции, посвященные проблемам гомеровского текста, поездки в Афины, на остров Ойнос, а также в города Малой Азии Милет, Смирну и другие, экскурсия в Троаду.

В ближайших планах “Евроклассики” — организация в Дубровнике (Хорватия) еще одной летней школы (Academia Ragusina), посвященной изучению античного наследия в Европе в эпоху раннего Средневековья; в частности, участникам предлагаются занятия по истории, эпиграфике и археологии, а также знакомство со средневековыми рукописями и инкунабулами. За работу школы отвечает Ядранка Багарич (Хорватия).

С 1997 г. в работе летних школ в Афинах и Риме участвовали 16 гимназистов из Петербурга, четверо из которых впоследствии поступили на кафедру классической филологии СПбГУ (Алексей Андреев, Вероника Никитина, Инна Попова и Вера Жижина).

С 2004 г. ученики 11-х классов Санкт-Петербургской классической гимназии представляют Россию в международной олимпиаде по древнегреческому языку, организованной ODEG при поддержке Министерства образования Греции и патронаже “Евроклассики”. Побе­дители олимпиады от России Александра Петрова и ее учитель С.Э.Андреева (в 2004 г.), София Александрова и учитель М.М.Позднев (в 2005 г.) участвовали в церемонии награждения победителей, проходившей в Афинах, а также в организованных для лауреатов экскурсиях. Более широким было российское представительство на конкурсе “Пифии”, предполагающем написание творческих или научных работ на определенную тему, связанную с греческой историей и культурой. Эти состязания устраивал, опять-таки при поддержке “Евроклассики”, Европейский культурный центр в Дельфах. В 2001–2005 годах российское жюри “Пифий” составляли Н.Н.Казанский, А.В.Подосинов, Н.В.Брагинская и Н.П.Гринцер. Победители, среди которых в эти годы были школьники из Петербурга, Москвы и Петрозаводска, награждались недельной поездкой по Греции.

Спектакль на древнегреческом языке (по Лукиану) в Санкт-Петербургской классической гимназии

Спектакль на древнегреческом языке (по Лукиану) в Санкт-Петербургской классической гимназии

С 2006 г. олимпиады ODEG и “Пифии” были объединены в единое состязание, которое проходит в один и тот же день в апреле во всех странах-участницах и предполагает перевод греческого текста и написание эссе. Работы национальных победителей посылаются в Грецию на рассмотрение международного жюри; после его апробации школьник-лауреат и его учитель награждаются поездкой в Грецию. В 2006 г. победителем от России оказался Григорий Воробьев, а в 2007 г. — Александра Евлампиева (оба — из Санкт-Петербургской классической гимназии, а сейчас они — студенты итальянского отделения Факультета филологии и искусств СПбГУ).

В 2005 г. Санкт-Петербургская классическая гимназия приняла участие в международной олимпиаде по древнегреческому языку Сertamen della Tuscia, проводимой Лицеем им. Марио Буратти и Университетом г. Витербо (Италия). Участники состязания в течение пяти часов переводят со словарем большой отрывок из греческого автора и составляют разносторонний комментарий к нему; по итогам Certamen della Tuscia присуждаются 10 призовых мест. В 2005 г. гимназистка Александра Дмитрикова (ныне студентка Экономического факультета СПбГУ) заняла 10-е место, в 2006 г. Майя Шляхтер — 7-е (сейчас Майя второкурсница Восточного факультета СПбГУ), а в 2007 г. Арсений Ветушко-Калевич стал победителем олимпиады. В этом году Арсений поступил на кафедру классической филологии СПбГУ.

Наконец, в деятельность “Евроклассики” входит подготовка общеевропейских стандартов преподавания латинского и древнегреческого языков. С ними, а также с другими программами и проектами ассоциации можно подробнее познакомиться на сайте www.euroclassica.net, где, в частности, выложены ежегодно публикуемые бюллетени “Евроклассики”.

— Как проходила конференция? Какова была ее программа?

— Программа конференции была насыщенной. Первый день ее работы проходил в Университете. Н.Н.КАЗАНСКИЙ представил участникам конференции краткий очерк истории классического образования в дореволюционной России. А.В.ПОДОСИНОВ рассказал о преподавании греческого и латыни в школах и вузах современной России. А.К.ГАВРИЛОВ посвятил свое выступление Я.М.Боровскому (1896-1994), филологу-классику и новолатинскому поэту, учителю многих поколений петербургских классиков. В.В.ЗЕЛЬЧЕНКО представил Санкт-петербургскую гимназию и школьный журнал «Абарис». Следует отметить прекрасно иллюстрированный доклад О.В.БУДАРАГИНОЙ о латинских надписях в Петербурге, а также сообщение В.И.МАЖУГИ о латинских рукописях в Петербурге. Антон ван ХОФФ (Голландия) рассказал о контактах «Евроклассики» с Россией с 1990 г.

Заседание в Эрмитаже 20 сентября открыл директор Эрмитажа М.Б.ПИОТРОВСКИЙ, обратившись с приветственной речью к участникам конференции. Н.К.ЖИЖИНА познакомила слушателей с работой Эрмитажного кружка. А.С.НАМОЙЛИК сделала сообщение о греческих надписях Северного Причерноморья. Доклад М.-Э.ГИАТРАКУ (Греция), прочитанный Хосе НАВАРРО (Испания), был посвящен истории контактов Греции и России. Об интерпретации сложных мест хорошо известной всем присутствовавшим оды Горация «К Мельпомене» и о пушкинском «Памятнике» рассказала Н.М.БОТВИННИК. Наконец, гости из Австрии Андреас ТИЛЬ и Петер ГЛАЦ устроили презентацию сайта «Евроклассики», а Ладислав БОЛЬШАЗИ (США) познакомил слушателей с серией учебников Artes Latinae на DVD. С текстами докладов можно познакомиться на сайте «Евроклассики».

В программе конференции были экскурсии по Античному отделу Эрмитажа, посещение Российской Национальной библиотеки, в частности, Отдела рукописей, поездка в Царское Село. Вечером 20 сентября участники конференции посетили Bibliotheca Classica Petropolitana, и наконец, в классической гимназии гостей ожидал спектакль на древнегреческом языке, поставленный учениками восьмого класса под руководством Е.К.Юзбашян.

В последний день конференции в Санкт-Петербургской классической гимназии состоялась генеральная ассамблея ассоциации Euroclassica. Это заседание занимает целый рабочий день: каждый член ассамблеи обязан представить письменный отчет о состоянии преподавания древних языков в школах и университетах своей страны, а также прокомментировать его и ответить на вопросы коллег. Кроме того, обсуждаются программы и проекты “Евроклассики”, ее бюджет. В этом году, в частности, был утвержден проект Европейского сертификата по латинскому языку — системы тестов, проводимой он-лайн. Состоялись перевыборы президента организации: им стал Альфред РАЙТЕРМАЙЕР (Австрия).

Подводя итоги, можно сказать, что Международная конференция общеевропейской ассоциации преподавателей древних языков Euroclassica в Петербурге прошла на высоком уровне. Новая информация, впечатления, контакты, безусловно, были полезны как для нас, так и для наших гостей, которые, возвратившись домой, присылают нам письма, выражая свою благодарность и желание сотрудничать.  

Евгений Голубев
Фото Е.Ермолаевой, О.Бударагиной, М.Филиппенко

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков