Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 15 (3763), 31 октября 2007 года

Печать вдохновения

Выставка демонстрировала универсантам произведения, созданные художником в последние четыре года. Они продолжают китайскую традицию гравировки, внося в неё ряд смелых и оригинальных идей. Среди экспонатов выделялась группа печатей, навеянных русской музыкой, воплотившая горячую любовь автора к культуре нашей страны.

Ли Ланьцин

Ли Ланьцин

«Звание почётного доктора, — сказал Ли Ланьцин, получая почётное звание, — не только большая честь для меня, но и символ дружбы между Китаем и Россией. Более 50 лет назад я, как молодой китайский специалист, приехал в Советский Союз учиться. Я работал на автомобильных заводах в Москве и Горьком. Я участвовал в выпуске первых автомобилей «Волга» и автобусов для молодёжного фестиваля в Москве. По известной причине отношения между Китаем и СССР когда-то были плохими; но я всегда верил, что они станут лучше, и делал для этого всё, что в моих силах. Много лет я был сопредседателем Китайско-российской комиссии по торгово-экономическому и по гуманитарному сотрудничеству. Совместная работа с госпожой В.И.Матвиенко произвела на меня приятное впечатление и оставила хорошие воспоминания».

Ли Ланьцин скромно умолчал о других этапах своей биографии. С 1992 года он работает членом Политбюро ЦК Компартии Китая. С 1993 он — вице-премьер Госсовета КНР, где возглавляет комиссию по учёным степеням. С 1997 он — сопредседатель смешанной Китайско-российской комиссии по сотрудничеству в областях науки, образования, культуры, здравоохранения, спорта, радио и телевидения. Помимо этого он почётный профессор МГУ и почётный доктор нескольких иностранных университетов, а также председатель Фонда развития образования Китая.

«Мне очень приятно посещать ваш Университет, — сказал Ли Ланьцин, обращаясь к ректору, — особенно приятно получить звание почётного доктора вашего Университета, одного из самых известных в России и во всём мире. Россия — это страна с древней историей. Я с молодости люблю её культуру, искусство, музыку, танцы и балет».

История традиции

Материалом для резной печати, обмакиваемой в густую красную тушь, в Китае могут служить металл, нефрит и керамика. На боковой стороне печати часто вырезается надпись (так называемый бянькуань), включающая имя автора, дату создания работы и её основную идею. Иероглифы, вырезаемые на рабочей поверхности, чаще всего пишутся в стиле Чжуаньшу, зародившемся в Поднебесной ещё в эпохи Воюющих царств и династии Цинь.

Печати Ли Ланьцин Печати Ли Ланьцин

Традиция этого искусства берёт истоки в древних именных печатях, служивших символом власти или просто заменявших личную подпись. В эпохи Воюющих царств, а также династий Цинь и Хань, на печатях помимо имени и должности владельца вырезались изображения животных, а также иероглифы, обозначавшие птиц и насекомых. После династии Мин изготовление печатей помимо прямого назначения стало служить для эстетического самовыражения китайских интеллигентов.

С тех пор содержание надписей на печатях значительно обогатилось и далеко отошло от нужд практического употребления. Художники-гравировщики стали обращать особое внимание на стиль иероглифов и их расположение, а также на метод работы резцом, стремясь к красоте каллиграфического письма и изяществу линий белого и красного цвета.  

Иван Шейко-Маленьких

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков