Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 15 (3763), 31 октября 2007 года

Память живет в веках

Благодаря дневникам и другим частным рукописным документам мы можем полнее узнать и понять людей, с которыми нам не пришлось встретиться, а часто только из них и можно узнать о событиях и людях, обойденных официальным вниманием и с течением времени забытых – канувших в Лету. Более того, изучение воспоминаний очевидцев эпохи – это путь, который помогает лучше узнать ту жизнь и социальную среду, которая этих людей окружала.

Юлия Ивановна Фаусек (1863—1942) (в девичестве Андрусова), младшая сестра известного геолога-палеонтолога, академика Николая Ивановича Андрусова, выпускница Высших женских (Бестужевских) курсов (ВЖК), а впоследствии жена директора этих курсов, зоолога Виктора Андреевич Фаусека, прожила сравнительно долгую жизнь, богатую в первой ее половине интересными встречами, путешествиями, общением с известными учеными, художниками, скульпторами, музыкантами, литераторами. На долю этой женщины выпало и много горя — потеря мужа и трех сыновей, запрет в Советской России любимого дела — дошкольного образования по системе Монтессори, и гибель на старости лет в блокадном Ленинграде. Незадолго до этого печального финала, в конце 30-х годов XX века, Юлия Ивановна стала записывать некоторые события своей жизни и сделала это мастерски, хотя и далеко не завершила описание происшедшего с ней за долгие годы. У нее оказалась цепкая память, хороший литературный слог и та доверительная интонация, которая незаметно включает читающего в круг близких, неравнодушных свидетелей той внутренней и внешней жизни, что начиналась почти 150 лет назад у теплого Черного моря, в городе Керчи, а в большей мере прошла в Петербурге-Петрограде-Ленинграде. К счастью, 19 общих тетрадей с записями Фаусек не утрачены. Они пережили своего автора и в 1945 году были переданы на хранение в рукописный отдел Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина (теперь Российская Национальная библиотека).

Ю.И.Фаусек. СПб, начало 900-х годов XX века. Музей истории СПбГУ.

Ю.И.Фаусек. СПб, начало 900-х годов XX века. Музей истории СПбГУ.

Среди множества деятелей культуры и науки конца XIX — начала XX века, с которыми Юлия Ивановна была знакома, — целый ряд крупнейших профессоров и преподавателей-естественников Императорского Санкт-Петербургского университета. В то же время все они преподавали и на ВЖК, где Фаусек (тогда Андрусова) училась на естественном отделении с 1880 по 1884 год.

С некоторыми из преподавателей-зоологов Юлия Ивановна встречалась и в стенах Университета, где в свободное от работы время (после окончания ВЖК она преподавала в Стоюнинской гимназии и гимназии кн. Оболенской), Андрусова продолжала заниматься зоологией (1884—1887). Это следует признать редчайшим случаем, так как женщины в то время в Университет официально не допускались. Через несколько лет Ю.И.Андрусова отошла от науки, опубликовав лишь одну статью “Инфузории Керченской бухты” (1886), которая ставит ее, тем не менее, в немногочисленный ряд первых отечественных женщин-протистологов. В Университете среди знакомых Андрусовой были в будущем известные ученые-биологи, а тогда студенты Зоотомического кабинета Н.М.Книпович, Ю.Н.Вагнер и ее будущий муж В.А.Фаусек. Была Юлия Ивановна знакома и с А.И.Ульяновым (старшим братом В.И.Ульянова-Ленина), который также работал в то время в Кабинете. Будучи способной рисовальщицей, Андрусова со временем стала выполнять заказы на биологические рисунки, так что ее связи с учеными, в том числе и университетскими, не прекратились. В дальнейшем она посвятила себя развитию дошкольного образования и воспитанию детей по методу итальянки М.Монтессори. Юлия Ивановна до сих пор высоко чтима в педагогических кругах как основатель этой прогрессивной системы воспитания детей в России. За время работы по системе Монтессори Ю.И.Фаусек было опубликовано несколько книг, составивших основу отечественной практики воспитания по этой системе: «Месяц в Риме в “Домах детей” Марии Мотессори». Пг. 1915; «Метод Монтессори в России». Пг. 1924 г. и так далее.

Биологи, с которыми Андрусовой пришлось постоянно сталкиваться на ВЖК и в Университете, принадлежали блестящей плеяде отечественных естествоиспытателей конца XIX – начала XX веков, и любые, особенно неформальные, сведения о них дают ценный материал по истории биологии. Для портретов некоторых из известных университетских профессоров и преподавателей воспоминания Фаусек особенно важны, так как другие упоминания об их облике и характерах или просто отсутствуют в литературе, или относятся к более позднему времени и носят формальный характер. Так, практически мы не знаем других прижизненных описаний зоолога-протистолога К.С.Мережковского — одного из “отцов” широко признанной теперь теории симбиогенеза. Очень живые образы знаменитых физиологов И.М.Сеченова и Н.Е.Введенского, а также зоолога С.М.Герценштейна, созданные Ю.И.Фаусек, тоже трудно сравнить с чем-либо опубликованным ранее об этих ученых.

Конечно, касательно воспоминаний существуют определенные “подводные камни”, ибо, как правило, человек вспоминает свою жизнь в старости и описывает события прошлого, основываясь только на собственной памяти. Таким образом, воспоминания есть уже продукт некоторой переработки реальности, где часто акценты расставлены ретроспективно, по воле вспоминающего, и нередко историческая последовательность событий в деталях нарушена. К некоторым моментам (прежде всего датам) в воспоминаниях Фаусек следует относиться внимательно — иногда она их путает. Описания же событий и эмоциональные оценки, данные Юлией Ивановной, напротив, по-видимому, всегда были точны. Это заключение вытекает из сравнения их с немногочисленными записями других мемуаристов.

На естественном отделении ВЖК из биологических дисциплин курсисткам преподавали зоологию, ботанику и физиологию. Позднее Юлия Ивановна специально работала по зоологии беспозвоночных в университетском Зоотомическом кабинете. Таким образом, “биологические воспоминания” Ю.И.Фаусек могут быть разбиты на три части; первый из публикуемых нами фрагментов посвящен, соответственно, университетским зоологам.

Зоологи

Зоологию беспозвоночных нам читал Николай Петрович Вагнер, известный ученый, впервые открывший явление “педогенезиса”, написавший большую монографию “Беспозвоночные Белого моря”, учредивший вместе со знаменитым ботаником Ценковским биологическую станцию на Белом море в Соловках, где и работал много лет сам, состоявши ее директором. Кроме зоологии Вагнер занимался также писательством, сочиняя сказки (известны его “Сказки Кота-мурлыки”), повести и романы, а также психологией и явлениями медиумизма (вместе с Бутлеровым, но Бутлеров подходил к этим явлениям научно, как исследователь, критически, у Вагнера же преобладала фантазия). Вагнер читал занимательно и картинно, демонстрируя свои лекции прекрасными препаратами и таблицами, которые привозил из университетского кабинета зоологии его служитель, Самуил.

Н.П.Вагнер. СПб, 1882. Музей Д И.Менделеева.

Н.П.Вагнер. СПб, 1882. Музей Д И.Менделеева.

Этот Самуил всегда присутствовал на лекциях Вагнера, быстро вешая на доску таблицу или, подавая банку с препаратом, когда слышал обращенные к нему слова: “Cамуил, Aurelia aurita” или какое-нибудь другое название животного. Самуил знал все их латинские названия. Вагнер говорил в кабинете университета: ”Самуил, я еду на лекцию на Бестужевские курсы, собери мне кольчатых червей” или “головоногих моллюсков” и т. п., и Самуил собирал все безошибочно.

Вагнер отличался своими чудачествами: так, например, читая лекции студенткам, он всегда обращался к ним со словом “mesdames”: ”На прошлой лекции mesdames, обратите внимания mesdames, mesdames, я буду говорить сегодня о нервной системе речного рака” и т. п. Это mesdames было всегда у него на языке. Он даже в университете к студентам обращался со словами “mesdames”. Самуил ему подражал и тоже называл нас mesdames, даже если говорил с одной, а не со многими.

Вагнер всегда ходил в потертом сюртуке, в старом пальто, в какой-то рыжей шапке, про которую студенты говорили, что она сшита “из меха зеленой обезьяны”, и голубом пледе. Этот плед был когда-то темно-синий, но от времени выцвел. В холодные дни Вагнер носил этот плед не только на улице, но и в аудитории. О таком его одеянии ходила сплетня, будто на одном из медиумических сеансов духи предсказали Вагнеру три года жизни, и он сшил себе одежду с расчетом на три года, но прошло тринадцать лет, а он все еще жил, и новой одежды не заводил, ожидая каждый год смерти.

Однажды Вагнер пришел к нам на лекцию без воротничка; вместо него на шее у него был повязан довольно грязный носовой платок, кончики которого торчали с одного бока, как два заячьих уха. Мы смотрели на него с удивлением. “Вы удивляетесь, mesdames, — сказал Вагнер, прервав лекцию на минутку. — Это, конечно, вам кажется странным, но духи сегодня утром запретили мне надевать воротничок, и я должен был вместо него употребить носовой платок”. В другой раз он явился с одним выбритым усом, а другой беспорядочно торчал во все стороны. Страшно трудно было удержаться от смеха, когда Вагнер, ходя по аудитории, поворачивал к нам то правую, то левую часть лица, то с усом, то без уса. Кто-то прыснул. Вагнер посмотрел на всех, улыбаясь сквозь очки, и сказал:

М.Н.Богданов. СПб, 1882. Музей Д.И.Менделеева.

М.Н.Богданов. СПб, 1882. Музей Д.И.Менделеева.

”Что же делать mesdames, у меня смешной вид, но не моя это вина, я стал утром бриться, сбрил один ус, а духи сказали “довольно”, и я должен был прекратить это занятие”. Так и ходил он несколько дней с одним выбритым усом. На следующую лекцию Вагнер пришел чисто выбритый, должно быть, духи разрешили.

Когда я, по окончании курсов, работала в зоологическом кабинете университета, однажды Самуил принес банку со спиртом, в которой лежал довольно облезлый налим. “Николай Петрович велел приклеить особую этикетку на эту банку и поставить в его шкаф, — сказал Самуил. — Вчера вечером они заседали, вдруг “медум” (медиум) что-то забормотал, а было темно, и на стол шлепнулась рыба (я у двери стоял и в щелочку подглядывал). Николай Петрович дал мне эту рыбу — налим оказался, и с душком (Самуил хитро улыбался), и велел сохранить”. Мы смеялись и с любопытством рассматривали “потустороннего” налима.

Когда я была преподавательницей в гимназии Стоюниной, туда поступила дочка Вагнера, девочка лет двенадцати. Я была в ее классе воспитательницей. Девочка рассказывала всякие чудеса: ”Я не могла вчера писать, у меня чернильница улетела, у нас часто летают вещи, — вот книга, например, лежит на столе, и вдруг улетает на другой стол”, или: “А мы в этом году поедем на дачу в Юкки, стол сказал» (верчение стола) и т. п.

Практические занятия по курсу Вагнера вел у нас на втором курсе Николай Евгеньевич Введенский, будущий знаменитый физиолог, ученик Сеченова, а тогда еще молодой его ассистент и в то же время помощник Вагнера у нас на курсах: одновременно с физиологией Введенский занимался и зоологией беспозвоночных. Мы получали гораздо больше знаний от Введенского, чем от Вагнера, и я особенно увлекалась этими занятиями.

На втором курсе зоологию позвоночных читал у нас известный ученый и путешественник, Модест Николаевич Богданов, большой знаток и страстный любитель природы. В своих лекциях он не ограничивался простым анатомическим описанием животных, но красочно и увлекательно описывал среду и условия, в которых они жили, их нравы, охоту на того или иного зверя или птицу и прочее. Модест Николаевич очень любил птиц, и в его кабинете в университете был вольер, наполненный певчими птицами, куда он приглашал нас от времени до времени полюбоваться своими питомцами. В квартире у него тоже было много клеток с разными нашими северными птицами, которым он давал приют на зиму, а весной сам ездил за город, иногда довольно далеко, и выпускал на волю своих питомцев. От него я узнала много интересного о самых простых птицах: воробьях, воронах, голубях и проч. Богданов был дружен с Вагнером, но никогда не разделял его спиритических увлечений и бредней.

С.М.Герценштейн. СПб, 1882. Музей Д.И.Менделеева.

С.М.Герценштейн. СПб, 1882. Музей Д.И.Менделеева.

По курсу Богданова (зоология позвоночных) на третьем курсе вел занятия его ассистент Соломон Маркович Герценштейн. Соломон Маркович был хранителем Зоологического музея Академии наук и ассистентом в зоологическом кабинете университета. Несмотря на свою короткую жизнь (он умер 39 лет), он много сделал в области изучения моллюсков, а главное рыб Белого моря. Это был человек, всецело и безраздельно преданный своей науке. Целыми днями и даже ночами он пропадал в музее Академии наук, отвлекаясь лишь на короткое время для занятий у нас на курсах, для редких посещений друзей и концертов (он был большой любитель музыки).

Соломон Маркович был очень некрасив, с маленькими, очень близорукими глазами и длиннейшим носом, кривыми вывороченными ногами. Он ходил большими неверными шагами, размахивал руками, и о нем говорили, шутя, что он поворачивал за угол раньше времени, а потому всегда натыкался на стену. Соломон Маркович вел занятия с нами с большим усердием, не жалея времени и с крайней добросовестностью. Подобно Крутицкому, он учил нас работать методически, учил большой аккуратности и тщательной отделке каждого задания. Мы должны были сдавать ему, кроме тонко отделанного препарата, точный схематический рисунок и подробное его описание. И Герценштейну и Крутицкому я всегда была благодарна за их учебу: они принесли мне много пользы в дальнейших моих занятиях.

Соломон Маркович был очень близорук, часто терял вещи и никак не мог их найти. По окончании занятий мы помогали ему убрать препараты, инструменты, микроскопы и прочее. Я всегда задерживалась дольше других на его занятиях, так как вообще интересовалась зоологией. Еще в прошлом году и Введенский называл меня “специалисткой”. В качестве такой перешла я и к Герценштейну, и усердно у него занималась. Он давал мне работы сверх программы, давал книги и часто приглашал меня в музей Академии наук, где показывал то, что меня особенно интересовало. Такие визиты я могла делать только по праздничным дням (а для Соломона Марковича праздников не существовало), так как в будни на это у меня не хватало времени. Впоследствии я встречалась с Соломоном Марковичем за стенами курсов (у Н.В.Стасовой), а когда я вышла замуж, то он сделался большим нашим другом, и моим, и моего мужа, и был им до своей смерти.

Обычно он приходил к нам два раза в месяц к обеду или вечером. Уходя, он всегда вынимал записную книжку, раздумывал с минутку и говорил: ”Теперь я приду к вам 25-го февраля в 6 часов” и записывал эту дату в книжке. В назначенное число ровно в 6 ч. вечера раздавался звонок и входил Соломон Маркович. Уходя, он опять записывал у себя число и час следующего своего визита (10 марта, в 8 ч. вечера, 5 апреля в 5 ч. и т.п.) и всегда являлся пунктуально в записанное время.

В день Нового года посыльный приносил мне подарок от Соломона Марковича. Это была всегда записная книжка в красивом, всегда красном, переплете с календарем и всякими указателями. Один раз только он изменил своему обычаю и вместо книжечки прислал мне ореховые щипцы, а произошло это вот почему: Соломон Маркович очень любил абрикосовое варенье и любил есть ядрышки абрикосовых косточек. У меня было такое варенье, а щипцов не оказалось, и он не мог щелкать косточки. Он очень упрекал меня за отсутствие щипцов и как бы в упрек прислал их мне в Новый Год в подарок. Но 3-го января (в назначенный им час) он пришел к нам и принес мне все же записную книжку. Соломон Маркович был очень образованный и разносторонний человек: с ним было очень приятно беседовать и слушать его интересные рассказы и рассуждения о различных предметах.

Он был рассеян до крайности, и о его рассеянности рассказывали массу анекдотов. Например, (это действительный факт, о котором он сам рассказывал) однажды он остался работать в музее до глубокой ночи. Не желая задерживать служителя, он его отпустил, сказав, что сам запрет музей и завтра утром откроет его в 9 ч. Служитель ушел, Соломон Маркович запер дверь изнутри, положил ключ в карман и стал работать. В 2 часа ночи он кончил работу и собрался уходить. Подойдя к двери, он нашел ее запертой. (О том, что ключ у него в кармане, он забыл совершенно). “Что делать? Семен меня запер и ушел, — решил он, — как добыть Семена?” Над музеем помещалась квартира директора Зоологического музея Академии наук, старого Штрауха, и над кабинетом Соломона Марковича была его спальня. Соломон Маркович ставит на стол другой стол поменьше, на него табурет, берет в руки швабру и начинает ею колотить в потолок. Старый Штраух просыпается от шума, будит своего лакея и посылает его в музей посмотреть, что там случилось. Лакей подходит к двери, стучит. Соломон Маркович просит его пойти разбудить Семена. Приходит Семен: ”В чем дело?” “Ты меня запер и ключ унес”. “ Ключ у вас в кармане”, — отвечает Семен. Соломон Маркович, страшно сконфуженный, просит у Семена и у лакея, а на другой день и у Штрауха прощения. Все его любили и прощали.

В другой раз был такой случай: Семья Соломона Марковича (мать и сестры), с которыми он жил, переменила квартиру. Тотчас же после переезда Соломон Маркович отправился в академию. Окончивши работу, он собрался домой; было уже 12 час. ночи… и вдруг он забыл адрес своей новой квартиры. Что делать? Вместо того чтобы пойти на старую квартиру, которая была в двух шагах от академии, и спросить швейцара, знавшего, куда переехали Герценштейны, он решил отправиться к своему приятелю, моряку Бирюкову, помогавшему им перевозить вещи. Но вот беда — Соломон Маркович забыл адрес Бирюкова (не улицу, а номер дома и квартиры). Тогда он идет пешком в Адмиралтейство, будит сторожа и в справочном бюро у дежурного, несмотря на то что его все бранят, узнает адрес Бирюкова. Оттуда направляется опять пешком — (трамваев еще не было, а конки кончали работу в 12 ч. ночи) на Николаевскую (ныне улица Марата), звонит (было уже 2 ч. ночи), пугает всех в квартире, вваливается в комнату приятеля: “Скажи, куда мы переехали?” Бирюков разражается хохотом, одевается, выводит Соломона Марковича на улицу, сажает на извозчика и везет домой к встревоженной семье: был уже четвертый час утра, а Соломон Маркович обещал вернуться в 10 ч. вечера. Жалованье Соломона Марковича всегда получала мать: cам он или забывал деньги где-нибудь у себя в кабинете, причем прятал их так, что не мог найти, или терял.

Мать его рассказывала мне, что и маленький “Лема” был такой же рассеянный. Однажды она дала ему три рубля — купить чаю и сахару. Ему было 9 лет, и жили они в Херсоне. Лема переходил через какую-то канавку и вдруг увидел в ней рыбок; он уселся на краю канавки, положил на землю 3 рубля (бумажку) и стал наблюдать за рыбками. Прошли час, два, три, а Лемы все нет. Сестра, годом его моложе, пошла его искать, и нашла сидящим у канавки в немом созерцании рыбок. Ни чаю, ни сахару, а трехрублевая бумажка уплыла далеко. Лема позабыл все <…>.

Н.Е.Введенский посоветовал мне взяться за издательство лекций на первом курсе, на котором зоологию читал Н.П.Вагнер. Случилось так, что Вагнер в самом начале года уехал по болезни за границу, и его кафедру занял единственный в то время казанский зоолог М.М.Усов. Записывать за Вагнером было очень трудно, а за Усовым еще труднее, но я кое-как справлялась, а записанное мною читал и исправлял Введенский.

Я не только записывала и составляла лекцию, но и переписывала ее гектографическими чернилами, что отнимало массу времени: приходилось работать по ночам. Месяца через два и Усов переехал в Москву, и на кафедре появился молодой ученый (тоже из Казанского университета) — К.С.Мережковский, брат известного поэта и писателя Д.Мережковского. Константин Сергеевич был очень талантливый лектор, но он рано сошел с поприща ученого, и его дальнейшая жизнь и деятельность была какая-то странная и темная (я не знаю хорошенько, в чем она заключалась).

Помню, как однажды меня вызвали в профессорскую к Стасовой. Я застала у нее Мережковского. Он никак не мог выяснить со слушательницами первого курса, что читал им Усов, и очень обрадовался, когда я смогла помочь ему в этом. После нескольких сомнений и колебаний он решил не продолжать курса Усова (Сoelenterata), а начать новый, — прочесть курс “суставчатоногих”, как более понятный для слушательниц.

Мне он поручил продолжать издавать лекции и согласился их редактировать. Мережковский не ограничился одним редактированием моих записей, он занялся и моим образованием, давал мне книги, вел со мной беседы. Он читал тот же самый курс и в университете и предложил студентам издавать лекции совместно со мной. Взявший на себя эту работу студент пришел ко мне и предложил заняться всей технической стороной дела (лекции печатались уже литографским способом), чему я была очень рада. К тексту прилагались таблички схематических рисунков, которые изготовляла я в красках. Курс лекций получился настолько хорошим, что просуществовал еще несколько лет как рекомендованное пособие для студентов (в то время не существовало хороших русских учебников зоологии, пока не появилась книга Холодковского). Я рисовала также стенные таблицы для курса Мережковского, которые практиковались еще долго после того, как я окончила курсы.

Осенью я выдержала последние экзамены, и курсы были окончены. Мне был 21 год, и я чувствовала, что, несмотря на четыре года учения, я очень, очень мало знаю, и что теперь-то я только поняла, как надо учиться и чему бы мне хотелось учиться. Я стала мечтать о том, что хорошо бы поступить в рисовальное училище, куда меня страшно тянуло, и отдаться искусству, отбросив все науки, но… об этом нельзя было и думать: передо мной стояла жизнь и необходимость работать не только для себя. Счастлив тот, кто с ранней юности обретает свою дорогу.

Меня оставили при кафедре зоологии на курсах. Н.Е.Введенский хлопотал о том, чтобы меня сделали хранительницей зоологического кабинета и помощницей лаборанта, что давало бы мне некоторый заработок и приятную, серьезную работу,…но и тут я потерпела фиаско. Введенский передал мне ключи от кабинета и поручение привести его в порядок, что я и выполнила добросовестно. Но появилась другая кандидатка, некая Российская, которая была специалистка по физике и никогда серьезно зоологией не занималась. Казалось бы, что все шансы получить кабинет были на моей стороне, но почему-то на совете была утверждена не я, а Российская. (Мария Александровна Российская (Кожевникова) (1861- ?), окончила ВЖК в 1883 г., где слушала лекции как на естественном, так и на специально-математическом отделениях; там она специализировалась по физике. После окончания была оставлена (1884-1887) ассистентом у проф. Вагнера и занялась зоологическими исследованиями; опубликовала несколько работ по эмбриологии ракообразных. — Прим. И.С.Фокина).

Я была очень огорчена, не понимая, как могло это случиться, не понимаю и до сих пор. Введенский был смущен, Н.В.Стасова негодовала, сваливая все на Вагнера и называя Российскую интриганкой. Я горько плакала, плакала из сочувствия и моя сожительница — Лиза М. Поплакав, мы пошли гулять; возвращаясь домой, купили на целый рубль шоколаду у Конради… и утешились.

Я решила, что зоологии не брошу, на курсах буду заниматься и пойду работать в городскую школу. В то время диплом об окончании Высших женских курсов не давал никаких прав. Для получения места учительницы в женской гимназии нужен был аттестат об окончании восьми классов гимназии, и диплом об окончании ВЖК ничего не прибавлял, наоборот мешал, так как почему-то учительниц с таким дипломом гимназическое начальство боялось, в то время как учителя гимназии были все окончившие университет. Выше четвертого класса учительницы не имели права преподавания. В городские же школы бестужевок принимали очень охотно. Все мои современники могли бы удостоверить, что бестужевки, имея высшее образование, вели свое дело прекрасно, и городские школы отличались своею образцовой постановкой. Но я попала не в городское училище, а в гимназию М. Н. Стоюниной.

К.С.Мережковский. СПб, 1885. Музей Д.И.Менделеева.

К.С.Мережковский. СПб, 1885. Музей Д.И.Менделеева.

Вскоре после окончания курсов (осенью 1884 г.) я стала работать в зоологическом кабинете университета. Случилось это следующим образом: мой брат, который был в то время в Одессе в Новороссийском университете (работал, между прочим, у знаменитого зоолога А.О.Ковалевского), прислал мне в баночке яйца рачка Arthemia salina из Хаджибейского лимана и наставление, как поступить, чтобы из яичек вылупились рачки. Помню совершенно ясно то незабываемое впечатление, какое получила я, когда однажды, сидя за моей конторкой вечером при лампе, я вдруг увидела, как в стакане с соленой водой, в котором на дне лежало несколько яичек, одно из них лопнуло, и из него поднялся и поплыл молодой рачок, так называемый Nauplius, за ним другой, третий и так несколько. Это было чудесно! Мое сердце затрепетало от радости. На другой день после гимназии я захватила стакан и с величайшей предосторожностью принесла его в зоологический кабинет университета, попросила служителя, уже упоминаемого мною выше Самуила, вызвать мне Мережковского, которому я и показала свое сокровище.

Мережковский пришел в восторг и попросил меня принести остальные яички для опытов, а стакан с новорожденными рачками я оставила ему, хотя мне и жалко было расставаться со своими питомцами. Но какова была моя радость, когда на другой день, принесши яички в кабинет, я получила предложение от Мережковского приходить по воскресеньям и еще раза два в неделю в кабинет и проходить курс зоологии беспозвоночных под его руководством и принять участие в его опытах с яичками Arthenia salina. Этот поступок Мережковского был смелый и незаконный: ни одна женщина в то время не переступала еще порога университета, я была первая. Вагнер, директор кабинета, был тогда за границей, и Мережковский был в кабинете полным хозяином; он и позволил себе эту вольность — допустить женщину в университет, не испросив на то разрешения ректора. (Ю.И. работала на самом деле в Зоотомическом кабинете не только в отсутствие Вагнера, но и после его возвращения из заграничной поездки. Но это было время, когда Н.П. уже мало интересовался делами кабинета, перепоручив его сначала Мережковскому, а после отъезда последнего из Петербурга — Шимкевичу, приглашенному им из Москвы. — Прим. И.С.Фокина). По воскресеньям и иногда в другие дни после гимназии, когда позволяло мне время, я бежала в университет, в зоологический кабинет: у меня было свое место, свой микроскоп, микротом и прочее. Я усердно занималась, проходя курс беспозвоночных. Мережковский мне помогал, давал книги на дом. Наши совместные опыты с Arthemia salina шли своим чередом, и Мережковский писал о них работу.

Ю.И.Фаусек (в центре) среди выпускников и преподавателей дошкольного отделения Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена. Ленинград, 1925. Музей РГПУ.

Ю.И.Фаусек (в центре) среди выпускников и преподавателей дошкольного отделения Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена. Ленинград, 1925. Музей РГПУ.

В то время в кабинете работало несколько молодых людей-зоологов, готовящих кандидатскую работу. Среди них помню Н.В.Кузнецова, будущего довольно известного энтомолога, Шалфеева, чрезвычайно милого и талантливого человека, рано умершего от туберкулеза, С.А.Порецкого, известного впоследствии преподавателя и писателя для детей по вопросам естествознания, Н.М.Книповича, будущего выдающегося ученого, А.И.Ульянова, брата Ленина. Был среди них и В.А.Фаусек, мой будущий муж.

Все это были очень скромные и преданные науке молодые люди. Среди них Александр Ульянов производил особенно обаятельное впечатление: тихий, молчаливый, с ласковой улыбкой, приветливый и вежливый, несмотря на свою серьезность, он радовался шуткам своих товарищей, на которые был особенно способен Кузнецов. Говорили, что он написал выдающуюся кандидатскую работу, которую готовили к печати, но которая не увидела света после трагической смерти автора.

Был среди перечисленных некий Хворостанский, очень ограниченный человек, с большим трудом добивавшийся кандидатского звания: он написал какую-то работу о пиявке и с ним бился Мережковский и много помогал Кузнецов. С трудом пополам ему удалось защитить ее. Помню торжество, устроенное ему товарищами, инициатором которого был Кузнецов, и в котором немалое участие принимал и Ульянов. У входных дверей кабинета была устроена триумфальная арка, украшенная гигантскими, вырезанными из картона и раскрашенными пиявками, с надписью, гласящей: ”Гряди, гряди, о пиявок победитель, в упорстве и труде великий наш учитель!” И немного ниже, более мелкими буквами: ”Ни пруда нет, ни канавки, где бы не было бы пиявки, после же моей работы не найдете их нигде, — ни в канавке, ни в пруде”. Арку устраивали все, надписи сочинял Кузнецов. Хворостанский принял все всерьез и был очень доволен и горд. В длинном черном сюртуке, с лицом маленького чиновника, он жал всем руки и говорил: ”Благодарю вас, господин Кузнецов, благодарю вас, господин Ульянов” и так далее. Слово “господин” он прибавлял к каждому лицу, к которому обращался: “Господин Мережковский, эту книгу написал господин Вагнер, я сдавал химию по книге господина Менделеева”. Что сталось потом с этим господином, повелителем пиявок, я не знаю. (Константин Иванович Хворостанский (1860-?), выпускник ИСПбУ 1887 г. еще несколько лет работал в кабинете как оставленный для приготовления к профессорскому званию; дважды ездил на Соловецкую биостанцию (1887 и 1890) и был хранителем кабинета. В науке, впрочем, он действительно ничем не прославился и дальнейшая его участь нам также не известна. — Прим. И.С.Фокина).

Я работала в зоологическом кабинете около полугода, до весны (марта) и была очень счастлива, но, увы, этому счастью скоро пришел конец. В один прекрасный день, придя в кабинет, я увидела еще одну женщину за столиком с микроскопом. Эта женщина была мой злой гений — Российская. Я похолодела от страха, предчувствуя для себя большие неприятности. Так оно и вышло. Все как-то изменилось в кабинете: тишина и рабочая атмосфера нарушились. Я сидела за своим столиком тихо, как мышь, боясь разговаривать с молодыми людьми, работающими рядом со мной. Ко мне подходил Мережковский, проверявший мою работу и делавший мне указания, да изредка кто-нибудь из товарищей с просьбой дать ту или другую вещь с моего стола. Российская же вела себя шумно, со всеми разговаривала, громко смеялась; с ней шутили, болтали, она желала, чтобы ей подавали то или другое, ухаживали за ней.

Но мало помалу поведение ее стало вызывать осуждение, и первые, кто начал давать ей отпор, были Ульянов, Фаусек, застенчивый Порецкий. С нею остались балагур Кузнецов, глупый Хворостанский и молодой Вагнер, совсем еще мальчик, сын Николая Петровича. Его она никогда не оставляла в покое. А тут еще Мережковский заболел и уехал в Крым, а на его место появился в кабинете известный зоолог Шимкевич. Вскоре после его появления, в кабинет поступило предложение от декана естественноисторического факультета удалить из кабинета женщин. Пришлось подчиниться, собрать свои пожитки и удалиться <…>.

Я благодарен сотрудникам Музея истории СПбГУ, Музея и архива Д.И.Менделеева и Музея РГПУ за помощь в подборе иллюстраций. Особо я признателен В.И.Гарбарук, сообщившей мене о существовании воспоминаний Ю.И.Фаусек.  

Публикация, введение и комментарии С.И.Фокина,
доктора биологических наук,
ведущего научного сотрудника БиНИИ СПбГУ

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков