Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 14 (3762), 22 октября 2007 года

Важность системного мышления

Рассказывает Леонид Васильевич ПЕТРОВ, доктор философских наук, кандидат искусствоведения, профессор Санкт-Петербургского университета культуры и искусств:

— Наша первая встреча с Б.Г.Ананьевым имеет долгую и любопытную предысторию. К тому времени он меня знал, а я его — нет. И вот почему…

Л.В.Петров

Л.В.Петров

После окончания Филологического факультета ЛГУ в 1957 году я поработал на Северном Кавказе, потом вернулся в Ленинград. Случайно встретился на Невском с приятелем — режиссером Игорем Масленниковым. Он и пригласил меня на студию телевидения работать ассистентом оператора. Однажды, когда дикторов под рукой не было, главный инженер предложил мне прочитать какой-то официальный текст с экрана. Видимо, хорошо прочитал — меня сделали телеведущим. И каждую пятницу на телевидении я по полтора часа вел программу «Экономика. Время. Мораль». На экране ТВ меня и увидел Борис Герасимович… И пригласил к себе — сначала побеседовать, а потом и в аспирантуру.

Для кандидатской диссертации я выбрал тему «Коммуникации в культуре». И Б.Г.Ананьев был моим научным руководителем. Но регулярные обсуждения проходили у нас совершенно нестандартно. Борис Герасимович вызывает меня, мы с ним говорим о диссертации, а затем я провожаю его до дома. От Университета мы идем до Марсова поля, садимся на скамейку и здесь проводим время в беседах. И уже не о диссертации, даже не о науке, а о том, что в жизни происходит. Ему, видимо, нравились мой настрой, скептическое отношение к происходящему.

Надо еще отметить, что Ананьев с ненавистью относился к партийным работникам. А я в то время, кроме работы на телевидении, еще преподавал в Высшей партийной школе (меня туда пригласил один большой начальник, посмотрев мои политические комментарии с экрана ТВ). Поэтому первое время Борис Герасимович относился ко мне настороженно. Но быстро увидел, что мы с ним мыслим, можно сказать, «в одной волне», и стал полностью мне доверять… И после бесед на Марсовом поле мы с ним садились на трамвай и ехали в Новую деревню, к нему домой. В последние годы он стал плоховато себя чувствовать, так что моя поддержка и сопровождение были ему небесполезны.

Борис Герасимович Ананьев — самый глубокий и самый мудрый человек, встретившийся в моей жизни. Он вывел, что сложное системное мышление — единственный способ работы в науке. Когда исследуешь какую-то проблему, нужно принимать во внимание не один фактор, и даже не пять, а пятнадцать! И тогда увидишь, что совместная работа этих факторов не вытекает из свойств одного элемента или даже суммы элементов. У меня и прежде было такое предощущение, а Борис Герасимович закрепил и развил это обстоятельство.

Во время работы над диссертацией мы с ним не советовались по тексту. Мы обсуждали содержание науки, содержание мышления, а также исторический процесс в нашей стране. А когда я принес ему текст диссертации, Борис Герасимович секунд за сорок пролистал его и отправил меня к профессору М.С.Кагану, чтобы я попросил Моисея Самойловича быть официальным оппонентом на защите. А тот предложил вторым оппонентом профессора Л.Н.Столовича из Тарту. Так что защита моей диссертации прошла успешно.

Сегодня я вспоминаю Бориса Герасимовича буквально каждый день. Особенно когда иду через Марсово поле от метро к нашему Университету. Читаю его книги и в который раз поражаюсь его стилю системного комплексного мышления.  

Евгений Голубев
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков