|
№ 14 (3762), 22 октября 2007 года
|
|
|
|
|
|
Субъект труда, общения и познания
Рассказывает Василий Яковлевич ЕЛЬМЕЕВ, доктор философских и доктор экономических наук, профессор кафедры экономической социологии Факультета социологии СПбГУ:
|
|
Подпись |
|
— Борис Герасимович Ананьев был моим учителем. И не только тогда, когда я слушал его лекции во время учебы на Философском факультете, но и по жизни и в науке. Главное даже не это — важнее то, что и он считал меня своим учеником. Борис Герасимович был одним из моих оппонентов, когда в декабре 1963 г. на Философском факультете я защитил докторскую диссертацию на тему «Главная производительная сила общества». А вскоре по инициативе Б.Г.Ананьева при Университете был образован НИИ комплексных социальных исследований. Именно он ходатайствовал перед ректором К.Я.Кондратьевым, чтобы директором НИИКСИ назначили меня — что и произошло в 1965 году. По сути, это был первый социологический институт в СССР.
Главным исследовательским проектом института стала предложенная Б.Г.Ананьевым концепция комплексного исследования человека как субъекта труда, общения и познания, которая затем была дополнена нашей идеей социального планирования, и которая была всемерно поддержана Борисом Герасимовичем.
Ему я обязан выбором дальнейшей тематики исследовательской работы. Получив его одобрение за исследование человека как главной производительной силы общества, я затем занялся изучением человека как субъекта труда и самого труда как способа воспроизводства общества. На конференции, посвященной
100–летию со дня рождения Бориса Герасимовича Ананьева, я хочу доложить результаты, достигнутые мною в изучении труда, опубликованные в недавно вышедшей монографии «Социальная экономия труда» (Изд-во СПбГУ, 2007). Это, пожалуй, самое лучшее, что могу сделать, отмечая эту знаменательную дату.
Мне выпала немалая честь — быть соавтором Б.Г.Ананьева. Мы делали совместный доклад, представленный для VI Всемирного социологического конгресса (Эвиан, Франция, 1966) и опубликованный в материалах конгресса под названием «Методологическая основа комплексного исследования человека».
Борис Герасимович был очень требовательным к ученикам. Он ждал от них именно учености, компетентности в науке. Для него самого наука всегда была превыше всего. Помню, даже когда праздновали его юбилей, он требовал, чтобы был не просто банкет, а чтобы сначала слушались доклады, выступления, отчеты об исследованиях — чтобы обсуждали научные проблемы… Ананьев был из того военного и послевоенного поколения ученых, которые высоко подняли престиж Университета, сделали его Университетом с большой буквы. Это были, если так можно сказать, богатыри в науке.
Своих учеников Ананьев оценивал главным образом с точки зрения науки. Они продолжали изучать разные составляющие его концепции человека. Например, Борис Ломов исследовал человека как субъект познания. Он в НИИКСИ заведовал лабораторией инженерной психологии и изучал, как с помощью техники умножаются человеческие интеллектуальные способности, как техникой усиливаются органы чувств, мышления, речи. Впоследствии ананьевские темы психологи продолжали успешно развивать. Борис Герасимович оставил очень много последователей.
С теплотой вспоминаю совместную работу в стенах НИИКСИ в первые годы его существования. Борис Герасимович был членом ученого совета института, возглавлял одну из ведущих лабораторий, постоянно заботился о привлечении в институт лучших работников. В то время в институте работали известные в стране и в Университете ученые: академики А.А.Бодалев, А.В.Дмитриев, Б.Ф.Ломов, Д.А.Керимов, Н.В.Кузьмина, профессора А.А.Годунов, В.И.Котелкин, Е.С.Кузьмин, Н.А.Медведев, Д.З.Мутагиров, В.В.Орехов, В.Р.Полозов, Б.Р.Рященко, Л.И.Спиридонов, В.Е.Семенов, Н.Г.Скворцов и другие.
Записал Евгений Голубев
Фото Сергея Ушакова
|