Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 14 (3762), 22 октября 2007 года

У истоков психофизиологии

Рассказывает Люция Петровна ПАВЛОВА, старший научный сотрудник НИИ физиологии им. А.А.Ухтомского:
— Бориса Герасимовича Ананьева я знаю еще с аспирантских лет. В исследованиях асимметрии полушарий головного мозга мы с ним, можно сказать, шли «параллельными курсами». Он изучал эту проблему с точки зрения психологии, а я — как физиолог.

Биофак ЛГУ я закончила в 1953 году и поступила в аспирантуру на кафедру высшей нервной деятельности. Занималась физиологией труда, хотя по сути это была, конечно, психофизиология труда. Тогда же, в аспирантуре, я получила очень интересные данные об асимметрии полушарий головного мозга. Эти данные я опубликовала в «Физиологическом журнале» в 1960 году, в июльском номере.

Л.П.Павлова (в центре) с учениками

Л.П.Павлова (в центре) с учениками

Студентам-психологам я читала лекции по психофизиологии труда. Факультета психологии тогда еще не было, психологи еще не выделились из недр Философского факультета. B 1963 году Б.Г.Ананьев сформулировал принцип билатерального контура регуляции работы полушарий, то есть фактически в этой статье речь шла об асимметрии полушарий. Но у него же в то время не было энцефалографа, которым пользовалась я, получая свои данные. В том же году была конференция психологов, и я там делала доклад минут на сорок как раз на эту тему. Б.Г.Ананьев председательствовал на этом заседании, и во время своего выступления я всё ждала: что же он скажет? Выступали очень многие психологи (помню, например, выступление Б.Ф.Ломова) по поводу новых фактов. Но Ананьев, представляете, не сказал ни слова!

Можно объяснить его молчание тем, что я выступала как физиолог (считаю себя принадлежащей к школе физиологии Сеченова—Введенского—Ухтомского). А после «Павловской» сессии двух академий (АН СССР и АМН) в 1950 году явно противопоставили психологию и физиологию, причем преимущество отдавали физиологии. Эта сессия, когда психологов призвали следовать принципу нервизма И.П.Павлова, вбила клин между физиологами и обиженными психологами. И в то время многие психологи негативно относились к физиологии. Они считали, что нам следует заниматься только вегетатикой, энергетикой, а поведение и мыслительные процессы будут изучать психологи. И Ананьев тоже придерживался такой точки зрения. Хотя Ухтомский развивал психофизиологию еще в 20–е годы, его принцип доминанты — это существенное продвижение в сторону системного подхода. И Ананьев в воспоминаниях прекрасно писал об Ухтомском. Борис Герасимович Ананьев — выдающийся ученый, и несмотря на загруженность, он сам тщательно подбирал студентов в свою группу. Лично беседовал с каждым после экзаменов и оставлял лучших. Его учениками были Б.Ф.Ломов, А.А.Бодалев, И.М.Палей, Л.М.Веккер, Н.А.Розе, Л.А.Головей. Со многими его учениками у меня сохранялись прекрасные отношения. У нас были с ними совместные курсовые и дипломные работы студентов.

И где-то с конца 1960–х в нашем Университете сложился альянс психологов и физиологов. Мы параллельно изучали дееспособность человека, когнитивные процессы, асимметрию мозга и рук, проявления интеллекта (в том числе и его замедленное развитие). Психофизиология начала развиваться именно тогда.  

Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков