Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 14 (3762), 22 октября 2007 года

Нас ждут в мировом
научном сообществе

С корреспондентом журнала «СПбУ» беседует Рифкат Жаудатович МУХАМЕДРАХИМОВ, профессор, доктор психологических наук, заместитель декана Факультета психологии по научной работе, заместитель председателя оргкомитета Ананьевских чтений, заведующий кафедрой социальной адаптации и психологической коррекции личности.

— Как идет подготовка к проведению Ананьевских чтений?

— Каждую неделю мы с коллегами встречаемся, чтобы обсудить ход подготовки конференции. По традиции, Ананьевские чтения организует одна из кафедр факультета. В этом году основная часть работы легла на кафедру психологии развития и дифференциальной психологии во главе с Ларисой Арсеньевной Головей. Кафедрой разработана научная программа конференции. В подготовке и организации конференции активное и инициативное участие принимает профессор кафедры Наталья Анатольевна Логинова.

Р.Ж.Мухамедрахимов

Р.Ж.Мухамедрахимов

— Чем нынешние Ананьевские чтения отличаются от предыдущих? Будет ли у конференции в этом году какая-то «изюминка»?

— Программа нас ожидает весьма насыщенная. В первый день пройдет пленарное заседание, на котором слово будет предоставлено тем, кто лично знал Б.Г.Ананьева и работал с ним, кому есть что рассказать о его жизни и научных исследованиях. Будут сообщения, посвященные жизни и творческой индивидуальности Б.Г.Ананьева, феномену Санкт-Петербургской психологической школы и влиянию идей Б.Г.Ананьева на развитие современной психологии, ее различных областей. Кроме того, в первый день состоится открытие экспозиции «Б.Г.Ананьев — выдающийся психолог XX столетия, основатель ленинградской-петербургской школы», и организован круглый стол «Личность ученого: человек и его время». Можно отметить поддержание добрых традиций, без чего невозможно формирование и развитие научной школы. Из других мероприятий я бы отметил не только традиционно организуемые секции, но и проводящиеся в рамках конференции международные семинары с участием коллег из США, а также серию лекций ведущих зарубежных специалистов.

В первый день конференции состоится вечерняя лекция Роберта МакКола из Университета Питтсбурга, посвященная актуальным проблемам проведения прикладных лонгитюдных исследований. Авторитет профессора МакКола в США очень высок. По его книге, посвященной использованию методов математической статистики в психологии, обучаются студенты практически всех университетов, где есть соответствующая специализация. Книга выдержала шесть изданий, но, к сожалению, на русский язык пока не переведена. Заслуги профессора МакКола получили признание коллег: он неоднократно получал премии Американской психологической ассоциации и международного Общества в поддержку исследований развития детей. При этом Роберт МакКол успешно совмещает научную работу с административной, являясь, вместе с другой гостьей конференции — профессором Кристиной Гроак, содиректором отдела детского развития Университета Питтсбурга.

— Как вам удалось привлечь профессора Роберта МакКола к участию в Ананьевских чтениях?

— Дело в том, что мы ведем совместную работу с 2000 года. Познакомились на несколько лет раньше, а с 2000 по 2005 год Факультет психологии СПбГУ совместно с отделом детского развития Университета Питтсбурга и Домом ребенка №13 реализовывали проект по лонгитюдному исследованию, направленному на изучение влияния изменения социального окружения на психическое развитие детей в российских домах ребенка. Результаты этой работы опубликованы в российской и зарубежной профессиональной литературе, подготовлена коллективная монография для издания в США и в последующем — в России. С августа этого года мы начали реализацию второго пятилетнего лонгитюдного исследования, основной целью которого является изучение развития детей с опытом пребывания в домах ребенка после возвращения обратно в биологические семьи, либо помещения в семьи усыновителей или в опекунские семьи. В рамках этого проекта будет изучаться жизнь и развитие детей как в российских семьях, так и в семьях в США. Профессор МакКол отвечает за реализацию проекта с американской стороны, я — с российской. И первый, и второй проекты спонсируются грантом от Национального института здоровья США. В целом, проекты направлены на изучение таких фундаментальных вопросов психологии, как наиболее значимые и необходимые для развития характеристики ближайшего окружения человека, а также влияния раннего опыта на последующее развитие человека. Работ, претендующих на всесторонний анализ данной проблемы в процессе лонгитюдного исследования, до настоящего времени в мире не существовало. Поэтому темы, разрабатываемые нами на Факультете психологии СПбГУ, представляют интерес для коллег из-за рубежа. Участие в Ананьевских чтениях предоставляет возможность для обмена новейшей информацией.

— И все-таки, почему именно Факультет психологии СПбГУ? Неужели в США нет исследовательских коллективов, способных провести качественное исследование?

— С одной стороны, действительно, даже в США реализовать такой проект непросто. В мире проблемой развития человека после пребывания в тяжелых социально-психологических условиях закрытых учреждений занимаются всего несколько групп. В США фундаментальная психологическая наука до последнего времени была сконцентрирована в лабораториях и опиралась на лабораторный эксперимент. Профессор МакКолл относится к той группе американских ученых, которые активно занимались лабораторными исследованиями, однако в последнее время утверждают, что новые психологически знания можно получать, реализуя комплексные, фундаментальные и одновременно социально значимые проекты. А с другой стороны, профессору МакКолу импонирует наш научный подход, предполагающий получение новых знаний в полевых исследованиях. Сам Роберт МакКол много сделал для того, чтобы изменить отношение профессионального сообщества к фундаментальным исследованиям. Психолог может не просто изучать и описывать психические явления — он может также способствовать позитивным изменениям в жизни людей. В наших двух проектах так и происходит. Мы находим фундаментальные факты развития человека на наиболее ранних этапах через изучение и — обращаю ваше внимание — изменение ситуации в домах ребенка.

— Можно ли такой подход назвать экспериментом с моделированием условий?

— Можно и так. Сначала мы изучаем базовые психологические характеристики развития человека в существующих на данный момент специфических условиях. После этого вносятся дозированные изменения в социальное окружение. Благодаря контролю за психологическими параметрами развития и социальным окружением, а также сравнению разных групп у нас появляется основание говорить о важности тех или иных факторов, влияющих на развитие человека.

— Вероятно, у исследований, затрагивающих проблему детей в домах ребенка, есть не только научная, но и этическая сторона?

— По международным стандартам, проведение научных исследований без прохождения экспертизы в этическом комитете невозможно. Публикуя результаты исследований, не прошедших такую экспертизу, мы во многом нарушаем правила проведения научных исследований и права участников исследований. Некоторое время назад Факультет психологии совместно с Университетом Оклахомы начали проект, посвященный профилактике фетального алкогольного синдрома. Руководителями этой работы были с российской стороны Лариса Александровна Цветкова и Галина Львовна Исурина, с американской — Татьяна Балашова. На начальных этапах этого проекта велось обучение группы сотрудников Университета и нашего факультета с целью образования этического комитета. Сейчас Этический комитет по поведенческим наукам Санкт-Петербургского государственного университета работает под председательством декана Факультета психологии Ларисы Александровны Цветковой, я исполняю функции заместителя председателя. В состав комиссии, кроме психологов, входят сотрудники ряда других факультетов нашего Университета. Деятельность комиссии осуществляется на общественных началах, то есть оплата не предусмотрена.

— Очертите, пожалуйста, круг проблем, которыми должен заниматься Этический комитет.

— Задача комитета состоит в том, чтобы в научном исследовании были соблюдены права участников, которым до начала работы должен быть представлен документ об информированном согласии на участие в исследовании с разъяснением цели и процедур исследования, конфиденциальности и добровольности участия, пользы и меры риска от участия в исследовании. Заключение Этического комитета может быть получено только после того, как ответственный за проект подаст пакет документов с кратким описанием проекта и проектами писем об информированном согласии. В документах должна быть представлена информация о руководителе проекта, чтобы при необходимости участник мог выйти на контакт с ним. Важный пункт: отказ от участия в проекте не должен приводить ни к каким последствиям в отношении этого человека. Как правило, потенциальные участники исследований (например, рядовые сотрудники или пациенты больниц) не знают своих законных прав и дают согласие на участие, опасаясь административных последствий. Комиссия призвана избавить людей от подневольного участия в исследованиях.

— Насколько востребованы заключения экспертной комиссии Этического комитета за пределами Университета?

— К сожалению, пока в Российской Федерации этическая экспертиза при оценке тех или иных научных проектов не проводится. Например, РГНФ и РФФИ, утверждая победителей конкурса грантов, обходятся без рекомендаций Этического комитета. До настоящего времени при проведении в СПбГУ конкурсов научных исследований, финансируемых из бюджета, прохождение заявок через Этический комитет не предусмотрено. Конечно, участие комитета в процедуре рассмотрения заявок увеличит время принятия решений, но польза от такой работы мне представляется несомненной.

— Возвратимся к теме Ананьевских чтений. Роберт МакКол занимается лонгитюдными исследованиями, которыми в свое время занимался и Б.Г.Ананьев. Были ли американские коллеги знакомы с трудами Бориса Герасимовича до того, как установилось сотрудничество с Факультетом психологии СПбГУ?

— К сожалению, наши коллеги до недавнего времени ничего не знали о Б.Г.Ананьеве. По случаю конференции мы предоставили им краткую информацию на нескольких страничках… Мне представляется, что надо всерьез задуматься о переводе работ Бориса Герасимовича на английский язык. Приглашая на Чтения коллег из других стран, мы имеем в виду, в том числе, и популяризацию ананьевского научного наследия за рубежом.

— На конференцию приедут иностранцы только из США?

— Кроме представителей Питтсбургского университета, приедут сотрудники Сандийских национальных лабораторий, представители психологических лабораторий НАСА, Потомакского института политических исследований, Мемфисского университета, занимающиеся вопросами когнитивной психологии. В рамках Ананьевских чтений мы организуем российско-американский семинар «Прикладная когнитивная психология и нейронаука». Сотрудник Сандийских лабораторий Крис Форсайт предложил прочитать лекцию, посвященную обзору исследований в области когнитивных наук и технологий. В оргкомитет поступила групповая заявка из Болгарии. Есть заявка от Бритт Клинтеберг — профессора факультета психологии Стокгольмского университета и, одновременно, руководителя Центра здоровья женщин и детей Каролинского института (Швеция). Её вечерняя научная лекция о роли импульсивности в формировании различных видов психосоциальных нарушений включена в программу второго дня конференции. Впрочем, на данном этапе большое число иностранцев нам просто не охватить. Чтобы имело смысл их приглашать, сотрудники нашего факультета должны овладеть устным английским, и навыками постоянного знакомства с зарубежной исследовательской литературой. Кроме того, для проведения международной конференции на высоком уровне требуется оборудование (во многих аудиториях) для презентаций и двойного перевода, инфраструктура, поддерживающая не только приглашение зарубежных коллег, но и их сопровождение. Наша конференция по мировым масштабам очень невелика. Например, зарубежные конференции только по детям раннего возраста насчитывают до нескольких тысяч участников. Мы пока к этому не готовы.

— Мы навсегда обречены быть научной провинцией? Или есть какой-то выход из этой ситуации?

— Важно найти наиболее острые, актуальные темы, влияющие на понимание фундаментальных вопросов психологии человека и развитие психологической науки, интересующие как нас, так и наших зарубежных коллег. Необходимо активно инициировать взаимодействие с ведущими психологическими центрами с целью последующей совместной научно-исследовательской работы. Это значит, что, во-первых, надо списаться, созвониться и съездить за рубеж с презентацией наших исследований, а во-вторых, пригласить иностранцев к себе для участия в конференциях по конкретной интересующей обе стороны теме. Опыт показывает, что от первого этапа поиска общих тем и точек соприкосновения до подачи на грант на совместное исследование проходит минимум два года.

— Но ведь, наверное, не все одинаково высоко оценивают научные достижения ленинградской-петербургской психологической школы?

— Есть сотрудники, которые критически относятся к нашему психологическому наследию. Я убежден, что все мы, безусловно, принадлежим к ананьевской школе. И в то же время, мне кажется, факультету пора переходить на новый этап: нельзя останавливаться лишь только на рассуждениях о принадлежности к той или иной российской школе или даже российской психологической школе как таковой. Надо активно изучать развитие психологии в мире, устанавливать контакты с зарубежными коллегами, искать фонды, которые предоставляли бы нашим преподавателям и студентам возможность выезжать на зарубежные стажировки, активно изучать новые прорывные (не обязательно модные!) направления в психологии, точки роста. Мы должны приглашать коллег из-за рубежа с лекциями, организовывать видеоконференции, двигаться к организации совместных исследований по перспективным направлениям. При этом надо помнить о том, что возможно получение новых фундаментальных знаний при осуществлении социально значимых проектов. Более того, зарубежных коллег в нашей стране привлекают именно социально значимые психологические проекты. Об этом говорят многие специалисты в области психологии здоровья, клинической, социальной психологии, психологии развития и даже общей психологии.

— А нас в мировом научном сообществе ждут?

— Конечно! Сейчас принято ругать американцев, дескать, приезжая в Россию, они преследуют какие-то корыстные цели, все делают только для себя. Но на примере совместных психологических исследований видно, как мало общего у этих мифов с реальностью. Едва ли не как обвинение звучат, например, вопросы: «К чему американцам наши дома ребенка? Зачем им изучать российских детей в условиях депривации?» Да, ребенку нужна семья, и зарубежные семьи, как и семьи российские (число которых в последние годы значительно увеличилось), готовы усыновлять детей, оставшихся без попечения родителей. Обретение ребенком семьи необходимо поощрять. Однако должен подчеркнуть, что главный мотив исследований — попытка выяснить, каким должно быть окружение человека на ранних этапах развития. Ответы на фундаментальные вопросы помогают понять и эффективно разрешать проблемы, с которыми сталкивается общество как российское, так и американское.

— Каковы же результаты совместных исследований в российских домах ребенка?

— Мы выяснили, что необходимыми условиями для нормального развития ребенка являются постоянство и отзывчивость близкого взрослого человека. Благодаря совместной работе с коллегами, у которых накоплен огромный опыт проведения лонгитюдных исследований, эти выводы, которые интуитивно очевидны каждому нормальному человеку, получили фундаментальное обоснование.

— Насколько близка к идеалу или далека от него система несемейного детского воспитания?

— У нас в России в домах ребенка с детьми обращаются, к сожалению, не в соответствии с их потребностями в эмоциональном и социальном развитии. В детских садах ситуация тоже далека от совершенства. И с семьей тоже не каждому ребенку везет. Но плохо детям в детских дошкольных учреждениях не только у нас, за рубежом те же проблемы. В развитой в США и странах Западной Европы системе семей временного пребывания детям тоже может быть плохо. Так, американская практика показывает, что ребенка даже в течение первых полутора лет жизни по несколько раз передают из одной семьи временного пребывания в другую, то есть нарушается базовое условие постоянства социального окружения. И компонента отзывчивости тоже нет, потому что в каждой новой семье к ребенку заново привыкают, относятся к нему по-другому. Это пример того, как результаты международного фундаментального исследования в области психологии развития свидетельствуют о необходимости изменения системы ухода за детьми не только в Российской Федерации, но и в США.

— Можно ли сказать, что российские психологи чему-то научились у американских коллег?

— Безусловно, в плане подготовки и проведения многолетних лонгитюдных исследований и последующего множественного анализа огромного числа данных мы многому научились. И мы научились понимать, какие огромные многолетние профессиональные и личностные усилия большого коллектива необходимо приложить, чтобы получить действительно новое знание. Но есть проблемы, не зависящие от ученых. Чтобы проводить такие проекты, должно быть соответствующее финансирование. А у нас финансирование научных исследований из федерального бюджета, хоть и улучшается, но в недостаточной степени.

— Только ли в деньгах трудности?

— К сожалению, не только. Научных групп, готовых работать друг с другом и с зарубежными коллегами, очень мало. А между тем проекты, подобные нашему проекту с американцами, или проекту, который ведет Лариса Александровна Цветкова во взаимодействии с Оклахомским университетом, позволяют не только формировать новый, на уровне международных стандартов, подход к проведению научных исследований в области психологии, но и привлекать к этой работе аспирантов и старшекурсников. Студент приходит на факультет с блеском в глазах, он всем интересуется. В последнее время у него появилась возможность пользоваться богатыми базами данных отечественной и зарубежной литературы и делать хорошие библиографические обзоры по своей теме. Но надо подхватывать мотивацию, с которой студенты приходят на факультет. Если начинающего исследователя не поддержать, мотивация к пятому году обучения утрачивается. В итоге диплом становится не научной работой, а квалификационным этапом. Мне представляется, что юбилейная конференция, посвященная 100–летию со дня рождения Бориса Герасимовича Ананьева — это место и время задуматься о насущных вопросах развития психологической науки на Факультете психологии, о перспективах жизни факультета.  

Петр Нешитов
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков