Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 14 (3762), 22 октября 2007 года

Будущее за психологией

Визитной карточкой школы Б.Г.Ананьева стал комплексный подход к исследованию человека, при котором бытие человека как индивида, индивидуальности, субъекта и личности стало предметом научного исследования. Людмила Алексеевна Вербицкая, ректор СПБГУ, рассказала о деятельности Б.Г.Ананьева и Факультете психологии Университета.

Л.А.Вербицкая, ректор СПбГУ

Л.А.Вербицкая, ректор СПбГУ

— Как известно, Борис Герасимович с 1928 года работал в Институте мозга им. В.М.Бехтерева. Как это повлияло на него?

— Огромную роль в его жизни сыграло то обстоятельство, что в Институт мозга он приехал еще будучи студентом. Работа в этом Институте и особенно с Владимиром Михайловичем Бехтеревым очень много прекрасного заложила в его душу, в личность Бориса Герасимовича. Сформировалась она, или, вернее, по-настоящему началось формирование личности именно в этот момент.

— Как понимал Б.Г.Ананьев главную задачу психологии?

— Будучи психологом, Борис Герасимович глубоко осмыслил основания психологической науки. Он ведь с самого начала думал, что психология не абстрактная наука, а наука об изучении конкретного человека, каждой личности. А вы, наверное, и не можете себе представить, что в то время, когда все считались «винтиками» и «колесиками» огромного механизма советского строя, сами люди себя не считали индивидуумами. И по-настоящему мы только в 90–е годы начали говорить о том, что такое «Я», а не «мы — весь советский народ», и не «мы — все человечество». Все научное изучение личности целиком, так сказать, всех сторон этой сложной личности, было идеей Бориса Герасимовича. Это совершенно удивительно.

— Идеи Бориса Герасимовича развиваются на факультете, есть кафедры, изучающие развитие личности. Какое значение он придавал развитию человека?

— Борис Герасимович много писал о том, как важно исследовать мозг, формирующийся у ребенка, и понять, каким образом его лучше учить, каким образом интеллект развивается. Мы хорошо понимаем, что в школу приходят дети, совершенно по-разному развитые. Борис Герасимович говорил, как важно формировать интеллект, и что нужно, чтобы в итоге получилась гармоничная и всесторонне развитая личность.

— И что эти процессы наблюдаются также и у маленьких детей?

— Конечно, было проведено множество исследований развития маленьких детей. Так, один грузинский психолог в начале 80–х годов прошлого столетия записывал первые крики новорожденных. И убедился, что крики новорожденных разные, они зависят от того, в окружении какого языка ребенок формируется в организме матери в течение 9 месяцев. Дети, родившиеся в грузинских семьях, издавали совершенно иные звуки, чем дети в русских семьях. Б.Г.Ананьев говорил и писал о врожденности артикуляции гораздо раньше.

— Может ли психология существовать отдельно от других наук?

— Нет, она не может существовать без взаимодействия с социологией, физиологией, математикой, лингвистикой и многими другими науками. Междисциплинарные связи психологии очень сильны.

— Расскажите, пожалуйста, о роли Факультета психологии.

— На протяжении многих лет факультет плодотворно работает. Но мне кажется, что именно в последние годы стали появляться новые, яркие, талантливые, творческие люди. Факультет активно развивается в разных направлениях: это и кризисные ситуации, и социальные проблемы. Много новых международных контактов. Много делает Лариса Александровна Цветкова, декан Факультета психологии. Когда входишь в здание факультета, то сразу видно, как он изменился: как снаружи, так и изнутри. Жизнь бьет ключом.

— Какое значение имеет антропологическая психология Б.Г.Ананьева?

— Антропологическая психология Б.Г.Ананьева, нацеленная на исследование человека в его целостности, имеет большое значение не только для педагогов, но и для всех специалистов, работающих с людьми. Работы Бориса Герасимовича состоят в том, чтобы по-новому взглянуть на самого человека, попытаться понять его психику. Это и есть тот комплексный подход, основы которого были разработаны Б.Г.Ананьевым. Может быть, уже сбывается известное ананьевское пророчество: «Недалеко то время, когда психология займет одно из важнейших мест в общей структуре человеческого знания».  

Материал подготовила Надежда Юнацкая
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков