Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 13 (3761), 30 сентября 2007 года
о духовном

Сакральное измерение бытия

В каждом из университетских храмов, но в разные дни — в одних по субботам, в других по воскресеньям и престольным праздникам проводит службы о. Кирилл. В прошлом — выпускник физического факультета ЛГУ.

Отец Кирилл

Отец Кирилл

Отец Кирилл назначен настоятелем в 1996 году. А православная община в Университете существует с 1990 года, и сформировалась изначально вокруг Льва Николаевича Гумилева. Он настаивал, что университетские храмы — не просто уникальные памятники архитектуры, но духовные центры, объединявшие ученых и деятелей культуры, посвятивших свою жизнь благу и процветанию Отечества. Прихожанами храма святых апостолов Петра и Павла были известные иссле до ватели, писатели и просветители: А.Н.Бекетов, А.И.Введенский, С.П.Глазенап, И.М.Гревс, Э.Д.Гримм, Л.П.Карсавин, Ю.И.Крачковский, Н.О.Лосский, Д.И.Менде леев, И.И.Срезневский, Б.А.Ту раев, А.А.Шахматов, В.М.Шимкевич, и многие другие. В Петропавловской университетской церкви был крещен Александр Блок; здесь же состоялось его обручение с Л.Д.Менделеевой, дочерью Д.И.Менделеева. Много сделано, чтобы вернуть университетским храмам прежнее назначение. Но еще больше предстоит сделать.

— Ни один из храмов сегодня не пустует, — говорит о. Кирилл. — Прихожане есть всегда. Больше всего людей приходит на Рождество, на Пасху. На большие церковные праздники собирается в университетских церквах человек пятьдесят, семьдесят. На юбилей — 12 июля — когда церкви Петра и Павла исполнилось 170 лет, — храм едва смог вместить всех желающих, было человек триста. Что касается особенностей университетского прихода, то я бы не сказал, что у универсантов есть какие-то специфические проблемы. Думаю, боли и радости у всех людей, в общем, одинаковы: беспокойство о детях и близких, об их здоровье и благополучии, проблемы на работе, скорби, связанные с болезнями. Когда-то, еще будучи воспитанником семинарии, я думал, что исповедовать совсем не сложно. Выслушал человека, епитрахиль наложил, молитву прочитал — и все. Сейчас знаю, что самое тяжелое — исповедь. Люди приносят самое тяжелое из того, что у них есть на душе. Не случайно говорят — поделись, легче станет. Священник многое приемлет на свои плечи, и, наверное, если бы не служба и причастие, все это снести было бы просто непосильно.

Ощущение полноты жизни

Я до того, как стал священником, мучился оттого, что не было ощущения полноты в жизни. Смятение было. А вот когда стал священником — примечательно, что мне как раз 33 года тогда исполнилось, — у меня такое ощущение полноты появилось, и оно со временем не только не оскудевает, но лишь усиливается.

Я закончил физический факультет ЛГУ в 1982 году. После поступил в аспирантуру, диссертацию защитил «Неизотермические эффекты в кинетике гетерогенной нуклеации».

Но удовлетворения не было. С детства мне казалось, что главная цель жизни человека заключается в том, чтобы познать истину. А поскольку я был воспитан в материалистической среде, то познать истину для меня означало понять «как все устроено», разобрать на составные части и таким образом докопаться до сути.

просто физикой, а фундаментальной физикой. Я окончил физико-математическую школу, поступил на физфак и пошел на кафедру теории ядра и элементарных частиц. Мне казалось, что если удастся дойти до уровня первообразных структур, то вот тут-то откроется самая что ни на есть фундаментальная истина.

Момент истины

В процессе учебы на физфаке мой оптимизм несколько приостыл. Прежде всего, я осознал, что приобщение к истине должно менять самого человека, а потому Истина не может быть безличной. Кроме того, физика помогла мне понять, что сознание человека способно воздействовать на окружающий его материальный мир, — об этом свидетельствует квантовая механика. А это не просто меняет представление о реальности, это заставляет переосмыслить онтологические основания бытия. Кроме того, изучение природы позволяет узреть удивительную законосообразность и гармонию мироздания, уверяя в том, что коль все в мире столь дивно устроено, то просто не может не быть

Устроителя! Надо сказать, что физика как научная дисциплина изначально возникла в средние века как попытка познать Бога через рассмотрение Его творений. В средние века считалось, что поскольку мир сотворен Богом — в этом никто не сомневался, — то Бог как бы оставляет «отпечатки пальцев» в своих творениях, а мы, изучая мир, можем сказать нечто о Творце мироздания. Позднее физика об этом своем изначальном предназначении забыла, но в скрытом виде это в ней присутствует — и не случайно многим физика помогла прийти к вере, многие из выпускников нашего физфака стали священниками.

Именно это и подтолкнуло меня сначала к отказу от наивного материализма, затем — к переживанию присутствия духовного измерения мира, и наконец — к восприятию личного присутствия Творца. Была и вторая причина, личная, она заключалась в том, что в душе непрестанно жила боль, непонятная, свербящая, казалось, не имеющая никаких внешних причин, но оттого не менее мучительная. Жизнь складывалась благополучно. Школа, университет, аспирантура. А внутри нарастало чувство дискомфорта. Я пытался этот дискомфорт снимать разными способами: занимался карате, йогой, культуризмом, — и это приносило некоторое облегчение на короткое время, но кардинально ничего не меняло. Церковь тогда казалась чем-то тривиальным, для бабушек больше подходящим, не для меня, и хотя я был в детстве крещен, но в церковь не ходил. Как-то однажды зашел случайно, и мне стало легче, хорошо стало. Раз хорошо — почему еще не зайти? И я стал ходить более-менее регулярно, замечая, что раз от раза меняется и мое внутреннее состояние.

Единственная икона

Священником я решил стать после столкновения со смертью. Когда мне было тридцать лет, умер мой отец. И соприкосновение со смертью близкого человека заставило меня переосмыслить свою жизнь. Стало понятно, что в жизни по-настоящему значимо лишь то, что не исчезает после смерти. И на второй–третий день после похорон я вдруг проснулся с ощущением, что должен стать священником. В тот же год подал прошение в Семинарию и поступил. Это было в 1990 году.

А в 1995 году, когда уже был священником и учился в Духовной академии, кто-то из университетских прихожан при встрече посетовал, что община есть, но нет священника. Отец Пахомий был настоятелем здесь, он же был настоятелем церкви у Варшавского вокзала, и ему было невозможно совмещать служение в двух приходах. Староста ко мне обратился. Меня попросили — раз, мол, выпускник Университета — не мог бы я приходить хотя бы раз в неделю, службу провести, молебен отслужить. Я согласился. Потом община обратилась с просьбой к митрополиту и меня назначили настоятелем в 1996 году.

В помещении храма, занятом Музеем истории Университета, тогда висела одна-единственная икона, позднее Людмила Алексеевна Вербицкая передала в домовую церковь икону Спасителя, которую Патриарх подарил ей, когда был избран почетным доктором СПбГУ. Сначала мы служили в храме молебны, потом стали по субботам служить литургию. Начиная с прошлого года стали регулярно совершать богослужения по воскресным дням, потому что воскресенье — это Малая Пасха, и службу по воскресеньям положено проводить. Сложность в том, что храм расположен в помещении музея, и открывать его могут только материально ответственные музейные сотрудники. Поэтому Всенощную пока совершать мы не можем. К 170–летнему юбилею университетской церкви мы наконец-то освободили алтарь и центр храма, но прежде хранившиеся там музейные экспонаты пока временно размещены в правой части музея и на хорах Актового зала. Мы надеемся, что Университет сможет найти недостающие помещения для размещения музейных фондов и экспозиции. Несомненно, что Университету нужен музей — но Университету нужен и храм, ведь независимо от того, чем занимаются люди — наукой или чем-то еще, — в их жизни всегда присутствует сакральное измерение бытия. И задача храма заключается в том, чтобы помочь человеку реализовать его тягу к сакральному.  

Записал Виктор Ким
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков