Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 13 (3761), 30 сентября 2007 года
о духовном

Университет и его Храм

Новая столица Российского государства — град святого апостола Петра — созидалась вокруг двух центров: Санкт-Петербургской крепости — оплота государственности, и АлександроНевского монастыря — твердыни духовной. Третьим центром стала Академия наук, учрежденная 28 января 1724 года указом Петра I вместе с учебными заведениями при ней — Университетом и Гимназией. В первые годы своего существования они пополнялись талантливой молодежью из Славянской школы, открытой 25 октября 1721 года в стенах Александро-Невской обители, а в 1809 году преобразованной в Духовную академию.

В 1819 году по инициативе президента Академии наук и попечителя Санкт-Петербургского учебного округа С.С.Уварова Университет возобновил свою деятельность в здании Двенадцати коллегий — «министерств» Петровского времени. Его строительство началось в 1722 году по проекту первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини и продолжалось 20 лет. К тому времени административный центр города переместился с Васильевского острова на Адмиралтейскую сторону, куда начали переводить и высшие правительственные учреждения. Поэтому здание Двенадцати коллегий использовалось не полностью, и в 1819 году часть помещений была передана Университету. 8 февраля 1819 года здесь состоялось освящение домовой Преображенской церкви — этот день и стал считаться датой открытия Университета в здании Двенадцати коллегий.

Первым преподавателем Закона Божия в Университете стал протоиерей Герасим Петрович Павский — основоположник русской гебраистики, переводчик Библии с древнееврейского на русский язык. Историк А.С.Родосский характеризовал о. Герасима Павского как «великую силу в науке и литературе XIX века, отличного богослова, выдающегося патриота с великими качествами правды и чести», а М.П.Погодин называл его «умнейшим человеком своего времени». Даже известный своими антицерковными взглядами В.Г.Белинский считал, что Павский «один стоит целой академии. Его “Филологическими наблюдениями над составом русского языка” положено прочное основание изучению русского языка». Этот труд принес о. Герасиму славу выдающегося лингвиста, Демидовскую премию и членство в Академии наук. С 1819 по 1827 годы протоиерей Герасим Павский возглавлял в Университете кафедру богословия и разработал для нее курс истории постепенного раскрытия религиозных понятий в человеческом роде, а затем в течение 10 лет был воспитателем царских детей вместе с В.А.Жуковским. В 1858 году о. Герасим был избран ординарным академиком Академии наук по отделению русского языка и словесности.

В 1828 году Император Николай I в связи с возведением новых зданий для Сената и Синода на Адмиралтейской стороне и предстоящим окончательным освобождением здания Двенадцати коллегий от правительственных учреждений повелел «сделать план для будущего помещения в доме Коллегий Университета». Разработка проекта была поручена архитектору Святейшего Синода Аполлону Феодосьевичу Щедрину. Первоначально храм предполагалось расположить на втором этаже — в нынешнем Петровском зале, но начальство Университета испросило у императора согласие оставить в первоначальном виде «залу старинной архитектуры с лепными украшениями по стенам и на потолке и с картинами,

как памятник искусства прежнего времени, а церковь перенести в верхний этаж». Новое место расположения храма предложил С.С.Уваров: в помещении третьего этажа, в пятом ризалите и смежных с ним комнатах, расположенных вдоль главного фасада.

В апреле 1836 года был утвержден проект А.Ф.Щедрина на оформление нового церковного зала. Помещение представляло собой трехкупольный зал в шесть окон по восточному фасаду. Интерьер был выдержан в строгом классическом стиле, иконостас изготовлен из белого искусственного мрамора. Храмовые иконы и росписи были выполнены академиком живописи Петром Михайловичем Шамшиным, работы которого украшали не только петербургские храмы — Исаакиевский собор, Благовещенскую церковь лейб-гвардии Конного полка, Мироновскую церковь Егерского полка, — но и храм Христа Спасителя в Москве.

Первоначально новую университетскую церковь предполагалось посвятить святому апостолу Петру — небесному покровителю Петра Великого. Император Николай I, утверждая план перестройки здания Двенадцати коллегий, повелел освятить храм во имя апостолов Петра и Павла — святых покровителей столицы.

29 июня 1837 года в престольный праздник, день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, был совершен торжественный чин освящения университетской церкви. Новый 1837/1838 учебный год начался с торжественного молебна. Впоследствии так знаменовались начало каждого учебного года, царские дни, памятные исторические даты, юбилеи профессуры, день основания Университета.

Первым настоятелем университетского храма был определен протоиерей Павел Федорович Солярский. Он исполнял здесь свое служение в течение почти полувека — с 1833 по 1880 годы и преподавал в Университете богословие. Собственно богословского факультета Университет не имел, но богословие изучали в качестве обязательного предмета на всех факультетах. В 1874 года в помощь уже престарелому тогда о.Павлу был поставлен протоиерей Василий Гаврилович Рождественский, утвержденный в должности профессора православного богословия в Императорском Санкт-Петербургском университете. С момента смерти протоиерея Павла Солярского в 1880 году о.Василий исполнял послушание настоятеля храма почти до самой революции 1917 года.

Многие из профессоров богословия подвизались и на церковной ниве, и на поприще светской науки. Среди них такие выдающиеся личности, как уже упоминавшийся протоиерей Герасим Павский, протопресвитер Василий Борисович Бажанов, с 1827 по 1836 годы состоявший профессором законоведения Университета и в 1841 году избранный почетным членом Академии наук по отделению русского языка и словесности, а в 1856 — почетным членом общего собрания Академии; протоиерей Михаил Иванович Горчаков, доцент, а впоследствии ординарный профессор юридического факультета, в 1882–1883 годах — и.о. декана, с 1902 года — член-корреспондент Академии наук по отделению истории и филологии разряда историко-политических наук.

Нельзя не упомянуть и о попечителях университетского храма. Первым ктитором церкви был определен купец Василий Андреевич Пивоваров. На протяжении 20 лет его неоднократно переизбирали на эту должность. Ко дню освящения храма он подарил богатую утварь из золоченого серебра, в том числе дарохранительницу в виде готического храма, кресты, Евангелие, плащаницу и три бронзовых паникадила. По его инициативе в 1849 году был установлен крест на главном фасаде, а на внутреннем — повешены на кронштейнах колокола. За свое усердие В.А.Пивоваров был удостоен многих церковных наград. Позже должность церковного старосты занял купец С.С.Козлов, украсивший в 1862 году храмовые образа серебряными окладами работы известного ювелира Ф.А.Верховцева. Попечением этих благотворителей созидалось благолепие храма Императорского Санкт-Петербургского университета.

Приход Петропавловской церкви составляли «казеннокоштные» (то есть находившиеся на казенном содержании) студенты, преподаватели, все должностные лица, состоявшие при Университете. Здесь молились и люди, жившие по соседству с Университетом. В 1837 году в приходе числилось 110 человек, в 1861 году их было уже 200. В действительности прихожан было, конечно, гораздо больше: по исповедным росписям с 1828 по 1863 годы среднее число исповедовавшихся в университетской церкви составляло около 300 и 400 душ обоего пола. К 1906 году в приходе насчитывалось уже 608 человек, из них лиц духовного сословия — 11, профессоров, чиновников и студентов — 277, военных — 130, мещан — 35 и крестьян — 155. Все они жили в казенных университетских помещениях и именно по этому признаку и приписывались к Петропавловской церкви.

Значительную часть прихожан составляли члены университетской корпорации, являющие собою цвет отечественной науки: С.С.Безобразов, А.Н.Бекетов, В.Н.Бенешевич, А.И.Введенский, Н.Н.Глубоковский, М.О.Коялович, Н.О.Лосский, Д.И.Мен де леев, М.Д.Приселков, П.П.Семенов-Тянь-Шанский, И.И.Срезневский, Б.А.Тураев, А.А.Шахматов, В.М.Шимкевич и многие другие. В университетской церкви был крещен Александр Блок. Он родился в квартире деда, ректора Университета А.Н.Бекетова — в так называемом «ректорском флигеле». 25 мая 1903 года в Петропавловской церкви состоялось обручение А.А.Блока с Л.Д.Менделеевой, дочерью Д.И.Менделеева. Бывал в храме и академик И.П.Павлов, открыто заступавшийся за Церковь в период жестоких большевистских гонений.

Описание университетской церкви оставил знаменитый русский философ Константин Николаевич Леонтьев. О «домашней» обстановке и особой атмосфере храма он вспоминал так: «В этой зале или большой комнате с паркетным полом было очень чисто, светло и просторно; общество молящихся было избранное. …Здесь обедня начиналась поздно; все почти стояли у окон; никто друг другу не мешал; никто не толкался, не “протискивался” вперед… Можно было всегда достать стулья. Здесь, я помню, мать усердно молилась; много крестилась, была сосредоточена,… по поводу церквей “всенародных”, так сказать, “тесных и многолюдных”, и церквей особых, “дворянских”, что ли, домовых и тому подобных можно, я думаю, написать целое психологическое рассуждение и разобрать подробно, какое разнородное значение имеют эти храмы для души христианина».

К сожалению, на рубеже XIX–XX веков «идеал христианского святого подвижника сменился образом революционного студента», — писал в 1909 году профессор С.Н.Булгаков, впоследствии — протоиерей Сергий, один из основателей Свято-Сергиевского института в Париже. Формально исповедь и причастие были обязательными для всех учащихся, однако большая часть русского студенчества и многие представители образованного общества исповедовали атеизм. Впрочем, даже радикально настроенные студенты-революционеры включались в борьбу с таким религиозным энтузиазмом, с такой готовностью отдать жизнь «за други своя», что в их яростной борьбе, проникнутой пусть и наивной, но искренней идеей осуществления «рая на земле», невозможно не усмотреть отсвета христианских хилиастических настроений.

После октябрьского переворота началась активная борьба власти с Церковью. В соответствии с принятым в 1918 году декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» стали закрываться домовые храмы, в частности, в учебных заведениях. Подлежал «ликвидации» и университетский храм.

Благодаря заступничеству ректора Университета профессора истории Эрвина Давидовича Гримма и сменившего его на ректорском посту профессора-зоолога Владимира Михайловича Шимкевича, закрытие оттянулось на год. Очень многое в это время сделал для церкви ее староста, академик Борис Александрович Тураев — ученый мирового масштаба, основатель русской египтологической школы, последний историк Древнего Востока, который знал его в полном объеме и географически, и хронологически, европейски известный, единственный в России абиссиновед. Б.А.Тураев участвовал в Поместном Соборе 1917–1918 годов, великолепно знал богослужебный устав Церкви и явился одним из составителей службы Всем Русским Святым.

Однако, несмотря на все хлопоты, в 1919 году храм был закрыт, а имущество изъято. Университетская община переместилась в квартиру филолога-слависта академика И.И.Срезневского на Биржевую линию в дом 8, кв. 1, где в трех комнатах на втором этаже была устроена домовая церковь В память Всех Святых, в земле Российской просиявших. Эту новую церковь иногда называли «малой», чтобы отличать её от закрытой — «большой». Вечером 27 августа 1919 года в бывшей квартире Срезневских было совершено малое освящение с внесением антиминса, а затем — всенощное бдение. На следующее утро протоиерей Николай Чуков отслужил в новом храме первую Литургию, после которой в соседней комнате устроили чаепитие. Отец Николай — настоятель храма с апреля 1919 года, был ранее ректором Олонецкой духовной семинарии. Впоследствии он подвергался репрессиям, в 1942 году принял монашество с именем Григория и затем в сане митрополита возглавил Ленинградскую и Новгородскую епархию.

Поначалу пел, нес послушание псаломщика и читал Апостол всего один человек — Б.А.Тураев. Со временем хор расширил свой состав. Будущий профессор филологического факультета Никита Александрович Мещерский вспоминал впоследствии, что в то время он «постоянно ходил в эту церковь и там начал читать и петь. Регентом в ней был Борис Иванович Коплан, сотрудник Пушкинского Дома, …женатый на второй дочери академика А. А. Шахматова», тоже бывшего прихожанином университетской церкви.

В «малой» церкви совершались регулярные богослужения, а «большая» университетская Петропавловская церковь была передана приходу с «правом охраны», что отмечается в протоколе Приходского собрания. В разгар начавшихся гонений имели мужество назвать себя «коллективом верующих» председатель Приходского совета протоиерей Николай Кириллович Чуков, товарищи председателя: Владимир Николаевич Бенешевич — профессор церковного права, известный канонист; Василий Иванович Бойко — сотрудник Библиотеки Академии наук, церковный староста после Б.А.Тураева; секретарь Совета Илья Петро вич Мурзин — университетский библиотекарь; а также 12 членов Совета: студент Петроградского Богословского института Владимир Константинович Лозина-Лозинский, Михаил Николаевич Никитин — служитель кабинета древностей, Вячеслав Евгеньевич Тищенко — профессор химии, Виктор Федорович Лобачев с супругой Александрой Александровной, Вла ди мир Александрович Ерофеев, Сергей Павлович Глазенап, Николай Николаевич Гусев, Петр Иванович Лебедев, Зинаида Михайловна Мирошникова, Надежда Николаевна Вальберг и Надежда Дмитриевна Данилова.

Многие профессора-прихожане принимали участие в работе Богословского института, созданного при активном участии о. Николая Чукова. Институт этот, просуществовавший с 1920 по 1923 год, должен был заменить закрытую в 1918 году Духовную академию. Среди его преподавателей были такие выдающиеся ученые, как Б.А.Тураев, С.С.Безобразов — будущий епископ Кассиан, ректор Свято-Сергиевского Богословского института в Париже, В.Н.Бенешевич, знаток древнерусской литературы Д.И.Абрамович, А.П.Алявдин, философ А.И.Введенский, историк и философ Л.П.Карсавин, философ Н.О.Лосский, выдающийся юрист Ю.П.Новицкий, историк М.Д.Приселков и многие другие.

В «малой» университетской церкви нередко служил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский). 21 февраля 1920 года митрополит совершил здесь первое архиерейское богослужение. «Все прошло очень удачно, — вспоминал о. Николай Чуков, — … помогали в стихарях И.П.Мурзин и Б.А.Тураев. Присутствовало около 20 профессоров: Тураевы, Церетели, Бородин, Глазенап, Фармаковский, Бенешевич, Тищенко, Лавров, Гримм, Шишкевич, Новицкий, Платонов, Успенский и другие, которых я не знаю. Народу было достаточно. Словом, торжество прошло не официально, а тепло. Владыка говорил слово — хорошо. Припомнил факт, когда Григорий Богослов явился во время господства арианства и нашел маленькую церковь, где и собирались православные. Она получила название Воскресения. Отсюда аналогия с нашей… Удачно. После литургии я сказал Владыке благодарственную речь, а за чаем — Тураев».

Менее чем через полгода, 25 июля, митрополит Вениамин снова приехал в «малую» университетскую церковь, чтобы совершить панихиду по скончавшемуся 23 июля 1920 года Б.А.Тураеву. Владыке Вениамину сослужил о. Николай Чуков, на панихиду пришли студенты Богословского института, и в их числе — первокурсник Владимир Константинович Лозина-Лозинский. Вскоре, в декабре 1920 года, он будет рукоположен во иерея и получит назначение в университетскую церковь, а ее прежний настоятель, протоиерей Николай Чуков, возглавит причт Казанского собора. Впрочем, о. Николай не забудет и «малого» университетского храма: так, 23 января 1921 года, полгода спустя после кончины академика Б.А.Тураева, вместе с о. Владимиром они служили панихиду по безвременно ушедшему старосте.

Последний раз митрополит Вениамин возглавил службу в университетской церкви 21 февраля 1922 года, ему сослужил о. Николай Чуков. После устроили чай в квартире Л.П.Карсавина: «Собралось много профессоров, — отмечал о. Николай. — Гревс сказал сердечную речь о единении цвета науки с церковью и о несомненном возрождении “с Востока”. Многие говорили; говорил и я, указав на факты: два года назад в этот день в храме было не более десяти человек профессоров, теперь собралось несколько десятков; если так пойдет, то торжество возрождения и единения — не за горами».

Между тем Господь судил иначе. В феврале 1922 года советским правительством был издан декрет об изъятии церковных ценностей, поводом для которого послужил страшный голод в Поволжье. Митрополит Вениамин пытался избежать конфликта с советской властью. Вести переговоры ему помогал прихожанин университетской церкви, профессор юридического факультета Университета, председатель Общества православных приходов Юрий Петрович Новицкий. Достигнутое «Соглашение об изъятии ценностей из церквей» устанавливало известный контроль со стороны верующих при реквизициях. Однако большевики стремились спровоцировать столкновение, которое можно было бы использовать в качестве предлога для решительной борьбы с Церковью. Вскоре сам владыка Вениамин и почти все правление Общества православных приходов, в том числе и Ю.П.Новицкий, были арестованы якобы за противодействие исполнению декрета советской власти об изъятия церковных ценностей.

Заседания Петроградского губернского революционного трибунала по военному отделению проходили в здании бывшего Дворянского собрания (ныне Большой зал Филармонии) с 10 июня по 5 июля 1922 года. Главные обвиняемые — митрополит Вениамин, профессор Ю.П.Новицкий, духовенство и миряне — держали себя спокойно, с большим достоинством. Им было ясно, что результат судебного разбирательства заранее предрешен. 5 июля 1922 года председатель трибунала Н.И.Яковенко огласил приговор. Десять человек присуждались к расстрелу, остальные к тюремному заключению на разные сроки и к принудительным работам. Несколько позже шести осужденным расстрел был заменен долгосрочным тюремным заключением.

Услышав приговор, митрополит Вениамин произнес: «Слава Тебе, Боже, за все!» Профессор Новицкий заявил, что в приписываемых ему преступлениях он совершенно невиновен, «но, — добавил он, — если кому нужна в этом деле жертва, я готов без ропота встретить смерть, прошу лишь о том, чтобы этим ограничились и пощадили остальных привлеченных». Показательно, что Юрий Петрович пытался переложить на себя часть вины, инкриминируемой его другу, бывшему настоятелю университетского храма протоиерею Николаю Чукову, человеку многодетному.

В ночь на воскресенье, 13 августа, четверо новомучеников — митрополит Вениамин (Казанский), архимандрит Сергий (Шеин), Юрий Петрович Новицкий и Иван Михайлович Ковшаров были расстреляны, вероятно, возле станции Пороховые по Ириновской железной дороге. В 1992 году Архиерейским собором Русской Православной церкви священномученики Вениамин (Казанский), Сергий (Шеин) и мученики Юрий Новицкий и Иван Ковшаров были причислены к лику святых.

Однако одними расстрелами и ссылками дело не ограничилось. 5 сентября 1923 года в Церковный стол Губисполкома поступило письмо Государственного оптического института, который занял дом 8 по Биржевой линии (там в бывшей квартире академика И.И.Срезневского находилась университетская церковь). В нем говорилось: «В виду того что церковь “Всех святых русских” является домовой, а также находится в здании учебного заведения, постановили просить Губисполком таковую закрыть». 19 апреля 1924 года на заседании президиума Ленинградского Губисполкома административный отдел вынес на рассмотрение вопрос о закрытии и ликвидации церкви Всех Святых под грифом «секретно». Постановили: «церковь, как домовую, закрыть и ликвидировать». Точная дата опечатывания «малой» церкви весьма символична — Страстная среда 1924 года.

К тому времени, 4 февраля 1924 года, настоятель о. Владимир Лозина-Лозинский был уже арестован по сфабрикованному ОГПУ делу о «православных братствах». Его в числе прочих приговорили к расстрелу, затем высшая мера наказания была заменена заключением в Соловецкий концлагерь сроком на десять лет. В ноябре 1928 года его отправили в пятилетнюю сибирскую ссылку. По возвращении о. Владимир был вынужден поселиться в Новгороде, где в 1936 году был вновь арестован и 26 декабря 1937 года расстрелян. В августе 2000 года Юбилейным Архиерейским собором Русской Православной церкви протоиерей Владимир ЛозинаЛозинский был причислен к сонму святых новомучеников и исповедников российских.

В помещении же «большого» университетского храма, закрытого еще в 1919 году, с февраля 1930 года разместился студенческий клуб, а с ноября 1933 года — аэродинамическая труба одной из лабораторий. Впоследствии в храмовом зале разместилась экспозиция Музея истории университета. В начале 80–х годов здесь была проведена частичная реставрация. В феврале 1990 года митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, ныне — Святейший патриарх Московский и Всея Руси, посетил Санкт-Петербургский государственный университет, после чего инициативная группа верующих обратилась к ректору Университета С.П.Меркурьеву с просьбой о возрождении университетской церкви. По благословению секретаря епархии епископа Ладожского Арсения был организован сбор подписей под обращением с просьбой о восстановлении храма. Обращение подписали около тысячи универсантов, в том числе известные ученые: А.А.Алексеев, Л.Н.Гумилев, О.А.Ладыженская, Д.С.Лихачев, А.М.Панченко, И.М.Стеблин-Каменский и многие другие, всего около тысячи человек. 31 мая 1990 года группа верующих передала его ректору. Ходатайствовал о передаче церкви и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Много сделал для возрождения университетского храма его первый староста Константин Павлович Иванов. 17 января 1991 года приход университетской церкви святых апостолов Петра и Павла получил юридическую регистрацию. По благословению митрополита Иоанна приход стал окормлять настоятель церкви Воскресения Христова, что у Варшавского вокзала, иеромонах Пахомий (Трегулов).

В 1994 году Святейшему патриарху было присвоено звание почетного доктора Университета, в 1996 году в университетской церкви начались регулярные богослужения, когда университетский приход возглавил выпускник физического факультета, секретарь ученого совета Санкт-Петербургской Духовной академии, кандидат физико-математических наук, кандидат богословия, протоиерей Кирилл Владимирович Копейкин. В помещении храма совершаются богослужения, проводятся лекции и беседы со студентами и преподавателями, организуются паломнические поездки. В 1997 году ректором Санкт-Петербургской Духовной академии архиепископом Тихвинским Константином в университетском храме было совершено первое после восстановления архиерейское богослужение. Силами православной общины собраны материалы для прославления священномученика протоиерея Владимира Лозина-Лозинского.

Сегодня молитвами святых небесных заступников нашего Университета, трудами прихожан и благотворителей храм возрождается. Восстанавливаются алтарь и иконостас, идут работы по воссозданию притвора на площадке третьего этажа парадной лестницы, разрабатывается проект реставрации центрального ризалита, где находится главный вход в здание Университета.

Мы верим, что восстановление университетского храма послужит не только благоукрашению СанктПетербурга, но и внесет свою лепту в духовное возрождение России, сохраняя преемственность традиций и напоминая о выдающихся православных ученых и деятелях культуры, посвятивших свою жизнь процветанию Отечества.  

Протоиерей Кирилл Копейкин,
настоятель университетского прихода
церкви Святых апостолов Петра и Павла
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков