Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 11 (3759), 31 августа 2007 года

Послание младшим коллегам
от уже состоявшихся студентов

Учебный процесс

По опыту общения со старшекурсниками известно, что первые три года обучения являются наиболее сложными. В это время нужно освоить большой объем материала, который в дальнейшем позволит проще подходить к экзаменам. Бытует устойчивое представление, что студенты «учатся только в сессию», однако за время подготовки к экзамену, в случае если не имеешь представления о предмете, можно успеть только судорожно «просмотреть по диагонали» какой-нибудь учебник и понервничать. Отсюда первая рекомендация: во всех отношениях лучше всего посещать лекции и вести собственный конспект. На этом не будем долго останавливаться, поскольку очевидно, что больше времени и нервов уйдет на то, чтобы найти у кого-нибудь хороший полный конспект, сделать его ксерокопию, попытаться разобрать почерк и собственный стиль автора. Да и понять, скорее всего, можно будет лишь треть написанного.

Главное же заключается в том, что учеба предполагает, прежде всего, общение, лекция же — это и есть общение преподавателя со студентами, несмотря на то что она преимущественно имеет форму монолога. Речь идет о том, что в процессе лекции студенты наблюдают за преподавателем, учатся выстраивать мысль, бессознательно усваивают лексику, стиль поведения и так далее, поэтому лекция, самая древняя форма преподавания, до сих пор является самой главной формой обучения. Здесь, конечно, нужно отметить те новые тенденции в сфере образования, которые связаны с развитием информационных технологий и влиянием болонского процесса на нашу систему образования. В частности, все большее распространение получает форма дистанционного обучения. На первый взгляд можно оценить эту форму обучения положительно, поскольку люди могут получать образование в вузах больших городов, не имея возможности переехать туда. Однако такая форма обучения не предполагает общения с преподавателями, с сокурсниками, что тоже очень важно.

Здесь хотелось бы сказать о специфике нашей кафедры — кафедры информационных систем в экономике, руководителем которой является Владимир Георгиевич Халин. Она возникла сравнительно недавно, что определяется процессами, идущими в обществе: современную стадию исторического развития называют информационной, а данный период характеризуют качественно новые отношения в общественной системе в целом и, соответственно, в экономике. Поэтому наша кафедра готовит специалистов, понимающих механизмы экономической системы современного общества.

Курсовая работа

Написание курсовой работы является чуть ли не самой главной составляющей частью учебного процесса. Здесь рекомендация заключается в том, что необходимо самостоятельно выбирать тему курсовой работы. В этом случае чаще всего у студента появляется субъективный, личный интерес к теме, о которой он пишет. Написание курсовой работы позволяет сформировать у студента собственный стиль письма, учит формулировать мысль, типологизировать объекты исследования. Хочется привести одно высказывание: «Многознание уму не научает». Смысл образования заключается не в том, чтобы как можно дольше помнить массу теорий, а в том, чтобы сформировать особый способ мышления.

Вот он, гранит науки, кто ещё не видел. Уже изрядно погрызен. Приступайте и вы!

ВОТ ОН, ГРАНИТ НАУКИ, КТО ЕЩЁ НЕ ВИДЕЛ. УЖЕ ИЗРЯДНО ПОГРЫЗЕН. ПРИСТУПАЙТЕ И ВЫ!

При написании курсовой работы студент должен понять объект исследования, его место и значение среди других объектов, актуальность своего исследования и так далее.

Еще одно важное замечание — то, что начинать трудиться над курсовой работой нужно как можно раньше. Начать можно с изучения специальной литературы, сформулировать гипотезу своего исследования. В противном случае за короткий срок невозможно будет провести качественное исследование и, в результате, не будет удовлетворения от проделанной работы, что очень и очень важно.

Сессия

Как уже говорилось выше, если добросовестно заниматься в течение семестра, хотя бы иметь неплохой конспект и, желательно, интерес к предмету, сессия не будет непреодолимым испытанием.

Наш экономический факультет один из первых начинает проводить письменные экзамены и применять соответствующую (болонскую) систему оценивания. В этом контексте интересен наш последний экзамен. Он разработан совместными усилиями кандидата технических наук, доцента Александра Александровича Бабаева и кандидата экономических наук, доцента Ивана Алексеевича Благих. Этот экзамен включает в себя две составляющие: тестовую и написание эссе. Именно прохождение первого этапа экзамена (теста) имеет новую, не использовавшуюся ранее на экономическом факультете форму — компьютерную. Компьютерная форма проведения экзамена направлена на максимально объективную оценку знания студентов, так как даже итоговая оценка выявляется компьютерной программой, которая, помимо правильности ответов, в качестве критерия оценивания использует время, затраченное на ответ.

Наши выпускники

Как уже отмечалось, появление специальности «прикладная информатика» было необходимым следствием развития современных экономических отношений. В связи с этим наши выпускники очень востребованы на рынке труда, они уже имеют ценный опыт работы по специальности, что, в свою очередь, формирует их исследовательский интерес при написании дипломных работ. То, что наша система образования способна реагировать на требования экономической системы и рынка труда, можно отметить как большое достижение. Большинство наших выпускников стремятся продолжить образование в аспирантуре, этот факт очень радует, поскольку, несмотря на востребованность экономикой страны, ребята хотят работать в академической среде. И конечно, они очень благодарны Университету и своим преподавателям, поскольку получили уникальное знание, позволяющее им легко интегрироваться в общество и успешно там работать.

Почему мы выбрали Университет

Ребята, которые после окончания школы выбирают в качестве места дальнейшей учебы СПбГУ, не всегда полностью осознают значение этого выбора. Скорее всего, они подсознательно ощущают, что Университет — это самый «главный» среди других вузов, что там сосредоточено самое «ценное» знание. С каждым годом глубже осознаешь значение сделанного выбора. Часто студентов Университета называют «универсантами»: это значит, что мы получаем не узкоспециализированные знания в конкретной области, но учимся понимать огромный контекст, в который наше знание (будь то знание о том, что такое экономика, политика, психология и так далее) вписано. Таким образом, эта гуманистическая направленность, которая является отличительной чертой университетского образования во всех странах и во все времена и имеет в своей основе знание о человеке и общественном целом, делает Университет главным центром, где сосредоточено общечеловеческое культурное достояние.  

Ирина Орлова,
студентка 2 курса
экономического факультета

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков