Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 11 (3759), 31 августа 2007 года

Жизнь бьет ключом

Во дворике филфака, за круглой клумбой с гортензиями, есть такса. Бронзовая фигурка, на спине которой могут разместиться, если потеснятся, три-четыре первокурсника. Хвост таксы указывает на дверь, сокрытую в сентябре кроной белой акации. Эту крепкую, кирпичного цвета дверь в Университетский клуб в разные годы открывали многие достойные и талантливые люди — Сергей Юрский, Иван Краско, Андрей Толубеев — всех не перечесть. Отворяли и уходили сначала на репетиции, потом — в большое искусство. Может, и вам туда?

Август. Двор филологического факультета готовится к встрече с новыми универсантами. Будто замерло все ... до нового студенческого года.

АВГУСТ. ДВОР ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ГОТОВИТСЯ К ВСТРЕЧЕ С НОВЫМИ УНИВЕРСАНТАМИ. БУДТО ЗАМЕРЛО ВСЕ ... ДО НОВОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ГОДА.

Если вы чувствуете врожденную тягу к лицедейству или душа поет постоянно, не тревожьте преподавателей и однокурсников во время лекций — идите в Университетский клуб. Место хорошее, здоровое, веселое. Коллективы сильные, как на подбор, известные далеко за пределами Петербурга. Старейшему — хору студентов — уже более 250 лет, потому что в Университете пели всегда, со времен его основания. Профессора пели со студентами, студенты — со слушательницами Бестужевских курсов. В середине пятидесятых годов прошлого века преподавателей из хора «попросили» — чтобы восстановить свежесть звучания, — и хор стал чисто студенческим. Кроме регулярных выступлений в Актовом зале, он частый гость на лучших концертных площадках Петербурга. Выступает с гастролями в других городах и странах. Встречает официальные правительственные делегации.

Традиционно хор делится на четыре основных голоса. Два женских, два мужских. Высокие женские голоса называются сопрано, низкие женские — альты. Тенора — это высокие мужские голоса, и басы — соответственно, низкие. Они — основа хора. Чтобы запеть на четыре голоса, нужно много трудиться. Нужно научиться слушать друг друга. И процесс этот достаточно трудоемкий. Отдельно выучивается партия сопрано, отдельно альтов. Параллельно работают тенора и басы. И только потом хор сливается в четырехголосии. Художественный руководитель хора Эдуард Кротман берет всех желающих, потому что считает, что голос есть у всех, и главное не голос, а слух. На прослушивание приходят десятки людей: все могут петь, но не все остаются. Хор — живое существо, оно дышит. Кого-то принимает, кого-то нет. В иные годы очень много желающих, а иногда — мало. Главное, что всегда существует ядро, способное удерживать крупные произведения репертуара и помогать новичкам. В прошлом году сложилась новая программа — с песнями из репертуара Фрэнка Синатры, Мишеля Леграна, Френсиса Лея, Владимира Косма. Но есть и классика — Верди, Моцарт. Она необходима в классическом университете.

В конце сентября — в октябре, в привычные дни, по понедельникам и четвергам, возобновляются репетиции Молодежного камерного оркестра университета. Здесь тоже нет основного набора. Народ идет постоянно. А поскольку у студентов достаточно много экзаменов, и вступительных и сессионных, самым главным для руководителя коллектива Андрея Алексеева является желание человека играть в оркестре. Нет никаких специальных испытаний — ему сразу предлагают занять место в строю и смотрят, как он справляется, чтобы найти ему постоянное место в оркестре. Были случаи, когда люди после двух-трех репетиций говорили: «Нет, нам это не подходит. Это очень сложно». И уходили. Но, поскольку оркестр камерный, небольшой, человек 20–30, и поскольку все связано с постоянным взаимозамещением — общий баланс не нарушается. Уходит человек опытный, знающий репертуар, традицию, приходит неопытный, но желающий узнать что-то новое. Ему помогают найти свое место, подсказывают, и он, даже если и начинает с нуля, не чувствует себя ущербным.

«Линия Маннергейма» взята! после завершающего экзамена.

«ЛИНИЯ МАННЕРГЕЙМА» ВЗЯТА! ПОСЛЕ ЗАВЕРШАЮЩЕГО ЭКЗАМЕНА.

Репертуарная политика оркестра многополярна и многожанрова. Молодежный камерный оркестр исполняет музыку барокко и музыку венских классиков. Он занял в Петербурге нишу ведущего интерпретатора наследия Астора Пьяцоллы и его аргентинских танго. Оркестр выпускал экспериментальные программы с рок-группами. Хоровые премьеры. Джазовые программы. В Москву ездит совершенно по-студенчески — на автобусе. Его кредо — удивлять искренностью исполнения. И своей непредсказуемостью. Поэтому в репертуаре всегда было много первоапрельских миксов, когда публика не знает, как именно изменится музыкальная тема в следующую минуту. Первоапрельские шоу-программы — один из наиболее интересных аспектов репертуара. Студенты по природе артистичны, они способны донести эмоцию в звуке, в саунде. Они остроумны, они видят острее, чем взрослые дяди и профессиональные шутники. И оркестранты действительно меняются с годами, но не оттого, что они попали в оркестр. А оттого что попали под воздействие музыки. Приходя в оркестр, они понимают, что создаваемое ими искусство — это не гербарий, а храм. И вносят свою лепту в его строительство.

Как, впрочем, и участники других творческих коллективов. Их много в Университете. Театр-студия под управлением Маргариты Дульченко, Оркестр русских народных инструментов под руководством Алексея Долгова, класс сольного пения, вокальная студия, театральное содружество «Филолалия», танцевальный коллектив «Овация», театр-студия «Маски», класс ирландских танцев «Данс вей», ансамбль старинной музыки. Кстати, пару лет назад последнего не было в природе. Но пришли люди, изъявили желание заниматься на старинных инструментах, и ансамбль появился. А это означает, что сегодня у Университета есть возможность поддержать любую студенческую инициативу. Это может быть джаз-оркестр, рок-группа, студия бальных танцев. Все, что угодно. Главное, чтобы появилось желание.  

Виктор Ким

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков