Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 10 (3758), 28 июня 2007 года

Физика и музыка
Как найти гармонию сфер?

В век узкой специализации о титанах Возрождения постепенно забывают. Да и споры физиков с лириками давно в прошлом. Хотя до сих пор студенты на физфаке поют: «Только в физике соль, остальное всё ноль…» Иногда всплывает в дискуссиях противопоставление факультетов естественных и гуманитарных, хотя и те, и другие занимаются наукой, то есть «вспахивают» одно и то же поле… А если полярность еще сильнее: наука — и искусство? Физика — и музыка? Лазеры — и фортепиано? Возможно ли их совместить в жизни одного человека?

— В последние годы моя научная активность, к сожалению, снизилась из-за вполне объективных причин — наука в России вот уже лет пятнадцать почти не нужна. Больше занимаюсь педагогикой, и здесь, в обучении студентов, моя вторая специальность мне очень помогает, — рассказывает доктор физико-математических наук профессор Николай Михайлович КОЖЕВНИКОВ. — Согласитесь, педагогика — ведь это не столько наука, сколько искусство, поскольку процесс иррациональный. Обучение — это не просто сообщение какой-то информации, сообщить ее может и компьютер. Задача преподавателя — перевести студента на другой, более высокий уровень понимания, более высокий уровень умений, знаний. Сейчас идут споры о том, что такое процесс образования. Мой ответ: педагогика — это субъективная передача информации, это искусство, поскольку касается взаимоотношения людей. В процессе обучения главное — не ЧТО передается, сообщается, а КАК это происходит. А это уже похоже на концертное исполнение…

Николай Михайлович Кожевников на Международной конференции “Современный физический практикум” (Волгоград, 2006 г.)

Николай Михайлович Кожевников на Международной конференции “Современный физический практикум” (Волгоград, 2006 г.)

Сравнение лекции по физике, химии или математике с концертом классической музыки привлекает. Останавливает внимание, заставляет задуматься. Тем более сравнение в устах дважды профессионала: Николай Кожевников параллельно учился и окончил факультет радиоэлектроники Политехнического института — и Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано. А если добавлю, что профессор Н.М.Кожевников — не только заместитель заведующего кафедрой экспериментальной физики Политехнического университета, но и ученый секретарь Научно-методического совета по физике Министерства образования и науки РФ, станет еще интереснее. Ведь этот совет (его возглавляет академик Ж.И.Алфёров) определяет уровень преподавания физики в России.

Профессор Н.М.Кожевников всю жизнь занимался оптикой, лазерами, преподает физику и концепции современного естествознания и одновременно не прекращает изучать и исполнять в концертах сложные фортепианные произведения Шуберта, Глинки, Шопена. И поэтому мы беседуем с ним о том, насколько может современный человек — не Леонардо да Винчи, не Ломоносов — соединить в одной жизни физику и музыку? Что дает такой «биполярный» взгляд? Помогает или мешает сегодня, в эпоху очень узкой специализации?

Лазеры или фортепиано?

— Что в вашей жизни появилось раньше — музыка или физика?

— Видимо, музыка. Мама хорошо пела на любительском уровне, у нее было красивое меццо-сопрано. Она очень хотела, чтобы ее сын когда-нибудь мог аккомпанировать ей. Поэтому когда мне было лет восемь, в нашей коммунальной квартире появилось пианино, и я пошел учиться в музыкальную школу. Не могу сказать, что показывал виртуозные способности, но могу признаться, что я никогда не занимался из-под палки. Видимо, душа всегда воспринимала музыку как нечто родное. И до сих пор каждый день сажусь за клавиши…

Говорят, талант — дар Божий. Это верно, но кроме того, талант — это крест Божий. Говорят, если художник не написал за день двух-трех акварелей, он чувствует себя не в своей тарелке — значит, день прошел зря!.. Так и я: устанешь к вечеру, настроения нет, но если не поиграю — нет спокойствия на душе. Кто-то книжки любит читать, а я читаю нотный текст, разбираю новые произведения. Читаю пальцами и ушами. Год могу играть сонаты Шуберта, а в следующий — берусь за Шумана. Люблю Глинку, знаю все его фортепианные произведения — и не для концертов, многое — только для себя.

Мой отец Михаил Петрович Кожевников — профессор гидротехнического факультета Ленинградского политехнического института. Младший брат пошел по его стопам, стал инженером-гидротехником, строит портовые сооружения. А я еще в школе «заболел» лазерами. В начале 1960-х был лазерный бум, я тогда в седьмом классе учился. О лазерах писали во всех газетах, я все про них прочитал. Многие в те годы бредили радиолюбительством, мастерили детекторные приемники, а для меня, кроме лазеров, тогда ничего не существовало. И поэтому в 1965 году поступил на факультет радиоэлектроники ЛПИ — лазеры изучали там.

Может, и хорошо, что «наркомания» радиолюбительства меня миновала, область оптики требовала свежих людей, свежих взглядов. Здесь не было еще традиции, требовались серьезная математика, квантовая механика.

— Вам приходилось мучительно выбирать для себя, чем заниматься: лазерами или фортепиано?

— Нет, никогда. Профессия, работа — это одно, а музыка — для души. В России, кстати, многие музыканты — дилетанты, в этом прелесть и сила русского искусства. Это не Запад — где, скажем, известны целые композиторские династии. В России же готовились к чему-то одному, а потом рвали с прежней профессией и уходили в музыку. Кстати, обратного перехода — от искусства в науку — не припомню.

Когда я окончил музыкальную школу, то получил рекомендацию в Консерваторию, минуя музыкальное училище. Это редчайший случай: сразу «прыгнул» из школы в Консерваторию. Хотя я не виртуоз. Не могу сыграть, к примеру, второй или восемнадцатый этюд Шопена — нет данных. Со мной в Консерватории на одном курсе учился известный пианист Григорий Соколов, лауреат конкурса имени П.И.Чайковского, и я знаю, что такое виртуозное исполнение…

Николай Михайлович показывает мне, как следует играть второй этюд Шопена: четвертым и пятым пальцем (то есть безымянным и мизинцем) подниматься и опускаться по хроматической гамме, очень-очень быстро, а в то же самое время первый и второй пальцы свои аккорды играют…

— Мой учитель в Консерватории профессор Нильсен делал это легко, играючи, виртуозно. А я могу исполнить только в медленном темпе… Но какой-то уровень, видимо, у меня был. В исполнительском мастерстве важна не формальная игра, а способность выразить себя. Помню, во время нашей первой встречи, когда я исполнил прелюдию Д.Б.Кабалевского, Владимир Владимирович Нильсен сказал: «Ты играешь эту музыку лучше, чем она написана».

Истина и красота

— Как вы попали к Нильсену?

— Поздней осенью 1967 года Елизавета Борисовна Плисецкая, моя учительница в Музыкальной школе им. Н.А.Римского-Корсакова, привезла меня к своему консерваторскому учителю. Так произошла моя первая встреча с Владимиром Владимировичем Нильсеном, профессором Ленинградской консерватории, выдающимся пианистом и педагогом. Это была традиция: ученики Нильсена привозят показать ему своих питомцев. Я сыграл тогда сонату Гайдна, еще что-то. Помню, как Владимир Владимирович сказал Елизавете Борисовне обо мне: «Берегите его, у него есть потенциал…» А я вдруг возьми и попроси: «Владимир Владимирович, можно взять у вас несколько уроков?» На мое удивление, он согласился — и я стал заниматься у Нильсена.

Тогда я уже был студентом Политеха. Приезжал к нему в Пушкин раз в месяц, он давал задания, я выполнял, разбирал музыкальные произведения, показывал ему. Занимался он со мной бесплатно. Интерес В.В.Нильсена ко мне был, по-видимому, связан с тем, что я совмещал науку и искусство, именно это привлекало его внимание.

Профессор Н.М.Кожевников проводит эксперимент во время лекции по физике.

Профессор Н.М.Кожевников проводит эксперимент во время лекции по физике.

— Он не убеждал вас бросить науку и заниматься исключительно музыкой?

— Ни в коем случае. Владимир Владимирович уважал мой выбор и понимал его. Опора на «истину», а не на «красоту» привносила в творчество Нильсена элементы научного подхода. Неудивительно поэтому то глубокое уважение к точным и естественным наукам, которое постоянно чувствовалось у него. Я хорошо помню, как однажды во время урока, объясняя ученику какое-то трудное место, Владимир Владимирович вдруг сказал: «Ну пойми же, это все равно что сократить подобные члены в алгебраическом выражении…». И увидев изумленный взгляд ученика, видимо, забывшего азы школьной алгебры, Нильсен продолжал: «Музыканту, как и любому культурному человеку, очень полезно знать основы математики и физики… Кстати, Моцарт в детстве с удовольствием и весьма успешно занимался этими предметами».

А с каким неподдельным интересом листал он мою книгу по физике, которую я подарил ему уже спустя много лет после окончания Консерватории, как искренне пытался найти в ней ответы на многие вопросы, касающиеся физической природы звуковых ощущений, и какие удивительно глубокие суждения об этом я услышал от него!.. Он был не только вдохновенным пианистом, но и аналитиком, и я бы подчеркнул редкое сочетание рациональности и вдохновения в его творчестве.

Нильсен считал, что пианист должен не просто чувствовать, а знать, что он делает. Подвергая железной логикой аналитического разбора каждую музыкальную фразу, Владимир Владимирович никогда не говорил: «Я так чувствую». Местоимение «я» вообще редко употреблялось им в рассуждениях о музыке. Вместо этого мы постоянно слышали логические словосочетания, такие как «потому что», «это следует из…» и тому подобные. Каждый тезис он выводил из вполне определенной посылки, что, как известно, и составляет основу рационального мышления, лежащего в фундаменте науки. И хотя Владимир Владимирович часто показывал, как надо исполнять тот или иной фрагмент сочинения, его метод обучения заключался не столько в демонстрации, сколько в строгом обосновании трактовки и средства ее реализации.

Естественность и смысл исполнения, говорил Нильсен, появляются только тогда, когда осознаешь логику музыкального произведения, то есть однозначность его гармонической, мелодической, ритмической структуры. Он откровенно смеялся над теми педагогами, кто считает искусство трансцендентным и превращает занятия с учениками в этюды пантомимы, не умея четко и ясно сформулировать поставленную задачу. Владимир Владимирович не терпел случайности, нелогичности даже у гениев. Помню, на одном из уроков он в сердцах сказал, что Моцарт никогда бы не позволил себе такой «небрежности», как сходящиеся гаммы в правой и левой руке при переходе к репризе первой части Сонаты Op.53 («Аврора») Бетховена…

Поверить алгеброй гармонию — об этом говорили и Шопен, и Моцарт. В воспоминаниях Шаляпина есть такой момент: он пишет о том, как на сцене лепишь образ — и одновременно стоишь рядом и смотришь, что ты делаешь. Для того чтобы корректировать свои действия.

«Установка на шедевр»

— Долго продолжались ваши индивидуальные занятия у Нильсена?

— Так прошел год наших занятий. Надо было определяться. Я хотел продолжать заниматься индивидуально, а он поставил условие: поступать в Консерваторию в его класс. И мы стали готовиться к поступлению. А вступительный экзамен только по специальности состоит из нескольких испытаний (игра на фортепиано, чтение с листа, выучивание нового произведения за час и тому подобное), да еще сольфеджио, гармония. А ведь такого предмета «Гармония» у нас в музыкальной школе не было, но я самостоятельно освоил его с нуля и сдал на «пятерку»! И специальность, основной экзамен, сдал на «отлично». И собеседование хорошо прошел — а многие «срезались»…

Профессор Кожевников играет Шуберта.

Профессор Кожевников играет Шуберта.

Вступительные экзамены в Консерваторию я сдавал летом 1968 года, окончив два курса Политехнического института и перейдя на третий курс. Случай был уникальный, беспрецедентный: чтобы «технарь» поступал в Консерваторию получать второе высшее образование. Никто не верил — наверное, думали: все равно «завалит», пусть попробует. А я сдал экзамены прекрасно и поступил! Что ж, разрешили учиться.

Вот когда кошмары начались. Каждая сессия — 10 экзаменов: сегодня квантовая механика, через три дня — камерный ансамбль, потом высшая математика, затем гармония, еще через пару дней эстетика, потом научный атеизм… И так длилось в течение трех лет. А у меня уже семья была, сын родился. Но выдержал, ни разу сессию не переносил — ни в институте, ни в Консерватории.

— Два высших образования параллельно — очень понятны ваши трудности и кошмары. Но были и плюсы?

— Когда человек выходит на высокий уровень искусства, важна тщательная проработка деталей. Многочасовые ежедневные занятия музыкой, скрупулезность разбора музыкальных произведений помогали мне и в науке. Много раз видел ученых: высказывает человек интересную идею, но она недоработана, недоделана, не тщательно выполнена — и не получается цельности. Попытка дойти до глубин — это технология творчества и в науке, и в искусстве.

Знаете, у клавесинистов эпохи барокко был термин «установка на шедевр». Он означал стремление довести исполнение музыкального произведения, каждой фразы до совершенства. Мой учитель прививал мне такое же отношение — сделать любую, даже самую маленькую вещь красиво.

Помню открытые уроки в 10-м классе Консерватории, которые с полным основанием можно было назвать мастер-классами и на которых Владимир Владимирович Нильсен раскрывал перед нами глубочайший смысл музыкальных творений и щедро делился своими открытиями в области пианизма. Трудно представить себе более доброжелательную и творческую атмосферу, которая царила на этих уроках, часто собиравших довольно внушительную аудиторию. Обычно Нильсен проводил занятие с кем-то из своих учеников, иногда по полчаса разбирая первые такты пьесы. И постоянно анализировал и показывал, что хотел сказать композитор, и что здесь не так в исполнении ученика. Такая аналитическая работа и скрупулезность в работе и в исполнении необходимы и в искусстве, и в науке.

И это, конечно, не противоречие, а, скорее, цельность личности Владимира Владимировича, в котором гармонично сочеталось и рациональное, и интуитивно-эмоциональное начало. В связи с этим уместно отметить, что именно сейчас, в начале XXI века, человечество подошло к пониманию необходимости сближения, а в будущем и синтетического слияния науки, искусства и других компонентов духовной культуры. Гениальные представители человечества уже давно использовали этот синтез в своем творчестве, опережая свое время. Недаром выдающийся физик XX века Поль Дирак писал, что основные физические законы описываются математическими теориями, истинность которых обосновывается, в том числе, и их красотой. Мне кажется, что в своем творчестве В.В.Нильсен использовал аналогичные идеи синтеза, только двигаясь со стороны искусства… И я счастлив, что получил возможность видеть мир с двух сторон. Всем желал бы того же: смотреть и со стороны чувства, и со стороны разума.

Стройка и лес

— В истории музыки и науки много общих имен…

— Конечно — например, Александр Порфирьевич Бородин. Его учитель, химик Зинин не раз говорил ему: «Да брось ты эту музыку, не отвлекайся на пустяки!..» А Римский-Корсаков, наоборот, убеждал его бросить химию: «Ведь у тебя такой талантище!..»

Иногда кажется: если у человека два таланта, так он в два раза счастливее нас. Но это не так. Как-то я залез в дневники, письма А.П.Бородина и понял, насколько он иногда был несчастлив. Как он метался, как тяжело переживал…

Он и в химии оставил след, и композитором был великолепным. Настоящий дилетант в музыке, но талант огромный. Его друзья-композиторы доделывали за него и оперу «Князь Игорь», и «Богатырскую симфонию», хорошо их «причесали». Но я имел счастливую возможность послушать «непричесанного» Бородина — впечатление ярчайшее! Гораздо сильнее, чем прилизанный вариант, сделанный так, как следует по всем канонам.

— Бородин, кстати, гораздо более известен как композитор, чем как химик. Почему?

— Видимо, пиар в науке гораздо хуже развит, чем в искусстве. На афише спектакля написано: автор А.П.Бородин, а на его открытиях в химии афиш нет… Я студентов иногда спрашиваю: кто такой Джордж Бардин? Мало кто знает. А он дважды лауреат Нобелевской премии — за изобретение транзистора и сверхпроводимости.

И еще важный момент: у нас наука оторвана от жизни. Даже физика, хотя с физическими явлениями мы встречаемся на каждом шагу. Кипятим чайник, стираем белье, открываем холодильник, включаем телевизор, малыш играет в машинки, стреляет из рогатки, бьет по воротам в футболе, мама ставит градусник, моет посуду… Считается, что музыке нужно обучать с детства. Математике нужно обучать тоже с детства, причем на бытовых примерах.

— Как, например, в «Занимательной физике» или «Занимательной арифметике» Перельмана? Сколько детей заинтересовались тогда наукой благодаря этим книгам… Говоря о музыке, вы не упоминаете имен современных авторов. Вы их не играете, не читаете?

— Увы, испорчен музыкой XIX века. Я хочу играть здоровую музыку, а в ХХ веке начались всякого рода копания в патологии. А здоровый человек был в позапрошлом веке. Да, я знаю Шостаковича или Прокофьева, но мельком — выучил, сыграл и забыл. Шостакович — это гигантская стройка: машины гудят, чадят, краны работают, всё в цементе, всё бурлит. А Шуберт — это я иду лесной полянкой, птицы поют, стрекозы летают, кузнечик стрекочет… Кому что нравится. А современные ритмы, шоу — это вообще несерьезно, это уже и не музыка вовсе, а просто наркотик. Можно принять алкоголя, можно уколоться — а можно на рок-концерт сходить. Эффект примерно один и тот же.

Помню, один из учеников сказал Нильсену: почему вы современную музыку не любите? И сыграл виртуозную пьесу в стиле рок, хорошо сыграл. А Владимир Владимирович объяснил, что ему скучно это слушать. Здесь музыка стоит на месте. Технические вариации есть, а мысль не развивается… Большинство произведений, которые мы слышим по радио, по телевидению — с точки зрения музыкального искусства — примитив, азы арифметики. А музыка настоящая — это теоремы из высшей алгебры… Прочитайте или прослушайте любой фрагмент из произведений Шопена — такая бездна открывается! И гармония, и мелодия, и ритм — целая Вселенная…

Эти «патологические» изменения в музыке, в искусстве отражают общие тенденции развития цивилизации. Сейчас выплывают многие проблемы, связанные с тем, что успехи науки и техники явно идут не на пользу человеку как организму и человечеству в целом. У нас как-то был спор о том, какое научное открытие или изобретение было самым пагубным для человечества? Сначала говорили об атомной бомбе или биологическом оружии, а постепенно пришли к выводу: самым вредным было создание Эдисоном лампы накаливания. И знаете, почему? Это изобретение резко сдвинуло биологический цикл человека. До этого человек вставал с рассветом и ложился спать с закатом Солнца. А теперь всё съехало, весь мир изменил образ жизни! Прошло не так уж много времени — чуть больше ста лет — и мы еще не ощутили всех последствий этого катаклизма.

Значит, Боженька поцеловал в макушку…

— И все же, искусство и наука — полярные миры?

— Крайности порой сходятся. Есть у них одна любопытная общая черта. Люди искусства идеализируют мир науки. Они считают, что в науке всё просто: ты сделал какое-то открытие, и его никто не может оспорить. А в искусстве всё настолько субъективно… А люди науки, наоборот, идеализируют мир искусства. И считают, что там всё очевидно: ты играешь хорошо, а другой не очень, и это все слышат. Каждый идеализирует тот мир, который не знает.

— А вы-то знаете оба мира изнутри — каково вам?

— Как в анекдоте об оптимисте и пессимисте. Знаете? Пессимист — это информированный оптимист. А оптимист — это инструктированный пессимист…

— Знаю другой вариант. Оптимисты уверены, что мы живем в лучшем из миров. А пессимисты боятся, что так оно и есть на самом деле…

— Можно и так. Везде есть борьба, попытка вылезти за счет других — и в науке, и в искусстве. Но везде есть место для вдохновения, для творчества. Это и привлекает. Например, мои студенты готовят доклады для научной конференции, и мне этот процесс нравится: они приносят сырой материал, а потом мы его доводим, ищем пути, как лучше его преподать, донести до слушателя. Перебираем: всё то же самое вроде бы, но пока не трогает, не зажигает… Это становится вопросом эмоционального восприятия информации — сделать так, чтобы слушатели от вашего доклада могли встрепенуться, чтобы информация их зацепила. Вот тогда это настоящее искусство!.. Да, наука — это объективная информация, но обучение или выступление на конференции — это уже искусство. И на занятиях со студентами я ищу, как рассказать каждому конкретно. Для всех ответы на один и тот же вопрос, например, по физике будут разные — потому что люди разные.

— В науке важно встретить хорошего учителя. И найти задачу, которая соответствует уровню твоих возможностей. Вам это удалось?

— Можно сказать, что да. В 1971 году я окончил Политехнический институт с отличием, а в 1973-м — Консерваторию с одной «четверкой». По диплому — «концертный исполнитель и преподаватель», мог преподавать в музыкальной школе или в музыкальном училище, мог выступать в концертах. А я поступил в аспирантуру на кафедру квантовой электроники к профессору В.Ю.Петрунькину, собирал установку с 8 утра до 12 ночи. В 1976 году защитил кандидатскую диссертацию.

Мне повезло — поймал задачу, которая вдохновляла, заставляла думать над ней круглосуточно. Сам дошел, сам применил, сам проверил экспериментально. Вам это название ничего не скажет: «Матричные методы расчета анизотропных оптических квантовых генераторов», а для меня это была вся жизнь! Творчество — хоть в науке, хоть в искусстве — похоже на любовь: задача не отпускает тебя ни на секунду! Нет времени даже на еду. Мучаешься над проблемой до свихивания, мозги, кажется, не выдержат, не знаешь, куда еще ткнуться, чтобы решить ее. И наконец — есть, нашел, эврика! Момент, когда сходятся эксперименты и расчет — это высшее блаженство.

Студенты, идущие науку, должны понимать: жизнь ученого — это в основном муки над неразрешимой задачей, и лишь изредка — удовлетворение от решения. И тогда — успех, серия статей в научных журналах, наслаждение. Вы хотите жить такой жизнью? Вот о чем я спрашиваю своих студентов…

Важно, чтобы задача была не слишком проста (тогда нет удовлетворения от ее решения) и не была слишком сложна (тогда вообще не решишь…). Задача должна быть адекватна твоим возможностям… И еще важно вовремя встретить учителя. Мне и тут повезло: профессор Всеволод Юрьевич Петрунькин — талант в науке.

— Но имя-то его не известно широкой публике…

— Радиофизика была тогда закрытой областью. Он стал лауреатом Госпремии (с закрытой темой), но о нем мало кто знал. Но поверьте мне, это наслаждение — видеть рядом с собой такой талант, почти гения. Всё остальное предсказуемо, а когда человек добивается чего-то не просто трудом, а своим талантом — это вдохновляет. Значит, Боженька поцеловал в макушку…

Учить самостоятельности

— Многие родители тянут своих детей в музыкальную школу или в художественную. Правильно ли это? Детки-то упираются, не хотят насильно стучать по клавишам или пиликать на скрипочке…

— Раньше, в XIX веке, когда не было еще звуковоспроизводящей аппаратуры, многие образованные люди играли музыку для себя или для друзей — только так можно было слушать и понимать музыку. А зачем сегодня учиться? Ведь концертная карьера далеко не для всех. Классными исполнителями и тогда, и сейчас становятся единицы — нужен талант, помноженный на титанический труд. Думаю, что сейчас нужно не столько учить детей виртуозной игре, сколько учить понимать и слушать музыку. Как только ребенок выходит на рутинные упражнения, как только начинает заниматься из-под палки или «за конфетку» — всё, надо бросать. Или переключаться на что-то иное. В детстве важно как можно больше попробовать разного — и музыку, и краски, и химические опыты, и гербарий собирать. Прикоснуться к разным сферам бытия.

— Ваши сыновья учились музыке. Им помогало то, что рядом — отец с консерваторским образованием?

— И помогало, и мешало. Мы с ними с самого начала договорились, что я их не буду учить музыке сам. У них был педагог в музыкальной школе, а я мог помочь при необходимости. И действительно помогал. Показывал, например, какую ноту из двух нужно выделить при исполнении, какие-то важные ритмические нюансы. Это с одной стороны.

А с другой, они видели, чувствовали постоянно, что не могут играть так, как я. Слышали, что я играю каждый день, видели, как я работаю над произведениями. И это, боюсь, тормозило их собственное развитие. Они шли по той дорожке, по которой я уже прошел.

Может быть, нечто подобное было и у меня, когда я слышал виртуозное исполнение Нильсена и понимал, что так, как он, я не смогу играть никогда. Или когда общался с Петрунькиным, который часто критиковал мои научные мысли, а я вновь и вновь рвался вверх. Это постоянное стремление, наверное, и спасло меня. Каждый человек уникален и может проявить себя. Задача — найти, в чем ты уникален, и реализовать свой потенциал.

А задача педагога — научить ученика самостоятельности. Об этом, кстати, говорила выдающаяся пианистка ХХ века Н.И.Голубовская, учительница В.В.Нильсена (о ней я много слышал от Владимира Владимировича): «Чему мы, собственно, учим? Самостоятельности. Работа над самостоятельным мышлением и применением знаний должна быть основным звеном обучения. Нужны не навыки, которые парализуют творческую бдительность, а распознавание и приспособление». Другими словами, процесс обучения — это не механическое накопление каких-то навыков и приемов, а воспитание музыкального мышления, способности самому преодолевать пианистические проблемы, преломлять через себя замысел композитора. А в науке — тоже воспитание мышления и способности самому преодолевать проблемы.

Покажу это на примере, далеком и от науки, и от искусства, и в то же время близком и той, и другой сфере духовной жизни. Так случилось, что я оказался свидетелем работы врача-психотерапевта с пациентом, находящимся в глубокой депрессии. Оба — и врач, и пациент — были моими друзьями, и я в пределах врачебной и человеческой этики получал информацию о процессе борьбы с болезнью. Так вот, эта напряженная работа в течение многих месяцев происходила весьма своеобразно. Пациент все время хотел получить конкретный рецепт поведения в той или иной жизненной ситуации, постоянно спрашивал: «Что мне сейчас делать?» Психотерапевт же ни разу не ответил на этот вопрос, все время подталкивая больного к самоанализу и размышлению над причиной его состояния, к самостоятельному поиску выхода из тупика. Результат оказался блестящим: больной излечился! Более того, он почти полностью обновился как человек, его психика стала устойчивой, реакции адекватными. Ему стало комфортно и радостно жить. И что интересно: психотерапевт всегда говорил мне, что больной всё сделал сам, а он, врач, только направлял его. Пациент же считал своего врача чуть ли не Богом, говоря, что всем обязан только ему…

— Коллеги-физики рассказывают, что вы однажды на каком-то научном семинаре заявили: «Моцарту я верю больше!..»

— Это был эпизод на студенческом семинаре. Студенты что-то рассказывали, а я их критиковал — и, видимо, слишком сильно. Несколько раз повторял: «Не то… Не верю…» Так, что одна студентка спросила: «А вообще есть кто-то, кому вы верите?» И я, не задумываясь, ответил: «Моцарту верю!» Я имел в виду, что есть правда в жизни, в науке, в искусстве, которую никто не опровергнет. Учитывая то, что этот диалог происходил в прошлом году, в год 250-летия со дня рождения Моцарта, разговор был тогда особенно актуален. Но если бы они меня спросили: «А почему Моцарту?» — я бы ответил: «Изучите, послушайте, узнайте — и тогда вопросов больше не будет».

Наука разбирает, как устроен мир — растения, земля, люди, изучает объективные законы природы, но без меня, без человека. Искусство показывает, как человек преломляет мир через себя, через свою душу. Когда я играю Бетховена, я понимаю, как он чувствует этот мир. Или когда читаю Достоевского, понимаю, как художник живет в мире… Мне интересно и то, и другое — и мир сам по себе, и человек в мире. Я анализирую — и я творю, радуюсь, горюю, это всё жизнь. Еще древние греки пытались создать единое восприятие и мира, и себя в мире.

А в искусстве нет объективных истин. «Война и мир» — это не учебник российской истории начала XIX века. Почему мне не нравятся «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына, «Остров Сахалин» Чехова, «История Пугачевского бунта» Пушкина? Потому что там всё описано документально. Но у того же Пушкина есть «Капитанская дочка» — это совсем иное. Тут он показывает не конкретную ситуацию, а образы, показывает средствами искусства. И тогда одна фраза может содержать бездну, например: «Он повернулся к ней и вспыхнул…» Искусство — это отражение мира в образах, а наука — отражение мира в понятиях. Человеку требуется и то, и это.

Жалею только, что наша жизнь слишком коротка и невозможно увидеть, услышать, узнать всего того, что создано человеческим гением, человеческой культурой. Но стремиться к этому надо, не тратя времени на пустые занятия.  

Вопросы задавал Евгений Голубев.
Фото из личного архива Н.М.Кожевникова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков