Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 10 (3758), 28 июня 2007 года
социум

Так какие же мы есть?

Самохронометраж дня студента:
необходимость и трудности

Хронометраж — один из методов, который используют специалисты аналитики труда, то есть работники нашей будущей профессии. Пользуясь этим, перед нами и поставили задачу удовлетворить любопытство преподавателя и нас самих, организовав в виде выполнения домашнего задания по курсу “Организация и нормирование труда” проведения хронометрирования своего дня студентами нашей группы. Анализ должен был проводиться в течение одной недели. Как показали отчеты, большинство сделали это задание в первую неделю мая. Трудно с уверенностью сказать, кем были выполнены отчеты, так как они сдавались преподавателю без указания фамилий, фиксировался лишь факт сдачи. По внешним признакам (времени на гигиенические процедуры) нам кажется, что из сданных работ 4 принадлежит девочкам и 4 мальчикам.

Е.Михайлова

Е.Михайлова

Сразу оговоримся, что первая попытка сбора полученных результатов оказалась неудачной. Студенты “на глазок” или еще хуже — наугад заполнили табличку, выделив основные, по их мнению, затраты времени. Понятно, что это нас не устраивало. Преподавателю пришлось настоять на переделывании работы. Заставлять всех переделывать работу для допуска к экзамену не имело смысла, так как формальное выполнение ничего не давало. Нам пришлось “по своим каналам”, то есть путем личной просьбы убеждать отдельных личностей описать во временном режиме свой день. Уговорить удалось лишь 8 человек (из 27), да и то самых ответственных, что ограничивает возможность использования полученных результатов.

Таким образом, нам не удалось создать портрет “среднего студента нашей группы”. Полученное нами можно назвать описанием так называемого “хорошиста”, то есть студента послушного, не проявляющего особой инициативы, живущего с родителями, по мере возможности ограниченного ими от необходимости зарабатывать на жизнь, но зато подчиняющегося семейным нормам. Нам не удалось выявить, как проходит день у студентов-спортсменов или тех, кто плохо посещает занятия.

Зато, как сказал преподаватель, наши результаты показывают, что в целом студенческая жизнь (не в период сессии) вполне привлекательна. Выводы показывают, что мы не просто обучающиеся машины, а люди, которые хотя и не успевают читать книжки, но высыпаются, ходят в кино, некоторые, особенно девочки, по часу или даже больше в день тратят на таинственные гигиенические процедуры. Нам не чужда любовь к болтовне по телефону, равно как и привязанность к телевизору.

Итак, собрав результаты самохронометража, то есть лично составленных отчетов о структуре прошедшего дня (в хронологическом порядке: встал в.., умылся… позавтракал…), мы выявили следующие основные направления деятельности студента: сон, гигиенические процедуры (утренние и вечерние), еда, учебные занятия, транспорт, выполнение домашних занятий, общение с друзьями, хобби, занятия спортом, просмотр ТВ. Все остальное было сгруппировано в статью “Прочее”.

Сон составляет самые большие затраты — 34, 5%. Его продолжительность тесно увязана с выходными. Менее 8 часов студенты спали 1-2 раза в неделю, зато
2-3 раза им удалось тратить на это приятное занятие свыше 10 часов. Возможно, такие затраты на сон объясняются тем, что студенты осуществляли хронометраж в ту неделю, когда в расписание вклинились праздничные дни. Между мальчиками и девочками особых различий в продолжительности сна выявить не удалось.

На гигиенические процедуры девочки в среднем тратили от 1 часа до 5 (по выходным дням), а мальчики — от 40 мин до 1 часа 20 минут. Чуть больше времени тратилось на еду. У девочек она занимала в день от часа до двух, примерно столько же и у мальчиков. Только один студент (студентка, живущая в общежитии) отмечал время на подготовку пищи, остальным либо готовили еду родители, либо (один студент) имело место посещение кафе.

Понятно, что вторая по значимости статья затрат времени — учеба. В среднем студенты фиксировали время пребывания на учебных занятиях в интервале от 4 до 8 часов. Общий итог мало показателен, так как из семи дней четыре были праздничные.

Неожиданно, хотя и объяснимо, третье место заняли расходы на передвижение. Учитывая, что собственных транспортных средств у российских студентов нет, а карточки оплачивают только некоммерческие средства перемещения, в среднем на проезд уходит от 5 до 9 часов в неделю. При этом отчеты показали, что во время выходных и праздничных дней студенты большей частью никуда не ездили.

Домашние задания выполнялись студентами преимущественно в выходные и праздничные дни, на что уходило от двух до четырех часов в день. Лишь одна студентка (судя по отчетам) делала их ежедневно, на что ею тратилось от 40 мин. до 1часа 30 минут в день.

Наши студенты активно общаются, причем ежедневно. Обнаружилось лишь три дня на всех, то есть 3 из 56 дней исследования, когда бы не было встреч, в крайнем случае имели место телефонные разговоры, что и понятно!

Примерно так же обстоят дела с хобби и спортом. В среднем на спорт уходит по 30 минут, причем показатели мальчиков и девочек не различаются. Трое из восьми спортом не занимаются. Для релаксации большинство предпочитают сон, который в дни, когда нет занятий, может доходить до 11-12 чаов.

Хобби занимает больше времени — в среднем 50 минут в день. Возможно, по ошибке нами сюда включены и такие способы времяпрепровождения, как выгул собак, уход за попугаем, посещение церкви и так далее. Наиболее популярными классическими видами являются изучение иностранных языков, чтение.

Все студенты выделили такую статью расхода времени, как просмотр ТВ. Из условно принятых 56 дней только 11 они провели без “родного” телевидения, променяв его на сон, общение с друзьями, учебу.

Статья “Прочее” включала неповторяющиеся затраты времени. У одних это были походы по магазинам, у других — работа, у третьих — уборка квартиры или посещение родственников.

В рамках проведенного исследования нами были получены следующие данные (доли в процентах от общего количества времени):

Итак, наше не совсем репрезентативное исследование, а точнее, совсем нерепрезентативное исследование опровергло ряд мифов:

1. Студенты Университета (по крайней мере второкурсники) являются характерными (а никакими не элитными) представителями молодежи. Больше всего они любят здоровый сон, не забывают пообщаться с друзьями и посмотреть ТВ

2. Активного стремления к работе у них не выявлено. Из наших опросов затраты время на работу выявлены у трех студентов, причем эта работа составляет не более четырех часов в неделю.

3. Все-таки виртуальное (живое) общение, даже по телефону, они предпочитают интернетному.

4. Наше исследование не подтвердило факта включения спорта в систему значимых ценностей современной молодежи.

Благодаря исследованию мы с интересом посмотрели на себя, надеемся, что оно поможет и другим сформировать правильное представление о студенте уже не первого, но еще и не старшего курса.  

В.Сибирев, М.Ребека, Е.Михайлова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков