Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 10 (3758), 28 июня 2007 года
наука

Фундаментальная наука:
как ее финансируют?

На заседании научной комиссии Ученого совета университета 6 мая выступила Ольга Васильевна МОСКАЛЁВА, исполняющая обязанности начальника Управления научных исследований СПбГУ. Она рассказала об организации научных исследований, проводимых в рамках тематического плана научно-исследовательских работ СПбГУ.

— Все согласны с тем, что надо развивать фундаментальную науку, что университет без науки — уже не университет. И ясно также, что из собственных заработанных средств Университет вряд ли сможет целиком финансировать фундаментальные исследования. Это забота государства. Как же государство сегодня финансирует фундаментальную науку в Университете?

Ольга Васильевна Москалева

Ольга Васильевна Москалева

— Давайте сначала разберемся с основными понятиями, чтобы избежать путаницы. ЮНЕСКО относит к чисто фундаментальным исследования, направленные на открытие новых законов природы и общества, отношений между явлениями и объектами реальной действительности. Эти законы и базисные структуры изучаются в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Основная функция фундаментальных исследований — познавательная, а непосредственная цель прикладных наук — применение знаний фундаментальных наук для решения технических и социально-практических задач. Таким образом, фундаментальная наука — это экспериментальные или теоретические исследования для получения новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды. В отличие от науки прикладной, которая направлена преимущественно на применение знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Как в естественных, так и в социально-гуманитарных науках есть исследования и фундаментальные, и прикладные. Однако в настоящее время уже довольно трудно прочертить границу между прикладными и фундаментальными исследованиями, особенно в междисциплинарных областях. Например, в биологии такие, казалось бы, классические области, как генетика, приобретают сейчас все в большей степени черты прикладного характера, а медицина, являющаяся в соответствии с Государственным рубрикатором научно-технической информации технической дисциплиной, все больше и больше приобретает черты фундаментальной науки, определяющей особенности функционирования человеческого организма в норме и при различных патологиях.

Основной по значимости источник развития фундаментальной науки в Университете на сегодняшний день — тематический план НИР. Это базовое финансирование фундаментальной науки в Университете, здесь средства из федерального бюджета выделяются Рособразованием ежемесячно или ежеквартально, это единственный более или менее стабильный источник финансирования.

— Тематический план научно-исследовательских работ — такая форма финансирования науки применяется сегодня. А как было раньше?

— Когда-то, до конца 1980-х, университетские НИИ были самостоятельными юридическими лицами, и государство финансировало штатное расписание работников науки и научного обслуживания. В конце 80-х — начале 90-х произошел переход на программный принцип финансирования научных исследований (ввели Единый заказ-наряд), институты вошли в состав Университета с правомочиями юридических лиц. С 1993 года объемы финансирования, выделяемые ранее на штатное расписание науки, распределились так: 35% — Единый заказ-наряд, 10% — гранты, 55% — научно-технические программы. С 2000 года и до сих пор действует Положение об организации работ в рамках тематических планов НИР, выполняемых по заданиям Министерства образования РФ и финансируемых из средств федерального бюджета.

Сейчас в Федеральном агентстве по образованию осуществляется Ведомственная аналитическая целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)». Эта программа включает в себя Мероприятие 1 — «Проведение фундаментальных исследований в рамках тематических планов» и Мероприятие 2 — «Проведение фундаментальных исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук. Научно-методическое обеспечение развития инфраструктуры вузовской науки», в рамках которых и проводятся фундаментальные исследования в вузах.

— Можно ли сравнить эти два вида финансирования фундаментальной науки «по деньгам»?

— В 2006 году Федеральное агентство по образованию РФ в рамках Мероприятия 1 названной Программы выделило на тематический план всего 785 млн рублей. Объем тематического плана научно-исследовательских работ Университета составил 66,3 млн рублей. А в 2007 году финансирование существенно увеличено — 95,8 млн руб. Финансирование фундаментальных исследований в рамках Мероприятия 2 Программы Рособразования было рассчитано на 2006-2007 годы с возможностью продления на 2008 год по результатам исследований. И как говорили на Совете этой Программы в апреле, все темы, выполняемые учеными нашего Университета, будут продлены на следующий год. В рамках Мероприятия 2 по всем вузам России финансируется 486 проектов. По охвату вузов и направлений (если брать в целом) Мероприятие 2 меньше, чем Мероприятие 1, но на каждую тему было выделено в 2006 году по 2 млн рублей в год. Темы фундаментальных исследований в рамках тематических планов финансируются в меньшем объеме (от 300 тыс. до 1,2 млн рублей, в среднем по Университету около 600-700 тыс. рублей в год на одну тему).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НИР СПБГУ
В 2007-2007 ГГ. (ВКЛЮЧАЯ ТЕМЫ ОЦО)

Год

Количество тем

Сумма (тыс. руб.)

2001

125

17 850,0

2002

150

22 507,9

2003

142

29 734,1

2004

153

39 213,2

2005

124

47 557,5

2006

145

67 790,0

2007

149

110 442,7

Замечу, что фундаментальные исследования попадают в список Мероприятий 1 или 2 на конкурсной основе. Но по проектам, включаемым в тематический план НИР, должен проводиться внутриуниверситетский конкурс, а для тем Мероприятия 2 проводится внешний конкурс — причем в качестве экспертов конкурса выступают ученые соответствующего профиля из Академии наук. Это сторонняя беспристрастная оценка, эксперты РАН не заинтересованы в результатах, поскольку финансирование вузовской науки идет отдельно от финансирования науки академической.

— А по тематике это какие исследования?

— Тематика была распределена так::

19% — общественные науки,

31% — естественные науки,

47% — технические науки,

3% — экспертиза работ.

С темами фундаментальных исследований Университета в рамках тематических планов НИР можно познакомиться на нашем сайте: www.csr.spbu.ru.

Финансирование Российской Академии наук идет отдельной строкой в бюджете. И поэтому в институтах РАН фундаментальные исследования проводятся в гораздо большем объеме, чем в Университете и других вузах. С их тематикой можно познакомиться на сайте РАН: www.ras.ru . Там можно найти утвержденную программу фундаментальных исследований РАН. Перечень фундаментальных исследований РАН во многом совпадает с тематическим планом НИР СПбГУ.

— Но есть и другие источники финансирования фундаментальной науки. Те же самые гранты…

— Основная грантовая поддержка фундаментальной науки в России идет из двух фондов: РФФИ и РГНФ. Причем РГНФ (Российский гуманитарный научный фонд) финансирует только гуманитарные науки, а РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) поддерживает все области научного знания — в том числе там есть отдел «Науки о человеке и обществе» (4,3% финансирования в 2007 г.). Общий объем финансирования РГНФ составляет примерно десятую долю финансирования РФФИ.

Кроме РФФИ и РГНФ, есть еще два источника финансирования фундаментальных исследований — гранты президента Российской Федерации по государственной поддержке ведущих научных школ РФ и гранты президента РФ для молодых российских ученых, кандидатов наук (до 35 лет) и докторов наук (до 40 лет). По исходным условиям первого из этих конкурсов, гранты идут не обязательно на фундаментальные исследования, хотя все научные школы СПбГУ базируются в основном на фундаментальной науке.

Среди ведущих научных школ в 2007 году 20 президентских грантов получают ученые из нашего Университета: математики (6), физики (4), астрономы (2), химики (2), биологи (2), историки (2), филологи (1), правоведы (1). То есть на уровне России в качестве ведущих признано 20 научных школ Санкт-Петербургского государственного университета. А в конкурсе молодых ученых в 2007 году гранты выиграли 15 наших кандидатов наук (9 — естественные науки, 5 — гуманитарные и 1 — технические и инженерные науки) и 2 доктора наук из СПбГУ.

Если сравнивать по деньгам, то гранты РГНФ — порядка 150-200 тысяч рублей в год, гранты РФФИ побольше — по 300 тысяч. Гранты президента РФ на научные школы — по 500 тыс. рублей в год на коллектив (бывает и до 20 человек), причем не меньше 50% гранта должны идти молодым ученым (до 35 лет). А «детские» гранты (для молодых ученых) — индивидуальные, по 150 тыс. рублей в год кандидатам наук, по 250 — докторам. В том числе предусмотрена (включена в грант) небольшая зарплата научному руководителю молодого ученого — 24 тыс. рублей в первый год.

Конечно, большая часть государственного финансирования фундаментальных исследований идет через систему институтов Академии наук. А на финансирование через РФФИ, например, идет всего-навсего 6% от средств, выделяемых на гражданскую науку в бюджете РФ. В 2006 году это составило 4 млрд 283 млн 242 тыс. рублей, а в 2007 году — 5 млрд 340 млн руб.

На сегодняшний день соотношение финансирования по областям знаний в тематическом плане НИР Университета примерно такое же, как соотношение, характерное для грантов РФФИ, РГНФ и Академии наук в целом: средств на исследования в области гуманитарных наук выделяется в 10 раз меньше, чем на исследования в области естественных наук. Понятно, что историкам, филологам или социологам не нужно тратить денег на уникальное (и потому очень дорогое) оборудование для экспериментальных работ и приборы, которые насущно необходимы физикам, биологам или химикам… Однако этот фактор при рассмотрении тематического плана учитывать практически невозможно, поскольку средства темплана выделяются исключительно на заработную плату, и говорить можно лишь о затратах человеческих ресурсов на поддержание работоспособности сложного научного оборудования, необходимого для проведения исследований в области естественных наук, а материально-техническая база научных исследований поддерживается в основном за счет внебюджетных средств. Наша задача — путем рационального использования средств тематического плана стимулировать развитие фундаментальных исследований на всех факультетах СПбГУ, во всех областях знаний, необходимых для подготовки высококвалифицированных кадров, востребованных обществом.

Если сравнивать нашу грантовую поддержку с западной практикой, то видны существенные различия. Профессор на Западе на деньги от грантов нанимает людей для проведения каких-то конкретных исследований. На свою зарплату он деньги из грантов не тратит — ему хватает той зарплаты, которую он получает на своем рабочем месте в университете. А если у нас уборщица в метро получает больше, чем доцент Университета, то о чем тут говорить?..

На государственном уровне скоро должны запустить целевую программу «Научные кадры», для того чтобы поддерживать молодых ученых и удерживать их в России. Напрямую эта программа не носит исследовательский характер, но ее реализация позволит молодым ученым заниматься наукой, в том числе и фундаментальной.

— И все же, что можно сегодня сделать в Университете для того, чтобы фундаментальная наука развивалась?

— Мне кажется, одним из путей, основываясь на практике многих российских и зарубежных университетов, могло бы стать создание в Университете некоего Фонда поддержки науки. Всем известно, что у нас есть Централизованный фонд, куда факультеты отчисляют деньги, полученные от платных форм обучения и внебюджетных поступлений на научные исследования. И эти деньги идут на различные экстренные нужды, возникающие в Университете, или общеуниверситетские системные проекты. Нечто подобное хорошо было бы сделать и для развития науки. Средства Фонда могли бы стать неким буфером при недостатке внешних средств для развития перспективных или поисковых исследований, могли бы обеспечить поддержку ученых разных факультетов, в том числе молодых исследователей, еще не сделавших себе имя в науке и не получающих пока грантов.

Для рационального использования средств такого Фонда необходимо определить приоритетные направления развития науки в Университете. На каждом факультете есть ведущие ученые, которые могут принять участие в формировании научной политики Университета, кроме того, необходимо формирование системы экспертизы научных проектов. Административным путем невозможно определить, что важнее — физика твердого тела или физика Земли, молекулярная биология или классическая ботаника, история России или разработка проблем экономики, построенной на знании?

Вспомним, как начинались гранты РФФИ или РГНФ. Была выделена определенная сумма денег, и собраны заявки от российских ученых на фундаментальные исследования. По физике — столько-то, по математике, биологии, химии — столько-то. Так сложилось соотношение финансирования разных областей знаний, которое и теперь остается примерно в тех же пропорциях. Это один из способов определения пропорций финансирования исследований, который может быть применен и в Университете.

Определенные научным сообществом Университета приоритетные направления развития научных исследований необходимо учитывать и при формировании учебных планов факультетов. Нужно готовить тех студентов и аспирантов, тех специалистов, которые будут необходимы через пять-десять лет, то есть создавать систему опережающего образования, которая невозможна без глубоких фундаментальных исследований во всех областях знаний.  

Вопросы задавал Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков