Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 9 (3757), 15 июня 2007 года

Первые шаги
к общеевропейской интеграции

Как известно, Санкт-Петербургский университет является одним из главных двигателей Болонского процесса в Российской Федерации. Поэтому для наших студентов и преподавателей вопрос академической мобильности стоит особенно остро. Ведь прохождение, помимо основной программы, ещё и краткосрочного обучения вне стен родного вуза — неотъемлемая часть идеи общеевропейской системы высшего образования.

Антон Зимихин — участник международной программы ФинЭка.

Антон Зимихин — участник международной программы ФинЭка.

Безусловно, налаживание международных академических связей — непростая задача. А для российских вузов она непростая вдвойне в силу целого ряда причин: географической отдалённости наших университетов от европейских, зачастую весьма слабого знания нами английского языка, отсутствия у большинства студентов материальной возможности путешествовать и проживать далеко за пределами родного города. Однако, несмотря на перечисленные проблемы, наш Университет уже пытается делать первые, пускай пока немного робкие, шаги в сторону общеевропейской интеграции.

Одним из пионеров в этом направлении выступает экономический факультет. Не секрет, что современному экономисту идея «академической глобализации», пожалуй, близка как никому другому — опыт получения дополнительного образования по европейским стандартам сегодня практически необходим менеджеру или бухгалтеру, желающему попасть на высокооплачиваемую работу в международную компанию. О достижениях экономического факультета в области налаживания интернациональных межвузовских контактов с Гамбургским университетом нам рассказывает доцент кафедры информационных систем в экономике Александр Александрович БАБАЕВ.

— Не так давно вы, в качестве представителя нашего факультета, ездили в Гамбургский университет в Германии для оценки возможностей сотрудничества. Расскажите, пожалуйста, о вашей поездке. Чья это была идея, с какой целью вы ездили в ФРГ?

— У нас на факультете проводится большая работа по налаживанию международных связей. И перед отъездом я получил задание ознакомиться со структурой экономического факультета Гамбургского университета, установить деловые контакты с профессорско-преподавательским составом, наметить некоторые возможные схемы сотрудничества. С другой стороны, я изучал различные материалы, которые имеются в Гамбургском университете, с точки зрения возможности стыковки наших программ: можно ли в будущем осуществлять обмен магистрантами и бакалаврами, а также приступить к совместным магистерским программам с выдачей двух дипломов.

— Почему именно Германия и именно Гамбург были выбраны для сотрудничества?

— В данный момент мы должны находить для себя партнеров, сообразуясь со своими возможностями и имиджем. Имиджи нашего и Гамбургского университетов вполне сопоставимы. У нас много общего по своему положению и уровню в стране: наш Университет — второй по количеству студентов в России, и Гамбургский — второй в Германии. Наш город имеет федеральное значение, и Гамбург — тоже отдельная земля ФРГ. Наконец, Санкт-Петербург и Гамбург — города побратимы!

Кроме того, традиционно мы сотрудничали с вузами на территории бывшей ГДР, а с Западной Германией у нас связей практически нет. Вот Гамбург — это как раз Западная Германия. Если мы этот рубеж перейдём, то это будет очень полезно.

— В чём состоит главная разница между отечественной и немецкой системами образования?

— На мой взгляд, разница состоит в том, что немецкие школьники учатся 13 лет, а не 10, как у нас. Закончив 13 классов гимназии, они идут в университет. Соответственно, они учатся на 3 года дольше наших школьников, вероятно, они должны и больше знать. Например, английский язык, как и немецкий, в Германии учат с первого класса, причём количество часов, которые отводятся на изучение и того, и другого, одинаковы.

Ещё один момент: вступительные экзамены в университеты Германии не проводятся. А заявлений подаётся, как правило, больше числа выделенных мест. Например, в Гамбурге в прошлом году на 28000 мест в университете подано в полтора раза больше заявлений. Не всех желающих принимают, говорят: «Приходите на следующий год, а пока поработайте». В первую очередь зачисляются выпускники гимназии с лучшими показателями в учёбе и со стажем. Средний возраст студентов в университетах Германии выше нашего как минимум на 2 года. Студенческая среда, соответственно, более серьёзная и более подготовлена в практическом плане, у многих есть опыт работы.

— Насколько сопоставимы в настоящее время программы наших вузов по аналогичным специальностям?

— Ситуация в каждой специальности своя. Например, по нашей специальности, «информационные системы в экономике», они отличаются примерно на 50%. Конечно, это довольно много, но ведь наши специалисты учатся пять лет, а их бакалавры — три года. Но по большому счёту, если взять и сравнить обе программы, то получится, что наши студенты-специалисты изучают во многом то же самое.

— Одинаков ли уровень знаний немецких и отечественных студентов?

— Я думаю, что это именно так, более того — наши студенты по широте взглядов, кругозору, теоретической подготовке, может быть, даже и выше. В немецкой программе усилена прикладная направленность, то есть делается упор на то, как в жизни будет делаться, как теория стыкуется с практикой.

Доцент А.А.Бабаев (на снимке слева) и проректор Гамбургского университета профессор Вольфганг Вебер нацелены на успех.

Доцент А.А.Бабаев (на снимке слева) и проректор Гамбургского университета профессор Вольфганг Вебер нацелены на успех.

Таким образом, стыковка программ возможна. Однако очевидная проблема в том, что в германской программе некоторые наши дисциплины не фигурируют, и наоборот, некоторые дисциплины, которых нет у нас, они изучают.

— Что предполагается делать далее для развития сотрудничества?

— Мне кажется, тянуть не следует — уже в ближайшее время неплохо было бы провести семинар, посвящённый возможному сотрудничеству. Необходимо подписать договор, в котором должно быть зафиксировано взаимное признание учебных программ и чёткие детали дальнейшего сотрудничества. Немецкие коллеги-профессора, в том числе их декан, готовы приехать к нам. Предложение о проведении такого семинара поддерживает и руководство нашего факультета.

— Необходимо ли будет нашим студентам оплачивать своё обучение в случае подписания соглашений?

— Гамбургский университет будет учить наших студентов бесплатно, но проживание и дорога оплачиваются самостоятельно. Проживание в общежитии экономического факультета Гамбургского университета обойдётся в 200 евро в месяц. Плюс питание, которое стоит тоже около 200 евро в месяц.

— Скажите, с вашей точки зрения, что могли бы выиграть студенты экономического факультета от обучения в Гамбургском университете, и наоборот, почему немецкие студенты могли бы быть заинтересованы в получении образования в России?

— Интеграция между нашими странами расширяется. Чтоб развивать сотрудничество, наши специалисты должны владеть информацией об экономике Германии. Аналогично и немецкие студенты видят, что в России перспективная экономика, где можно внедрять современные технологии. Поэтому они заинтересованы в поездках сюда. Тем более что Германия является одним из крупнейших деловых партнёров России.

— Когда начнётся такое сотрудничество и от чего это зависит?

— Что касается студенческого обмена, то в инициативном порядке студенты могут ехать хоть сегодня.

А для того чтобы подготовить договор на межфакультетском уровне, декан Гамбургского университета готов к нам приехать, как я уже говорил. Если необходимые соглашения будут подписаны, подобная программа может заработать буквально со следующего учебного года. Тогда уже можно будет отправить группу из 3–5 человек.

— То есть, по-вашему, в ближайшее время вполне реально, что подобная программа заработает у нас?

— Да, если будет материальная поддержка руководства факультета и ректората Университета. Со стороны кафедр такая готовность имеется. Есть преподаватели, владеющие немецким языком, есть студенты, желающие поехать в Гамбург. Одним словом, имеется взаимный интерес у преподавателей вузов, и это позволяет надеяться на реализацию его в продуктивное сотрудничество.

Чтобы увидеть возможности международного сотрудничества университетов глазами студентов и даже узнать некоторые практические стороны такого обмена, мы провели небольшое интервью со студентом Государственного университета экономики и финансов (ФинЭка) Антоном ЗИМИХИНЫМ, который проходил обучение по программе обмена в Гамбурге.

— Антон, прежде всего, хотелось бы узнать подробнее о сотрудничестве вашего вуза с Гамбургским университетом. Насколько развита договорная основа? Кто занимается вопросами обучения студентов в Германии?

— У ФинЭка с Гамбургским университетом заключен договор об обмене студентами и уже довольно давно идет тесное сотрудничество. Занимается этим Российско-немецкий центр. Наши студенты имеют возможность поехать учиться в Германию на семестр, при желании можно остаться и на год.

— А по каким критериям отбираются студенты? Все ли желающие могут принять участие в обмене?

— Конечно, не все. При отборе студентов прежде всего смотрят на успеваемость. Если ты здесь учишься на «тройки», то, соответственно, никто тебя в Германию на учёбу не отправит. К тому же должен быть неплохой уровень знания немецкого языка, не ниже среднего. Иначе просто очень трудно там придется. В среднем же на семестр отправляют группу в 10–15 человек — это если речь идет о магистерской программе, если же просто обмен тех, кто учится на диплом специалиста, то 2–3 человека.

— А что с оплатой обучения? Какая часть финансового бремени ложится на плечи студентов?

— Если вам повезет, то частично обучение оплатит немецкая сторона, но чаще всего студенты едут за свой счет.

— А как там вообще идет обучение? Совпадают ли предметы? Как проходят занятия? В общем, интересно узнать о процессе образования с точки зрения того, кто это образование получает.

— Что касается программы обучения Гамбургского университета и ФинЭка, то они полностью совпадают, по крайне мере, по моей специальности (я учусь на факультете финансов и кредита, специальность «ценные бумаги»). То есть, те же предметы, которые предусмотрены у нас, преподаются и в Гамбургском университете, только, естественно, на немецком языке.

Надо, кстати, сказать, что в Германии нет разделения на факультеты, только на специальности, в рамках которых студенты посещают определенные предметы. Практически отсутствуют семинарские занятия, преподаватели начитывают материал, рекомендуют литературу, либо предоставляют курс лекций в электронном виде. По этим материалам студенты и готовятся к экзаменам.

Также надо отметить одну существенную разницу: студенты сами составляют себе расписание занятий и экзаменов. То есть им предоставляется список предметов, которые необходимо изучить и сдать в течение всего обучения. Соответственно, у каждого преподавателя есть определенные часы, когда он читает свой курс. Исходя из расписания преподавателей, студенты сами выбирают, в какой день и в какое время им надо посетить тот или иной предмет. Так же и с экзаменами. Можно сдать все предметы хоть в первый год обучения, если, конечно, получится это сделать. Либо выбирать, какие предметы хочешь сдать в этом семестре, какие — в следующем. Можно, наоборот, все экзамены сдать в последнем семестре. То есть студенты сами регулируют процесс своего образования. Посещаемость также никто не учитывает: хочешь — ходи, не хочешь — никто тебя заставлять не будет. Главное, чтобы в конце сдал все экзамены. Если не успеваешь сдать вовремя, пишешь заявления, и тебе дают еще определенное время на досдачу. В общем, вся ответственность лежит на самих студентах

— В какой форме проходят экзамены? Есть ли такой вид проверки знаний, как зачет?

— Экзамены все письменные, как и у нас, два варианта — либо открытые вопросы, либо тесты. Зачеты тоже есть. То есть вместо оценки ставят «сдал»/«не сдал».

— Расскажи, пожалуйста, о программе, которая дает возможность получить два диплома — российский и немецкий?

— Такая программа предназначена для магистров. Заключается она в том, что сначала нужно проучиться год в магистратуре у нас в Университете, затем в течение семестра пройти обучение в Германии. И в конце получаешь два диплома о высшем образовании, и немецкий, и наш. Причем в течение года обучения в России лекции читаются как нашими преподавателями, так и немецкими. Обучение проходит на английском языке, и в Германии тоже, если только при высоком языковом уровне студенты сами не предпочтут обучаться на немецком языке. Вообще, эта магистерская программа стоит 4000 евро — это за обучение в целом и здесь, и в Германии. Во время обучения непосредственно в Гамбургском университете, магистры получают стипендию в размере 700 евро. При желании, после семестра обучения можно остаться для прохождения практики, которая тоже оплачивается.  

Вопросы задавали студенты экономического факультета
Никита Немыгин, Павел Павлов, Ольга Степанова.

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков