Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 9 (3757), 15 июня 2007 года

Оживляя прошлое…

Иногда бывает полезно с головой окунуться в прошлое, попытаться представить себе его возможные повороты и непредвиденные события. Но что если прошлое покажется очень далеким? Что если вам захочется представить настоящий императорский бал середины XIX века?

«Князья, кавалергарды и гусары — /Красавиц неподдельный интерес…»

«Князья, кавалергарды и гусары —
Красавиц неподдельный интерес…»

А ведь это возможно. 23 апреля в Белом зале Большого Петергофского дворца проходил настоящий костюмированный бал с персонажами времён правления императора Николая I. На несколько часов показалось, что свергнутое неведомой силой время убежало далеко от державшего его настоящего. Увлеченное новой надеждой, оно собрало в одном месте немногих энтузиастов, пытавшихся заглянуть за кулисы истории, и создало для них атмосферу давно забытого светского мира. Именно так и родился реконструированный праздник в Петергофе.

Над его созданием потрудилось не одно только время. Бал во многом обязан своим появлением педагогу Екатерине Даниловне ЮХНЕВОЙ. Именно ее усилиями в последние годы в Санкт-Петербурге и его пригородах стала возрождаться идея реконструкции исторических балов и торжеств, активное участие в которых принимали учащиеся различных учебных заведений. При этом для них проводились отдельные занятия по светскому этикету, которые давали практические знания для предстоящего бала и, конечно, расширяли кругозор.

Так получалось, что до настоящего времени на мероприятиях, организованных Екатериной Даниловной, присутствовали, в основном, кадеты и курсанты военных учебных заведений и практически отсутствовали студенты-историки — казалось бы, наиболее заинтересованные в этом представители молодого поколения. Все поменялось в этом году. Торжественную эстафету исторических праздников приняло студенческое научное общество «Региональный аспект» кафедры исторического регионоведения. На одном из его заседаний состоялась встреча студентов — его членов с Е.Д.Юхнёвой, рассказавшей им о своей работе. Со временем идея участия исторического факультета в исторических инсценировках получала всё большее распространение. На удивление своим преподавателям, студенты исторического факультета СПбГУ при поддержке Е.Д.Юхнёвой стали активно готовиться к предстоящему апрельскому «Балу роз», который ежегодно проводится в Петергофе. День за днем велись приготовления, все сильнее в разговорах чувствовалось нетерпеливое волнение, желание изумляться и радоваться попеременно. Заранее были подобраны костюмы, перемерены платья, заучены необходимые речи и слова, отрепетированы нужные жесты — ничто не ускользнуло от чуткого внимания приглашенных. И вот день торжества наступил.

К двум часам дня 23 апреля к Большому Петергофскому дворцу стали стекаться юноши и девушки самых разных возрастов и увлечений. Объединяло их хорошее настроение и наличие у каждого в руках массивного, но при этом легкого пакета, внутри которого находился праздничный костюм. Через некоторое время все они разошлись по запутанным коридорам дворца и постепенно начали собираться в Белом танцевальном зале. К назначенному часу весь цвет этого нового придворного общества живой гудящей массой наполнил освещенный яркими огнями зал. Среди улыбавшихся лиц можно было встретить николаевских гусаров, чиновников, кавалергардов, роль которых в этот день играли курсанты Железнодорожного военно-транспортного университета, а также легко круживших вокруг них княжон, баронесс и герцогинь.

…О, как тогда был пышен этот бал!
Вдоль стен толпились нервно кавалеры
В преддверии насмешек и похвал.
У зеркала роскошные торшеры
Встречали освещенный зал,
И в будуарах бархатных при этом
Сверкали ярко-желтым светом.
Повсюду радость, изобилье, вкус,
Тоска романсов и творенья муз.
Среди гостей придворных за столом
Никто не ущемлял себя постом…

Внезапно шум прекратился. Всеобщее внимание обратилось на отдаленный конец зала, где в суете, ряд за рядом, неловко расступались гости. Медленно и плавно, чуть склонившись, провожали они появившихся на балу «императора Николая Павловича» с «императрицей Александрой Федоровной». Коронованная чета торжественно проследовала на свое место, после чего император объявил всем о начале праздника. По рядам пробежал сначала неловкий шепот, потом неясный шум, и, наконец, дамы и кавалеры принялись весело беседовать друг с другом о предстоящем бале.

«…О, как тогда был пышен этот бал!..»

«…О, как тогда был пышен этот бал!..»

…Сменил беседу гордый полонез,
Пространство зала наполняли пары,
Ряды неровные неопытных повес,
Князья, кавалергарды и гусары —
Красавиц неподдельный интерес…

Знакомство завязалось. Ведь именно оно было главным в данном торжестве. Через прохладное приветствие полонеза незнакомые до этого люди могли разглядеть и отметить друг друга. Так поступали сто пятьдесят лет назад, так случилось и в эти минуты. Бал вступил в свои законные права. Быстрые танцы сменялись разнообразными увеселениями. Они заключались в традиционных для того времени бальных играх. Самой непредсказуемой игрой были фанты… «черное и белое не берите, о красном вообще забудьте… «да» и «нет» не говорите». Неожиданны и каверзны были вопросы императорской четы: «Не о ваших ли шумных пирушках говорит весь светский Петербург?», «Вы ведь не откажете Его Величеству исполнить романс?», «Вы были великолепны на балу в Аничковом! Наверное, вас приглашали все наперебой?» Гости долго подбирали слова к ответу, но… в итоге, попадались в ловушку и отдавали фант — какую-либо маленькую вещичку. Не менее захватывающей была игра в жмурки. Юноши в сплошных золотых масках преследовали звонящих в маленькие колокольчики барышень. Известно, что XIX век — век дуэлей… Не обошлось без них и на нашем «Балу роз». С разрешения Его Величества гости играли в дуэль… комплиментов. У каждого дуэлянта было по два секунданта. Противники по очереди восхваляли Императрицу и всех дам на балу.

Подхваченные единым порывом дамы и кавалеры играли, пели песни… и вновь пускались в пляс. Конечно, трудно было уследить за временем в столь скором хороводе моментов.

…За общим ходом праздничной задумки
По моде наступил черед мазурки.
Веселых голосов несменный рой,
Шумя, сопровождал летящий строй.
Неслись улыбки, шарканье полов,
Тревожный скрип кушеток и столов…
Незримо пробежал за часом час,
На лицах и в глазах отметилась усталость,
Затихла музыка, в лампадах свет погас,
Лишь слабое видение осталось
И дух ушедших в прошлое проказ.
Толпа гостей в измятых туалетах
Неспешно разъезжается в каретах,
За ними их лакеи прямиком
В имения направились пешком.
И стало вспоминаться тяжело,
Все то, что прежде днем произошло.

А произошло то, чего ожидали немногие. На несколько часов непредсказуемое время совершило чудесное превращение обыденности в сказочную мистерию красок и музыки. Оно доказало, что чудеса — совсем рядом, что их много в этом мире. Надо просто суметь их себе представить…  

Сергей Косилов, студент 3 курса,
Кристина Владычек, студентка 1 курса.
Автор стихов — Сергей Косилов

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков