Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 9 (3757), 15 июня 2007 года

Высшая школа менеджмента:
из настоящего в будущее

О том, как функционирует Высшая школа менеджмента СПбГУ сегодня, и о перспективах её развития рассказывает декан ВШМ Валерий Сергеевич КАТЬКАЛО.

25 апреля 2006 года было подписано распоряжение правительства Российской Федерации о создании Высшей школы менеджмента на базе факультета менеджмента СПбГУ, а 29 января 2007 года ректор СПбГУ Л.А.ВЕРБИЦКАЯ подписала указ о создании Высшей школы менеджмента путём слияния факультета менеджмента, ведущего свою историю с 1993 года, научно-исследовательского Института менеджмента и специального факультета переподготовки кадров по менеджменту СПбГУ.

В.С.Катькало

В.С.Катькало

Сегодня создание российской бизнес-школы мирового уровня в СПбГУ проходит в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Были созданы Попечительский совет под председательством первого заместителя председателя правительства РФ С.Б.Иванова, куда вошли представители федеральных и региональных органов государственной власти, руководители ведущих российских и международных компаний, а также деканы ведущих бизнес-школ мира, и Международный академический совет.

Как отмечает декан Высшей школы менеджмента В.С.КАТЬКАЛО, достижение стратегических целей проекта ВМШ рассчитано до 2015 года. Концепция развития Высшей школы менеджмента была представлена на Учёном совете СПбГУ в июне 2006 года и на заседании Попечительского совета ВМШ 21 марта 2007 года.

— Каковы базовые принципы этой концепции?

— Проект Высшей школы менеджмента является ответом на уже оформившиеся ожидания руководства нашей страны и ведущих российских компаний по созданию в России школы бизнеса мирового уровня, ни в чём не уступающей ведущим школам бизнеса Европы и Северной Америки, а также динамично развивающимся школам Китая и Индии. В этих школах реализуется особый пакет образовательных программ, типичный для университетских школ бизнеса, проводятся интенсивные научные исследования, а выпускники этих школ составляют элиту национальных управленческих кадров.

Замечу, что само название «Высшая школа менеджмента» — это не филологический изыск. В английском языке есть термин Graduate School, который ставит акцент на постбакалаврские программы. В Высшей школе менеджмента СПбГУ мы также делаем этот акцент. Не умаляя значения бакалаврских программ в области менеджмента, мы всё-таки рассматриваем их лишь как один из элементов пакета дипломных программ, которые будут реализовываться в ВШМ.

Создание ВШМ на базе факультета менеджмента позволяет опираться на платформу уже существующих программ, которые получили признание у нас в стране и за рубежом как лучшие программы своего класса в России. Прежде всего, это программы бакалавриата и магистратуры, а также русскоязычная программа Executive MBA, то есть программа «Мастер делового администрирования» для руководителей.

Новые образовательные программы ВШМ

Сегодня нам предстоит создать еще три программы, никогда прежде не существовавшие в России. Все эти программы — важные компоненты ведущей международной школы бизнеса. В первую очередь, это очная программа MBA. Программа предназначена тем, кто уже имеет одно высшее образование, но вновь готов вернуться в Университет в качестве студента. Как правило, за спиной у этих людей уже 4–5 лет успешной работы в бизнесе (средний возраст, соответственно, 27–28 лет). Программа англоязычная, её продолжительность 16–18 месяцев, что предполагает очень интенсивные занятия, нацеленные на подготовку профессиональных управляющих для компаний и организаций разных сфер экономики.

— Таким образом, это не программа по повышению квалификации менеджеров.

— Да, это именно дипломная программа, а не курс повышения квалификации. На этой программе могут встретиться люди, имеющие первое высшее образование в области экономики, инженерного дела, физики, журналистики или изящных искусств. Общим у них будет то, что они имеют опыт управленческой работы, и программа наша предназначена для того, чтобы вывести их на высокий уровень знаний и навыков, способствующих успешному управлению бизнесом.

Однако необходимо заметить, что еще в 1993 году мы не случайно стали называться именно факультетом менеджмента, и сейчас это Высшая школа менеджмента. Мы предназначены для подготовки квалифицированных управленческих кадров не только для сферы бизнеса, но также для сферы государственного управления и того, что принято у нас называть социальной сферой: здравоохранения, культуры, образования. Общепризнанным фактом является то, что острейший дефицит профессиональных управленческих кадров сдерживает модернизацию и международную конкурентоспособность всех этих сфер.

Вторая из создаваемых нами программ — это международная англоязычная программа Executive MBA. В отличие от очной программы MBA, о которой говорилось выше, это будет программа в модульном формате, реализовываться она будет в течение 20–22 месяцев. Она будет предназначена для тех людей, которые уже достигли определенного уровня как руководители компаний, но не имели возможность получить системное профессиональное образование в области управления бизнесом. Как правило, это люди возраста 34–35 лет, уже не имеющие возможности пойти на очную форму обучения.

Это будет программа не просто реализуемая на английском языке, но созданная в альянсе с одной из ведущих школ бизнеса мира.

— Что подразумевается под этим альянсом?

— Учебный план будет реализовываться в соотношении пятьдесят на пятьдесят. То есть ответственность за одну половину учебного плана ложится на нас, за другую — на школу-партнера. Выпускникам программы будут выдаваться два диплома: диплом Высшей школы менеджмента СПбГУ и диплом школы-партнера. Наши выпускники, получая дипломы обеих школ, будут попадать в ассоциации выпускников обеих школ, а это очень важно для общения в профессиональной среде, в глобальном профессиональном сообществе менеджеров.

Третья создаваемая нами программа уже имеет под собой некоторую базу. Это программа PhD — программа докторской подготовки. Нам предстоит на уровне мировых стандартов создать программу подготовки научно-преподавательских и исследовательских кадров в сфере менеджмента.

Все три создаваемые нами новые программы — на английском языке. Через несколько лет во всем портфеле программ Высшей школы менеджмента останется лишь «полторы программы», идущие на русском языке. Полторы программы — это уже упомянутая очная Executive MBA, а также 50% учебного плана в бакалавриате.

Курс на интернационализацию

— Почему так много английского языка?

— Это связано с попыткой создания программ качественно нового уровня. Английский язык — это абсолютно необходимый элемент квалифицированного делового общения. Все ведущие научно-исследовательские журналы по менеджменту и все ведущие деловые журналы издаются на английском языке.

Россия перестала быть закрытой страной, и все российские рынки, и потребительские, и промышленные, — они все по сути дела являются открытыми рынками. И если мы хотим готовить по-настоящему профессиональных менеджеров — они должны быть подготовлены на наших программах к успешному сотрудничеству или конкуренции с зарубежными лидерами бизнеса.

Еще одна причина, по которой нам нужен английский язык, — мы хотим сделать наши программы интернациональными с точки зрения состава студентов и преподавателей. Им всем предстоит работать в постоянно глобализирующемся мире. Сегодня у всех ведущих мировых школ бизнеса есть устойчивый показатель: примерно 30% студентов и преподавателей — иностранцы. 30% — это некий осязаемый порог интернационализации.

Надо заметить, что в этом направлении факультет менеджмента сделал уже немало. Мы стали первым в стране факультетом, начавшим в 1999 году магистерскую программу по международному бизнесу целиком на английском языке в европейском стандарте трансферта образовательных кредитов. Эта программа с первого дня стала международной по составу студентов.

В этом году у нас учатся более ста студентов из ведущих европейских университетов и школ бизнеса, причём семестр, проведенный в СПбГУ, целиком засчитывается в их учебном плане. Одновременно с этим мы получаем сто мест встречной квоты для того, чтобы студенты, которые учатся у нас, могли провести семестр в ведущих университетских школах бизнеса Европы.

Признание высокого качества этой программы в мире позволило нам впервые в истории российского образования в декабре 2006 года вступить в Европейское сообщество школ менеджмента (CEMS). Мы были приняты в члены этого сообщества на основе очень тщательного внешнего аудита факультета и его магистерской программы. Согласно политике CEMS, в это сообщество принимается только одна школа менеджмента от каждой страны, и наше в него вступление, без сомнения, является важным репутационным моментом и для Университета в целом. Кроме того, это позволяет вывести на новый уровень нашу интернационализацию. Попав в эту семью школ менеджмента, где представлена только одна лучшая школа от каждой страны, мы в качестве равноправных членов сели за общий стол, где обсуждается развитие общеевропейских стандартов бизнес-образования.

Менеджмент как область научных исследований

— Не могли бы вы рассказать о научно-исследовательской деятельности в Высшей школе менеджмента.

— Выбранная нами еще в 1993 году, при создании факультета менеджмента, бизнес-модель — модель университетской школы бизнеса, — предполагает развитие не только кластера учебных программ, но и большое внимание к научно-исследовательской работе.

За последние 20 лет научные исследования менеджмента превратились в общепризнанную, очень динамично развивающуюся область научного знания. В 1990-е годы ряд Нобелевских премий по экономике был присужден учёным, заложившим теоретический фундамент не строго в области микро- или макроэкономической теории, а именно в области прикладных вопросов управления компаниями. Классический пример — это Рональд Коуз, работы которого лежат в основе современных концепций вертикальной интеграции, диверсификации, теории стратегического управления, или Гари Беккер, получивший Нобелевскую премию за исследования человеческого капитала, которые имеют серьезное влияние на любые работы в области управления человеческими ресурсами. Сегодня очень значительное приложение в исследовании конкурентного взаимодействия фирм имеет теория игр.

В нашей области сегодня существует много международных реферируемых журналов, проводятся представительные конференции. Уже никто в мире не сомневается в том, что это не периферийная область для университетского сообщества, а всё более усиливающаяся область научного знания, со своим ярко выраженным предметом. В качестве примера приведу фундаментальный исследовательский вопрос из области стратегического управления: почему в одинаковых институциональных и технологических условиях фирмы, действующие на одном и том же рынке, в одной и той же стране, достигают разных результатов? В чём природа этих различий? Каковы механизмы, обусловливающие эти различия?

Нельзя не отметить, что факультет менеджмента с первых дней своей работы уделял внимание развитию научно-исследовательского компонента. Для этого использовались все доступные нам возможности финансирования. Когда мы получили первые деньги от платных форм обучения, часть этих средств сразу же была направлена на научные исследования, на эмпирические работы, на написание учебных кейсов, в основании которых — опыт изучения работы конкретных компаний.

У нас издается два научных журнала. В 2002 году начал выходить «Вестник СПбГУ, серия “менеджмент”», в 2003 году мы стали издавать «Российский журнал менеджмента». Вокруг этого журнала, издаваемого сегодня Высшей школой менеджмента, удалось собрать практически всех ведущих российских исследователей менеджмента. В 2004 году по инициативе факультета менеджмента в СПбГУ открыт первый в стране НИИ менеджмента. С точки зрения научных исследований по менеджменту, СПбГУ сегодня является бесспорным лидером в стране. Помимо издания журналов и книг, есть и еще один индикатор. В последние три года наши преподаватели и аспиранты зачастую являются единственными представителями России, выступающими с научными докладами на ведущих международных конференциях в области финансов, маркетинга, стратегического управления и так далее. Всё это не может не способствовать повышению престижа Санкт-Петербургского университета.

Область наших исследований по самой своей природе междисциплинарна. Именно поэтому так плодотворна её разработка в системе классического университета. Так, для изучения вопросов финансового менеджмента необходимо объединить знания в области экономики финансов и знания математических инструментов принятия управленческих решений, например, на фондовом рынке. В области управления организациями важно объединить знания из области экономики, социологии и отчасти психологии.

Мы всегда очень активно привлекали к нашим научно-исследовательским проектам коллег с других факультетов. Сегодня в рамках национального проекта эти взаимодействия еще более усилились.

Мы очень плодотворно сотрудничаем со специалистами, по крайней мере, шести факультетов СПбГУ. С математико-механическим факультетом — при исследовании финансовой проблематики. С факультетом прикладной математики–процессов управления — по вопросам приложения теории игр к вопросам менеджмента. Совместно с ПМ–ПУ в июне этого года мы проводим очень представительную международную конференцию, с пленарным докладом на которой выступит нобелевский лауреат Роберт Ауманн.

Сотрудничество с историческим факультетом — пример того, как зародившаяся на факультете менеджмента научно-исследовательская тема стала импульсом развития целого нового направления на другом факультете. Речь идет об истории менеджмента и предпринимательства. Уже несколько лет мы совместно с историческим факультетом СПбГУ и с Институтом истории РАН проводим крупные национальные конференции по истории российского предпринимательства. Совсем недавно при нашей поддержке исторический факультет организовал и кафедру, и специализацию по истории менеджмента и предпринимательства.

Необходимо упомянуть о нашем интенсивном взаимодействии с филологическим факультетом. Один из символов этого сотрудничества — совместная работа по подготовке «Словаря делового русского языка». В наших научно-исследовательских проектах очень активно участвует факультет социологии. В первую очередь, мы привлекаем потенциал наших коллег-социологов при полевых исследованиях. Например, в рамках крупнейшего международного исследовательского проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства», где мы представляем Российскую Федерацию. В ряде наших проектов задействованы коллеги и с экономического факультета, и с факультета психологии, и мы решительно настроены на всемерное расширение такого взаимодействия по широкому фронту научно-исследовательских проблем с различными факультетами Университета.

— Недавно вы защитили докторскую диссертацию, не могли бы вы несколько слов сказать и о вашей собственной научной работе.

— В 2006 году я издал монографию «Эволюция теории стратегического управления», по этой теме и была успешно защищена докторская диссертация. Стратегическое управление как научная дисциплина сегодня весьма отлично от стратегического управления как учебного курса, или управленческой практики. За последние 40 лет эта область исследований прошла стремительную эволюцию. Я попытался систематизировать результаты теории стратегического управления и определить основные направления её развития. Особое внимание я уделяю двойственности проблем, исследуемых теорией стратегического управления. Двойственность, внутреннее противоречие обусловливается, в частности, двоякими целевыми установками самого изучаемого объекта — фирмы, стремящейся к стабильности, но постоянно занятой адаптацией к изменчивой конкурентной среде. Важным вопросом моего исследования стало преодоление дихотомий между внутренними и внешними источниками конкурентных преимуществ, содержанием и процессом стратегии, предпринимательскими и административными механизмами успешных стратегий. Результаты этого исследования успешно апробированы в бизнес-моделях ряда ведущих российских компаний и при разработке стратегии создания и развития ВШМ СПбГУ.  

Вадим Хохряков

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков