Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 8 (3756), 30 мая 2007 года
образование

Нацпроект завершен
Состоялась ли «прививка инноваций»?

Считается, что теперь инновационные вузы, которым нацпроект придал такое хорошее ускорение, должны сами прикладывать усилия, чтобы не снизить темпа, и, кроме того, стать «флагманами» для всех остальных.

Результатом нацпроекта как исторического эпизода в жизни отечественной высшей школы стала долгожданная покупка оборудования (именно эта статья расходов оказалась самой значительной, во всяком случае, в нашем Университете) и новое понятие — инновация.

При элементарном сопоставлении фактов возникает вопрос: то, что мы называем инновациями на общегосударственном уровне, на деле оказывается компенсацией многолетнего отставания материально-технической базы вузов от реальных потребностей образования. Существует ли единая концепция «инновационного университета», или модное слово используется в качестве эвфемизма? Можно попытаться ответить на этот вопрос, проанализировав то, как сами «инновационные вузы» понимают сущность этого термина.

В этом году в числе вузов-победителей оказались четыре петербургских вуза:

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена — объем финансирования — 460,0 млн рублей;

Санкт-Петербургский государственный Политехнический университет — объем финансирования — 800,0 млн рублей;

Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) — объем финансирования — 600,0 млн рублей;

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “ЛЭТИ”— объем финансирования — 760,0 млн рублей.

Руководители этих университетов дали интервью журналу «Инновации», которые и были использованы, с согласия автора, при подготовке этого материала.

Определение и особенности инновационного ВУЗа

Университет им. А.И.Герцена:
«Инновации — это постоянное преодоление инерции»

Доктор филологических наук Сергей Александрович ГОНЧАРОВ, проректор по учебной работе Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, считает, что модное слово «инновации» часто превращается в ярлык, который используется из конъюнктурных соображений.

На самом же деле инновации — это реальные требования и условия современного развития. На наших глазах глобально меняется мир, среда жизнедеятельности. Предъявляются качественно новые требования к человеку социума и человеку профессии, и на эти вызовы нужно отвечать. Поэтому для Университета им. А.И.Герцена инновация — понятие, означающее технологию перемен в глобальном контексте. В этом ключе инновационный университет становится институтом, осваивающим культуру эксперимента.

Нынешние изменения, которые должен претерпеть вуз, претендующий на статус инновационного, имеют существенные отличия. И дело не только в новой скорости перемен, а в том, что эти перемены, по сути, идут уже в иной жизненной среде, с другой информационной составляющей. Один из примеров — визуализация среды. К статичной рекламе, ТВ и кино добавились разнообразнейшие видеоносители, от дисплеев мобильных телефонов до многометровых световых экранов. Интернет изменяет своего пользователя. Нынешняя среда обитания имеет уже иные антропологические показатели, и она вызывающе агрессивна по отношению к человеку некомпетентному, который не понимает, что происходит с ним. Ныне и общаться, и работать приходится уже совсем по-другому. Сегодняшние перемены имеют свою специфику.

Важный момент, который осознают в Университете им. А.И.Герцена: то, что прежде называлось образованием, превратилось в рынок образовательных услуг. Вузы находятся в жестких условиях, и должны зарабатывать, чтобы выжить и развиваться. Естественно, зарабатывать надо на своем поле. Вдобавок наступает демографический спад, и вузам приходится бороться за абитуриента. Только славной истории для такой борьбы недостаточно, нужно предъявить весомые гарантии будущей профессиональной успешности выпускника. Профессия педагога тоже предполагает уже существенно другой набор знаний и другую структуру компетентности. Проректор Гончаров и его коллеги называют педагогической компетентностью способность понимать другого человека, видеть его жизненные интересы и действовать не с целью оценки, а в интересах развития человека, его успешной социализации. Такое умение необходимо в любой профессии.

Вообще же инновации органически свойственны любому университету — новые знания всегда добывались в кабинетах ученых и лабораториях. Но инновационный университет — это осознанная жизнь и деятельность в режиме эксперимента и проектного менеджмента. Это постоянный стресс, большие психологические нагрузки, особая организация. Это постоянное преодоление инерции.

Можно развиваться путем постепенного накопления ряда положительных признаков — это, конечно, хорошо, но недостаточно. Инновация ориентирована на другой процесс и другой результат, а потому меняет алгоритмы мышления и требует системной перестройки контекста деятельности. Она действует на сознание и чувства человека как неожиданная сильная метафора. Человек и окружающие предметы обретают новые функции. И в этом смысле инновационный университет — университет другого измерения.

Если брать организационный аспект, системные инновации требуют проектного менеджмента, общей выстроенной системы управления процессами, системы планирования, целей и задач… На одном «порыве духа» всего этого не достичь. Раньше университет не знал активного менеджмента. Были жесткие функциональные траектории, и творческий диапазон вузов сводился к индивидуальному творчеству преподавателей. Теперь надо быть мобильными, видеть и понимать ситуацию и перспективы, уметь планировать, организовывать общеуниверситетские проекты. Мало быть знатоком в своей области, надо прирастать дополнительными компетенциями, уметь работать в команде, отодвигая свои амбиции на задний план.

Помимо психологических и организационных отличий, важна экономическая оставляющая — новая структура мотиваций, технологии рейтингов и вознаграждения участников проектов.

Инновации — принципиально капиталоемкий процесс, они всегда требуют денег и интеллекта. Потому фандрайзинг становится для многих универсантов и самого университета частью профессиональной деятельности. Надо иметь ясное представление о конъюнктуре, быть менеджером своего профессионального поля — уметь подать заявку на грант, найти фонды.

Безусловно, одной из важнейших составляющих бюджета университета остается плата за обучение. Но образовательные программы должны пользоваться спросом. Сегодня Университет им. А.И.Герцена повышает уровень специалиста набором дополнительных образовательных модулей. Любому управленцу надо понимать, например, что такое пиар, уметь выстраивать связи с общественностью, с персоналом, владеть информационно-аналитическими компетенциями... Муниципальным органам предлагаются технологии использования волонтеров в социальной сфере — эта отрасль экономики активно развивается в Европе, а у нас находится еще в зачаточном состоянии. А технология интеллектуальной коммуникации разрабатывается с прицелом и на крупные, и на средние компании. Сотрудники университета готовят около 40 инновационных образовательных модулей для самого широкого круга потенциальных заказчиков.

ИТМО:
университет должен стать открытой системой

Владимир Николаевич ВАСИЛЬЕВ, ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, считает, что для соответствия критерию инновационности такую закрытую для общества систему, как университет, необходимо превратить в открытую.

В ИТМО разработан и принят на Ученом совете стратегический план инновационного развития университета на 2006-2012 годы. В нем четыре задачи. Три определяются как традиционные: образовательная, научная, инновации, и одна специфическая — информационная.

В образовательной части предполагается составление образовательных программ, которые требуются рынку, причем рынку развивающемуся. Вуз должен готовить специалистов, которые будут востребованы в течение ближайших двадцати пяти лет. Создать такую инновационно-образовательную программу — дело достаточно трудоемкое. Необходимо некоторое предвидение. Для этого очень важна работа с профессиональными сообществами. А сами механизмы, через которые реализуется эта программа, придуманы давно — это переход на компетентностный подход в образовании. Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики имеет подобный опыт реорганизации учебного процесса, перехода на компетентностный и модульный принципы.

Другая важная составляющая в инновационном университете — построение сквозного непрерывного обучения. Начинать надо со школы и школьников. Но привлекать их непременно с участием работодателей: пусть они рассказывают школьникам, каким видят будущее той или иной профессии. То есть, в университет надо привлекать не рассказами о том, что он — самый лучший, а рекомендациями работодателей.

При их же участии студенты делятся на две группы: с уклоном в систему образования — они будут заниматься научными разработками и научными исследованиями; с ориентацией на коммерциализацию своих идей, выведением своих разработок на рынок. Надо помочь студентам понять, что такое маркетинг, менеджмент, что такое юридическое сопровождение, информационное сопровождение, поиск рынка, поиск инвестора. Поэтому вторая часть — создание инновационно-технологических центров или технопарков в ИТМО — является одним из ключевых моментов инновационной программы. Пусть студенты начинают работать в рынке, их компетенция будет повышаться, даже если у них будет неудачный опыт по созданию малой start-up-ской компании. Все равно это крайне полезный опыт.

А самая интересная, информационная часть этой программы состоит в том, чтобы университет был не закрытой корпорацией, а активно взаимодействовал с обществом. Кроме работодателей, есть родители студентов, есть школьники и выпускники. На сайте университета все финансовые показатели находятся в открытом доступе. Еще лет пять тому назад это было невероятно — все-таки коммерческая тайна. Но теперь руководство университета понимает, что лучше раскрывать и бюджет, и зарплату преподавателей, доходы и расходы. Именно Интернет является сегодня основным информационным средством. Обычные СМИ — печатные или телевидение — тоже важны, однако они часто пишут слишком кратко, или информация запаздывает. В ИТМО признают, что пока информационная работа похожа на улицу с односторонним движением. Еще не отработаны обратная связь, корректирующие механизмы. Но все это будет.

Ректор Владимир Васильев ссылается на появившуюся в конце прошлого века основополагающую статью Кларка, в которой он писал о «предпринимательском университете» («инновационном университете»). Он выдвинул семь четких позиций. Кларк пишет об обязательности внутренней корпоративной культуры. В ИТМО предполагают также ее активное взаимодействие с внешней средой. Эти четыре составляющих и дают инновационный университет.

Политехнический университет:
современное определение звучит кратко

Первый проректор Санкт-Петербургского государственного Политехнического университета профессор Андрей Иванович РУДСКОЙ прежде всего приводит традиционное определение инноваций — это практическое, производственное или коммерческое использование новых идей. Но есть и современное определение инноваций как прибыльной реализации творческой стратегии.

Цель высшего профессионального образования — готовить высококлассных и конкурентоспособных специалистов. И это, естественно, находит свое отражение в понимании инновационных процессов и их реализации в Политехническом университете.

В СПбГПУ разработана стратегия развития университета как инновационного исследовательского университета. В процессе разработки стратегии учитывались мировые тенденции и происходящие глобальные процессы. Затем решались вопросы позиционирования Политехнического университета в трехмерном пространстве (образование — научные исследования — промышленность). В рамках формируемого инновационного пространства России была предпринята попытка решить важные вопросы дифференциации. Ну, и, конечно, творческая реализация стратегии потребовала создания инфраструктуры, отвечающей современным вызовам.

ЛЭТИ:
Новая технология обучения через проект

Владимир Михайлович КУТУЗОВ, первый проректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ), говорит, что уже на стадии оформления заявки стало понятно, что вузу необходимы системные инновации, общие для всех факультетов. В ЛЭТИ постарались привлечь к работе всех заинтересованных участников. Был сформирован список из двенадцати позиций, который подвергся тщательной критике и анализу со стороны деканов. Из поступавших предложений некоторые были очень интересны. Их показывали всем и говорили — хотите — предусмотрите у себя такое же. Таким образом, некоторые предложения тиражировались еще на этапе подготовки, возникла инициатива снизу. Появилось даже свое ноу-хау: критерии оценки предложений отдельных кафедр и факультетов. В ЛЭТИ утвердили эту методику и провели экспресс-экспертизу предложений по этим критериям и показателям инновационности с учетом весовых коэффициентов. Затем включились экономические механизмы.

Вначале у Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета была заявка на полмиллиарда рублей. И тут возникло ограничение — оказалось, что в заявку нельзя включать арендные деньги; планку опустили до четырехсот миллионов. Когда об этом узнали, в ректорат стали приходить некоторые деканы и руководители больших работ по науке с внебюджетными средствами. Они предлагали: «Давайте введем повышенные накладные. Мы дадим деньги на софинансирование, увеличьте в проекте долю затрат на оборудование», — там минимум 20% своих, то есть внебюджетных, денег нужно вложить.

Под Новый год в ЛЭТИ еще шли «торги». Рождественских каникул не было, и ректорат окончательно 5 или 6 января разрешил факультету электроники последним внести поправки. В итоге получилось 760 миллионов.

Экспертами были в основном сотрудники университета. Иногда привлекали внешних экспертов, но редко, ввиду нехватки времени. То, что все предложения факультетов прошли через экспертизу, сильно подняло их качество. Ректорат объявил о готовности консультировать относительно критериев оценки. И сотрудников ректората стали приглашать на советы факультетов или на расширенные рабочие группы по подготовке заявки. Потому что в образовательных программах, которые называются «магистерские специализации», была применена матричная схема (всего таких программ было предложено 28). Сюда входили оборудование, учебно-методическое обеспечение, информационная поддержка, повышение квалификации, наука и так далее. Например, один факультет предлагает два, другой — четыре новых программы. Эти программы раскладывали по критериям: «Вот как вы объективно выглядите. Так что укрупняйте свои программы, потому что у одного плохо с наукой, у другого плохо с кадрами. Объединившись, вы можете усилить друг друга».

Разговор шел не с деканами, а с командами, которые работали на каждом факультете. Это, по сути, был повод для внутреннего аудита. Написать-то можно все, что и было сделано в заявке позапрошлого года. Тогда в ЛЭТИ знали, что в первом туре не победить, а времени было немного.

В заявке 2007 года разработаны новые принципы формирования самих инновационных программ. Например, магистры (эта программа для магистров) обязаны заниматься проектной или научной деятельностью. И эта деятельность должна быть включена в образовательную программу, оцениваться по образовательным кредитам. И технология изучения каких-то дисциплин должна быть отражена в рабочих документах, с указанием того, какое время было выделено на выполнение того или иного задания. Причем преподаватели осознают, что теперь нельзя просто ставить зачет ради зачета. Здесь требуется, чтобы для студентов были созданы рабочие места, где бы они могли осваивать дисциплины через групповые или индивидуальные формы выполнения конкретных проектных заданий. Это новая технология обучения через проект.

Критерии избранности

Университет им. А.И.Герцена:
начало инноваций — в самой истории вуза

Когда в 1997 году в университете готовили книгу к двухсотлетнему юбилею, стало совершенно ясно: с момента основания университет развивался на балансе традиции и эксперимента. Императорский Воспитательный дом в Санкт-Петербурге (наб. р. Мойки, 48) , от которого бывший Педагогический институт ведет свое происхождение, по своей идее — инновационен. Это одна из самых ярких его черт, которую инициировали первые лица императорской семьи, в частности Мария Федоровна, супруга Павла I. Например, в конце XVIII века были открыты французские классы, в 1814 году введено обучение глухонемых. Поскольку Воспитательный дом находился под патронатом императорской фамилии, правила министерства народного просвещения на него не распространялись, и решения принимались в пользу новых идей, которые быстро внедрялись в образовательную практику. Воспитательный дом был многопрофильным учреждением и уникальным явлением отечественного образования. Его опыту и традициям Герценовский университет многим обязан. Например, известный во всем мире факультет коррекционной педагогики вырос из училища глухонемых начала XIX века. С развитием училища связаны имена крупных европейских ученых, здесь опробовались инновационные методики. Дух творческого поиска витал здесь в течение двух веков.

Кроме того, эксперты из разных сфер увидели в заявке этого вуза «свой интерес», ощутили возможность получения специалиста интегрированного качества: аналитика, управленца, социального работника. Речь шла о новом корпусе гуманитарных знаний, и комиссия, вероятно, приняла наш целостный подход к образованию на этой основе.

Проект Университета им. А.И.Герцена предлагает системные изменения в сфере подготовки специалистов на базе гибкой технологии «апгрейдинга» — наращивания через модули компетентностей, востребованных рынком труда и разными типами занятостей. Эта технология, а также внутренняя конфигурация компетентностей — наше ноу-хау, и оно обладает большой разрешающей способностью, применимо ко всем профессиональным полям. Гуманитарные технологии сегодня должны быть инструментарием каждого специалиста, если он хочет быть успешным.

А сама разработка заявки, опять-таки, стала для сотрудников университета глубоким самообследованием и самоанализом. Они обнаружили, что ситуация в университете неидеальная, и хотя по числу научных школ в городе он идет вторым за Санкт-Петербургским университетом, деятельность этих школ во многих случаях нужно обновлять — например, более последовательно подходить к фундаментальным исследованиям с точки зрения их междисциплинарного взаимодействия. Наука должна выходить на практическое применение своих результатов, от прикладных исследований переходить к технологиям, которые, в свою очередь, должны завершаться рыночными применениями. Но главное — на базе междисциплинарных исследований развивать новые культурные практики.

Университет имени Герцена долгое время был педагогическим институтом. Трансформация в классический университет прошла, казалось бы, за считанные годы. Но де-факто университетом вуз стал давно, юридически — с 1991 г., не отрекаясь от «педагогического» своего определения. И хотя по сути он — «классический», для коллектива принципиально сохранить понятие «педагогический» — это миссия университета, которую сотрудники не сводят только к подготовке учителей. Педагогический — это тип коммуникативных отношений между людьми, это ответственность перед человеком, это понимание духа времени. Педвузы переходили в университеты, движимые иллюзией укрепления своего статуса и защищенности. Но насколько это было оправдано в содержательном плане? Подкреплено ли это принципиальными изменениями, и в чем они? Место и понимание университета в сознании европейца определено и сохраняется длительное время как особая общественная ценность. В Великой хартии университетов (Magna Charta Universitatum) 1988 г. сказано, что университеты — «независимые учреждения, являющиеся сердцем общества». Немецкий философ Карл Ясперс («Идея университета») определил университет как «место, где общество и государство дают развиваться самому ясному осознанию современности». Перейти к этой миссии с позиции «кузницы кадров» непросто, но для общества — просто необходимо.

Университет им. А.И.Герцена был одним из первых вузов в России, который начал переход на многоуровневую систему образования, включился в тот процесс, который сегодня называется Болонским. Университет в течение длительного времени является общественно-значимым началом российской жизни (что закреплено в государственном своде объектов культурного наследия народов РФ). Поэтому начало превращения — в самой истории, а официальные знаки — всего лишь семиотическая процедура, которая обозначает точки непрерывного процесса и роста

.
ИТМО:
и снова аудит!

Основная задача этого университета — создание системы подготовки специалистов нового типа в области информационных и оптических технологий. Надо было найти новые методы и механизмы такой подготовки. Совместно с работодателями руководство вуза определило пять научно-образовательных направлений в области оптики и информационных технологий.

Первая задача — образовательный блок. Основной упор сделан на подготовку магистерских программ, должны быть разработаны пятнадцать новых.

Второй блок назван интеграционным. Это отработка связи образования, науки и инноваций с точки зрения коммерциализации научных разработок и услуг.

Третий блок — повышение квалификации преподавателей.

Четвертый блок — предпрофильный. Он включает в себя активные новые программы взаимодействия со школьниками, новые механизмы и создание новой системы работы с ними.

Пятый блок — аккредитация образовательных программ и сертификация выпускников. В ИТМО рассчитывают, что в интервале от полугода до года работы на рынке молодые специалисты еще будут сертифицироваться работодателем. То есть, помимо аккредитации самой образовательной программы, проводится и сертификация специалистов.

Предлагаемый механизм реализации программы — объявление открытых конкурсов. Конечно, далеко не все можно сделать внутри университета, поэтому конкурс будет открытым. Люди, которые придут из других вузов или из других научно-исследовательских институтов и предъявят качественные с точки зрения экспертной комиссии заявки, будут участвовать в конкурсе.

И снова подготовка заявки стала своеобразным аудитом. В ИТМО признают, что ошиблись, когда писали первую заявку. Тогда подготовка велась малой группой — проректоры, два декана. Ко второй заявке уже были привлечены в той или иной степени десятки людей. Были охвачены практически все факультеты. Что-то у них получилось, что-то — нет, кто-то отпал, но все основные факультеты вышли на финишную прямую и задействованы в программе.

В университете работали с конца августа и до декабря — четыре месяца. Ректор еженедельно собирал руководителей групп. А остальные сотрудники работали вообще ежедневно, и основная работа шла на кафедрах и факультетах.

ПОЛИТЕХ:
в программе есть все, кроме кадровой проблемы

В Политехе отмечают рост спроса со стороны промышленности на выпускников наукоемких специальностей с качественной междисциплинарной подготовкой. Таким образом, налицо переход от узкоспециализированных отраслевых квалификаций к набору ключевых компетенций.

В первом приближении в вузе определяют компетенции как способность и готовность выпускника университета вести определенную деятельность (научную, инженерную, конструкторскую, расчетную, технологическую и так далее), причем, и это принципиально важно, результаты такой деятельности должны отвечать высоким требованиям мирового рынка. В связи с этим удачным считается определение компетенций как “активных знаний” — “знаний в действиях”.

Необходимо подчеркнуть, что стандартные отраслевые знания и стандартные квалификационные требования, передаваемые в ходе обучения, начали постепенно утрачивать свою эффективность. Сегодня стремительно растет роль междисциплинарных исследований и мультидисциплинарного образования.

Такое образование ориентировано на получение современных ключевых компетенций как способности не столько применять и воспроизводить полученные на студенческой скамье академические знания, сколько создавать новые знания в рамках практической деятельности. Очень важны умения и навыки применения передовых технологий мирового уровня для решения сложных задач. Все это в целом позволяет преобразовывать полученные новые знания в умения, навыки, затем – в Know-How, желательно, коммерциализируемые Know-How. В идеале выпускник, кроме того, должен быть способен принимать ответственные решения и действовать в динамично меняющихся ситуациях.

Сегодня чрезвычайно актуальна технологическая революция в образовании. Прежде всего это постепенное, но устойчивое сокращение традиционного классно-урочного преподавания. С другой стороны, наблюдается постоянный рост значения подготовки, основанной на использовании практического опыта. Все чаще практический опыт регулярного решения профессиональных задач выступает как основной способ эффективной подготовки выпускника к его будущей деятельности. В первую очередь следует отметить такие инновационные формы образования, как решение практических задач на основе тесного взаимодействия в составе команды, применение современных информационно-телекоммуникационных технологий и наукоемких компьютерных технологий. Это, в свою очередь, позволяет говорить о “виртуальных командах” и эффективной реализации дистанционного образования. Значит, резюмируют в университете, существует необходимость создания в СПбГПУ и последующего развития современных центров тестирования компетенций и тренинг-центров, учебно-научно-инновационных лабораторий и центров компетенции, авторизованных центров высокотехнологичных компаний-вендоров.

Очевиден массовый характер и интернационализация вузовского образования в условиях глобализации. Эти процессы сопровождаются ростом коммерциализации высшего образования. Происходит преобразование вузов в рыночные субъекты. На мировом рынке непрерывно растет спрос на образовательные услуги — достаточно вспомнить тезис о непрерывном образовании, “образовании через всю жизнь”.

Однако современное образование — именно образование, а не узкую специализацию — в университете можно дать только в том случае, если его преподаватели проводят фундаментальные и прикладные научные исследования на современном оборудовании, выполняют работы на основе последних достижений мировой науки и на основе технологий мирового уровня. Надо стремиться к тому, чтобы в университете росло число разработок мирового уровня, и росли темпы коммерциализации технологий.

Крайне актуальной задачей является всемерное развитие инженерно-технологических услуг (“сервисов”), регулярно оказываемых сотрудниками вуза передовым и высокотехнологичным отечественным и зарубежным компаниям. Трудно подготовить высококлассного и компетентного специалиста, если параллельно с учебным процессом преподаватели не выполняют работы по заказам от промышленных фирм, не вовлекают в этот процесс студентов старших курсов.

К сожалению, в инновационной программе осталась незатронутой одна из самых важных проблем — “кадровая проблема” — преемственность поколений, сохранение и развитие научных школ Политехнического университета. Но СПбГПУ стремится к тому, чтобы обеспечить своим лучшим выпускникам интересную работу по специальности и достойную зарплату именно в родном университете. Выпускники — это не только гордость, репутация, но и основное конкурентное преимущество вуза.

На решение отмеченных актуальных проблем и направлена Инновационная образовательная программа СПбГПУ, которая, по мнению экспертного совета и конкурсной комиссии, оказалась достойной того, чтобы быть названной среди победителей.

В пользу вуза-победителя говорит и наименование Программы — Развитие политехнической системы подготовки кадров в инновационной среде науки и высокотехнологичных производств Северо-Западного региона России.

За основу взяли динамичное развитие политехнической системы образования, заложенной при организации Политехнического института императора Петра Великого в 1899 году как «совершенно нового и своеобразного высшего учебного заведения, являющегося сосредоточением выдающихся исследователей новейших отраслей прикладных знаний».

“Инновационная среда науки и высокотехнологичных производств” фактически находится на начальном этапе своего развития. Но политехники готовы внести достойный вклад в развитие инновационной среды и создание инновационного общества с экономикой, базирующейся на генерации и распространении знаний, эффективном применении достижений в сфере науки и высоких технологий. Причем, и это естественно, начиная с Северо-Западного региона, а затем в тесном контакте и взаимодействии с нашими коллегами из других регионов России сотрудники Политехнического университета готовы обмениваться опытом и совместно формировать инновационную среду уже в рамках всей России.

В качестве центральной идеи для формулирования миссии СПбГПУ выбрали опережающую подготовку инженерных и научных кадров на основе перспективных исследований и научно-технических разработок с целью осуществления технологических прорывов на российском и мировом рынках наукоемкой продукции и услуг.

Принципиально важно отметить, что развитие политехнической системы опережающей подготовки инженерных и научных кадров по приоритетным направлениям науки и техники в вузе видят на базе широкого применения наукоемких и междисциплинарных компьютерных технологий мирового уровня.

В рамках Программы будет реализован комплекс из четырех инновационных проектов, позволяющих обеспечить создание научно-образовательной, лабораторной и методологической базы, обеспечить наличие лицензионного программного обеспечения. Это все необходимо для подготовки высококвалифицированных кадров по ключевым направлениям развития отечественной промышленности.

 

Инновационные проекты Политехнического университета:

— «Инновационные образовательные технологии и информационная инфраструктура политехнической системы подготовки кадров»; этот проект является системообразующим и сфокусированным на создании инновационной инфраструктуры поддержки новых направлений подготовки специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности и навыками создания наукоемких конкурентоспособных продуктов в рамках приоритетных направлений науки, техники и технологий;

— «Материалы, наноматериалы и химические технологии»; особенностью этого проекта является проведение совместных исследований с институтами РАН, ведущими университетами и предприятиями наукоемких отраслей промышленности, специализирующимися на разработке и использовании наукоемких и высоких технологий получения и обработки различных материалов;

— «Энергосберегающие технологии»; в рамках этого проекта будет развита материально-техническая и методическая базы для подготовки и переподготовки специалистов и проведения научно-технических работ в области энергосбережения, энергоэкологического мониторинга и энергоэффективных технологий;

— «Производственные технологии в машиностроении»; развитие материальной базы и инновационной научно-образовательной среды для подготовки и переподготовки машиностроителей с помощью современных информационных технологий проектирования, изготовления и обеспечения всего жизненного цикла конкурентоспособных наукоемких изделий машиностроения.

Объем финансирования инновационной образовательной программы СПбГПУ — 766 миллионов рублей на 2007–2008 гг. Важной особенностью и необходимым условием выполнения Программы является гарантированное обеспечение двадцатипроцентного софинансирования всех мероприятий Программы.

ЛЭТИ:
вопросы политики и безопасности

Сейчас в ЛЭТИ до магистратуры доходят двенадцать, от силы пятнадцать процентов бакалавров; между тем сам университет определяет, что необходимо восемьдесят процентов. Ориентируется при этом на пятьдесят процентов: остальные пойдут в простые бакалавры, либо будут учиться дальше за деньги.

Такая вариативная траектория обучения требует серьезных изменений в управлении вузом. По сути, она подразумевает индивидуальное сопровождение каждого студента.

Программу кадров по преподавателям и по научным сотрудникам в ЛЭТИ тоже прописали. И экспертам конкурса этот проект понравился системностью: есть план на пятилетку, и дальше идут среднесрочные программы. И программы есть либо по направлению деятельности, например, наука, образование, информатизация, социальная сфера, либо целевые программы, направленные на решение определенных проблем. Например, программа «Кадры» — это проблема возраста преподавателей. В вузе пытались ее реализовывать, и было даже некоторое «омоложение», чего не было с 1980-го года. Программа «Стратегическое партнерство» — целевая, уникальная, ни у кого такой нет. Ее в ЛЭТИ представили два года назад и ее показатели по стратегическому партнерству целиком вошли в конкурсные требования. Положение о конкурсе, о методике экспертизы — наполовину разработки самого университета. Поэтому сотрудники знали, что им не победить в первом туре, что есть более сильные вузы. А на втором, с большим числом победителей, ЛЭТИ должен был пройти. Хотя конкурсная комиссия рассматривала и региональные аспекты, и профильные — чтобы были аграрные вузы, медицинские, педагогические, классические. В этом, по мнению руководства ЛЭТИ, заключается позиция страны. Но, если говорить о политике в хорошем смысле, то и политика тоже. Но возникает много вопросов. Конечно, ориентироваться нужно на преуспевающий сектор. Но что делать, например, с лесопромышленным комплексом? Лесотехническая академия говорит: «Худо-бедно, у нас был лесоперерабатывающий комплекс. Сейчас его нет, и мы продаем только кругляк. Если наше правительство это устраивает — мы не будем готовить лесных инженеров. Если правительство это не устраивает, и оно считает, что мы должны наладить переработку древесины (лучше всего — глубокую), то нужны специалисты. Но это должны быть специалисты не только по новым технологиям переработки, но и по антикризисному управлению, по инновационному менеджменту. Их нужно готовить командой и честно говорить: «Ребята, вы попадете в такое болото! Но через десять-пятнадцать лет вы станете героями, вы возродите отрасль». То же самое происходит с сельским хозяйством. Национальный проект — агропромышленный — запустили, потому что сельское хозяйство обеспечивает безопасность страны. А лесное хозяйство не связано с безопасностью?

Что такое инновационная программа? Для ЛЭТИ главное — обучение на основе нового. Для магистров это очень важно, особенно в хай-тековских вещах, когда технологии меняются каждые два-три года. Здесь преподаватели обязаны, просто обречены учить на основании новых знаний. Всем известно, что инновация отличается от просто нового тем, что она востребована на рынке. И на выходе из процесса стоит работодатель. И если работодатели соглашаются брать магистров ЛЭТИ, значит, в вузе завершили весь инновационный цикл. Появились новые знания в науке, и эти новые знания использованы. И не просто новые знания преподавателя, полученные им в каких-то научных коллективах, а сам процесс получения новых знаний используется в образовательных целях. Это и есть инновационная образовательная программа.

Товар университета — выпускник. То, чему его научили — его добавленная стоимость. Здесь есть нюанс — бюджетные и небюджетные студенты различаются, но в ЛЭТИ пока не делают разницы. Потому что считают государство полноценным игроком на этом рынке.

Что изменится в результате нацпроекта?

ЛЭТИ:
Дружить с экспортерами

Новые организационные структуры, которые ЛЭТИ будет оснащать оборудованием, станут учебно-научными лабораториями или центрами. Например, делают «чистую комнату» стоимостью 110 миллионов с оборудованием из трех стран. Во-первых, будут учить новым технологиям, и за выпускниками выстроится длинная очередь, а во-вторых, отбоя не будет от заказчиков на продукцию этой «чистой комнаты». Потому что когда университет купил маленькую настольную фабрику за два миллиона долларов, она больше года в три смены работала — столько желающих было. Вуз понимает: если сейчас потратить деньги правильно, то появится возможность жить безбедно.

Игорь Борисович Федоров в МВТУ имени Баумана говорил, что они ошиблись, побоялись заложить в программу внебюджетные деньги, а сейчас у них избыток заказов под новую технику, которую купили. Советовал: «Покупайте уникальное оборудование, которого нет ни у кого. Тогда вы будете на рынке вне конкуренции».

Таким образом, вузы становятся игроками на рынке научно-технических услуг. Учебно-научная лаборатория ЛЭТИ должна в течение двух лет заключить хоздоговора и получить заказы, чтобы и в 2009 году расти и развиваться. Чтобы через пять лет, когда нужно будет менять технологию или что-то докупать, в вузе смогли это сделать самостоятельно.

ЛЭТИ выбирал партнеров по принципу экспортных возможностей. Если у предприятия их нет — это значит, что оно неконкурентоспособно и, рано или поздно, проиграет. А если предприятие только на экспорт и работает, с ним надо дружить. Если его продукцию покупают страны третьего мира, значит, в чем-то это оборудование лучше — хотя бы по соотношению цены и качества. Поэтому проблема выбора стратегических партнеров непроста. ЛЭТИ всегда работал с НИИ телевидения. Сейчас телевидение «в загоне», хотя у них возникли какие-то космические направления — высокая четкость по микроустойчивости, новые разработки по сжатию изображений, кодам, исправляющим ошибки, и так далее. Но до сегодняшнего дня в этом секторе перспективных ниш, к большому сожалению руководства университета, не появилось.

Университет им. А.И.Герцена:
знания в голове и навыки в руках

В результате инновационной программы будет реализован процессно-проектный подход, обеспечивающий реализацию программы. В образовательной части программы — формирование новых компетенций и компетентности. У выпускника должны быть не только знания в голове, но и навыки в руках — в педагогике это называется деятельностным подходом. И, прежде всего, выпускник должен ясно видеть себя в системе многомерных коммуникаций — то есть уметь профессионально взаимодействовать в различной среде.

Необходимо также перенести фокус внимания студента и преподавателя с процесса на результат — все-таки именно он является конечным итогом подготовки специалиста. Все должны отчетливо представлять, к какому общему результату мы идем, что и как формируем в процессе обучения.

Высшее образование в идеале должно работать на опережение рыночных запросов — вуз должен выводить к работодателю такого специалиста, который будет способен решать его завтрашние задачи. Это возможно — ведь, по большому счету, всей сложности рыночной среды и социальной жизни противопоставить можно только качество личности. И задача университета — помочь молодым людям наработать это качество, сформировать высокий уровень профессиональной и человеческой рефлексии, которые позволят успешно адаптироваться и регулировать свои отношения с миром.

В результате реализации нашей программы университет рассчитывает получить качественно новую среду для обучения и преподавания, для получения студентом профессии, которая обеспечит ему достойное место в жизни.

Инновации в технических вузах часто измеряют числом малых предприятий, основанных на новых технологиях, разработанных в вузе. Университет им. А.И.Герцена идет в другом направлении. Его программа в качестве первого шага предусматривает создание Всероссийского центра интеллектуальных ресурсов и гуманитарных технологий. Его портал станет огромным резервуаром гуманитарных технологий, переведенных, аннотированных и отреферированных материалов по проблемам образования и подготовки специалистов самых разных сфер деятельности. Это будет единственный в своем роде ресурс, предполагающий интерактивное взаимодействие студентов, преподавателей, ученых, менеджеров, бизнес-тренеров, теоретиков образования. Коммуникации этого интеллектуально-технологического центра будут способствовать, в том числе, зарождению и развитию новых компаний в многообразном поликультурном обществе.

Политехнический университет:
«Не догонять прошлое, а создавать будущее»

Инновационное развитие университета связано с масштабным и комплексным влиянием результатов его инновационной программы на формирование новых учебно-методических комплексов по ряду направлений подготовки бакалавров и магистров, развитие научно-образовательных программ в области новых материалов и технологий, нанотехнологий, технологий компьютерного инжиниринга, технологий энергосбережения и производственных технологий машиностроения.

Реализация программы окажет большое влияние на инновационное развитие не только Политехнического университета, но и многих ведущих предприятий и отраслевых научных центров Санкт-Петербурга, Северо-Запада, других регионов России. Реализация программы позволит, в частности, создать совместные научно-исследовательские лаборатории, центры компетенции, центры трансфера передовых технологий.

Ожидается повышение качества подготовки специалистов за счет гармоничного объединения образовательного процесса и научных исследований.

Реализация Программы обеспечит высокое качество, престижность и репутацию российского политехнического образования и окажет максимально возможное влияние на всю систему инновационного высшего образования в России, основной характеристикой которого является «не догонять прошлое, а создавать будущее» путем развития политехнической системы образования.  

Подготовила Венера Галеева

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков