Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 7 (3755), 30 апреля 2007 года
выпускники

Золотое руно кенгуру

В конце февраля и начале марта в Электротехническом университете и агентстве «Интер­факс» прошли пресс-конференции, приуроченные к 70-летию Марка Ивановича БАШМАКОВА. Основная специальность учёного — математика (алгебра, теория чисел, алгебраическая геометрия), по которой он опубликовал более 100 работ, подготовил несколько десятков кандидатов и докторов наук и создал научную школу. Параллельная область его деятельности — теория и методика обучения. М.И.Башмаковым создано более 20 учебных пособий по школьной математике, а также различных статей и монографий по теории продуктивного обучения, обеспечивающей индивидуальное развитие ребёнка по выбранной учебной траектории.

Вчерашняя гибкость

В числе первых профессору был задан вопрос о том, как он понимает «гибкость» образования. «У нас такое образование обычно связано с вопросами профилизации, — сказал М.И.Башмаков, — но для Европы это вчерашний день».

Создание «гибких» школ нового типа было, по его словам, особенно востребовано в России конца 1980-х и начала 1990-х годов. Однако приверженцы профессора всегда опережали на шаг «модные» тенденции, идя от «профильного» образования к индивидуальным программам для каждого ученика. Внутри Российской Академии образования (РАО) Башмаков разработал систему, позволяющую школе быстро меняться исходя из потребностей учеников.

М.И.Башмаков

М.И.Башмаков

Необходимость изменений школьной системы Марк Иванович сполна ощутил на поприще преподавания. Окончив в 1959 году математико-механический факультет ЛГУ, он затем стал доктором физико-математических наук, профессором и действительным членом РАО. Параллельно с преподаванием математики в ЛГУ он работал в ряде профтехучилищ города и университетском интернате, открытом в 1963 году при его участии. Тогда же он начал организовывать городские и всесоюзные школьные олимпиады. Его энергии во многом обязаны заочная и юношеская математические школы, открытие журнала «Квант», а также традиция соревнования школьников «Кенгуру — математика для всех» — самого массового в России. Башмаков стал одним из организаторов INEPS — международной сети продуктивных школ, создав также при РАО в 1993 году Институт продуктивного обучения (ИПО).

С момента своего открытия Институт готовит и реализует программы общего, дополнительного и специального образования, распространяя новейшие педагогические идеи. Его главными партнёрами на этом поприще являются аналогичные вузы в Берлине и Вилафранке. Специалисты Института не только выезжают на международные конгрессы, но и регулярно проводят на базе ИПО курсы, семинары и конференции по новым образовательным технологиям.

Первым крупным начинанием Института стал проект «Профессиональное обновление учительского корпуса», финансировавшийся из средств Европейского Союза. В его рамках было создано 13 центров профессионального обновления (по четыре в Ленинграде и Москве и по одному в пяти столицах союзных республик), подготовлено около 200 специалистов по внедрению новых образовательных технологий. Другой важный проект, который ИПО разработал в 1998 году (также финансировавшийся ЕС), был призван помочь профессиональному самоопределению молодёжи в условиях рыночной экономики. В этом проекте участвовало 12 учебных заведений из пяти регионов России. Помимо основной задачи по профориентации они подготовили 50 квалифицированных педагогов, готовых к внедрению новых методов в рабочую практику.

Русские медвежата

Отвечая на вопрос, чем нынешние дети отличаются от своих предшественников, Марк Иванович сказал: «Теперь дети берут извне гораздо больше, чем раньше. У них есть огромные возможности (например, тот же Интернет), которых мы не имели; есть и опасности — существовавшие, впрочем, всегда». Компьютеризацию учебного процесса профессор считает важным направлением, стараясь способствовать этому процессу, в том числе через Национальный фонд подготовки кадров.

Думая о возможностях ребятишек, Марк Иванович уделяет большое внимание мотивации учебного процесса. «Учебники для младших классов, — говорит он, — писать труднее: здесь нужны постоянные выходы из чистой науки в смежные области». Сейчас около полутора миллионов школьников вовлечены в проекты ИПО «Русский медвежонок — языкознание для всех» и «Кенгуру — математика для всех»; ещё 200 тысяч участвуют в исторической игре «Золотое руно». Эти мероприятия строятся не как элитарные олимпиады для вундеркиндов, а как демократические конкурсы. Профессор считает, что нет смысла выращивать «национальную элиту» в пансионах, пока не достигнут общий уровень обязательных для всех знаний. «Я готов за два месяца натаскать любого ученика», — возмутился он в ответ на предложение одного из журналистов «сортировать» детей, исходя из их расположенности к математике. Разработанные учёным игры призваны в корне изменить отношение школьников к предметам, считающимся самыми трудными — математике и русскому языку (а также факультативному предмету «мировая художественная культура»). Характер вопросов, предлагаемых этими конкурсами, позволяет проявиться творческому мышлению.

Проверка готовности

На вопрос о сегодняшнем дне российского образования Башмаков отметил, что эта система, к счастью, «очень устойчива, и расшатать её не так просто». Наш уровень, считает профессор, по-прежнему высоко ценится в остальном мире. Однако творчеству учителей, по его мнению, мешает жёсткая система утверждения новых методик и изменений в законах. Он посетовал на то, что вузы сейчас не так связаны со школой, как в советские времена, когда Марк Иванович в течение 15 лет возглавлял кафедру в ЛЭТИ. Сегодняшний Петербург, утверждает учёный, не имеет долгосрочной стратегии в области обучения: «всё держится на конкретных людях в вузах и Комитете по образованию».

Прошлые заслуги, сказал Башмаков, не повод почивать на лаврах: «наше зазнайство сейчас проигрывает сильно возросшей гибкости за рубежом. Ко многому мы оказались просто не готовы. Так, во Франции система образования необычайно формализована. Однако даже в этой стране реализованы 24 моих идеи, выношенных в России». Одной из таких идей был тест, напоминающий ЕГЭ, но с другой формулировкой вопросов. Результатом оказывалась не абстрактная цифра, а обстоятельная рецензия, сообщающая испытуемому, что ему даётся хорошо, а что — не очень. Другими словами, тест оценивает готовность ученика к продолжению образования. Закономерно, что его сдают гораздо охотнее, чем единый госэкзамен, введение которого, по мнению учёного, пока никак не повлияло на учебный процесс.

К разряду инноваций относится готовый курс учебников для всех классов (с первого по одиннадцатый) под условным названием «Математика для тех, кому она не нужна». Просьбами о переиздании своих учебников профессор, по его словам, был «атакован» ещё в начале нынешнего столетия. Однако ему пришлось столкнуться с проблемой распространения: многие издательства сейчас ориентируются на «быстрые деньги». Поэтому Институту приходится налаживать связи самостоятельно: например, со школами города Тихорецка Краснодарского края, которые уже 15 лет используют учебники Башмакова.

Когда-то издательство «Просвещение» напечатало за четыре года 2,5 миллиона этих учебников. Существовало положение, обязывавшее школы вести обучение только по учебникам, выигравшим всесоюзный конкурс. С тех пор как это положение отменили, в этой области царит демократия, местами переходящая в анархию. «По любому из нынешних учебников математики можно готовиться, — успокаивает профессор. — Хотя и случается, что из книг выброшены нужные идеи или отсутствует культурно-исторический контекст».

Город как школа

В ответ на вопрос о том, что изменит в нашей стране Болонский процесс, учёный предостерёг от излишнего скептицизма. «В любую систему можно вложить современное содержание, — сказал он. — В профилизации главное не результат, а процесс. Учитель сам может методически адаптироваться к ученикам; нужно только давать им возможность себя проявить. Государство должно обеспечивать возможность развития выдающихся детей. Например, по системе «Город как школа», которая особенно применима к слабым ребятам. В Америке, кстати, программа City As School охватывает 10 тысяч человек».

Из всех разнообразных программ ИПО именно проект «Город как школа» был наиболее полно воплощён в условиях России. Он осуществлялся при поддержке немецких партнёров и проходил одновременно у нас и в городе Печ (Венгрия). Для реализации этого проекта, начавшего действовать в 1994 году, тогда создали сеть площадок (школы, лицеи, ПТУ), организовали полиграфическую базу, основали специальную Мастерскую продуктивного обучения с доступом участников проекта к современным информационным системам. В рамках проекта прошли несколько семинаров, в том числе международных; было защищено около 150 индивидуальных проектов.

Выпускники школ, участвовавшие в проекте, вместе с аттестатом о среднем образовании получили специальные сертификаты Института продуктивного обучения. В северной столице в этот проект входили шесть учебных заведений, включая школу № 597 в Коломягах и два ПТУ. Отдельные его образовательные циклы продолжают работать до сих пор. «Я не ощущаю недостатка в предложениях», — так оптимистично заканчивал Марк Иванович свои встречи с журналистами.  

Иван Шейко-Маленьких

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков