|
№ 7 (3755), 30 апреля 2007 года
|
|
|
выпускники
|
|
|
Золотое руно кенгуру
В конце февраля и начале марта в Электротехническом университете и агентстве «Интерфакс» прошли пресс-конференции, приуроченные к 70-летию Марка Ивановича БАШМАКОВА. Основная специальность учёного — математика (алгебра, теория чисел, алгебраическая геометрия), по которой он опубликовал более 100 работ, подготовил несколько десятков кандидатов и докторов наук и создал научную школу. Параллельная область его деятельности — теория и методика обучения. М.И.Башмаковым создано более 20 учебных пособий по школьной математике, а также различных статей и монографий по теории продуктивного обучения, обеспечивающей индивидуальное развитие ребёнка по выбранной учебной траектории.
Вчерашняя гибкость
В числе первых профессору был задан вопрос о том, как он понимает «гибкость» образования. «У нас такое образование обычно связано с вопросами профилизации, — сказал М.И.Башмаков, — но для Европы это вчерашний день».
Создание «гибких» школ нового типа было, по его словам, особенно востребовано в России конца 1980-х и начала 1990-х годов. Однако приверженцы профессора всегда опережали на шаг «модные» тенденции, идя от «профильного» образования к индивидуальным программам для каждого ученика. Внутри Российской Академии образования (РАО) Башмаков разработал систему, позволяющую школе быстро меняться исходя из потребностей учеников.
|
|
М.И.Башмаков |
|
Необходимость изменений школьной системы Марк Иванович сполна ощутил на поприще преподавания. Окончив в 1959 году математико-механический факультет ЛГУ, он затем стал доктором физико-математических наук, профессором и действительным членом РАО. Параллельно с преподаванием математики в ЛГУ он работал в ряде профтехучилищ города и университетском интернате, открытом в 1963 году при его участии. Тогда же он начал организовывать городские и всесоюзные школьные олимпиады. Его энергии во многом обязаны заочная и юношеская математические школы, открытие журнала «Квант», а также традиция соревнования школьников «Кенгуру — математика для всех» — самого массового в России. Башмаков стал одним из организаторов INEPS — международной сети продуктивных школ, создав также при РАО в 1993 году Институт продуктивного обучения (ИПО).
С момента своего открытия Институт готовит и реализует программы общего, дополнительного и специального образования, распространяя новейшие педагогические идеи. Его главными партнёрами на этом поприще являются аналогичные вузы в Берлине и Вилафранке. Специалисты Института не только выезжают на международные конгрессы, но и регулярно проводят на базе ИПО курсы, семинары и конференции по новым образовательным технологиям.
Первым крупным начинанием Института стал проект «Профессиональное обновление учительского корпуса», финансировавшийся из средств Европейского Союза. В его рамках было создано 13 центров профессионального обновления (по четыре в Ленинграде и Москве и по одному в пяти столицах союзных республик), подготовлено около 200 специалистов по внедрению новых образовательных технологий. Другой важный проект, который ИПО разработал в 1998 году (также финансировавшийся ЕС), был призван помочь профессиональному самоопределению молодёжи в условиях рыночной экономики. В этом проекте участвовало 12 учебных заведений из пяти регионов России. Помимо основной задачи по профориентации они подготовили 50 квалифицированных педагогов, готовых к внедрению новых методов в рабочую практику.
Русские медвежата
Отвечая на вопрос, чем нынешние дети отличаются от своих предшественников, Марк Иванович сказал: «Теперь дети берут извне гораздо больше, чем раньше. У них есть огромные возможности (например, тот же Интернет), которых мы не имели; есть и опасности — существовавшие, впрочем, всегда». Компьютеризацию учебного процесса профессор считает важным направлением, стараясь способствовать этому процессу, в том числе через Национальный фонд подготовки кадров.
Думая о возможностях ребятишек, Марк Иванович уделяет большое внимание мотивации учебного процесса. «Учебники для младших классов, — говорит он, — писать труднее: здесь нужны постоянные выходы из чистой науки в смежные области». Сейчас около полутора миллионов школьников вовлечены в проекты ИПО «Русский медвежонок — языкознание для всех» и «Кенгуру — математика для всех»; ещё 200 тысяч участвуют в исторической игре «Золотое руно». Эти мероприятия строятся не как элитарные олимпиады для вундеркиндов, а как демократические конкурсы. Профессор считает, что нет смысла выращивать «национальную элиту» в пансионах, пока не достигнут общий уровень обязательных для всех знаний. «Я готов за два месяца натаскать любого ученика», — возмутился он в ответ на предложение одного из журналистов «сортировать» детей, исходя из их расположенности к математике. Разработанные учёным игры призваны в корне изменить отношение школьников к предметам, считающимся самыми трудными — математике и русскому языку (а также факультативному предмету «мировая художественная культура»). Характер вопросов, предлагаемых этими конкурсами, позволяет проявиться творческому мышлению.
Проверка готовности
На вопрос о сегодняшнем дне российского образования Башмаков отметил, что эта система, к счастью, «очень устойчива, и расшатать её не так просто». Наш уровень, считает профессор, по-прежнему высоко ценится в остальном мире. Однако творчеству учителей, по его мнению, мешает жёсткая система утверждения новых методик и изменений в законах. Он посетовал на то, что вузы сейчас не так связаны со школой, как в советские времена, когда Марк Иванович в течение 15 лет возглавлял кафедру в ЛЭТИ. Сегодняшний Петербург, утверждает учёный, не имеет долгосрочной стратегии в области обучения: «всё держится на конкретных людях в вузах и Комитете по образованию».
Прошлые заслуги, сказал Башмаков, не повод почивать на лаврах: «наше зазнайство сейчас проигрывает сильно возросшей гибкости за рубежом. Ко многому мы оказались просто не готовы. Так, во Франции система образования необычайно формализована. Однако даже в этой стране реализованы 24 моих идеи, выношенных в России». Одной из таких идей был тест, напоминающий ЕГЭ, но с другой формулировкой вопросов. Результатом оказывалась не абстрактная цифра, а обстоятельная рецензия, сообщающая испытуемому, что ему даётся хорошо, а что — не очень. Другими словами, тест оценивает готовность ученика к продолжению образования. Закономерно, что его сдают гораздо охотнее, чем единый госэкзамен, введение которого, по мнению учёного, пока никак не повлияло на учебный процесс.
К разряду инноваций относится готовый курс учебников для всех классов (с первого по одиннадцатый) под условным названием «Математика для тех, кому она не нужна». Просьбами о переиздании своих учебников профессор, по его словам, был «атакован» ещё в начале нынешнего столетия. Однако ему пришлось столкнуться с проблемой распространения: многие издательства сейчас ориентируются на «быстрые деньги». Поэтому Институту приходится налаживать связи самостоятельно: например, со школами города Тихорецка Краснодарского края, которые уже 15 лет используют учебники Башмакова.
Когда-то издательство «Просвещение» напечатало за четыре года 2,5 миллиона этих учебников. Существовало положение, обязывавшее школы вести обучение только по учебникам, выигравшим всесоюзный конкурс. С тех пор как это положение отменили, в этой области царит демократия, местами переходящая в анархию. «По любому из нынешних учебников математики можно готовиться, — успокаивает профессор. — Хотя и случается, что из книг выброшены нужные идеи или отсутствует культурно-исторический контекст».
Город как школа
В ответ на вопрос о том, что изменит в нашей стране Болонский процесс, учёный предостерёг от излишнего скептицизма. «В любую систему можно вложить современное содержание, — сказал он. — В профилизации главное не результат, а процесс. Учитель сам может методически адаптироваться к ученикам; нужно только давать им возможность себя проявить. Государство должно обеспечивать возможность развития выдающихся детей. Например, по системе «Город как школа», которая особенно применима к слабым ребятам. В Америке, кстати, программа City As School охватывает 10 тысяч человек».
Из всех разнообразных программ ИПО именно проект «Город как школа» был наиболее полно воплощён в условиях России. Он осуществлялся при поддержке немецких партнёров и проходил одновременно у нас и в городе Печ (Венгрия). Для реализации этого проекта, начавшего действовать в 1994 году, тогда создали сеть площадок (школы, лицеи, ПТУ), организовали полиграфическую базу, основали специальную Мастерскую продуктивного обучения с доступом участников проекта к современным информационным системам. В рамках проекта прошли несколько семинаров, в том числе международных; было защищено около 150 индивидуальных проектов.
Выпускники школ, участвовавшие в проекте, вместе с аттестатом о среднем образовании получили специальные сертификаты Института продуктивного обучения. В северной столице в этот проект входили шесть учебных заведений, включая школу № 597 в Коломягах и два ПТУ. Отдельные его образовательные циклы продолжают работать до сих пор. «Я не ощущаю недостатка в предложениях», — так оптимистично заканчивал Марк Иванович свои встречи с журналистами.
Иван Шейко-Маленьких
|