Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 7 (3755), 30 апреля 2007 года

Трактат о волшебных словах

Конечно, можно сказать «гламурно» или «готично» — но смысл останется тот же, добавятся только эмоциональные оттенки. Слово, которое звучит незатейливо, показывает равнодушное отношение говорящего к обсуждаемому объекту. Вот и все.

Волшебные слова можно употреблять по отношению к вещам, людям и явлениям. К чему угодно.

Рассмотрим на примерах.

Гламурная рыба

Вот скажем, пришли вы в магазин купить на обед какую-нибудь рыбу. Если перед вами лежит рыба розовая, ни разу не замороженная и, безусловно, дорогая, то это гламурненько. Если рыба погибла давно, цвет имеет мертвенно-серый и явно предназначена для людей, равнодушных к процессам жизнедеятельности, то это готично. Трэшoвая рыба либо погибла совсем давно, либо ее миновали такие условности, как морозильная камера. Бывает социально приемлемая трэшовая рыба. Это вяленая вобла. В мирное время, употребляя различные виды трэшовой рыбы, можно успокаивать себя такой мыслью: все, что жуется и проглатывается, можно съесть — по крайней мере один раз.

Людей определяем примерно так же. Достаточно охарактеризовать нового знакомого волшебным словом, и уже понятно, на каком расстоянии вы хотите дальше с ним общаться. Гламурненькие голосуют за партию власти и хотят всем нравиться, как блестящая денежка. Человек, чье «мятущееся я» не ищет легких путей, но, отрицая общество на словах, продолжает жить по его законам, готичен в большей или меньшей степени. С трэшовой личностью все сложно. Встречаются, конечно, гении. Но гораздо чаще — подонки, мимикрирующие под гениев. Зато трэшовые хотят жить острее, чем гламурненькие и готичненькие вместе взятые. «Жить, хоть как-нибудь, да жить». Лариса Огудалова на излете своего литературного бытия начала мыслить трэшово.

Одежда — самый распространенный пример. С нее-то все и началось. Ну, здесь все понятно, даже подробно расписывать ничего не надо. Использование волшебных слов по отношению к гардеробу напрочь исключает из оборота понятия «безвкусица» или «пошлость». Это поэты Серебряного века в качестве олицетворения пошлости описывали сиреневое платье с оранжевым бантом у лифа. Или вот у Чехова был язвительный по тем временам пример: розовое платье с зеленым поясом. Сегодня любое сочетание цветов можно объяснить как выражение протеста. Три сестры рвутся в Москву, сидя на ровном месте, а настоящая женщина действует, и плевать ей на вымышленные каноны вымышленного социума. И вообще нечего выпендриваться, что есть, то и носим. Трэш!

Терминологический аппарат нехитрый, зато формирует восприятие мира в нем совершенно определенным образом. Попробуйте сами — убедитесь.

Вместо тысячи слов

Волшебные слова могут заместить собой целые словари. Показывая пальцем на что-нибудь и произнося волшебное слово, вы освобождаете себя от тягостных размышлений и проклятых вопросов вроде того, кто виноват и что теперь со всем этим делать. Вещи обретают целостность и, что самое важное — неизменность.

Волшебные слова исключают негатив.

Пошлости больше не существует, потому что есть гламур. Гламур — это стремление к идеалу. Но от тех идеалов, которые будили общественную мысль в прошлом, идеалы современности отличаются прежде всего тем, что они растаскивают общество по материальному, половому и возрастному признаку. В понимании гламурной девицы «быть дешевкой» — значит носить поддельную сумочку от «Луи Виттон». Гламурный человек должен выглядеть так, чтобы особи противоположного пола приседали на задние лапы от физиологического восторга, а особи своего пола боялись даже стоять рядом, ибо сравнение будет не в их пользу. Гламур не отрицает старость и смерть — он просто не знает, что это такое. Возраст — это порок, но только в том смысле, в каком мы говорим «порок сердца». Плохо выглядеть в глазах общества — это в буквальном смысле значит «выглядеть плохо», то есть оказаться одетым в поддельные шмотки. Те слова, которые гламур не замещает собой, в его присутствии теряют переносный смысл.

Я ничего не имею против того, чтобы люди хорошо выглядели и красиво одевались. Но в пространстве гламура fashion и «фашизм» становятся однокоренными словами.

Нет больше незрелости и безответственности. Есть готика и трэш. Все для удобства человека. По сути дела, это бегство от действительности с одновременным возвеличиванием себя. «Мне что-то не нравится, я не понимаю, что именно, и поэтому ничего не могу сделать. Но видал я вас всех в гробу (в помойке)».

А если нет негатива, то нет и системы оценок. Допустимо все. Виссарион Белинский нашел бы, что сказать по поводу происходящего сегодня, но в приличном обществе его не поняли бы, а то еще и засудили бы за оскорбление чести и достоинства.

Волшебные слова — порождение видимого благополучия, которое накладывается на творческий кризис. Общество потребления, к которому все мы принадлежим, это, по сути, общество подростков. А когда у подростка много свободного времени и карманных денег, да еще и контроля со стороны взрослых нет, он скорее сделает себе пирсинг во всех местах, чем займется творчеством. Зачем являть что-то миру, который и так изобилен?

Два ведра гламура

Гламур и высшее образование вполне совместимы. Но надо иметь в виду, что по странной практической закономерности, если смешать ведро гламура и ведро высшего образования, получим два ведра гламура.

Гламурная лекторша несет в своем образе слишком много побочных смыслов, чтобы студенты воспринимали то, о чем она рассказывает. Для девочек ее преподавательский авторитет закончится, как только они выяснят, сколько стоит ее пиджак и могут ли они купить себе более дорогой, а для мальчиков она — потенциальный сексуальный объект, не более того.

Гламурный лектор начнет свой курс с того, что вытащит из внутреннего кармана шариковую ручку за пятьсот уев и скажет что-то вроде: «Если хотите иметь такую же, слушайте мои лекции внимательно». Сомнительное нравоучение, но случается и такое.

Университет — это, конечно, не средневековый монастырь, но есть две вещи, которые несовместимы с идеей высшего образования, во всяком случае, в нашей стране — демонстративная роскошь и не менее демонстративная половая принадлежность. Недаром героиня бунинского «Чистого понедельника» при своих очевидных возможностях на занятия ходила «скромной курсисткой».

Врожденный гламур бывает, но крайне редко. Он искажает восприятие действительности, так что гламуророжденный может существовать только в пространстве глянцевых журналов. В качестве примера — не анекдот. Пэрис Хилтон вспоминает детство: «Я долго не понимала, что живу во дворце. Потом пришла в гости к друзьям и подумала: «Ой…». Спустя лет …дцать та же Пэрис Хилтон снимается в фильме «Блондинка в шоколаде». Выход за пределы глянцевой вселенной обратился… трэшем. «Известия», газета, по идее, качественная, откликнулась на провал премьерного показа: «Блондинка» шла ко дну, но то, в чем она тонула, лишь отдаленно напоминало шоколад».  

Виктория Тюленева

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков