Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 6 (3754), 19 апреля 2007 года
официальный отдел

О проекте федерального закона
об особом статусе МГУ и СПбГУ

Ректор Университета Л.А.Вербицкая направила в адрес министра образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко письмо «О проекте федерального закона об особом статусе МГУ и СПбГУ». Людмила Алексеевна напомнила, что президентом Российской Федерации дано поручение по вопросу придания Московскому государственному университету им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургскому государственному университету особого статуса.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации была создана рабочая группа по вопросу разработки нормативных актов о придании особого статуса Московскому государственному университету им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургскому государственному университету (далее — Университеты). В состав рабочей группы включены первый проректор Санкт-Петербургского государственного университета Н.М.Кропачев и заместитель декана юридического факультета СПбГУ В.А.Лопатин.

Работа над законопроектом велась открыто и гласно. Структурными подразделениями и работниками Университета были сделаны многочисленные предложения по закреплению особого статуса Университетов. Данные предложения положены Н.М.Кропачевым и В.А.Лопатиным в основу разработанного Проекта.

Представленный Проект был обсужден и одобрен на Ректорском совещании.

В Проект включены следующие основные положения.

1. Университеты как старейшие российские учебные заведения, ведущие бразовательные и научные центры Российской Федерации провозглашаются особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации и признаются национальным достоянием Российского государства.

2. Расширяется самостоятельность Университетов в образовательной сфере. Во-первых, перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования принимается Ученым советом Университета. Во-вторых, перечень открываемых Университетом образовательных программ утверждается и изменяется Ученым советом Университета. Образовательные программы открываются Университетами в уведомительном порядке. Лицензирование и аккредитация образовательной деятельности Университетов заменяется процедурой уведомления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области образования. Данный механизм, с одной стороны, укрепит академическую автономию Университетов, с другой стороны, сохранит предварительный контроль государства за реализуемыми Университетами образовательными программами.

В-третьих, сроки проведения, перечень вступительных испытаний и формы их проведения, включая проведение олимпиад с зачетом их результатов в качестве результатов вступительных испытаний, устанавливаются Ученым советом Университета. Университеты получают право сочетать Единый государственный экзамен со вступительными испытаниями.

В-четвертых, Университеты наделяются правом выдавать собственные документы об образовании, которые являются документами государственного образца. Данное право вытекает из особой процедуры открытия Университетами образовательных программ.

В-пятых, Университет самостоятельно осуществляет аттестацию научных и научно-педагогических кадров, присуждает ученые степени кандидата наук и доктора наук, выдает собственные дипломы, которые признаются дипломами государственного образца.

3. Одним из приоритетов деятельности Универ­ситетов как научных центров в соответствии с Проектом являются фундаментальные и прикладные научные исследования. Предусмотрено разделение бюджетного финансирования образовательной и научной деятельности.

4. Университеты получают право создавать подведомственные организации для оптимизации образовательного процесса, инновационных проектов, материально-технического и организационного обеспечения своей деятельности. При этом основными подведомственными организациями в Проекте названы государственные учреждения и государственные унитарные предприятия. Таким образом, имущество дочерних организаций остается в федеральной собственности. Государственное имущество, закрепленное за Университетом, не будет облагаться налогами и иными обязательными платежами.

5. За Университетами сохраняется право получать и использовать доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, отвечающей их уставным целям.

В связи с изложенным Л.А.Вербицкая направила министру Проект федерального закона «О статусе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета», подготовленный членами рабочей группы Министерства образования и науки Российской Федерации Н.М. Кропачевым и В.А. Лопатиным.  

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков