Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 6 (3754), 19 апреля 2007 года

Мозг! Мозг! Мозг!

Ежегодно в третью неделю марта на биолого-почвенном факультете проводятся просветительские мероприятия, популяризирующие науку о мозге, в том числе конкурс школьных работ. В этом году конкурс проводился в четырёх категориях: экспериментальные работы (здесь принимали участие преимущественно старшеклассники); реферативные работы (здесь также в основном участвовали ученики 9–11 классов); литературные работы (стихи и рассказы писали ребята, начиная с младших классов); и творческие работы прикладного характера (здесь картины на батике соревновались с поделками из ракушек, общей же была тема: мозг).

М.П.Чернышёва.

М.П.Чернышёва.

На вопрос нашего журнала отвечает Артём Поспеев, ученик 4-а класса школы №393, представивший на конкурс работу «Мозг Винни-Пуха».

— Чем объясняется ваш выбор тематики?

— Просто я очень люблю читать, поэтому я и сделал работу, посвященную мозгу Винни-Пуха. Я взял банку, нарисовал на ней мозг, насыпал опилок и добавил надпись: «В голове моей опилки — да, да, да! Винни-Пух»

— Кем бы вы хотели стать в будущем?

— Я хотел бы стать ветеринаром.

Своими пожеланиями с организаторами конкурса поделилась Саша Алексеева, ученица 10 класса (лицей № 82).

— Было бы очень замечательно, если бы конкурс проходил в форме большой конференции, то есть мы бы не просто сдавали свои работы, из которых потом выберут лучшие, а имели бы возможность выступить, рассказать о своей работе, изложить её суть.

— Чему было посвящено ваше исследование?

— С двумя моими подругами мы исследовали влияние мелатонина (гормона, вырабатывающегося в эпифизе) на биоритмы у растений, у животных и у человека.

— Вы учитесь в специализированном лицее?

— Да, 82-й лицей, где мы учимся — химико-биологический.

— С какой профессией вы планируете связать свое будущее?

— Я планирую поступить в Первый медицинский институт.

В день награждения для участников и лауреатов конкурса сотрудники кафедры общей физиологии биолого-почвенного факультета прочитали лекции.

Мозг! Мозг! Мозг! Что такое мозг?
Это то, что помогает нам считать и размышлять.
Берегите наш мозг, наш замечательный мозг!
Чтобы дорогу перейти,
И хорошо себя вести,
Напрягай свои мозги!
Олег Суворов
(2-а класс, школа № 201)

Доклад доцента Дмитрия Романовича БЕЛОВА был посвящен половому диморфизму некоторых функций мозга: «Эволюции стереотипов мужского и женского поведения». Оказывается, не только мозг, но даже печень у мужчин и у женщин, как и у других позвоночных, функционирует по-разному, что во многом определяет разные формы стереотипного поведения.

Профессор Игорь Ильич КРИВОЙ в лекции «Здо­ровье мозга — в руках организма» рассказал о недавно открытых у позвоночных эндогенных аналогах лекарственных веществ растительного происхождения, которые вырабатываются в почках, сердце, головном мозге. Разработки в этой области могут привести к созданию лекарственных препаратов нового поколения, которые будут лишены нежелательных побочных эффектов, характерных для ряда препаратов, широко применяемых в клинике в настоящее время.

«Зачем мы спим?» — так называлась третья лекция. Её прочитала доцент Марина Павловна ЧЕРНЫШЁВА. Сон для организма — как следует из доклада — это регулятор иммунной системы, объема памяти, информации, энергетического потенциала организма. Утомление как одна из первопричин сна связано с тем, что аденозинтрифосфорная кислота, основной консервант энергии в нашем организме, в процессе работы и усиленного обмена веществ образует аденозин. А аденозин — это сигнал ко сну, дающий команду тормозным системам мозга. Пока человек спит, его глаза и уши не воспринимают внешние сигналы (непонятно только, зачем же тогда мама вечером ставит нам будильник и почему утром мы все-таки просыпаемся, если уши наши спят вместе с нами? — Прим. авт.) , — объем внешней информации уменьшается. Но продолжается напряженная внутренняя работа. На разных стадиях сна происходит чистка памяти от лишней информации и перевод её в долговременную память.

О Европейской неделе познания мозга, о конкурсе на биолого-почвенном факультете и его истории рассказывает доцент кафедры физиологии Марина Павловна Чернышева:

Мозг заботится о нас,
Мозг работает день и ночь.
Он ответственен за нас,
Чтоб всё работало: зрение,
Мышление, чтение, движение.
Ольга Лукьянович
(2-а класс, школа № 201)

— Европейская неделя познания мозга — это детище Европейской ассоциации нейробиологов, куда входят шестеро нобелевских лауреатов — исследователи строения, функций и патологий мозга. Они нашли спонсоров, и часть своих средств выделили на привлечение молодежи в нейробиологию и на просвещение широких масс. Этот проект начал работать в Англии, Франции, Германии и Италии, — в тех странах, откуда родом нобелевские лауреаты. Но нашей бывшей студентке Ирине Быстронь, работающей сегодня в Англии, удалось подключить и Россию, а именно Петербург, к этому проекту. Сегодня Россию в Европейской неделе познания мозга представляем только мы.

Каждый год Ирина Быстронь оформляет нам заявку на грант, и мы получаем деньги на премии школьникам-лауреатам. В течение десяти лет Неделя мозга проходит у нас с большим размахом. Благодаря председателю нашего оргкомитета академику Александру Дани­ловичу НОЗДРАЧЕВУ к участию в ней подключаются академические институты, где проходят дни открытых дверей и устраиваются экскурсии. Для учителей и для клиницистов читаются лекции. Как минимум 50 специалистов в области нейробиологии участвуют в этой просветительской программе ежегодно. Неотъемлемая часть программы — это конкурс для школьников.

В этом году программу Недели познания мозга пришлось сократить, так как нам не удалось получить деньги. Но учёные согласились прочитать лекции бесплатно, а за средствами на премирование школьников мы обратились к спонсорам. В частности, наш декан Игорь Алексеевич ГОРЛИНСКИЙ выделил часть средств из фонда биолого-почвенного факультета. Хорошие подарки предложил Британский совет: два годовых абонемента на посещение библиотеки Британского совета с возможностью пользования всеми электронными ресурсами. Также лауреатам нашего конкурса подарили книги по страноведению и по биологии на английском языке. Эти подарки вручила школьникам сотрудница Британского совета Наталья ШАБАНОВА.

Кроме того, одним из наших спонсоров стало издательство «Дрофа»: детям подарили книги из новой серии «Библиотека путешествий».

— Что вы можете сказать об уровне работ, представленных в этом году?

Мозг граничит с черепком. Мыслим серым веществом.
Белое там для объема,
Чтоб не пусто было в нем.
Отчего овечки блеют?
И зачем в воде круги?
Все вопросы одолеют
Очень умные мозги
Катя Макеева
(2-а класс, школа № 201)

— Детей талантливых очень много, и всех хотелось бы отметить. Работы действительно очень хорошие. Если уж поделки — то выполненные с большим искусством. А что касается реферативных и исследовательских работ — все они весьма высокого качества.

Одна из экспериментальных работ в этом году была выполнена в Институте им.И.М.Сеченова. Это было исследование судорог у крыс: какие вещества их вызывают, какие купируют. В основном же работы посвящены психофизиологии. Например, исследование психофизиологического портрета женщин-алкоголиков, реферат о депрессии. Мне особенно понравилась работа, посвященная особенностям адаптации к школе у заикающихся детей 1– 3 класса — обследовано очень много детей и, главное, работа содержит практические рекомендации, которые уже вполне можно использовать.

— И это всё делают школьники? Это ученики каких-то специальных школ?

— Есть среди них ученики Академической гимназии, специализированных классов или лицеев, кружков при Домах творчества юных, а также много учеников обычных школ или с языковой специализацией. Например, тринадцать учеников финско-английской школы № 201 получили первое место за свои стихи.

Мы распространяем информацию о нашем конкурсе по школам. Этим, в частности, занимается активный член оргкомитета профессор кафедры гистологии и цитологии Дмитрий Константинович ОБУХОВ. Он входит в методический совет при Университете педагогического мастерства, где систематически устраиваются методические конференции для учителей. Большую помощь в оповещении учителей и проведении конкурса школьных работ нам оказывают методисты кабинета биологии (заведующая Галина Николаевна ПАНИНА).

— Какие кафедры, помимо кафедры общей физиологии, принимают участие в Неделе? Где проходят ваши лекции?

— В проведении Недели познания мозга также участвуют коллеги с кафедр высшей нервной деятельности и психофизиологии, гистологии и цитологии и кафедры биохимии.

Ох, и трудная задача
Написать стихи про мозг!
И сижу я чуть не плачу,
Мысли плавятся как воск.
Антон Толмасов
(2-а класс, школа № 201)

Мы выезжаем с лекциями в школы, в клиники. Для учителей устраиваются лекции в Университете педагогического мастерства.

— Не могли бы вы рассказать читателям нашего журнала об Ирине Быстронь, которая приняла значительное участие в устроении Недели познания мозга в Петербурге?

— Ирина Быстронь — выпускница кафедры общей физиологии биолого-почвенного факультета СПбГУ. Дипломная работа Ирины Быстронь была посвящена разработке методики пересадки мозга. Полученные результаты позволили понять, что клетки мозга обладают иммунными свойствами. И.Быстронь очень энергичный и знающий учёный. Два года назад она была отмечена как лучший молодой биолог Оксфорда. Сейчас Ирину Быстронь оставили в Оксфорде еще на пять лет, поскольку она сделала значительное открытие, связанное с развитием и происхождением структур головного мозга.

 

Первые места в конкурсе на биолого-почвенном факультете в этом году заняли: ученица 11-го класса лицея № 95 Мария Шинкарёва (экспериментальный раздел), ученица 11-го класса школы № 697 Ольга Грачева (раздел рефератов), ученицы 10-го класса школы-интерната №1 Ирина Васильева и Дарья Пиннер (раздел прикладного творчества), пятеро учащихся школы при НИДОИ им.Г.И.Турнера и тринадцать учеников 2-го класса школы № 201 (раздел литературного творчества).

Некоторые из стихов-победителей приведены на страницах нашего журнала.  

Вопросы задавал Вадим Хохряков

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков