Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 6 (3754), 19 апреля 2007 года
официальный отдел

Законы страны
диктуют поправки в Устав Университета

Университет, являясь образовательным учреждением, должен заниматься наукой. Академия наук не хочет ограничиваться фундаментальными исследованиями, но лишена права готовить студентов. Способы совместить букву закона с реальной жизнью обсуждались 9 апреля на втором заседании Конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся СПбГУ, посвящённой поправкам к проекту новой редакции Устава университета.

Не дожидаясь президента

Нововведения, представленные 26 марта членам Учёного совета, были разбиты на шесть разделов, считая поправки ректора; каждый ставился на голосование отдельно. Первую группу из восьми поправок, представленных секретариатом Учёного совета, составили изменения, вызванные вступлением в силу с 14 февраля федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена», а также созданием Медицинского колледжа Университета.

Вторую группу из девяти поправок, внесённых секретариатом Учёного совета, составили изменения, обусловленные вступлением в силу приказа Минобрнауки России от 17 ноября 2006 года № 288 «Об утверждении Положения об Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации». В третью группу из 17 поправок, разработанных Постоянной комиссией Учёного совета по экономике, финансам и социальному развитию от 19 марта 2007, вошли изменения, призванные обеспечить целевое использование бюджетных средств, выделяемых Университету на ведение учебной деятельности. Четвёртую группу образовали поправки содержательного характера, предложенные секретариатом Учёного совета, Медицинским центром, Постоянной комиссией Учёного совета по учебной работе и членами Учёного совета И.А.Горлинским, В.Н.Мовчаном, К.В.Холшевниковым. Пятую группу составили 19 редакционных поправок, разработанных секретариатом и членами Учёного совета.

Отдельным блоком обсуждались три поправки, внесённые ректором Людмилой Алексеевной Вербицкой и направленные на то, чтобы ещё до избрания университетского президента обеспечить возможность формирования состава Попечительского совета СПбГУ, избрания его председателя и принятия Учёным советом Положения о Попечительском совете. Почти все поправки Конференция приняла единогласно. Дискуссия развернулась лишь вокруг третьей группы нововведений.

Дискуссия

Третья группа поправок была вызвана необходимостью привести в соответствие с законом практику распределения бюджетных средств. До сих пор в СПбГУ научно-исследовательские институты были как бы самостоятельными, но не имели ни копейки бюджетных средств, осуществляя свою деятельность на базе основных фондов Университета, пользуясь зданиями, электроэнергией и прочим. Поэтому на Ученом совете решили: институты теперь будут входить в состав факультетов. Для них ничего по существу не меняется, институты остаются институтами, но руководить всей деятельностью теперь будет декан, а директор института может быть заместителем декана. Мы ничего не ликвидируем, и своеобразие и специфику всех институтов сохраняем, но получаем юридическое право на расходование бюджетных средств на содержание этих институтов.

Главное понимать, что ничего в худшую сторону для сотрудников научно-исследовательских институтов не изменится. Никакой статус они не потеряют. Но отвечать за все и руководить всем теперь будет декан факультета. Ведь главное в университете — образовательный процесс

Сейчас СПбГУ, претендуя на особый статус, приковывает к себе пристальное внимание контролирующих органов. «Нас посещают две-три комиссии в день, — посетовала собравшимся Людмила Алексеевна, — откладывать дальше нельзя. Университет имеет право получать и расходовать гранты на отдельные исследования, но не может оплачивать из бюджетных средств содержание научных структур, считаясь образовательным учреждением. В рамки госзаказа по обучению студентов не вписываются расходы на содержание зданий для научной деятельности, их отопление, освещение и обеспечение средствами связи. Существовать в режиме самообеспечения могут, увы, далеко не все НИИ».

Этой же теме было посвящено выступление декана экономического факультета И.П.Бойко, ответившего на вопросы о структуре перехода НИИ под юрисдикцию факультетов. Он пообещал, что в ближайшее время будет разработано типовое положение, регулирующее этот процесс.

Наши перспективы

В случае принятия закона об особом статусе СПбГУ и МГУ имени М.В.Ломоносова, планируемые изменения должны повысить автономность Университета. В случае их утверждения Учёный совет СПбГУ сможет сам определять перечень направлений подготовки студентов. Лицензирование и аккредитация образовательных программ государством заменятся простым уведомлением контролирующих органов. Сроки вступительных испытаний, в том числе сочетающихся с ЕГЭ, начнут определяться самим Университетом. Помимо этого СПбГУ одним из первых в стране начнёт аттестовать кандидатов и докторов наук, выдавая собственные дипломы, считающиеся документами государственного образца.

Университет получит право создавать подшефные организации. Имущество дочерних структур останется в госсобственности, СПбГУ не должен будет платить за них налоги. Речь идёт о передаче Университету тех прав, которые сейчас по статусу положены только агентству: он сможет получать и использовать доходы от любой деятельности, которая соответствует его профилю.  

Иван Шейко-Маленьких

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков