Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 4 (3753), 15 марта 2007 года

Внутренний мир гуманиста,
напряженно работающий

Профессор Борис Герасимович АНАНЬЕВ (1907–1972) – классик отечественной психологии, глава научной школы, основатель факультета психологии в Ленинградском (Петербургском) университете.

Важнейшие книги Б.Г.Ананьева: «Пространственное различение» (1955), «Психология чувственного познания» (1960), «Теория ощущений» (1961), «Человек как предмет познания» (1968); а также изданные посмертно «О проблемах современного человекознания» (1977) и «Избранные труды в двух томах» (1980).

* * *

О своем учителе рассказывает профессор, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии факультета психологии СПбГУ Лариса Арсеньевна ГОЛОВЕЙ:

– Борис Герасимович Ананьев – это создатель петербургской-ленинградской психологической школы, создатель факультета психологии в нашем университете.

Б.Г.Ананьев разработал совершенно новые подходы к изучению человека. Его главные установки – это целостное изучение человека; изучение человека в его развитии, – причём на протяжении всей его жизни; изучение человека, с одной стороны, как представителя биологического вид, а с другой стороны, как существа социального. Все факторы развития человека Б.Г.Ананьев старался рассматривать в их единстве, как целое. Он стал одним из первых учёных, начавших экспериментально изучать человека во все периоды его жизни, – и он одним из первых показал, что развитие человека носит непрерывный характер; что развивается не только ребенок или подросток, но и человек во все периоды взрослости.

Развитие человека не прекращается на протяжении всей жизни, – это открытие Б.Г.Ананьева стало в свое время настоящим прорывом. В теоретическом отношении у него были предшественники (в частности, Н.А.Рыбников), но Б.Г.Ананьев первым организовал широкие, масштабные исследования психического развития человека в период взрослости. Эти исследования проходили на факультете психологии и в Институте психологии взрослых; сам Б.Н.Ананьев исследовал развитие в период 20 – 40 лет, а после его ухода сформированная им группа психологов довела это исследование до возраста 65 лет. Интересно, что развитие человека изучалось не по десятилетиям, а по годам, – что позволило обнаружить определенные закономерности – разнообразные механизмы, фазы и переходные периоды в развитии взрослого человека.

Все это было необходимо для того, чтобы построить общую теорию возрастного развития, а также использовать эти знания в практике психологической работы с людьми.

Л.А.Головей:
– Б.Г.Ананьев был человеком необыкновенно широких взглядов. Он не только изучал психологию, но и задумывался о её месте в системе других наук. Б.Г.Ананьев говорил: научная и человеческая миссия психологии в том, что она должна стать центром интеграции всех знаний о человеке, накопленных самыми разными науками. Б.Г.Ананьев думал о создании интегральной науки – человекознания или человековедения – пытаясь объединить естественнонаучные и гуманитарные основы в изучении человека. Не случайно друзьями Б.Г.Ананьева по университету были как естественники (например, заведующий кафедрой физиологии высшей нервной деятельности Э.Ш.Айрапетянц), так и гуманитарии. Взгляды Б.Г.Ананьева на человеческую индивидуальность – гуманистические. Б.Г.Ананьев говорил: сущность индивидуальности – это внутренний мир человека, который постоянно работает, – и мера напряженности работы этого внутреннего мира является показателем богатства индивидуальности. Сам Б.Г.Ананьев был личностью необыкновенного масштаба.

Б.Г.Ананьев говорил о том, что психологическая структура человека носит сложный характер, и над индивидными свойствами человека (включающими нейро-динамические основы, систему психической регуляции, темперамент, задатки) надстраиваются свойства человека как личности и как субъекта деятельности. На формирование личности важнейшее влияние оказывают социальные условия (воспитание, обучение), и сущность личности раскрывается именно в системе её общественных отношений, в социальном статусе, в системе ценностных ориентиров, в мировоззрении. Но Б.Г.Ананьев одним из первых стал говорить о биологической, психофизиологической основе как базе формирования свойств личности.

Для обозначения одной из важных составляющих психологической структуры человека Б.Г.Ананьев вводит понятие «человек как субъект деятельности», он рассматривает историю деятельности человека – от игры и учёбы до таких форм деятельности, как общение и труд, – выделяет этапы и стадии, а также свойства человека как субъекта деятельности. Субъект деятельности формируется в тесной связи с индивидными и личностными особенностями человека.

Системой, в которой интегрируются все свойства человека как индивида, как личности и как субъекта деятельности, является человеческая индивидуальность. Новаторство Б.Г.Ананьева в подходе к изучению человека заключалось в том, что нужно изучать человека в его целостности, на всех уровнях, – и в развитии.

– Какие научные традиции наследует Б.Г.Ананьев?

– Важна линия преемственности, идущая от В.М.Бех­те­рева, являющегося основоположником естественнонаучной школы в психологии (наследующего, в свою очередь, И.М.Сеченову). А.П.Бехтерев разрабатывал естественнонаучные основы психологии, а также положил начало комплексному подходу к человеку, целостному видению человека.

Наряду с Психоневрологическим институтом (сущест­вующим по сей день и ныне носящим имя В.М.Бехтерева), созданным в 1907 году как лечебное и научно-исследовательское учреждение, В.М.Бехтерев в 1918 году основал Институт по изучению мозга и психической деятельности. Это было учреждение для комплексного, целостного изучения человека, где существовал ряд лабораторий, изучавших различные проявления психики человека.

В 1927 году Б.Г.Ананьев специально приезжает в Ленинград, чтобы учиться в аспирантуре Института мозга у Бехтерева, но в том же году В.М.Бехтерева не стало. Тем не менее, Б.Г.Ананьев оканчивает аспирантуру бехтеревского Института мозга, а впоследствии возглавляет в этом институте сектор психологии.

– В чём специфика Ананьевской психологической школы сегодня?

– Наша школа отличается комплексным подходом к человеку, вниманием к развитию человека на протяжении всей его жизни, а также к природным основам и предпосылкам развития психики.

Уместно вспомнить, что в начале своей научной деятельности Б.Г.Ананьев сосредоточил свои исследовательские усилия на изучении сенсорной сферы человека. Его первые фундаментальные монографии были посвящены психологии ощущения, теории чувственного познания, – в этом проявился интерес Бориса Герасимовича к природным основам человека. Б.Г.Ананьев говорил, в частности, о сенсорной природе интеллекта. Сегодня начатые им исследования имеют большое значение для понимания основ формирования интеллекта; широкое применение они находят в развитии и воспитании детей, в разработке основ психологической помощи и создании психологической службы.

– Чем отличается петербургская психологическая школа от московской?

– Можно вспомнить учёных, работавших в одно время, параллельно с Б.Г.Ананьевым. В первую очередь здесь следует назвать Алексея Николаевича Леонтьева, – создателя и первого декана московского факультета психологии. А.Н.Леонтьев внес большой вклад в развитие теории личности, но развитие человеческой личности он рассматривал в первую очередь с точки зрения формирования мотивации, мотивов; с точки зрения формирования деятельности человека, – не уделяя достаточного внимания природной составляющей (например, темпераментным, нейро-динамическим основам), полагая, что она не имеет существенного значения для человека как личности.

Н.А.Логинова:
– Б.Г.Ананьев был человеком, о котором сегодня сказали бы «харизматическая личность». Общение с ним оставило неизгладимый след во всех тех, кто хоть что-то понимает в человеке. Одаренность Б.Г.Ананьева граничит с гениальностью. Это был очень оригинальный мыслитель, человек необыкновенной проницательности, человек завораживающий и убеждающий. Б.Г.Ананьев был настоящим психологом, который видит людей и умеет на них воздействовать, – не манипулируя ими, а заботливо развивая личность каждого… Б.Г.Ананьев был необыкновенно демократичным человеком. Б.Г.Ананьева всегда больше всего на свете интересовал человек. А в человеке самое интересное – его душевная организация. Ею с юности и занимался Б.Г.Ананьев. При этом в центре его внимания был не абстрактный человек, а конкретные люди. Так и должен работать психолог: заниматься живым человеком, каков он есть – с его возрастом, его индивидуальными особенностями, иногда – патологиями… Этот интерес к человеку определил и путь ученого, и его отношения с людьми. Для Б.Г.Ананьева каждый человек был значим и интересен, – и он был гуманен к человеку, поскольку думал о нем и понимал его, – ведь гуманизм приходит через понимание людей.

Между тем сегодня мы видим, что новейшие открытия в генетике очень часто демонстрируют: даже такие свойства личности, как агрессивность, ответственность, имеют свои истоки не просто в индивидной структуре и свойствах нервной системы человека, а в генетических кодах.

Борис Герасимович был необыкновенно прозорливым учёным. В те годы, когда генетика в нашей стране подвергалась гонениям, здесь, в созданной Б.Г.Ананьевым лаборатории дифференциальной психологии и антропологии, проводились исследования психогенетических основ индивидуальности. Конечно, Борис Герасимович подвергался тогда несправедливой критике – хотя его уникальные исследования, посвященные периоду взрослости, и переводились на многие иностранные языки.

– В чём отличие развития психологии в России от её развития на Западе? Чем объясняется, например, задержка в возникновении психологических кафедр и факультетов?

– Психология как наука в России прошла очень сложный путь. 1900-1920-е можно назвать временем расцвета психологии в России. Возникло много новых, уникальных направлений, в частности, в области разработки психодиагностических методов.

Еще в 1913 году был издан психологический атлас Н.А.Рыбакова, содержавший в себе психодиагностические методы исследования интеллекта чело­века, его памяти, внимания. И когда в 1950-е годы за рубежом стали создаваться системы тестов для измерения пси­хических функций – в мировой науке не было найдено достойных аналогов тестовым методам Рыбакова, а также Гуревича и Озерецкого (изложенным в их книге 1930 года «Психо­мо­торика»). Когда в 1972 году американская служба занятости разрабатывала тестовую батарею для профессионального подбора, психомоторные тесты были ими заимствованы из книги Гуревича и Озерецкого 1930 года. В нашей стране эта книга, как и многие другие, попала в свое время под запрет.

В 1936 году было принято постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Психологи были изгнаны из школ, тестирования были запрещены, многие лаборатории – закрыты, а психологи – репрессированы; психологи И.Н.Шпильрейн и А.А.Таланкин были расстреляны. Между тем именно в это время педология – наука о детстве – активно развивалась, так же как и другие области психологии. Так, в 1927 году у нас, в Ленинграде, была открыта первая в мире психологическая профконсультация на бирже труда, – и научное руководство ею осуществлял В.М.Бехтерев. В 1936 году всё это было закрыто и запрещено. Тогда на многие десятилетия затормозилось развитие психологии в нашей стране. И деятельность Б.Г.Ананьева, направленную на возрождение интереса к психологии, на возрождение сообщества психологов в Ленинграде, нельзя переоценить.

– Вы были аспиранткой Б.Г.Ананьева, не могли бы вы поделиться вашими личными впечатлениями от общения с ним?

– В 1964 году я пришла на отделение психологии философского факультета. На первом курсе лекции по общей психологии нам читал сам Б.Г.Ананьев. Меня, как и всех студентов, потрясала его необыкновенная увлеченность наукой. Б.Г.Ананьев никогда на лекциях ничего «не разжевывал», он не делал скидок на то, что мы чего-то не знаем, – и со студентами первого курса говорил о науке совершенно всерьез, как с коллегами. Его увлечение наукой передавалось студентам на уровне эмоционального заражения.

На первом курсе было всего 15 человек, но слушать лекции Б.Г.Ананьева стекалось множество народа – не только психологи, но и артисты, общественные деятели, – все интересовавшиеся психологией. Б.Г.Ананьев являлся большим авторитетом, и аудитория всегда была забита дополна.

Я вспоминаю необыкновенную одаренность Б.Г.Ананьева как педагога…Что такое курсовая или дипломная работа с позиции академика? Это – лишь маленькая часть огромного исследования. Но обсуждая результаты большого исследования, Б.Г.Ананьев всегда упоминал о конкретных фактах, добытых каким-то студентом или молодым сотрудником, – показывая, какую роль играет этот факт не только в масштабах всего исследования, но и в масштабах мировой психологической науки. И все мы чувствовали свою приобщенность к большой науке.

* * *

Многочисленные ученики Б.Г.Ананьева продолжают сегодня традиции учёного по всему миру. Своеобразный анклав ананьевской школы – четверо выпускников Петербурского университета, продолжающих традиции Б.Г.Ананьева – на кафедре общей психологии Казахского национального университета. Последователи Б.Г.Ананьева продолжают развивать его идеи, внедряют соответствующие программы, пропагандируют соответствующие источники, стараясь привить своим ученикам знание, понимание и любовь к ананьевскому подходу к психологии.

О жизненном пути Б.Г.Ананьева рассказывает его ученица, доктор психологических наук, профессор Казахского национального университета (Алма-Ата) Наталья Анатольевна ЛОГИНОВА, – автор книги «Опыт человекознания: история комплексного подхода в психологических школах В.М.Бехтерева и Б.Г.Ананьева»:

– Б.Г.Ананьев родился 14 августа (1 – по старому стилю) 1907 года во Владикавказе, в интеллигентной семье, входившей в большую армянскую диаспору. В детстве и юности Б.Г.Ананьев занимался музыкой (играл на фортепиано) и даже думал о музыкальной карьере, но интерес к научному познанию оказался сильнее. Б.Г.Ананьев заканчивает общественно-экономический факультет. Еще во Владикавказе он попал в поле влияния доцента Р.И.Чера­новского – психолога, руководителя педологического кружка, к которому и примкнул Б.Г.Ананьев. Р.И.Черановский работал в русле рефлексологической теории Бехтерева и сориентировал Б.Г.Ананьева на рефлексологию.

В сентябре 1927 года Б.Г.Ананьев приезжает в Ленинград, в бехтеревский Институт мозга, – и это становится поворотным моментом в его жизни. В Институте мозга (навсегда закрытом в 1948 году) Б.Г.Ананьев проработал с 1928 по 1942 год.

Институт мозга под одной крышей объединял специалистов разного профиля: по анатомии и физиологии мозга, по развитию и психологии животных, по детской психологии, по психологии труда, – и все они были объединены вокруг психологической проблемы личности. Институт мозга отличал комплексный, человековедческий подход, в нем тесно сотрудничали естественники и гуманитарии. Это во многом и сформировало Б.Г.Ананьева: в будущем он сумел сочетать гуманитарный и естественнонаучный стили мышления; он синтезировал гуманитарное и естественнонаучное знание.

До войны под руководством Б.Г.Ананьева, в 1934 году возглавившего лабораторию школьной психологии, было проведено два больших цикла исследований. Первый цикл касался развития характера ребенка в школе. Второй цикл был посвящен изучению чувственного познания: изучению ощущений, восприятия, представлений. Этим он продолжал заниматься всю оставшуюся жизнь.

Для настоящего ученого характерно наличие сквозной линии: многообразие тем исследований сливается, тем не менее, в органическое единство. Для Б.Г.Ананьева сквозной линией, объединившей всё, стала проблема развития человека. Б.Г.Ананьев занимался и личностью, и ощущениями – но всё шло одно к одному.

Начало войны застало Бориса Григорьевича в Ленинграде, он участвовал в обороне города, был награжден медалью «За оборону Ленинграда». Вклад Б.Г.Ананьева в оборону был связан с маскировкой города. Все лабораторные исследования по восприятию были востребованы. Под обстрелом на башне Исаакиевского собора проводились опыты, а затем были сформулированы очень удачные рекомендации по маскировке.

В эвакуации Б.Г.Ананьев работал начальником психологического кабинета эвакогоспиталя, где занимался, как и многие другие психологи, восстановлением психических функций личности раненых, получивших мозговые травмы.

В Ленинград Б.Г.Ананьев вернулся в конце 1943 года, и сразу же стал активно работать. Им были прочитаны блестящие лекции по психологии в лектории общества «Знание». Именно там ему удалось увлечь психологией двух своих выдающихся учеников – А.А.Бодалёва, ныне ака­демика РАО, и Л.М.Веккера – крупного психолога, после эмиграции в США получившего мировую известность.

В 1943 году было принято постановление Совнаркома о создании в вузах отделений психологии, – и в 1944 году они были созданы в Московском и Ленинградском университетах. Возглавить отделение психологии в ЛГУ Б.Г.Ананьева пригласил ректор Вознесенский – и это был, несомненно, очень удачный выбор. С 1944 года Б.Г.Ананьев работал в университете.

Около десяти лет Б.Г.Ананьев работал директором НИИ педагогики, где он развернул свою большую программу, посвященную развитию детей по этапам школьного обучения, – выходя к проблеме целостности развития детей средствами педагогики. Сверхзадачей было создание нового варианта педагогической антропологии, задуманной еще столетие назад К.Д.Ушинским.

В 1966 году отделение психологии было преобразовано в факультет. Здесь до самой своей смерти и проработал Б.Г.Ананьев. Его не стало 18 мая 1972 года.

* * *

В год столетия Б.Г.Ананьева на факультете психологии проводятся и планируются многочисленные мероприятия. Работает межвузовский семинар по изучению творческого наследия Б.Г.Ананьева. Планируется переиздание двух томов сочинений ученого, а также издание в Психологическом журнале РАН серии посвященных ему статей. В холле факультета психологии будет открыта музейная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Б.Г.Ананьева (большая роль в её подготовке принадлежит профессору В.Н.Куницыной, в течение многих лет собирающей мемориальные материалы, относящиеся к факультету психологии). Ведется работа над сайтом Ананьева; также планируется снять посвященный Б.Г.Ананьеву фильм. В честь 100-летия Ананьева будет учреждена премия его имени и, возможно, именная стипендия.

23 – 25 октября 2007 года на факультете психологии СПбГУ пройдут традиционные Ананьевские чтения.  

Вопросы задавал Вадим Хохряков

От редакции: в октябре мы планируем подготовить в содружестве с факультетом психологии специальный номер, посвященный 100-летнему юбилею Б.Г.Ананьева

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков