Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 4 (3753), 15 марта 2007 года

«Нечто большее,
чем научная школа…»

Призыв «спросить» у поисковой системы что-нибудь скоро приобретет буквальное значение. Управлять компьютером с помощью голосовых команд или просто поговорить с ним «ни о чем» можно уже сейчас. Но работа над автоматическим распознаванием и синтезом речи продолжается. И чем сложнее становятся исследования, тем более интересные задачи, связанные с речью, обнаруживаются учеными.

 

В конце февраля в здании Двенадцати коллегий Санкт-Петербургского государственного университета состоялся межфакультетский семинар «Речевые исследования и технологии: настоящее и будущее», посвященный памяти Валерия Ивановича Галунова. С 1965 по 2000 год его жизнь была связана с нашим университетом. Валерий Иванович являлся профессором сразу трех кафедр: лингвистики (филологический факультет), высшей нервной деятельности (биолого-почвенный факультетт), психофизиологии (психологический факультет). Он участвовал в работах, посвященных проблемам автоматического распознавания и синтеза речи, кодирования речи, определения эмоционального состояния человека по речи. С 1968 по 1989 год являлся научным руководителем всесоюзной программы “Автоматическое распознавание и синтез речи”, в 60-е годы был ученым секретарем Российской Академии наук. С 1991 года был научным директором ООО “ОДИТЕК”.

В 2005 году Валерия Ивановича не стало, но благодарные ученики и коллеги решили с помощью семинара напомнить о вкладе профессора Галунова не только в академическую науку, но и в развитие прикладных исследований.

Семинар был подготовлен и проведен сотрудниками группы по изучению детской речи ФНИИ им. А.А.Ухтомского Санкт-Петербургского государственного университета и российской акустической компании ОДИТЕК.

В работе семинара приняли участие сотрудники и студенты биолого-почвенного и филологического факультетов, Института им. А.А.Ухтомского СПбГУ, российской акустической компании ОДИТЕК, Института физиологии им. Павлова, Институт уха, горла, носа и речи, Института эволюционной биохимии и физиологии им. Сече­нова, кафедры рефлексотерапии МАПО.

 

Состоял семинар из двух частей: сначала участники представили свои доклады, а затем во время круглого стола поделились своими воспоминаниями о Валерии Ивановиче Галунове как о сотруднике, учителе и друге.

В докладах рассказывалось о тех областях, которые входили в научные интересы Валерия Ивановича. Прозвучавшие доклады ярко показали, что идеи Валерия Ивановича продолжают жить и развиваться.

Валерий Иванович Галунов, физик по базовому образованию, кандидат и доктор биологических наук, «широкий лингвист», «ведущий речевик СССР», «блестящий и остроумный рассказчик» был одним из первых адептов комплексного мультидисциплинарного подхода к речевым исследованиям.

 

Семинар открыл академик РАО Александр Сергеевич БАТУЕВ, почётный профессор кафедры психофизиологии и ВНД биолого-почвенного факультета. В своём вступительном слове Александр Сергеевич Батуев отметил значимую роль Валерия Ивановича Галунова в работе кафедры психофизиологии и высшей нервной деятельности. Будучи профессором кафедры, В.И.Галунов длительное время читал курсы «Психофизиология речи», «Акустика речи», «Эволюция речи», руководил подготовкой докторских, кандидатских и магистерских диссертаций. Обширная научная деятельность В.И.Галунова стала основой создания нового направления исследований на кафедре. Можно сказать, что именно с его помощью кафедра приобрела в своём названии новое слово – «психофизиология». Валерий Иванович предлагал изучать вопросы речевого общения, речи как коммуникации между матерью и ребенком с первых шагов жизни ребенка, что и придало кафедре своеобразный «оттенок». В настоящее время целая научная группа под руководством доктора биологических наук Елены Евгеньевны Ляксо в университете работает над проблемами, которые инициировал профессор В.И.Галунов. В.И.Галунов серьёзно относился к проблемам кафедры, проявлял только доброжелательную критику в адрес сотрудников. О его ответственном и самоотверженном отношении к делу говорит такой факт: даже испытывая проблемы со здоровьем, Валерий Иванович приезжал в университет из Петергофа, чтобы читать лекции и беседовать со студентами.

 

С первым научным сообщением «Цифровая обработка речевого сигнала. Современное состояние исследований в компании ОДИТЕК» выступил Андрей Борисович ВИКТОРОВ, научный директор компании ОДИТЕК, основателем которой был Валерий Иванович Галунов.

Андрей Борисович на настоящее время является «преемником» Галунова в компании ОДИТЕК на посту научного директора.

«Не так давно Валерий Иванович Галунов, освещая вопросы “современных речевых технологий”, предложил разделять их в аналитическом плане на три составляющие, – сказал в своем выступлении Андрей Борисович Викторов. – Первая – речевая наука, то есть весь комплекс знаний о речевом сигнале, процессах речеобразования и речевосприятия, которыми мы владеем. Вторая составляющая – речевые технологии, то есть достигнутый уровень аппаратно-программных решений обработки речевых сигналов, предлагаемых для решения практических (прикладных) задач. Третья составляющая – собственно практические системы, то есть системы реального применения. Мы считаем, что необходимо отдельно выделить еще одну составляющую, четвертую – базы данных.

Первую составляющую, видимо, в большей степени призваны развивать государственные академические институты, тогда как третью составляющую развивают, в основном, частные фирмы, работающие под заказ. В развитие речевых технологий вносят вклад и те и другие. Наша фирма, созданная Валерием Ивановичем в начале 90-х годов, не исключение. Основной упор в своей деятельности мы, конечно, делаем на создание систем практического назначения и создание баз данных.

Системы практического назначения можно разделить на три класса: для военного или другого специального применения, коммерческие системы и демонстрационные системы («демки»). Последние являются специфическим жанром. Они не предполагают получения прибыли, а служат для демонстрации уровня достижений фирмы, с одной стороны, или могут являться некими «пилотными» версиями будущего продукта – с другой. Несколько таких «демок» выложены на сайте ОДИТЕКА, все они получили живой отклик у посетителей сайта. Наибольшее число «скачиваний» имеет программа «Гришка» (так называемый электронный «попугай», с которым можно общаться при помощи определенного набора фраз – прим.авт.). Основное внимание ОДИТЕК уделяет, конечно, системам военного и другого специального применения, так как они являются основными источниками существования компании».

Вопросы «речевой науки» были освещены в докладе Алексея Николаевича СОЛОВЬЁВА, сотрудника компании ОДИТЕК, научного сотрудника ФНИИ А.А.Ухтомского СПбГУ, «Язык, мышление и современные проблемы понимания речи». Алексей Николаевич поднимал вопросы автоматического распознавания речи с точки зрения вероятности создания таких систем распознавания, возможности которых были бы максимально приближены к возможностям восприятия речи человеком. Были рассмотрены существующие в настоящее время модели автоматического распознавания речи. «Несмотря на современные достижения в современных речевых технологиях, остается один существенный и совершенно незатронутый вопрос: как учитывать в автоматических системах индивидуальное восприятие и понимание, – отметил А.Н.Соловьев. – Пока рано еще говорить даже о возможности создания систем коммуникации, подобных человеческой. Практически все современные автоматические системы распознавания строятся на статистической информации о языковых единицах, где принципиально невозможно ввести каким-либо образом понятие доминанты. Возможно, это должен быть не только «методологический и даже философский прорыв», а еще и, что более важно, другой взгляд на такие вещи, как сознание, наблюдение, восприятие». То есть, сегодня назрела потребность в формировании новой мультидисциплинарной научной парадигмы в речевых исследованиях.

С докладом «Соотношение слуха и речи у детей. Речь при минимальных нарушениях слуха» выступила доктор биологических наук Инна Армаисовна ВАРТАНЯН, профессор Института физиологии и биохимии им. Сеченова.

В своём докладе она попыталась расширить понятие «речевые технологии».

 

Цель исследования, представленного в докладе, заключалась в создании слухоречевых технологий для обучения «слушать и говорить слоги, слова, звуки» детей 3 – 7 лет со сниженным слухом – компьютерной коррекционной программы , которая может быть использована при любой степени потери слуха.

В продолжение идеи о мультидисциплинарном подходе к речевым исследованиям выступила с докладом кан­дидат биологических наук Валентина Владимировна ЛЮБЛИНСКАЯ, ведущий научный сотрудник отдела психо­физиологии речи Института физиологии им. И.П.Пав­лова. В ее докладе «Связь речевых технологий с биологическими науками» говорилось: «В связи с недостаточными знаниями о механизмах слухового восприятия речи и раз­витием инженерно-математических средств разработки систем автоматического распознавания и синтеза речи, речевые технологии успешно развивались отдельно от биологической науки с конца 70-х гг до 2000 г. Однако к 2000 году наметилось заметное торможение в успехах речевых технологий – автоматические системы распознавания речи плохо работают в реальной акустической среде, при смене дикторов, вариативности речи (диалект, дефекты артикуляции). К настоящему времени значительное число инженеров-исследователей на Западе видят перспективу в синтезе формальных инженерных методов со знаниями о восприятии речи человеком».

Продолжила тему синтеза биологии и физики доктор психологических наук Инна Васильевна КОРОЛЕВА, ведущий научный сотрудник ЛОР НИИ, в докладе «Бионические аспекты в исследованиях В.И.Галунова». Работая в качестве сотрудника НИИ «Дальняя связь», Инна Васильевна занималась исследованиями мозга, при этом в отделе над созданием систем автоматического распознавания речи вместе работали физики, инженеры, математики, лингвисты и психологи. Институт в лице Валерия Ивановича Галунова, курировавшего данное направление, заключал много договоров с ЛГУ, Институтом мозга человека, Институтом Бехтерева. Все исследования биологической и медицинской направленности были в рамках бионического подхода к созданию систем автоматического распознавания и синтеза речи. «Валерий отличался именно биологическим подходом к проблемам», – Инна Васильевна особо подчеркнула системность, иерархичность его мышления, эволюционный взгляд на многие вопросы.

 

Старший научный сотрудник ФНИИ им. А.А.Ухтом­ского Алексей Константинович МАКАРОВ в докладе «Речевые технологии в лечении ДЦП (детского церебрального паралича)» отметил, что Валерий Иванович Галунов, будучи очень многосторонней личностью, увлекался медициной: «В 2000 г. он создал Институт усовершенствования медицинских технологий, где был первым директором. В беседах В.И.Галунов высказывал мысль, что поле для разработки новых медицинских технологий лежит в области системного анализа фундаментальных положений в медицине и биологии». Алексей Макаров и Валерий Иванович часто обсуждали различные методологические концепции, такие как структура и функция, системный подход, функциональная система, доминанта, системы регуляции организма и так далее. Под впечатлением этих бесед и произошло формирование подходов при лечении последствий детского церебрального паралича у взрослой девушки, с остаточными нарушениями устной речи и двигательными расстройствами верхних и нижних конечностей. Для лечения приемлемыми оказались приёмы, которые в расширительном толковании можно назвать речевыми технологиями.

 

О последнем интересе и новом направлении исследований В.И.Галунова рассказала доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник НИИ физиологии им. А.А.Ухтомского Елена Евгеньевна ЛЯКСО в докладе «Формирование акустического облика речевого сигнала в онтогенезе»: «Валерия Ивановича интересовала акустика детской речи: каким образом и в каком временном интервале речь ребенка приобретает признаки, присущие речи взрослого, на основании каких признаков осуществляется ее распознавание взрослыми. Под его руководством в Институте физиологии им. акад.А.А.Ухтомского сформировалась группа по изучению детской речи, которая продолжает работать и сейчас. Основной идеологией группы является использование междисциплинарного подхода, позволяющего рассматривать становление разных аспектов речи ребенка в онтогенезе в контексте одного исследования». Исследователей заинтересовал такой парадокс: при несформированности всех признаков, присущих речи взрослого, речь ребенка понятна взрослым, не обладающим знаниями об индивидуальных средствах выражения ребенка или о ситуативном контексте. «Таким образом, изучение становления речи в онтогенезе позволяет перекинуть мостик с ”детской” темы на ”взрослую”: от изучения становления речи к ее распознаванию, – сказала Елена Евгеньевна. – Валерий Иванович способствовал началу самостоятельного направления исследований – акустике детской речи на материале русского языка. Он поддерживал разные направления исследований детской речи (в частности – изучение вокализаций младенцев, имеющих различные неврологические нарушения), видел практическое применение этих исследований для ранней дополнительной диагностики состояния ребенка по характеристикам его звуковых сигналов. Но первым этапом этой работы явился набор звукового материала для большой выборки детей и получение данных об акустике речи ребенка при нормативном развитии ребенка. Так родилась идея создания базы данных звуков и речи русских детей первых трех лет жизни.

База активно собиралась коллективом группы на протяжении трех лет. Руководителем проекта являлся В.И.Галунов. Аналогов подобных баз в настоящее время в мировой практике нет. База звуков и речи детей «INFANTRU» содержит записи речи 102 детей, воспитывающихся в условиях семьи (из них 16 детей, имеющих в анамнезе неврологические нарушения) и 88 детей, воспитывающихся в условиях Дома ребенка. Общее количество записей – 2967, время записи – 70 часов. База данных «INFANTRU» включает в себя аудиозаписи детей, родившихся и проживающих в г. Санкт-Петербурге (родители детей родились в СПБ или проживают в нем не менее 10 лет).

База включает аудиозаписи детей с трехмесячного возраста, сделанные с интервалом в три месяца. Отражены ситуации: спонтанное произнесение ребенком звуков, взаимодействие ребенка с матерью в ситуациях: «лицом к лицу», игра, чтение. Каждый фрагмент записи, соответствующий одной ситуации в данный возрастной срез, длится до 5 минут. Для каждого звукового фрагмента указана информация о ребенке, матери, условиях записи и используемой аппаратуре.

Продолжением этой базы, явилась база данных речи русских детей 4-6 лет «CHILDRU». Этот проект разрабатывался уже без Валерия Ивановича».

 

С докладами выступили и молодые специалисты кафедры фонетики, филологического факультета СРбГУ: Даниил Алексеевич Кочаров и Вера Вячеславовна Евдокимова.

Д.А.Кочаров в докладе «Автоматическая интерпретация звуков с использованием дифференциальных признаков фонем» описал результаты своего исследования, которые показывают перспективность использования дифференциальных признаков фонем в системах автоматического распознавания речи. В.В.Евдокимова сделал доклад на тему «Особенности динамики отделов речевого тракта».

Далее выступил профессор Николай Николаевич Богданов. Он познакомился с В.И.Галуновым заочно в 1978 г., когда на заседании отдела клинической нейрофизиологии Н.П.Бехтерева упомянула о Валерии Ивановиче, как о «ведущем речевике СССР». Затем в 1981 г. В.И.Галунов пришёл на курсы повышения квалификации в ГИДУВ изучать рефлексотерапию.

«Взгляд Валерия Ивановича на различные научные направления можно описать следующим образом: есть лифт, который ездит по этажам. Каждый учёный описывает свой этаж, а Галунов охватывал все этажи и всю шахту, весь дом», – сказал Николай Николаевич Богданов.

Работа семинара показала, что идеи В.И. Галунова находят активное развитие в трудах его учеников и последователей. Прозвучало предложение сделать данный семинар постоянно действующим.

После окончания научной части участники делились своими воспоминаниями о Валерии Ивановиче.

Знакомство Александра Викторовича Остроухова из компании «ОДИТЕК» с В.И. Галуновым состоялось в 1971 г. в НИИ «Дальняя связь», тогда называвшемся НИИ «Электроаппаратура». «Это была настоящая «научная школа». – вспоминал Александр Викторович. – В первые три месяца работы всем новым сотрудниками предлагали для самостоятельного изучения труды классиков речевой науки: Фанта, Фланангана, Сапожкова. Затем молодого специалиста долго спрашивали, чем он интересуется, чем хочет заниматься». А.В. Остроухов отметил проблему утраты научных школ в современной российской науке, а также проблему коверкания русского языка широкими массами населения.

Николай Григорьевич Загоруйко, доктор физико-математических наук, приехавший из Новосибирска, рассказал следующий эпизод: «У Валерия Ивановича на многие события и явления был свой оригинальный взгляд. В самом начале перестройки он говорил: «Я представляю себе процессы в обществе в виде модели броуновского движения большого числа частиц, среди которых есть частицы, двигающиеся целеустремленно к своему благополучию. Если общество спокойно, то движение вверх затруднено. Если оно начинает бурлить, то даже небольшие, но направленные усилия позволяют пробиться вверх. Вот такие заинтересованные в хаосе силы и крутят колеса истории».

 

Философскими обобщениями отличались воспоминания Алексея Николаевича Соловьева:

«Валерий Иванович Галунов не был великим ученым. Валерий Иванович не был великим учителем. Он не создал своей школы. Хотя вполне бы мог: среди его учеников встречаются достаточно известные ученые, а любой научный труд по восприятию речи и речеобразованию едва ли обойдется без ссылки на его многочисленные работы в этой области. Возможно, все это просто было не нужно ему. Он был слишком разносторонний человек, чтобы ограничить себя одной областью знаний.

Валерий Иванович создал нечто большее, чем школа. Он создал свою семью, объединившую самых разных людей, как по возрасту, так и по интересам. Мало кто задумывался, насколько сильным было его влияние на нас. Мы повторяем не только его фразы, его суждения, но и его манеру говорить, рассуждать, относиться к окружающему миру, окружающим людям. Зачастую мы не догадываемся, что это он посеял в нас идеи, позже проросшие в нашем мозгу.

Поэтому с его уходом образовалась невосполнимая пустота, которая останется до тех пор, пока эта семья жива. Невосполнимая, потому что такие люди уникальны и универсальны. И одиноки. При беседе с ним всегда было ощущение, что он знает что-то большее, но не может этому научить другого, наверное, понимая, что такие вещи не передаваемы».  

Подготовила Венера Галеева

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков