Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 4 (3753), 15 марта 2007 года

Рубенс, князь и Пушкин

Искусствоведы поныне спорят, какая из картин написана раньше: та, что находится в собрании Эрмитажа, или её версия, привезённая швейцарским предпринимателем, коллекционером и меценатом Германом Байелером. «Гостья», когда-то входившая в коллекцию Филиппи, вплоть до нынешнего века считалась утерянной. Герман Байелер купил её у реставратора, полагавшего, что она принадлежит ученикам Рубенса. Позже выяснилось, что речь идёт о близнеце полотна, хранящегося в российском музее.

Швейцарский предприниматель, коллекционер и меценат Герман Байелер представляет «свою» Цереру.

Швейцарский предприниматель, коллекционер и меценат Герман Байелер представляет «свою» Цереру.

Свою выставочную акцию господин Байелер сопроводил благотворительным приёмом в Доме-музее Державина. В организации мероприятия ему помог благотворительный Пушкинский фонд, во главе которого стоит американский бизнесмен Кеннет Пушкин. Эта организация пропагандирует русскую культуру и выделяет средства на реставрацию исторических памятников России, среди которых – Пушкинский дом в Петербурге и музей-заповедник «Михайловское». Кеннет активно поддерживает исследователей творчества поэта и опекает пушкинские места в Старицком и Торжокском районах Тверской области.

Во время благотворительного вечера господин и госпожа Байелер вручили четыре гранта. Первые два из них предназначены Институту русской литературы РАН (Пушкинскому дому) на поддержку хранилища рукописей и отдела пушкиноведения. Вторые два гранта были выданы Всероссийскому музею имени А.С.Пушкина – на исследовательские и издательские проекты. Живое участие в благотворительной акции принял Светлейший князь Георг Юрьевский (правнук императора Александра Второго), история которого заслуживает отдельного рассказа.

Екатерина Третья

По словам Ларисы Черкашиной, чья статья «Царскосельская коллекция» опубликована журналом «Русское искусство», 1866 год вошёл в историю семьи Романовых не только благодаря свадьбе наследника с датской принцессой Дагмар (впоследствии Марией Федоровной). Первого июля этого года в одном из павильонов петергофского парка император Александр II овладел юной княжной Катенькой Долгоруковой.

Светлейший князь Георг Юрьевский и американский бизнесмен Кеннет Пушкин встречают гостей

Светлейший князь Георг Юрьевский и американский бизнесмен Кеннет Пушкин встречают гостей

Впервые Александр II увидел десятилетнюю Катеньку в усадьбе Тепловка Полтавской губернии. Там, в доме её отца, князя Михаила Долгорукова, он и остановился, приехав на военные манёвры. Княжеский род Долгоруковых брал истоки от легендарного Рюрика; в числе предков княжны был князь Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха. Катенька довольно рано осиротела, и вместе с сестрой Марией её определили в Смольный институт. Имение разорившегося князя Александр II взял под собственную опеку, а молодая фрейлина императрицы стала его возлюбленной.

«Увы, я сейчас не свободен, – сказал он ей в тот жаркий день. – Но при первой возможности женюсь на тебе». Ждать возможности пришлось почти 14 лет: императрица Мария Александровна скончалась в мае 1880 года. Тем временем в апреле 1872 у Катеньки родился сын Георгий. На следующий год появилась дочь Ольга, затем сын Борис, и следом – младшая дочь Екатерина. Судьба незаконнорожденных детей беспокоила императора. Еще летом 1874 он издал указ, дарующий Георгию и Ольге права, присущие дворянству, и возводящий их в княжеское достоинство с титулом Светлости.

Спустя месяц после кончины императрицы овдовевший Александр II и княжна Екатерина Долгорукова обвенчались в Царском Селе, после чего император пожаловал новой супруге титул «Светлейшей княгини Юрьевской». Хотя второй брак Александра II считался морганатическим, ничто не омрачало счастья монарха – кроме предчувствия, что оно будет длиться недолго. Не прошло и года, как в царский экипаж была брошена бомба, и это покушение, последнее из шести, унесло жизнь императора. Екатерина ухаживала за умирающим с редким самообладанием, растирая ему виски эфиром и помогая хирургам перевязывать мужу раздробленные ноги.

Неожиданная смерть Александра помешала Екатерине передать трон своему сыну Георгию. Впрочем, по велению Александра III за Светлейшей княгиней сохранялись её апартаменты в Зимнем дворце, дарованный ей Малый мраморный дворец, дачи в Царском Селе и Петергофе, а также поместья в Крыму. Она обеспечивалась казённой рентой размером 100 тысяч рублей в год; дочери Ольга и Екатерина имели право на царское приданое, а Георгий – на достойное сына императора образование.

Несмотря на такой «социальный пакет», Светлейшая княгиня предпочла покинуть Россию, взяв с собой ученические тетради мужа с лекциями Жуковского, его рубашку с пятнами засохшей крови, Евангелие и карманные часы с вмятиной, оставшейся от удара об мостовую. Помимо этого она увезла почти три тысячи писем, адресованных ей Александром II, и его перо с застывшей на кончике каплей чернил.

Своим пристанищем вдова императора избрала Париж, а затем – Лазурный берег, воздвигнув в Ницце Свято-Николаевский собор. Подземелье этого храма стало местом хранения её печальных реликвий. В мае 1895 года в Ницце обвенчались дочь императора княжна Ольга Александровна и внук Александра Пушкина граф Георг фон Меренберг. Спустя пять лет в особняке вдовы отметили свадьбу графини Александры Зарнекау и царского сына Георгия Юрьевского – выпускника Парижского университета, отслужившего на крейсере «Рында» и эскадренном броненосце «Император Николай I», а также в лейб-гвардии гусарском полку. На исходе того же 1900 года у них родился сын, в честь деда названный Александром.

Царскому внуку суждено будет похоронить свою бабушку, княгиню Екатерину Юрьевскую. Она умерла в феврале 1922 года, пережив разрушительные войны и революции, крах Российской империи и расстрел царской семьи. Окончив Колледж св. Екатерины Кембриджского университета, Александр стал великолепным переводчиком и преподавателем русского, французского и английского языков. В декабре 1957 в парижском кафедральном соборе Святого Александра Невского он обвенчался с Урсулой Аннемари Беер. Четыре года спустя у них родился Светлейший князь Юрьевский – правнук царя Георгий.

Отец молодого князя опасался не только за себя (советские спецслужбы охотились за внуком Александра II), но и за жизнь своего единственного сына. Поэтому он не настаивал на обучении ребёнка русскому языку. Более того, в семье был наложен строжайший запрет на все разговоры с Георгом о России и его августейших предках.

Впервые в России князь Георг Юрьевский оказался в августе 1991 года. С тех пор у него возник интерес к русской культуре, разбираться в которой ему помогает жена Катарина, изучающая старославянский язык в Цюрихском университете. Князь любит теннис; он был в числе руководителей сборной Швейцарии на Параолимпиаде 1984 года. Дипломированный ныряльщик-спасатель и выпускник юридического факультета Цюрихского университета, Георг возглавляет несколько компаний, связанных с компьютерным обеспечением.

Князь любит классику

Светлейший князь Георг Юрьевский старается не пропускать важные для России события. Он, напри­мер, присутствовал при открытии памятника Александру II (копии работы Марка Антокольского) в саду на площадке перед Военным университетом связи на Суворовском проспекте. Нашему корреспонденту он сказал, что держит в Петербурге квартиру и посещает северную столицу четыре-пять раз за год. Это вызвало несколько новых вопросов.

Светлейший князь Георг Юрьевский

Светлейший князь Георг Юрьевский

– Как изменился, на ваш взгляд, город по сравнению с советскими временами?

– Дискуссия вокруг проекта «Газпром-Сити» лишний раз привлекла внимание к проблеме адекватности города своему времени. Бесспорно, уникальное наследие Петербурга необходимо сохранить; но, тем не менее, стоит думать также о его экономическом развитии. Полагаю, что в конце концов восторжествует компромиссная точка зрения.

Я первый ужаснусь, если это здание появится в старом историческом центре. Сейчас оно всё же проектируется за его пределами – и выглядит очень достойно на фоне других предложений, футуристических и экстравагантных. Допускаю, что воплощённый проект будет сильно отличен от макета; впрочем, исправлять что-либо тогда будет уже слишком поздно. Этот небоскрёб интересен мне ещё и тем, что окажется напротив Смольного института, где воспитывалась моя прабабушка. Надеюсь, что фундамент столь тяжёлого здания тщательно подготовят: город стоит не столько на земле, сколько на костях тех, кто возводил его в петровские времена.

– Может ли Петербург обеспечивать себя только доходами от туризма?

– Туристские центры не должны на 100% зависеть от гостей города. Страны и регионы, где гостиничный сезон длится не круглый год, сталкиваются с большими опасностями. Тем более Петербург, привлекательный для прогулок лишь с конца весны по начало осени. Городу нужна современная инфраструктура для международных компаний, старающихся открыть здесь свои производства. Кроме того, не каждый петербуржец хочет работать в туристической отрасли. Столичному мегаполису необходимо развивать научную, политическую и производственную сферу, создавая рабочие места.

Мне нравится решение перевести Конституционный суд в Петербург и сделать Стрельну местом встречи премьер-министров и глав государств. Я думаю, столичные функ­ции Москвы и Петербурга следует уравновесить, не кон­центрируя их в одном месте, как это происходило в последние десятилетия. Это окажет позитивный эффект на проведение международных выставок и конгрессов. Россия по-прежнему открыта для остального мира. Имен­но это, на мой взгляд, хотел сказать российский пре­зидент в своей речи, не всем пришедшейся по сердцу.

– Какую роль сыграла русская культура в вашем личностном развитии?

– Я воспитывался как православный; мы с роди­телями часто навещали русскую церковь в Париже. Боль­шое воздействие на меня оказала классическая музыка, особенно Чайковский, и фортепианные концерты Рахманинова. У меня много хороших друзей среди современных музыкантов уровня Михаила Плетнёва.

Сейчас я обсуждаю ряд совместных проектов с Европейским университетом, расположенным во дворце моей прабабушки. Я участвую во многих музейных проектах. Например, когда умер Александр Второй, моя прабабушка устроила маленький частный музей в Мраморном дворце, который мне бы хотелось восстановить. Сейчас мне предстоят переговоры с Борисом Вахтиным и Михаилом Пиотровским о том, как вывести экспозицию за пределы одной комнаты.

Пушкин переходит границы

После выступления Елены Образцовой, исполнявшей отрывки из «Пиковой дамы», начался ужин, во время которого наш корреспондент подошёл к Кеннету Пушкину – дальнему родственнику поэта, ведущему своё происхождение от рода Ржевских.

Американский бизнесмен Кеннет А. Пушкин

Американский бизнесмен Кеннет А. Пушкин

Кеннет с самого детства знал, что принадлежит к семье русского поэта, но не придавал этому особого значения. Его детство пришлось на эпоху «холодной войны», поэтому семья будущего мецената порвала все связи с исторической родиной. Будучи этнографом, Кеннет с 1974 по 1984 год исследовал американских эскимосов. Он много месяцев жил и охотился на Аляске, изучая их быт и нравы. Во время экспедиций он два раза случайно пересекал границу с Россией.

Однажды в полярных льдах Кеннет охотился на китов, сидя в лодке из кожи, способной передвигаться как по морю, так и по суше. Увлекшись охотой, он не заметил, что оказался на советской территории. Впрочем, нарушителя не поймали ни тогда, ни в следующий раз, когда во время чудовищного ненастья и густого тумана самолёт с ним на борту сбился с курса. Охотники только потом догадались, что летели над восточным побережьем Чукотки.

В 1992 году Кеннет впервые прибыл в Россию уже легально, избрав для этого маршрут с Аляски в бухту Провидения на Чукотке, где он познакомился с российским исследователем эскимосов Михаилом Бронштейном. Учёный пригласил его посмотреть свою московскую коллекцию атрибутов эскимосской культуры. Кеннет принял приглашение, и тут внучка адмирала Александра Сергеевича Пушкина навестила его в Санта-Фе и попросила передать своему деду посылку. Так Кеннет ощутил себя частью большой семьи. Перед смертью адмирала в 1997 году Кеннет обещал ему достойно продолжить род Пушкиных и в том же году основал в Америке Пушкинский фонд.

Потомок поэта планрует открыть в Твери комплекс сооружений, включающий театр, конференц-зал, отель, исследовательский центр, музей и библиотеку. Фонд «Пушкинское наследие» при Стэнфордском университете призван пропагандировать пушкинское наследие во всем мире. Помимо этого Кеннет держит «Пушкинскую галерею», торгует с аукционов советской живописью и вместе с Бостонской консерваторией ставит мюзикл «Капитанская дочка». Ему также принадлежит идея песни «Друзья мои, прекрасен наш союз» и ста других композиций в стиле джаз, блюз и поп. Гастроли Кеннета, считающего себя творческим собратом груп­пы «Маркшейдер Кунст», проходят в петербургском Эрми­тажном театре.

Представитель журнала поинтересовался у Кеннета, в каких громких проектах участвовал его фонд в последнее время.

«Их много, – сказал по-русски потомок поэта и перешёл на английский. – Мы поддерживаем Пушкинский дом, а также Всероссийский музей Пушкина на Мой­ке, 12, его исследовательские и образовательные про­екты и публикации. Петербургская больница №15 обзаводится новой крышей и медицинским оборудованием. Брэнд «Пушкин» хорошо раскрутился ещё при жизни поэта – но, увы, только в России. Про остальной мир этого пока не скажешь; но наш фонд постарается сделать ему хороший промоушен. Мы не используем пока этот брэнд для раскрутки своей торговой сети или модной одежды. Хотя эти идеи тоже могут помочь рассказать всему миру о русской культуре и гуманистических идеях Пушкина. Он любил жизнь, любил людей: бедных и богатых, благородных аристократов и простых, как его слуга и лучший друг Никита Козлов. Для меня Пушкин – всё», – закончил Кеннет, вновь перейдя на русский язык.

Некрасов едет в геттинген

Следующим нашим собеседником оказался Сергей Некрасов, директор Всероссийского музея А.С. Пушкина. Этот комплекс, отметивший в 2004 году своё 125-летие, состоит не только из музея-квартиры Пушкина на Мойке, 12, где в залах второго и третьего этажа развёрнута экспозиция, посвящённая жизни и творчеству поэта. Кроме этого музей с 1949 года располагает филиалом в Царскосельском лицее и на даче Пушкина, где он жил с мая по октябрь 1831 года. Перспективу развития русской литературы освещает музей Некрасова на Литейном, 36.

– Подчиняются ли вам Пушкинские Горы?

Сергей Некрасов, директор Всероссийского музея А.С. Пушкина; Ирина Пиотровская и Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа

Сергей Некрасов, директор Всероссийского музея А.С. Пушкина; Ирина Пиотровская и Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа

– Когда-то в течение нескольких месяцев мы составляли единый комплекс, но это было давно – в 1953 году, когда все литературные музеи выделили в систему Академии наук, подчинявшуюся Министерству культуры. То, что вы сегодня видите, этот музей, который нам удалось обустроить к 300-летию города, расселив коммуналки и восстановив дом-музей Державина и русской словесности того времени, – это тоже часть Всероссийского музея Пушкина. В западном флигеле мы планируем открыть литературные и музыкальные гостиные, а в восточном – экспозицию, рассказывающую, чем Пушкин был обязан Державину.

– Что вы думаете об идущей сейчас реформе Академии наук?

– Мне кажется, что принципы определения научной политики, которые всегда были в руках учёных, сейчас могут уйти в руки профессиональных менеджеров. Тогда как для руководства подобным учреждением требуется именно сочетание административного и научного знания. Таким президентом был Сергей Иванович Вавилов, не только превосходно знакомый с проблемами научной жизни, но и сам обладавший высокой культурой. По-моему, в нынешнем виде реформа Академии избрала не самый оптимальный сценарий.

Корреспондент журнала (справа) «с Пушкиным на дружеской ноге».

Корреспондент журнала (справа) «с Пушкиным на дружеской ноге».

– С какими проблемами вам приходится сталкиваться в теперешней работе?

– Первая из них – деньги. Мы вряд ли смогли бы отреставрировать особняк, где сейчас находимся, если бы его не включили в число 19 приоритетных объектов первоочередного восстановления к 300-летию Петербурга. Их список подписал и утвердил сам президент России.

Через четыре года мы отмечаем 200-летие императорского Царскосельского лицея. Разработана большая программа, которая включает в себя и экспозиционную работу, и издание большой двухтомной иллюстрированной Лицейской энциклопедии. Мы намерены провести две выставки. Первая будет посвящена русским студентам Геттингенского университета, которые потом стали профессорами Царскосельского лицея. Скоро я поеду в Геттинген вести переговоры на эту тему. Вторая выставка, которая пока носит условное название «Дорогами истории», должна состояться в 2010 или 2011 году. У нас уже есть договорённость о совместном её проведении с Королевским музеем Брюсселя. В этом городе хранится архив императорского лицея, который мы, конечно, хотели бы вернуть на родину. Третий проект, под названием «Поэт и царь», пока только обсуждается с Екатерининским дворцом, отмечающим своё 200-летие в мае 2010 года. Если то, что мы наметили, сбудется, выставка расскажет о том, как ладили (или не ладили) с русскими царями Державин, Пушкин и Жуковский. Я надеюсь, что эти выставки очень многое откроют и впервые представят нашему зрителю.  

Иван Шейко-Маленьких
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков