Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 3 (3751), 28 февраля 2007 года
событие

Ловите Гения!
или
Куда подевался лавровый венок?

Гений» университета и новая традиция, с ним связанная, были подарены студенчеству одновременно – при участии администрации города, представителей ректората и в присутствии журналистов. Когда со скульптуры упало традиционное белое покрывало, стало очевидно, что у «Гения» не хватает одной важной детали. Заявленный во всех пресс-релизах как «награда первенствующему на пути познания» лавровый венок из бронзы куда-то исчез. Участники торжества делали вид, что ничего странного не произошло, и в своих приветственных речах о награде первенствующему не обмолвились и словом.

Согласно озвученной одним из высокопоставленных гостей идее, теперь, чтобы сдать экзамен на «отлично», надо почесать бронзовую ногу памятника или приложить к ней зачетку. До сессии еще далеко, но первые испытатели удачи начали массировать бронзовую ступню, как только VIP-персоны освободили пятачок перед монументом. Лицо парящего «Гения» хранило безучастное выражение.

Памятник универсанту был установлен на средства выпускника математико-механического факультета СПбГУ, предпринимателя Александра Евневича, который руководит крупной чайно-кофейной компанией, сетью строительных магазинов и благотворительным фондом поддержки российской математики имени Леонарда Эйлера. На постаменте «Гения» перечислены те, кто работал над проектом, но фамилии благотворителя нет, что соответствует неписаным этическим принципам университета и противоречит сложившейся в городе традиции увековечивания фамилий и фирменных знаков на бронзовых копытах и гранитных тумбах.

Идея памятника универсанту перед центральным входом в Главное здание витала в воздухе несколько лет – и вот, наконец, получила материальное воплощение. Нинель Яковлевна Олесич, профессор СПбГУ и президент культурного фонда «Знаменитые универсанты», еще в богатом на события мае 2003 года инициировала закладку плиты с надписью «Здесь быть памятнику универсанту». Согласно изначальному замыслу, скульптура должна была олицетворять студента университета. Интрига продержалась недолго – не прошло и месяца, как на площадке перед входом в университет обосновались цинично припаркованные прямо поверх плиты иномарки.

Спустя два года на историческом факультете прошла выставка макетов памятника, из которых всем универсантам и предлагалось выбрать лучший. Проектов было более 20, но именитых скульпторов участвовало трое – Константин Симун («Разорванное кольцо» у Ладоги, скульптурная композиция «Бродский приехал» во дворе филологического факультета), Евгений Ротанов (памятник Александру Блоку во дворе филологического факультета) и Михаил Белов (памятник Гоголю на Большой Конюшенной). Именно макет Михаила Белова пришелся по сердцу активным посетителям выставки, которые и проголосовали за него.

Церемония открытия памятника Скульптор Михаил Белов

Церемония открытия памятника

Скульптор Михаил Белов

В названии монумента наблюдаются некоторые разночтения. В бумагах он именуется то «памятником Универсанту», то «Гением», а в афишах и вовсе обозначен как «Гений – университету!», что наводит на размышления относительно самооценки автора.

Как бы то ни было, уже из предыстории следует целых два аргумента в пользу новоустановленного памятника. Во-первых, смотрится он всяко благороднее выводка чудовищных джипов, а во-вторых, его выбрал народ, а не тайная комиссия чиновников от искусства. Во всяком случае, у любого универсанта был шанс поучаствовать в процессе. И «Гений», помимо всего того, что он символизирует официально, может служить олицетворением общественного волеизъявления.

Кстати, о символах. В пресс-релизах помещено подробное и основательное толкование всех составных частей памятника. Гений – покровитель смелых, колонна из бронзы – незыблемость знаний, факел в поднятой правой руке – светоч знаний, венок – как уже говорилось, награда лучшим. Что в таком случае символизирует пустая рука – остается только догадываться.

«Куда делся венок?» – с таким вопросом корреспондент «СПбУ» обратился к Нинель Яковлевне Олесич сразу после окончания торжественного митинга. Последовал ответ: «Так решил скульптор, Михаил Белов». Красиво обосновать отсутствие венка в отсутствие автора смог ведущий церемонии — актер Иван Краско, питомец университетской Театральной студии: «Венок венчает победителя, – объяснил он свои ощущения от увиденного. – А студент не должен чувствовать себя победителем, всегда, до последнего дыхания, ежесекундно должен совершенствоваться, стремясь к получению все новых и новых знаний».

К слову сказать, скульптору не впервые приходится иметь дело с неожиданным толкованием своих работ. Памятник Гоголю очень быстро обзавелся легендой о портретном сходстве с неким нашим современником, и даже в расположении памятника напротив Казанского собора злоехидные критики увидели глубокий смысл – дескать, «тамбовские» на что-то намекают «казанским». «Гений» явного портретного сходства ни с кем не обнаруживает. Кроме всего пантеона античных персонажей, от Икара до Герострата.

Несмотря на многолетнюю информационную кампанию, в университете нашлись студенты, которые до последнего момента не имели ни малейшего представления о том, что происходит на площадке перед Главным зданием. Двое пятикурсниц с филологического факультета, привлеченные оглушительными залпами салюта, попытались определить, кому, собственно, памятник. «Факел в руке навевает ассоциации с Прометеем. Но крылья эти ассоциации убивают. А юбочка (имеется в виду развевающаяся драпировка, которая придает «Гению» пристойный вид и связь с «незыблемостью знаний» – В.Т.) не вяжется ни с крыльями, ни с факелом. И вообще, он такой худенький, совсем как филолог. И такое ощущение, что он соскальзывает с этой колонны – его хочется подхватить, поймать». Как бы то ни было, студентки признали в «Гении» своего брата-универсанта, которому надо протянуть руку помощи, если потребуется. И суждения об эстетических достоинствах статуи можно прекратить, сославшись на силу психологического воздействия.  

Виктория Тюленева

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков