Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 3 (3751), 28 февраля 2007 года
студенты

Сдал экзамен — спас мир!

Ольга Науменко, факультет психологии, 5 курс:
– Сессия прошла безболезненно, и при этом оказалась интересной. Это такая тенденция: от первого к последнему курсу меняется суть экзаменов. На пятом курсе уже важно не то, насколько хорошо вызубрен материал, а его понимание. В этом плане наиболее интересным оказался экзамен Наталии Владимировны Гришиной по экзистенциальной психологии. Потому что это совсем другой уровень знания – ты вступаешь с преподавателем в совместное обсуждение, ставишь проблемы, задачи, решаешь для себя вопрос, чем дальше можно заниматься в этой области, что ты лично для себя вынес из этого курса. Проверяется скорее личностное знание, нежели декларативное.

Теперь преподавателю важно, как мы относимся к предмету, что мы собираемся делать с новыми знаниями, какие усилия мы приложили, чтобы разработать собственные темы – то есть наш личный вклад в получение знаний. Здесь мало просто прочитать учебник и законспектировать его.

– Как ты думаешь, можно ли такие экзамены заменить тестовыми проверками?

– Я считаю, что нет. У нас были экзамены, которые принимались тестами. Я не могу сказать, что это были плохие экзамены, но они резко отличались от привычных: если ты успешно написал тест, то сразу же забывается его содержание. И у тебя больше впечатлений остается о форме – какие буквы надо было выбрать в тесте, чтобы ответ был правильным. И из года в год студенты, естественно, записывают эти варианты и иногда просто заучивают последовательность букв.

– Что стало самым ярким впечатлением каникул?

– Зимняя психологическая школа. Я участвовала в ней в третий раз, в качестве участника. Мы с подругой подготовили проект, он назывался «Дифокус восприятия». Это было яркое впечатление, потому что мы делали это сами. ЗПШ – это особенное событие еще и потому, что там собираются люди из разных городов и общаются в неформальной обстановке. Всегда появляются новенькие – например, студенты младших курсов – и в то же время есть старые друзья, которые приезжают из Волгограда, Красноярска, Сочи. В этом году было полезно позаниматься в новом жанре – мастер-класс. Он проводился на протяжении всей школы и занял в общей сложности 16 часов. И когда я ехала на ЗПШ, я решила, что одна из моих целей – пройти этот мастер-класс у Андрея Владимировича Морозова. Я получила сертификат, но главное, что у меня появилось реальное ощущение того, что я получила новые навыки. Кроме того, на ЗПШ приезжают мэтры. В этом году меня поразил Виктор Федорович Петренко, автор работ по психосемантике, ставших классикой. Раньше я не бывала на его занятиях. Он читал лекции и участвовал в дискуссиях. Было очень интересно – московский психолог, другие взгляды и, кроме всего прочего, выдающаяся личность.

– Как изменилась ЗПШ с тех пор, как ты побывала там впервые?

– Сложно отделить, что произошло со школой, а что – с моим восприятием школы. В прошлом году я не была там, а четыре года назад, когда я впервые поехала туда в качестве участника, я училась на втором курсе. Для меня было интересно абсолютно все, и практически все непонятно. Потом я оказалась на школе в качестве участника оргкомитета, и впечатления были совершенно другие. Больше внимания надо было уделять организационным вопросам, общению с людьми. И школа во многом прошла мимо меня, ведь это была работа. В этом году начала разбираться, что мне действительно интересно. А раньше просто разрывало на части от вопроса, куда пойти, потому что все мероприятия идут параллельно друг другу. Ну и хочется особо отметить, что сейчас неровностей и шероховатостей организации нет.

– Надо ли придавать школе статус научной конференции?

– Я думаю, что сам факт участия – особенно диплом за лучший проект – сам по себе хороший стимул. Для публикации тезисов у нас есть специальные конференции. А ЗПШ хороша тем, что это неформальное мероприятие. Если ты реально провел качественный проект, люди увидели, что ты действительно занимаешься своим делом, твоя работа отвечает критериям научности, то гораздо важнее оценка твоих коллег, твоего профессионального сообщества, которое дает обратную связь тут же, сразу.

– Было ощущение, что это последние каникулы для тебя как студентки?

– Я очень надеюсь поступить в аспирантуру, и думаю, что это продлит на какое-то время пребывание в статусе если не студента, то ученика. Но ощущение окончания было.

 

Елена Воскресенская, факультет психологии, 5 курс:
– Реально мы закончили учиться в конце ноября. В декабре мы все уже отдыхали. Так что во время сессии в январе было очень любопытно снова ощутить себя студенткой, потому что целый месяц я чувствовала себя выпускницей, то есть человеком абсолютно свободным. А тут вдруг опять студенческие обязанности! Впрочем, кафедральные экзамены, которые и остались на эту сессию, носили скорее «домашний» характер.

– То есть ощущения «прощай, университет» не было?

– Было ужасное тоскливое ощущение, что все кончается, в конце ноября. К январю оно уже было пережито. Последняя сессия была возвращением в студенческую жизнь. Два экзамена я получила автоматом. А один экзамен мы досрочно сдали еще в октябре, просто оценки нам в ведомость поставили в январе. Зато последний экзамен прошел по полной программе, и мне он очень понравился. Мне нравились и лекции, которые Наталия Владимировна Гришина читала нам по экзистенциальной психологии. Вообще это был интегрирующий курс, и мне кажется важным то, что он был в самом конце обучения. Там затрагивались очень важные проблемы. Я получила удовольствие и от подготовки к экзамену, и от того, как мы его сдавали.

– Считается, что экзистенциальная психология как научная область еще не до конца сформировалась, по крайней мере, в России…

– Тот взгляд на предмет, который я получила на лекциях, оказался достаточно целостным. Наталия Владимировна сама работает в этом русле и материал давала очень хорошо структурированный. Хотя я понимаю, что школ и направлений внутри экзистенциальной психологии много, а единого лидера нет.

На лекциях мы многое узнали о вопросах, которые возникают у каждого. Предмет экзистенциальной психологии – это, грубо говоря, те жизненные проблемы, которые проявляются у человека при его взаимодействии с различными сторонами бытия. Это проблема смерти, одиночества, ответственности, воли.

– Что тебе запомнилось на последних каникулах?

– Каникулы – это то, что после сессии. Но в этот раз этот период не воспринимался как каникулы, потому что я нахожусь в непрерывном пути к дипломной защите. И чувства, что вот сейчас можно расслабиться и отдохнуть, нет. Отдельного яркого впечатления тоже не было. Вот когда оказалось, что срочно надо писать тезисы для конференции, а материал еще не собран – это было сильное впечатление! А так были и прогулки за городом, и походы в кино, но это достаточно часто случается в моей жизни. Вот еще госэкзамен сдам и совсем перестану воспринимать себя как студентку…

 

Мария Шилова, математико-механический факультет, 3 курс:
— Все четыре экзамена в эту сессию я сдала на «отлично». Как и все предыдущие сессии — можно сказать, круглая отличница. Но до сдачи экзаменов пришлось поволноваться и потрудиться. К примеру, для того чтобы допустили к экзамену по информационным системам, вначале, в зачетную неделю, нужно было сделать сложный проект по программированию. То есть написать определенную компьютерную программу на конкретном языке (я, например, писала на языке JavaBuilder). Этот проект отнял довольно много времени и сил… А другой экзамен был сложный из-за преподавателя. Нам было просто непонятно, чего же он хочет от нас…

Но вот сессия позади — и можно отдохнуть! Наконец-то!.. Мы с подругой провели каникулы в Петербурге. С Аней Кучерявой мы учимся вместе, в одной группе, и сессию она сдала хорошо: две «пятерки», две «четверки». Мы девушки развитые, любим разнообразие, поэтому успели и в Филармонию на концерт сходить, и классический балет в Мариинском посмотрели, и на спектаклях в нескольких театрах были, и на коньках покатались, и кучу ночных клубов посетили.

У нас много знакомых, и в клубах мы встречаемся с друзьями, слушаем музыку, танцуем. Веселимся, одним словом. И у Ани, и у меня есть машины, так что за ночь успеваем посетить несколько мероприятий в двух-трех клубах. Ну, скажем, Led Limon на канале Грибоедова, Red Club на Полтавской или Dream Club на Караванной. В одном клубе сидеть скучно, два часа максимум можно выдержать, а потом уже неинтересно, надо менять обстановку… В клубах от 0 до 6 часов утра выступают известные диск-жокеи, программу заранее можно узнать на интернет-сайтах — так что есть из чего выбрать. Очень хорошие мероприятия бывают, например, в Манеже кадетского корпуса около университета, но в эти каникулы там ничего не было.

Вообще-то входной билет в ночной клуб — от 300 до 500 рублей. Для сравнения: стипендия у нас — 600 рублей в месяц, хватит, пожалуй, всего на одно посещение... Но у нас везде знакомые среди организаторов вечеров, поэтому всегда есть возможность пройти без билета…

Постоянной работы у меня нет пока. Но есть довольно регулярная — снимаюсь в массовке на «Ленфильме». Принимала участие в съемках известных фильмов: «Пушкин. Последняя дуэль» (в сцене на Мойке, 12, где народ прощается с поэтом), «Война и мир» (итальянцы снимают, а еще там участвуют немцы, румыны, и русские, конечно), «Анна Каренина» (танцевала на балу), во многих менее известных исторических фильмах.

Конечно, к моей будущей специальности «Программист в сфере международных отношений» эти увлечения имеют мало отношения. Но будем считать, что, во-первых, отдых — это вам не учеба, а во-вторых, умение общаться в любой профессии не помешает…

 

Ольга Воробьева, филологический факультет, 1 курс:
– Страшнее экзаменов в сессию для меня были зачеты. Их было три: по латыни, по древнегреческому и по истории России. Преподаватели гоняли нас по всему материалу, и ты должен ответить абсолютно все, что спросят. Двум девочкам с нашего курса именно зачеты, а не экзамены поломали сессию и… лишили зимних каникул!

А сессия — это здорово, сессия — это даже приятно. Времени — вагон, можно и отдохнуть, и все повторить, чтобы подготовиться. А может, мне просто везло на экзаменах? Во время сдачи первого экзамена, по языкознанию, преподаватель разрешил пользоваться любой литературой. Он считает, и это правильно, что тому, кто не знает вопроса, никакая книга не поможет. Так и вышло: одна девочка не понимала, о чем речь, и литература ее не спасла…

А на экзамене по старославянскому мне попался очень удачный вопрос — не разбор какого-то конкретного звукосочетания или анализ склонения, а более общий: появление старославянской азбуки и распространение ее среди славян. Поэтому мы поговорили с преподавателем очень подробно. Я неплохо помнила, какой митрополит когда и какую реформу проводил — это, кстати, я повторила еще в декабре, перед зачетом.

Я хочу преподавать старославянский язык. Многие заранее его боятся, а зря. Старославянский — это тот же русский, только немного другой…

А в каникулы я решила капитально разгрузить голову от всех языков, от филологии — и уехала к бабушке в Саранск. Удалось неплохо отдохнуть… Но начался новый семестр, и вновь языки атакуют. Во втором семестре у нас начинается второй иностранный язык. Я выбрала испанский — давно интересовалась историей индейцев Южной Америки. А чтобы составить адекватное представление об инках и майя, нужно знать испанский…

 

Дарья Мищенко, флологический факультет, 1 курс:
— Экзаменов у нас было всего два (старославянский и теория языкознания), и почти все наши сдали их на «пятерки». Вот в летнюю сессию будет целых шесть экзаменов, тогда, видимо, будет жарко!

А в футбол я играю давно, класса с шестого, с мальчишками мяч гоняли. Год назад стала заниматься профессионально, с тренером. И когда поступила на филфак, то в качестве уроков физкультуры выбрала, естественно, футбол. Занимаюсь в женской команде университета. Капитаном у нас Ольга Сачкова, она учится на юридическом факультете, на третьем курсе.

На нашем филологическом факультете очень мало девушек интересуются футболом. Осенью я агитировала их записываться в нашу команду, но отклик нашла всего у одной-единственной. И то она не смогла, потому что занята танцами. Так что в женской команде университета, кроме меня, филологов нет, там в основном с медицинского факультета и с биолого-почвенного. Команда большая, почти два состава, около 20 человек. Этим летом девушки ездили играть в футбол даже в Данию. А тренируемся мы на футбольном поле Академической гимназии, на Васильевском.

Многие мужчины считают, что девушки сильно озабочены своим внешним видом, думают о том, как они выглядят. Но если взглянуть на коллег-футболисток, то этого, вроде, не скажешь. Женщины довольно жестко играют в футбол — и в азарте игры не задумываются о том, как они будут выглядеть после. Поэтому ссадины и синяки для футболисток — дело обычное. Бывали и у меня, почти после каждой игры. Но серьезных травм (тьфу-тьфу-тьфу!) не случалось…

На этих каникулах в лагере «Университетский» был спортивный выезд. Там собрались футболисты, регбисты, боксеры, ориентировщики, лыжники. Было здорово! И поиграли, и отдохнули — так что про учебу или про науку даже не вспоминали…

Когда знакомые видят меня с шарфом «Зенита», то, бывает, с ужасом (или с интересом) спрашивают: «Ты что, фанатка?!» Нет, я не фанатка, а просто тихий болельщик… Фанаты — это же как профессия для тех, кто фанатеет всерьез. Например, для ребят из такой организации, как «Невский фронт». Они регулярно собираются, чтобы репетировать поддержку, чтобы выкрикивать лозунги своей команды ритмично и всем вместе… А для меня футбол — это просто любовь на всю жизнь.

 

Ольга Беличенко, филологический факультет, 3 курс и Владимир Федоров, физический факультет, 2 курс :
О.Б.: На каникулах самое главное было отоспаться после напряженной сессии. Два экзамена казались несдаваемыми, но как-то все обошлось. Древнегреческий так вообще прошел неожиданно легко. А история зарубежной литературы – тут надо было столько всего перечитать, что я с объемами не справилась и в результате при ответе не блистала. Ну и ладно, зато выспаться потом удалось. То есть каникулы прошли не зря, хотя и скучновато. Но сказать, что дома все время сидела, тоже не могу.

Мы с Володей были на выставке Марата Гельмана в Мраморном дворце. Признаться, это творчество производит странное впечатление. Какой-то кухонный супрематизм. А еще там была экспозиция «Окончательная настройка»: два телевизора, по которым, чтобы их настроить, надо стучать кулаком. Мы было попробовали – но тут на нас бабульки-хранительницы стали косо поглядывать, и мы сочли за лучшее оставить телевизоры в покое. Впрочем, по лицам бабулек было трудно понять, чем они на самом деле недовольны: то ли нами, то ли экспонатами... Часть которых, кстати, подарена Русскому музею.

А еще мы были в театре кукол. Звучит несерьезно, но спектакль был для взрослых – «Вий». На сцене играл один актер (Хома Брут), а остальные персонажи – куклы человеческих размеров. При этом необычность происходящего подчеркивали наклонный пол и смещенная перспектива. Психологическое воздействие было сильным, в одном месте я действительно испугалась.

В.Ф.: Сессия прошла легко, на все четверки отстрелялся. Провел каникулы дома, в Пушкине. В Питер несколько раз ездил: был с Олей в театре и на выставке, встречался с друзьями, с которыми у нас что-то вроде музыкальной группы. Во время учебы, понятное дело, не до репетиций, хорошо если раз в месяц соберемся. А на каникулах получилось вчетвером поиграть. Кроме того, выяснилось, что у Оли есть знакомая, которая учится на звукорежиссера. После встречи с ней мы поняли, что нам нужен пятый человек – басист, – так что ожидаем скорого пополнения в команде.

 

Ольга Игловикова, биолого-почвенный факультет, 5 курс, вечернее отделение:
– Каникулы получились слишком короткие, да еще экзамены были назначены на последние дни сессии. Всего пришлось сдавать пять экзаменов, и хотя три из них кафедральные и в успешной сдаче никто не сомневался, чтобы не огорчить своих преподавателей, готовиться надо было всерьез.

11 февраля в Парголово прошла «Лыжня России»: там собирались люди разного возраста и по своему усмотрению преодолевали на лыжах пяти- или десятикилометровую дистанцию. Мы, как новички, выбрали лыжню покороче. Считаю своим успехом то, что дошла до финиша и ни разу не упала. На беговых лыжах я чувствую себя не очень уверенно, а горными занимаюсь с детского сада, с тех пор, как мой отец подъемник строил.

В январе я сдала общий курс игры на фортепиано в музыкальной школе для взрослых, где учусь второй год по классу аккордеона. Скоро будет технический зачет по аккордеону. Вообще музыку очень люблю. Играю в университетском оркестре русских народных инструментов на аккордеоне и понемногу осваиваю балалайку, хотя пока мне с другими балалаешниками соревноваться тяжело – все-таки ребята уже музыкальные школы позаканчивали. Кроме того, учусь играть на блок-флейте в университетской студии старинной музыки. Хорошо, что университет дает возможность попробовать свои силы во многих направлениях.

С большим удовольствием занимаюсь в университетской театральной студии. На каникулах мы выступали перед детишками четырех-восьми лет с постановкой сказок. И «своих» ребятишек на каникулах развлекала: сидела с племянниками, каталась с ними на коньках в ЦПКО.

 

Татьяна Васюкова, исторический факультет, 4 курс, вечернее отделение:

– Казалось бы, на четвертом курсе студентов уже не так гоняют, как вчерашних школьников, но эта сессия оказалась самой сложной. Во время экзаменов сделала для себя неприятное открытие: совсем забыла древние языки! Еще на третьем курсе мы читали древних авторов без большого труда. А стоило полгода пожить без латыни и греческого, как вся премудрость из головы выветрилась...

После экзаменов отдыхала. Только недавно узнала, что у нас в городе есть реконструкторские клубы, посетила одну из тренировок. Понравилось! Думаю продолжить. Через неделю пройдет соревнование, и я пойду поддержать своих «викингов». А летом хотелось бы съездить с ними в Германию на крупный фестиваль уже в качестве участницы сражений.

 

Андрей, магистрант филологического факультета:
– На каникулах почти ничего не делал и две трети времени просто отдыхал. Отдельно от родителей живу с семнадцати лет. Хотелось туда съездить, там побывать, спортом заняться, в кино сходить... Ничего не получилось. В качестве утешительного приза наладился режим: само собой получалось так, что я вставал часов в восемь утра. Ну, и еще на каникулах находилось время приготовить себе какой-нибудь деликатес. Кулинарное искусство – это мое хобби.

Под конец каникул повезло в профессиональном плане. Знакомая предложила попереводить на конференции доклады военных медиков из Индонезии с английского на русский и доклады наших докторов – на английский. Вообще-то с переводом я имею дело давно, это мое основное занятие, и за несколько лет практики приходилось бывать в разных ситуациях. Но тут было что-то особенное. Начать с того, что обычно в подобных случаях переводчику заранее дают ознакомиться с текстами, которые придется переводить. А здесь форс-мажорная ситуация: вечером предложили работу – утром я уже стоял рядом с ученым за кафедрой и переводил.

Причем дефицит времени – это еще полбеды. Главная закавыка в том, что конференция была посвящена очень специальной теме. Я и на русском-то с медицинской лексикой не то чтобы сильно дружу, а тут совсем экзотические слова и выражения друг на друга громоздятся. В результате, хотя и старался переспрашивать докладчика в непонятных местах, переводил очень неровно. Где-то могу себя похвалить за находчивость, а что-то и вспоминать не хочется. Но в любом случае эта конференция мне много дала, есть ощущение профессионального роста.

 

Ксения Зуева, 3 курс, биолого-почвенный факультет:
— Вообще-то я учусь хорошо. Но сдать сессию на одни пятерки было почти нереально, потому что надо было сдавать экономику: дисциплину для меня не очень насущную, да к тому же строгому преподавателю. Однако обошлось без троек.

Каникулы прошли в заботах о приехавшей в гости бабушке из Сестрорецка (в ее доме меняли трубы). На самом деле это не так печально, как решили бы многие. В основном я играла дома в компьютерные игры и воспитывала недавно родившихся у нашей кошки котят. А еще мы с сестрой посетили аквапарк.

Галина Железнякова, Константин Андреев, Екатерина Акулова и Дарья Багрова, 3 курс, биолого-почвенный факультет:
— Сессия никому не портит настроение. Кроме родителей. А каникулы мы провели на базе отдыха «Университетская». Лыжи, природа, ну и вообще… Осталось время даже, чтобы съездить домой навестить родителей.

 

Николай Андреев, 3 курс, математико-механический факультет:
— Сессию я еще продолжаю сдавать. Как-то так с зачетами не сложилось... Соответственно, каникулы провел, готовясь к экзаменам. Я ведь еще и работаю системным администратором, временами приходилось появляться там, чтобы не забывали, как я выгляжу. В основном техника работает сама, главное настроить ее на «ударный труд». Только вот если начинаю с ней разбираться, незаметно увлекаюсь, и сижу возле компьютеров, пока служба охраны не выгонит.

 

Лидия Зимарева, 3 курс, биолого-почвенный факультет:
— Сессия была преодолена «с боем» – две тройки, что для нашего факультета не очень хороший показатель. Однако это не помешало в каникулы принимать у себя в Колпино подруг по университету, кататься на коньках, и вообще заниматься тем же, что и подруги по учебе. Только профессиональные интересы нас разлучали: если у Ксюши размножались мышки, то я должна была навещать своих подопечных рыбок. Но это мне не в тягость. И вообще, другим еще труднее: например, кораллы Миши Гузеева хоть есть и не просят, зато требуют и строгого температурного режима, и определенной морской воды, и еще соблюдения кучи условий.  

Подготовили Евгений Голубев, Венера Галеева, Петр Нешитов, Ольга Егорова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков