Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 3 (3751), 28 февраля 2007 года
образование

«Болонский процесс»
и здоровье студентов

Весь мир полон всевозможными международными конфликтами, которые несут нам огромные экономические, моральные и нравственные потери, и что самое главное, они уничтожают жизнь ни в чем не повинных людей. Сегодня необходимо понять, что весь мир – это одна большая семья, мы вынуждены не только жить в мире и согласии, но и поддерживать дружеские взаимовыгодные отношения. Чтобы воплощать эту идею в жизнь, необходимо стремиться к интеграции во все мировые структуры, в том числе и в образовании.

В этом смысле Болонский процесс имеет огромное политическое значение, кроме того, он несет большие выгоды: дружеские связи, обмен опытом, способность конкурировать в подготовке высококлассных специалистов, чтобы наши выпускники высоко ценились во всех странах мира. Естественно, изучая формы и методы работы лучших вузов, входящих в европейский Болонский процесс, наши специалисты стремятся деятельность университета привести в соответствие с общепринятыми нормами, практика которых подтвердила их дееспособность.

Все трудность интеграции по предмету физическая культура и спорт заключается в том, что наша страна многие годы шла по пути коммунистического воспитания молодежи, это повлияло на формирование физической культуры личности и в корне отличалось от той системы, которая была принята за основу в крупных капиталистических странах.

Ведущие вузы мира предмет физическая культура и спорт не включают в расписание часов, а студенты посещают спортивные базы добровольно, как правило, на платной основе. У многих вузов даже нет кафедры физической культуры и спорта, у них работает спортивный клуб, который имеет хорошо оснащенную современную базу, в наличии высококлассный спортивный инвентарь. Такие условия притягивают всех желающих студентов, они спешат записаться в спортивные секции. Занятия спортом являются престижным делом. Спортсмены имеют большие привилегии и уважение: они получают высокие стипендии, индивидуальный график обучения. Материальные условия таковы, что спортсмены, как правило, учатся в университете около 8 лет и более, не торопятся покинуть стены вуза.

На развитие спорта в вузе тратятся большие деньги, что дает возможность готовить крепких здоровых специалистов и спортсменов высокого класса. Одна из сильнейших спортивных держав мира, США, свою сборную команду пополняет в большей мере за счет студентов. Многие наши руководители высказывают желание идти этим путем, подражая «западу», а почему бы и нет, если есть положительный опыт. Руководители избавятся от тяжелой организационной работы по созданию расписания по предмету физическая культура и спорт, освободятся часы, необходимые для совершенствования образования по другим дисциплинам, проблема здоровья перейдет на хрупкие плечи самих студентов.

Давайте подумаем о том, будет ли работать у нас эта методика?

Во-первых, у нас нет такой спортивной базы, которая могла бы принять всех в вечернее время, кроме того, эти базы не удовлетворяют даже самым невзыскательным требованиям. К нам не только за деньги, но и бесплатно не придут студенты.

Во-вторых, у нас нет такого финансирования, студенты-спортсмены не получают необходимую материальную поддержку, нет эффективных побуждающих стимулов для занятия спортом.

В-третьих, еще на ранней стадии обучения, в школе, в младших классах у школьников не воспитывается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Мы уже привыкли к тому, что в высших учебных заведениях основное внимание уделяется повышению качества подготовки выпускников, их образованию. Нельзя забывать, что учебные заведения, кроме образования, должны решать задачи по воспитанию и укреплению здоровья. Безусловно, важно выпускать специалиста с высоким качеством образования, но еще важнее добиться, чтобы это образование направлялось в нужное русло и эффективно использовалось, а это зависит от воспитания и оздоровления. Если мы хотим, чтобы наши выпускники эффективно трудились на благо своей Родины, необходимо усилить работу по воспитанию и укреплению здоровья студентов.

Решая проблему здоровья, мы одновременно решаем и другие важные задачи: повышаем работоспособность, вырабатываем противоядие всем вредным привычкам, создаем иммунитет ко всем болезням, решаем демографическую проблему, проблему защиты Родины и другие. Неразумно экономить на укреплении здоровья, затраты на оздоровление в дальнейшем окупятся и дадут большую прибыль. Университет обязан увеличивать и совершенствовать свою спортивную базу, вводить материальные и моральные стимулы для студентов-спортсменов, пропагандировать здоровый образ жизни. Наши студенты должны бегать не по поликлиникам и больницам, а по стадионам и паркам. Проблему здоровья можно решить, только объединив все усилия: ректората, деканатов, профкома, кафедры физической культуры и спорта и самих студентов. Необходимо учиться зарабатывать себе здоровье; другого пути и не будет.

Давайте вспомним еще раз Сократа: «Здоровье – еще не все, но все остальное без здоровья – ничто».  

Е.Г.Альбинский,
профессор кафедры физической культуры и спорта

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков